Для оценки эффективности деятельности
Западноуральского банка Сбербанка России рассчитываются следующие коэффициенты
рентабельности: рентабельность собственного капитала, рентабельность уставного
капитала и рентабельность активов (см. таблицу 4).
Таблица 4 Расчет коэффициентов
рентабельности, тыс. руб.
Показатель
Формула
2007 год
2008 год
2009 год
Изменение за три года, %
Рентабельность собственного капитала
Прибыль / собств. средствам
11,73
32,02
21,52
180,73
Рентабельность уставного капитала
Прибыль / уставной капитал
24,42
80,76
96,03
393,24
Рентабельность активов
Прибыль / валюта баланса
1,26
3,25
1,59
126, 19
Рентабельность дохода
Прибыль/
доходы
0,11
0,39
0,22
200,00
Рентабельность общего капитала
Прибыль /Валюта баланса
0,01
0,03
0,02
200,00
Рентабельность дохода показывает
количество денежных единиц прибыли, приходящихся на одну денежную единицу
дохода. Наблюдается спад в 2009 году, что свидетельствует об оптимизации
структуры ресурсной базы, т.е. о ее уменьшении. Насколько это возможно,
дорогостоящих активов.
Рентабельность общего капитала
характеризует деятельность банка с точки зрения эффективности управления по
размещению активов, т.е. их возможность приносить доход. Увеличение значения
свидетельствует об уменьшении доли иммобилизованных активов, сбалансированности
активно-пассивного портфеля банка, достаточном уровне управления активными
операциями, уменьшения уровня процентного риска.
В целом, проанализировав деятельность
Западноуральского банка Сбербанка России за три года, можно сделать выводы, что
банк имеет устойчивую тенденцию к росту. Начиная с 2007 года, наблюдается рост
всех показателей, это говорит о том, что банк устойчиво ведет кредитную и
финансовую политику, за счет удобных условий выдачи кредитов, и системы
клиентоориентированной политики. Валюта баланса по итогам 2009 года увеличилась
с 13 071 млн. рублей в 2006 до 66 569 млн. руб., или на 509 процентов. Анализ
доходов и расходов показал, что не смотря на рост расходов, рост доходов его
превышает и соответственно наблюдается рост прибыли. Анализ ликвидности
показал, что Западноуральского банка Сбербанка России на протяжении всей своей
деятельности является платежеспособной организацией, выполняющей свои
обязательства своевременно и в полном объеме. Это подтверждается выполнением
обязательных нормативов ликвидности на все отчетные даты.
Рост произошел за счет абсолютного
увеличения привлеченных ресурсов на 49 974 млн. руб. или 528,41 процентов и
роста величины собственного капитала на 3 884 млн. руб. или 350,64 процентов.
При этом темп роста привлеченных ресурсов выше темпа роста собственного
капитала, в результате чего прослеживается тенденция к увеличению доли
привлеченных ресурсов на 3,35 процента в общей сумме обязательств. А доля
собственных средств соответственно имеет тенденцию к снижению.
В составе ресурсов кредитной
организации преобладают привлеченные средства, удельный вес которых в общем
объеме в 2006 году составлял 89,24 процентов, тогда как в 2007 году -89,86
процентов и 2008 году - 92,59 процентов.
Одним из важных компонентов системы
оценки финансового состояния банка является оценка достаточности его капитала
для покрытия кредитных и других рыночных рисков. При минимально допустимом
значении в 10 процентов у банка фактическое значение этого показателя составило
по состоянию на 1 января 2007 года - 31,29 процентов, на 1 января 2008 года -
30,10 процентов и на 1 января 2009 года - 24,72 процентов. Уменьшение процентов
произошло за счет увеличения выдачи кредитов. Таким образом, банк имеет
достаточную величину собственных средств, что свидетельствует о надежности
кредитной организации.
2.2
Анализ ипотечного
кредитования
Кредитная политика банка заключается
в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской
деятельности в процессе инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного
процесса, повышении его эффективности и минимизации кредитных рисков.
В настоящее время банк имеет личную
программу ипотечного жилищного кредитования, которая позволяет проводить
операции с недвижимостью не только на рынке вторичного жилья, как предусмотрено
по Федеральной программе, а приобретать клиентам строящееся жилье. [приложение
4]
Основные условия Федеральной
программы ипотечного кредитования:
Максимальный срок кредита до 30 лет,
ограничение - пенсионный возраст заёмщика и созаёмщиков;
Первоначальный взнос - не менее 10
процентов от стоимости квартиры;
Сумма кредита может составлять не
более 90 процентов от стоимости жилого помещения;
Динамика кредитных вложений банка за
2009-2010 г. г. приведена в таблице 5
Таблица 5 Динамика и структура
кредитных вложений, в тыс. руб.
Показатель
2009
2010
Прирост 2010-2009
Кредитные вложения
20375335
47231840
+26856505
В том числе, физическим лицам
2852547
4243626
+1391079
юридическим лицам
17522788
42988214
+25465426
По данным таблицы 5 видно, что
наибольший удельный вес в общей сумме выданных кредитов принадлежит
кредитованию юридических лиц. Объем кредитов предоставленных юридическим лицам
в течение 2010 года возрос на 25465426 тыс. руб. или 145,3 процента и составил
42988214 тыс. руб.
В структуре кредитов, выданных
физическим лицам, значительную долю от 45 до 47 процентов составляет ипотечное
кредитование населения, темпы его роста самые высокие. В 2010 году они выросли
на 55,3 процента по сравнению с 2009 годом. Это объясняется относительно
льготными условиями ипотечного кредитования по сравнению с кредитами на
приобретение и строительство объектов недвижимости, которые выдаются исходя из
условия 15 процентов годовых со сроком погашения до 15 лет.
В отчетном
году Сбербанк следовал приоритетам кредитной политики, определенным в 2008
году, когда под влиянием финансового кризиса был сформулирован более
консервативный подход к оценке рисков, финансового состояния и перспектив
заемщиков. Кроме того, финансовая неопределенность и рост безработицы сузили
спрос на кредиты со стороны населения, особенно в I полугодии 2009 года. Объем
выдачи кредитов сократился при одновременном росте
объема досрочных погашений действующих кредитов. В результате, портфель
розничных кредитов банка сократился за I полугодие на 6,6%.
Во второй
половине года, в связи с наметившимися тенденциями по стабилизации
экономической ситуации, банк начал планомерно отменять установленные в 2008
году «кризисные ограничения». Так, было возобновлено кредитование в долларах
США и евро, увеличены максимальные размеры кредитов и сроки кредитования. Спрос
на кредиты стал постепенно восстанавливаться, и темпы сокращения розничного
портфеля замедлились –по итогам II полугодия портфель сократился на 0,3%. Всего
за год розничный портфель банка сократился на 6,9% до 1 170 млрд. руб.
[приложение 5]
В рамках
оптимизации процесса кредитования банк внедрил новую технологию «Кредитная
фабрика». Комплексный, автоматизированный и строго формализованный подход к
принятию кредитных решений повысил показатели эффективности. Сроки принятия
решений по заявкам клиентов сокращены до 2-х дней, затраты на анализ сделок и
осуществление документооборота снижены. При этом качество портфеля,
сформированного в результате применения новой технологии, осталось на высоком
уровне. В течение 2009 года на новую технологию в части самых востребованных
продуктов – потребительских и автокредитов – переведены отделения Московского и
Северо-Западного банков, а также ряд отделений других территориальных банков. В
2010 году завершилось тиражирование «Кредитной фабрики» на всю региональную
сеть банка, а также подключили к проекту выпуск кредитных карт и карт с
разрешенным овердрафтом. К концу 2010 года планируется сформировать концепцию
перевода на новую платформу ипотечных продуктов.
В 2009
году банк разработал и внедрил новые кредитные продукты: кредит
«Ипотечный стандарт»; кредит на цели погашения (рефинансирования) жилищных
кредитов, выданных иными кредитными организациями; кредит на приобретение
объектов недвижимости с использованием индивидуальных сейфов.
Структура
кредитного портфеля частных клиентов банка в разрезе кредитных продуктов: 01.01.2010 01.01.2009
«На неотложные нужды» 40,1% 46,5%
«Автокредит» 8,6% 8,3%
Жилищные кредиты 43,9% 40,1%
Прочие 7,4% 5,1%
Всего 100,0% 100,0%
Банком велась активная работа по реструктуризации и
рефинансированию кредитов заемщикам, испытывающим финансовые затруднения.
Совместно с Агентством по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов
реализовывались программы по предоставлению «стабилизационных» кредитов. В
рамках собственных программ банка для
сокращения
долговой нагрузки заемщикам предоставлялась отсрочка в погашении основного
долга и возможность увеличения срока кредита. Также действовала программа,
позволяющая конвертировать остаток срочной ссудной задолженности из иностранной
валюты в рубли.
В сентябре
2009 года Сбербанк запустил проект «Кредитное страхование», в рамках
которого была отработана технология добровольного страхования жизни и здоровья
заемщиков и страхования залогового имущества. При этом оформление в банке
страхового полиса по имуществу, являющемуся предметом залога, либо подключение
к программе страхования жизни и здоровья является
добровольным. Кроме того банк не ограничивает клиента в выборе страховой
компании.
В отчетном
году Сбербанк приступил к реализации проекта «Обслуживание состоятельных
клиентов». В октябре 2009 года в г. Москве и г. Перми были открыты триофиса
нового формата обслуживания, начата эмиссия карт MasterCard Platinum, VISAPlatinum
и VISA Infinite. К 2014 году банк планирует открыть более 30 отдельных
VIP-офисов и 300 VIP-зон в составе подразделений.
В условиях
значительных кредитных рисков в экономике в 2009 году в банке действовала «Кредитная
политика Сбербанка России в текущих экономических условиях», определяющая
перечень дополнительных мер для эффективного управления кредитным риском. Среди
них особое внимание уделено усилению обеспеченности кредитов достаточными и
своевременными денежными потоками от операционной деятельности заемщика,
залогами ликвидных активов, гарантиями/поручительствами государства или
собственников бизнеса. Повысился уровень и качество контроля за ответственным
поведением собственников и менеджмента путем введения дополнительных условий и
ограничений на деятельность заемщика (снижение лимита максимальной долговой
нагрузки, расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование
задолженности банком, более четкое определение критериев кросс-дефолта по
обязательствам клиента перед другими кредиторами).
Банк
уделяет пристальное внимание контролю уровня концентрации крупных
кредитных рисков. Данный риск оценивается банком как приемлемый. В банке
реализована процедура ежедневного мониторинга крупных кредитных рисков и
прогноза соблюдения установленных Банком России требований по нормативам Н6
(максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков) и
Н7 (максимальный размер крупных кредитных рисков). Доля кредитов десяти
крупнейшим заемщикам (группам связанных заемщиков) на 1 января 2010 года
составила 17,1% кредитного портфеля. Среди крупнейших заемщиков банка –
представители различных отраслей экономики, таким образом, кредитный риск в
достаточной степени диверсифицирован.
Применяемые
методы и процедуры управления кредитным риском позволили банку сохранить
достаточно высокое качество кредитного портфеля с учетом текущих
экономических условий. Удельный вес просроченной задолженности в кредитном
портфеле клиентов составил 4,4%, что ниже показателя по банковской системе
(6,1%)5.
Качество
кредитного портфеля юридических лиц [приложение 6]:
• Объем
просроченной задолженности за год увеличился с 68 млрд. руб. до 196 млрд. руб.
• Доля
реструктурированных кредитов, по которым были внесены изменения в
первоначальные существенные условия договора в благоприятную для заемщика
сторону, составляет 14,9% (годом ранее: 1,8%).
• Уровень
просроченной задолженности составляет 4,6% (годом ранее: 1,7%). Текущий
показатель ниже, чем в целом по банковской системе: 5,9%.
Качество
кредитного портфеля физических лиц:
• Объем
просроченной задолженности за год увеличился с 21 млрд. руб. до 40 млрд. руб.
• Удельный
вес кредитов, содержащих просроченную задолженность по платежам свыше 90 дней,
составил 4,1% (годом ранее: 2,5%).
• Уровень
просроченной задолженности составляет 3,4% (годом ранее: 1,7%). Текущий
показатель существенно ниже, чем в целом по банковской системе: 6,8%.
Дальнейшее
развитие системы контроля качества кредитного портфеля банк связывает, прежде
всего, с решением задачи максимально раннего выявления проблемной
задолженности, усовершенствованием подходов портфельного анализа, в том числе
стресс тестирования.
Выводы и предложения
Одной из наиболее перспективных
форм привлечения средств в жилищное строительство и обеспечения жильем
населения в мировой практике является долгосрочный ипотечный жилищный кредит,
который имеет ряд преимуществ. Заемщику ипотечный жилищный кредит дает
возможность жить в своей собственной новой квартире уже сегодня, а
расплачиваться за нее постепенно в течение нескольких лет, кредитору - получать
гарантированный стабильный доход при сравнительно низких рисках, строительной
компании - привлекать дополнительные средства для строительства, государству -
успешно решать проблему обеспечения жильем населения.
Главное, что тормозит развитие
ипотеки - низкая платежеспособность россиян и высокий размер процентной ставки
по кредитам. Сейчас для любого российского банка ставка по ипотечному кредиту
не может быть меньше 10 процентов, иначе кредит не покрывает инфляцию. Однако
10% готовы платить не более 10% россиян, как свидетельствуют опросы
общественного мнения.
Суть долгосрочного ипотечного
жилищного кредитования сводится к созданию рыночной системы ипотечных кредитов
гражданам на цели приобретения готового жилья как на первичном (вновь
построенное жилье, продаваемое застройщиками), так и на вторичном (уже
имеющееся в частной собственности жилье) рынках жилья. В большинстве стран мира
приобретение жилья в кредит является не только основной формой решения жилищной
проблемы, но и сферой экономической деятельности, ключевую роль в которой
играют банковские и другие кредитные структуры. Государство же выполняет
вспомогательную функцию через установление общих правил, обеспечивающих
эффективность взаимодействия всех участников процесса жилищного кредитования, а
также при необходимости прямым или косвенным образом использует бюджетные средства
для привлечения дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу и оказания
содействия гражданам в приобретении жилья.
Дальнейшее
развитие ипотеки будет напрямую зависеть от динамики экономического роста. В
условиях ужесточения фондирования со стороны западных банков, ограничений,
накладываемых со стороны ипотечных агентств в России (прежде всего АИЖК), и
общего ужесточения кредитной политики коммерческих банков представляется
сомнительным, что рынок ипотечного кредитования будет расти прежними высокими
темпами.
Проблемы
развития ипотечного кредитования в Пермском крае тесно связаны с проблемами
ипотечного кредитования в России. К началу 2009 года в результате ужесточения
условий выдачи жилищных кредитов (роста ставок, увеличение первоначальных
взносов и др.) количество домохозяйств, способных получить кредит на покупку
квартиры сократилось в три раза. Продолжающиеся негативные тенденции в
российской экономике только уменьшают это количество, а значит и базу
потенциальных клиентов для банков, занимающихся ипотечным кредитованием.
Простой
расчет, основанный на данных Росстата, показывает, что 3-4 процента
российских семей, с доходами на каждого члена семьи свыше 25 000 рублей в
месяц, могут приобрести квартиры по социальным нормам жилья и выше при ипотечном
кредите сроком на 20 лет. 5-6 процентов российских семей, с доходами на каждого
члена семьи от 15000 до 25000 рублей могут приобрести в собственность
дополнительно порядка 40 кв. м. (при 20-летнем ипотечном кредите). 6-7
процентов российских семей, члены которых обладают доходами от 10000 до 15000
рублей на человека, могут приобрести дополнительную жилую площадь порядка 20
кв. метров (при 20-летнем кредите). Для остальных граждан ипотечное жилищное
кредитование недоступно.
Жилищное
кредитования операций по улучшению жилищных условий в 2009 году будет в
наиболее благоприятном положении, в отличие от рынка кредитования жилья в
новостройках, который находится в глубоком кризисе. Банки настроены
применять механизмы целевого кредитования на первичном рынке жилья, т.е. давать
кредиты только на покупку квартир в объектах, с застройщиками которых их
связывают кредитные и иные отношения.
Как-то
положительно изменить сложившуюся ситуацию сможет только эффективная и быстрая
реализация властями страны программ по поддержке государственного агентства по
ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), системы жилищного кредитования в
целом и банковской системы. АИЖК уже получило от государства на
нормализацию рынка жилищного кредитования, рефинансирование кредитов и поддержку
заемщиков 60 млрд. рублей и ждет еще 200 млрд. обещанных Правительством страны.
В случае претворения разработанных программ поддержки в жизнь, объем выдачи
новых кредитов по итогам года может составить до 450 млрд. рублей. Агентство по
ипотечному и жилищному кредитованию РФ определило объёмы рефинансирования
ипотечных кредитов в регионах страны. Всего планируется рефинансировать кредиты
на общую сумму 29 миллиардов 563,47 миллиона рублей, а Пермскому краю достанется
1,34% от данной суммы.
Между
тем, сами клиенты, взявшие ипотечный кредит, перемен на себе не почувствуют,
т.е. для них ставка остаётся прежней. АИЖК рефинансирует кредиты в регионах
исходя из активности работы корпораций, помогая тем самым, увеличивать объёмы
ипотечного кредитования.
Объем
жилищного кредитования в валюте будет оставаться на низком уровне, поскольку
неопределенность в дальнейшей судьбе национальной валюты будет отпугивать
многих потенциальных заемщиков, несмотря на то, что ставки по таким кредитам
будут на 3-5% ниже, чем ставки по кредитам в рублях. Доля валютных кредитов
может сократиться до 10%.
После
адаптации населения к кризисной экономике, предлагаемые сейчас банками проценты
по жилищным кредитам во многом перестанут казаться неадекватными. Особенно на
фоне высокого уровня инфляции, которая по итогам года может превысить 20%. В
Пермском крае продолжают работать программы по субсидированию процентных ставок
и льготной ипотеке, а в некоторых такие программы собираются внедрить в 2011
году. Однако роль этих программ будет существенно ограничена сокращающимися
возможностями местного бюджета.
Анализ
существующего в регионе подхода к жилищному финансированию позволяет сделать
вывод о том, что в Пермском крае по мере расширения масштабов ипотечного
жилищного кредитования и спроса на ипотечные жилищные кредиты нужно начинать
переходить к рыночным формам привлечения средств в сферу ипотечного жилищного
кредитования, созданию вторичного рынка ипотечных кредитов.
Одним
из потенциальных инвесторов является само население, хранящее свои средства во
вкладах в коммерческих банках. Для их привлечения необходимы всего лишь
понятные и прозрачные механизмы участия населения в ипотечном кредитовании в
качестве инвестора.
Государство
должно способствовать организации внутреннего спроса на ипотечные ценные
бумаги. В этих целях необходима государственная поддержка в области
законодательного регулирования, направленная на расширение базы внутренних
инвесторов за счет включения ипотечных ценных бумаг в перечень разрешенных
объектов для инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся в
управлении у государственной управляющей компании, средств государственных
корпораций, а также расширения возможностей инвестирования в ипотечные ценные
бумаги страховых резервов и включения ипотечных ценных бумаг в ломбардный
список Банка России.
Основной
стратегической задачей дальнейшего развития строительства жилья в Пермском крае
является создание наиболее благоприятных условий для улучшения качества жизни
населения как с точки зрения строительства и развития производственно-экономической
базы, так и обеспечения жителей жильем и его благоустройство социальной
инфраструктурой.
В
связи с этим для достижения поставленной задачи в части проведения жилищной
политики планируется реализация следующих мероприятий:
создание
сбалансированной системы расселения;
проведение
мероприятий по обеспечению доступности жилья для всех категорий граждан, в том
числе за счет значительного увеличения в общем объеме строительства доли
строительства индивидуальных жилых домов и развития системы ипотечного
кредитования;
совершенствование
действующих институтов жилищного рынка и разработка новых, обеспечивающих
повышение доступности жилья, а именно: жилищной земельной ипотеки, развитие
рынка ипотечных ценных бумаг, строительно-сберегательных кооперативов;
приведение
в соответствие объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения;
создание
безопасной среды обитания и жизнедеятельности человека;
обеспечение
участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной
инфраструктурой;
внедрение
ресурсосберегающих технологий и оборудования, и создание условий для более
широко использования малой энергетики и нетрадиционных видов
топливно-энергетических ресурсов;
модернизация
жилищно-коммунальной отрасли и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию
жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения через развитие
конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, в том числе путем
содействия самоорганизации населения с целью создания товариществ собственников
жилья, развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере
предоставления коммунальных услуг;
Список используемых источников
Гражданский процессуальный кодекс РФ
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства. – 30. —
1997. – С. 236 – 247.
Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» //
Собрание законодательства. – № 29. — 1998. – С. 129 – 139.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности». // Собрание
законодательства. – № 31.— 1998. – С. 221 – 232
Багаев А. Н., Багаева М. В. Как приобрести жилье в кредит по
ипотечным программам? // А. Н. Багаев, М. В. Багаева. — Ростов н/Д: Феникс,
2006. — 160 с. - (Качество жизни).
Ем В. С. Правовые проблемы организации рынка ипотечного
кредитования в России // В. С. Ем. - М.: Статут, 1999. — 85 с.
Земельное право : сборник нормативных документов. — М.:
Гросс-Медиа, 2006. — 296 с.
Иванов В. В. Информация о товаре «ипотечное кредитование» //
В. В. Иванов. - М.: Маркетинг, 2000. — 131 с.
Русецкий А. Е. Ипотека: как обезопасить себя при совершении
сделок с недвижимостью // А. Е. Русецкий. — М.: Эксмо, 2007. — 176 с — (Мой
законный интерес).
Филлипова Е. С. Ипотечное жилищное кредитование в условиях
реформы законодательства в России : [Электронный ресурс] //Е. С. Филлипова. –
М.: Статус, 2009. – 328 с.
Хрулева З. В. Земельно-имущественные отношения и ипотека
[Электронный ресурс] // З. В. Хрулева. - М.: Эксмо, 2008. – 298 с.
Чепенко Е. Ипотека для граждан: комментарий к
законодательству, схемы и пояснения. // Е. Чепенко. – М.: Эксмо, 2009. – 231 с.
Периодические издания:
Бабкин С. А. Возникновение ипотеки силу закона. // Нотариус.
– 2008. - № 1. – С. 5 – 8.
Бабкин С. А. Про ипотеку. // Взгляд. — 2009. — № 12. – С. 25
– 31.
Глазкова О.А., Пути и проблемы развития кредитования / О.А.
Глазкова // Банковское кредитование. – 2008. - № 4. – С. 2 - 10.
Гойхер О. Л., Закирова М. И. Текущее состояние ипотечного
кредитования в России // Экономика региона. - 2007. - №18. – С. 9 – 21.