Курсовая работа: Бюджетная политика
Курсовая работа: Бюджетная политика
Содержание
Введение
1
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1
Экономическая сущность бюджета его функции, бюджетное устройство
1.2
Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического
развития общества
2
Анализ параметров социально-экономического развития Российской Федерации на
современном этапе
2.1
Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг., характеристика
его социальной направленности
2.2
Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально- экономическое
развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах
3
Проблемы сбалансированности бюджета Российской Федерации и пути по их
преодолению на современном этапе
3.1
Состояние федерального бюджета России
3.2
Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления
сбалансированности бюджета
Заключение
Библиографический
список
Приложения
Введение
В формировании и развитии
экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль
играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью
экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих
государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является
финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С
момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы
приобретают всеобщий характер.
Бюджетная система Российской
Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ – главное звено
бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом
государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона.
Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны,
отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет
государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования
и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Через государственный бюджет
мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и
используются для целей государственного регулирования социально-экономического
развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.
Варьируя основные показатели
государственного бюджета в условиях экономического и финансового кризиса,
Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации должны определенным
образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные
социальные проблемы. Так приоритетами программы антикризисных мер Правительства
РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств
государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического
потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение
административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной
финансовой системы.
Все вышесказанное свидетельствует о
том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в
настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей курсовой работы
является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в
частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли
и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявления
наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение
возможных путей их решения.
Основными задачами настоящей курсовой
работы являются раскрытие содержания государственного бюджета как экономической
категории, его функций, рассмотрение источников формирования и направлений
расходования средств государственного бюджета; определение роли
государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития
общества в условиях кризиса.
Объектом исследования является бюджет
Российской Федерации.
Предметом исследования в данной
курсовой работе является бюджетное регулирование в РФ, его формы и методы.
Методологической базой исследования
выступил диалектный метод исследования, метод единства исторического и
логического, широко применялся статистический метод исследования реальности.
Учеными опубликовано большое
количество монографических исследований, учебных пособий, научных статей в
которых рассматриваются различные аспекты теории и практики государственного
бюджета. Чтобы расширить теоретический и практический контекст обсуждаемых
проблем, требуется дальнейшее исследование и фактический анализ роли
государственного бюджета в развитии экономики и социальной сферы в современных
условиях. Теоретической базой при написании курсовой работы являются труды
Кучепатовой Л. Г., Шабровой А.И., Владимировой М.П., Ходова Л. Г. Ковалева В.В.
и других.
При написании настоящей курсовой
работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный
кодекс РФ, Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной
политике в 2010–2012 годах, статистические данные, отражающие динамику
формирования и исполнения государственного бюджета, материалы сайта
Министерства Финансов.
В первой части настоящей курсовой
работы излагаются научные представления о бюджете, его социально-экономическая
сущность и роль, обозначены основные функции государственного бюджета,
бюджетное устройство.
Во второй главе курсовой работы
анализируется состояния Федерального бюджета, который направлен на повышение
уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами,
обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.
Третья часть настоящей курсовой
работы посвящена бюджетной политике как инструменту стимулирования
экономического роста и развития социальной сферы в условиях кризиса. В этой
главе рассмотрены основные проблемы государственного бюджета и пути их решения
с помощью бюджетной политики правительства РФ.
Практическая значимость работы
заключается в том, чтобы на основе анализа бюджета Российской Федерации, исследования
основных проблем сбалансированности бюджета выявить основные цели
совершенствования бюджетной политики РФ для восстановления сбалансированности
бюджета.
1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая сущность бюджета его функции, бюджетное
устройство
Целенаправленное
социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием
различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда
денежных средств. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы
страны.
В Бюджетном кодексе Российской
Федерации дается определение бюджета как формы образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления [3, ст. 6]. Однако это определение
бюджета не дает полной его характеристики. В соответствии с рисунком 1 видно,
что существуют следующие понятия бюджета.
Рисунок 1 – Основные понятия бюджета
В материальном понимании
государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах
государственного или административно-территориального образования денежный
фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной
власти и местного самоуправления. [24, 582]
Сущность государственного бюджета
постоянна, она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией
денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности
бюджета как экономической категории.
Как экономическая категория бюджет
представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе
образования, планового распределения и использования государственного
централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между
государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при
образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также
при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические
отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть
накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета
направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства,
социально-культурных мероприятий. [20, 185]
В смысле правового акта
государственному бюджету дается следующее определение. Государственный бюджет –
это основной финансовый план образования, распределения и использования
централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим
законодательным (представительным) органом государственной власти,
государственный бюджет закрепляет юридические права и обязанности участников
бюджетных отношений. [24, 586]
Сердцевиной финансового планирования
является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с
планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план
призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых
пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса
страны придает государственному бюджету новый статус главного стержневого
баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда
государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
Государственный бюджет служит
основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового
общественного дохода.
Будучи финансовым планом,
государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
а)
составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый
характер. Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов
установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет
наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером
расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам)
позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в
плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.
б)
формирование и использование государственного бюджета базируется на
сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие
местного самоуправления экономическая основа реализации принципа развития
демократического общества.
в)
с помощью государственного бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской
Федерации и иными сферами.
г)
отличительной чертой государственного бюджета является его
народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями
народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета
доходами, так и по линии их финансирования. Выполнение этих функций бюджетом
сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста
накоплений.
Государственный бюджет как экономическая
категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной
стороны, предприятиями, организациями и населением с другой, по поводу
распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и
национального дохода и формирования централизованного общегосударственного
фонда денежных средств. [20, 184]
Формирование государственного бюджета
происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в
ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального
дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме
налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли
предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Сущность бюджета, как и любой другой
экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету,
как и всей системе финансов, присущи две функции распределительная
(перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функции
бюджета происходит распределение средств на производственную и
непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение
финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения,
происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование
с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и территориальное
распределение национального дохода осуществляется в соответствии с
потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.
Непроизводственная сфера не участвует
в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из
бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату,
техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы.
Через расходы и налоги
государственный бюджет выступает важным институтом регулирования и
стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.
Для регулирования экономики
используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет важное
значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной
политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев
населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также
поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной
проблемы.
Контрольная функция государственного
бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования
отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений
значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования
усиливается.
Контрольная функция бюджета позволяет
через формирование и использование фонда денежных средств государства
«сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы от
разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение
бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных
поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует три основные
цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;
соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение
эффективности расходования бюджетных средств.
Контрольная функция бюджета
выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет
показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в
бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах
производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление
диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным
использованием финансовых ресурсов.
Функции государственного бюджета
проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования
бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики
и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических
и социальных задач.
Таким образом, основными функциями
государственного бюджета, как основного финансового плана государства,
являются:
а)
перераспределение национального дохода и валового внутреннего
продукта (далее по тексту- ВВП), которое влияет на государственное
регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной
политики;
б)
контроль над образованием и использованием фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяются около 50% ВВП. Бюджет широко
используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых
ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных
сил, подъема экономики и культуры регионов РФ.
Реализация бюджетных отношений
осуществляется посредством функционирования бюджетной системы, которая
представляет собой совокупность бюджетов всех уровней, а также внебюджетных
фондов, основанную на реально существующих экономических отношениях,
определяемую формой государственного устройства и реализуемую правовыми нормами.
[15, 60-63]
Организация бюджетной системы и
принципы ее построения определяются бюджетным устройством, которое
обуславливает взаимоотношения между звеньями бюджетной системы, процедурные
вопросы формирования, распределения и использования бюджетных средств.
В Российской Федерации бюджетная
система состоит из трех уровней:
а) федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
б) бюджетов субъектов РФ
(региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных
фондов;
в) местных бюджетов.
Объединенные бюджетные показатели
всех звеньев бюджетной системы находят свое отражение в консолидированном
бюджете Российской Федерации, который представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Консолидированный бюджет
РФ
Таким образом, можно сказать, что
бюджет – это ведущее звено финансовой системы, с помощью которого решаются
такие задачи, как регулирование и стимулирование экономики, реализация
государственных функций, в том числе решение проблем социальной сферы. Функции
государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов
на основе использования бюджетного механизма, который является воплощением
бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на
решение экономических и социальных задач.
1.2 Роль государственного бюджета как
финансовой базы социально-экономического развития общества
Государственный бюджет является
важным инструментом претворения в жизнь экономической и социальной политики
государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения
основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в
общенациональном масштабе.
Сконцентрированные в государственном
бюджете денежные средства предназначаются для осуществления
социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности
государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные
программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.
Структура расходов федерального
бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее
воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную
структуру экономики. В то же время она меняется. Так важнейшая задача, которую
решает закон о бюджете на 2010-й и два последующих года, - это исполнение всех
социальных обязательств государства вне зависимости от цен на нефть. Социальные
расходы не урезаны, а по многим позициям выросли. Для этого пришлось пойти на
достаточно большой дефицит бюджета. Он составит 2,9 триллиона рублей, и для его
покрытия надо будет брать средства из двух «нефтегазовых копилок» - Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния [26].
Следует иметь в виду, что крупная
часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.
Итак, роль государственного бюджета в
социально-экономическом развитии общества заключается в следующем.
Во-первых, государственный бюджет
является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью
государственного бюджета государство осуществляет перераспределение
национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства,
влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ
государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов
бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство
применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику предоставляет
организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет
бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс,
добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|