Курсовая работа: Налоги и внебюджетные фонды
доходы – 10015402,9 тыс.рублей или 74,8%
(79,8% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г.
Реш.№797);
расходы – 9533525,5 тыс.рублей или 63,3%
(67,0% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г.
Реш.№797)
дефицит – 481877,4 тыс. рублей.
В текущем году финансовый
кризис продолжает негативно влиять на социально-экономическое развитие
городского округа Самара.
В значительной степени
его негативное влияние отразилось на развитии ведущих отраслей экономики:
промышленности, строительства, транспорта, потребительского рынка и финансового
сектора. В этих сферах наблюдается снижение инвестиционной деятельности, рост
дефицита основных фондов, снижение прибыли и рост убытков, сокращение
численности работников.
Продолжается спад
промышленного производства. В январе–июне 2009 года крупными и средними
промышленными предприятиями городского округа Самара отгружено товаров
собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму
61,4млрд. рублей в действующих ценах, что на 10,4 млрд. рублей
меньше, чем за аналогичный период 2008 г.
Темп роста в действующих
ценах составил 85,5%, в том числе по видам деятельности: «Добыча
полезных ископаемых» – 75,7%, «Обрабатывающие производства» - 78,0%,
«Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 128,2%.
Индекс промышленного производства в 1 полугодии составил 76,9%,
в том числе на предприятиях по: добыче полезных ископаемых - 43,8%,
обрабатывающим производствам - 73,0%, производству и распределению
электроэнергии, газа и воды» - 118,6%.
В январе – июне 2009 года
отмечался значительный спад промышленного производства, как в Самаре, так и в
Самарской области (71,5%) и в целом по России (85,2%).Тенденция развития
промышленности Самары несколько выше уровня Самарской области, но ниже
общероссийской.
Самый низкий темп
промышленного производства на самарских предприятиях отмечен в апреле (69,1%).
В июне, впервые в этом году, объемы промышленного производства превысили объемы
производства соответствующего периода 2008 года (индекс промышленного
производства за июнь составил 103,4%).
Снижение
производства происходило на промышленных предприятиях всех видов деятельности,
за исключением производства нефтепродуктов и производства и распределения
электроэнергии, газа, пара и горячей воды (тепловой энергии). В отчетном
периоде складывалась напряженная ситуация на предприятиях машиностроительного
комплекса; в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических;
текстильного и швейного производства; обработки древесины и производства
изделий из дерева; в металлургическом производстве.
Так, по виду деятельности
«Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования»
производство сократилось на 39,5% (основные
предприятия: ЗАО «ГК «Электрощит – ТМ Самара», ОАО «Завод им. Тарасова», ЗАО
«Самарская кабельная компания», ООО «Самараавтожгут» и др.).
В «Производстве
транспортных средств и оборудования» - наблюдалось снижение производства на 46,8% (основные
предприятия: ОАО «Авиакор-авиационный завод», ЗАО «Авиакор-сервис»).
В металлургическом
производстве –
зафиксировано снижение на 31,1% (ОАО «Самарский металлургический завод», ОАО
«Самарский резервуарный завод»).
По виду деятельности «Производство
машин и оборудования» - производство сократилось на 36,9% (основные
предприятия: ОАО «Волгабурмаш», ОАО «Самарский подшипниковый завод», ОАО
«Сокол», ОАО «Средневолжский станкостроительный завод», ОАО «Завод авиационных
подшипников» и др.).
Все эти виды деятельности составляют значительную долю в общем объеме отгруженной продукции
и являются базовыми в промышленности городского
округа Самара.
Развитие промышленного комплекса городского округа
Самара, как и всей экономики, осуществляется в условиях дальнейшего снижения мировых цен на
углеводородное сырье, сокращения спроса со стороны традиционных зарубежных
потребителей продукции самарских предприятий. Кроме того, ситуация усугубляется
под действием таких факторов, как:
-
уменьшение
размеров внутреннего спроса на промышленные товары массового потребления;
-
приостановка
реализации части действующих инвестиционных программ и проектов, отказ от
реализации намеченных планов развития;
-
ухудшение
состояния финансовых расчетов;
-
ограничение
доступа промышленных предприятий к кредитным ресурсам;
-
рост дефицита
оборотных средств и др.
Все это приводит к
дальнейшему снижению объемов производства промышленной продукции, сокращению
численности занятых в промышленности, замедлению процесса обновления основных
фондов, снижению и, в ряде случаев, полной приостановке инвестиционной
деятельности предприятий.
Во втором полугодии 2009
года состояние промышленности по-прежнему будет определяться полнотой и
эффективностью реализации принимаемых на всех уровнях антикризисных мер,
работоспособностью созданных механизмов поддержки финансового и реального
секторов экономики и населения.
На основе анализа складывающейся
ситуации индекс промышленного производства в городском округе Самара по
оценке в 2009 году составит 80,6% относительно 2008 года, в том числе: в
добыче полезных ископаемых – 50%; в обрабатывающих производствах – 73,5%; в
производстве и распределении электроэнергии – 118,5%.
Негативные явления
кризиса оказали серьезное влияние на финансовую деятельность предприятий
городского округа.
В январе- июне текущего
года прибыль прибыльных предприятий составила 29,9 млрд. руб., что на 44,8%
ниже, чем за соответственный период 2008 года. Наибольший спад прибыли
произошел в организациях, видом деятельности которых является добыча полезных
ископаемых (на 27%), металлургическое производство, производство транспортных
средств и оборудования (на 84%), транспорт и связь (на 71%), строительство (на
32%). Сумма убытков увеличилась в 3,9 раза, доля убыточных увеличилась до 36%.
По оценке, за 2009 год
прибыль прибыльных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Самары,
ожидается в сумме 75,7 млрд. рублей, что на 45,8 % меньше, чем в 2008 году. В
значительной степени (50%) на снижение показателя окажут влияние промышленные
предприятия.
В связи с ухудшением финансового
положения предприятий и организаций городского округа с начала 2009 года
отмечается снижение их инвестиционной активности.
В январе – июне текущего
года общий объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие
экономики крупными и средними предприятиями городского округа Самара, снизился
относительно аналогичного периода 2008 года на 50,5% в сопоставимых ценах и
составил 12,2 млрд. рублей (42% инвестиций Самарской области).
В структуре источников
финансирования инвестиций основную долю занимали собственные средства
предприятий – 65% от общего объема.
Помимо средств бюджетов
всех уровней и собственных средств предприятий и организаций в основной капитал
были привлечены: внебюджетные средства – 0,3% от общего объема инвестиций,
кредиты банков – 4%, заемные средства других организаций – 22%, прочие
источники – 41%.
Наибольшие объемы
инвестиций были направлены на развитие транспорта и связи (36,5% общего объема
капитальных вложений), промышленности – 31%, оптовой и розничной торговли,
ремонта автотранспортных средств – 11,2%.
В промышленном комплексе инвестиционная
активность в 1 полугодии текущего года отмечалась только на предприятиях по
производству и распределению электроэнергии, газа и воды – инвестиции по
данному виду деятельности выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008 года
на 27% , тогда как на предприятиях по добыче полезных ископаемых и в
обрабатывающих производствах объем инвестиций в основной капитал в действующих
ценах снизился на 34% и на 39% соответственно.
По оценке, в 2009 году за
счет снижения инвестиционной активности предприятий, общий объем инвестиций за
счет всех источников финансирования снизится по сравнению с 2008 годом в
сопоставимых ценах на 32% и составит 37,2 млрд.руб. Планируемый объем
инвестиций из средств бюджетов всех уровней, по оценке, в 2009 году составит
8,8 млрд. рублей, собственных средств предприятий – 18,2 млрд. рублей, заемных
средств других организаций – 3,8 млрд. руб., кредитов банков – 1,9 млрд. руб.,
прочих источников – 4,5 млрд. руб.
Развитие жилищного
строительства в Самаре продолжается в рамках реализации приоритетного
национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
В январе – июне 2009 года
за счет всех источников финансирования на территории городского округа введено
в эксплуатацию 69,4 тыс. кв.м. общей жилой площади и 24 объекта
промышленно-гражданского назначения (85,7 тыс. кв.м.). Темп роста к
соответствующему периоду 2008 года по строительству жилья составил 110,5%,
(январь-июнь 2008 года – 66,3%). На конец отчетного периода в стадии
строительства находилось 285 жилых домов и 273 объекта промышленно-гражданского
назначения.
До конца 2009 года за
счет всех источников финансирования ожидается ввод в эксплуатацию 520 тыс.
кв.метров общей площади.
Средняя обеспеченность
населения площадью жилых домов (квартир) на конец текущего года составит 22,5
кв.м. общей площади на человека.
В отчетном периоде
отмечается замедление темпов роста уровня инфляции. Сводный индекс
потребительских цен (июнь 2009 года к декабрю 2008 года), составил 106,9%, что
на 1,8 % ниже, чем за соответствующий период 2008 года (108,7%). Замедлился
рост цен на продовольственные товары. С начала года прирост на них составил
6,8% (годом ранее – 11,7%). На непродовольственные товары темп роста индекса
цен составил 104,4% (в соответствующем периоде 2008 года 103,7%), на платные
услуги населению темп роста цен сложился несколько ниже прошлогоднего уровня
(110,7% против 110,9%).
С учетом складывающейся
динамики роста цен и тарифов на товары и услуги ожидается, что в целом за 2009
год темп роста цен и тарифов на потребительском рынке товаров и услуг составит
112% (декабрь к декабрю 2008 года).
В январе-июне 2009 года наблюдалось
замедление темпов роста показателей уровня жизни населения. Среднемесячная
начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях городского
округа в 1 полугодии текущего года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом
2008 года на 6,8% и составила 17528 рублей. Темпы роста заработной платы в
основных отраслях экономики были меньше, или на уровне темпов роста
потребительских цен на товары и услуги.
Сохраняется высокая
дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики.
Наиболее высокий уровень
заработной платы отмечается на предприятиях, занимающихся: добычей полезных
ископаемых (38252 руб.); финансовой деятельностью (35519 руб.) и управлением
(20639 руб.).
Отмечается тенденция
сокращения разницы в оплате труда работников бюджетной сферы и реального
сектора экономики городского округа Самара.
За январь-июнь текущего
года средняя заработная плата работников в отрасли «Образование» увеличилась по
сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 17%, в здравоохранении и
предоставлении социальных услуг – на 14%, на предприятиях и в организациях по предоставлению
прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – на 15%.
Наиболее низкой остается
заработная плата работников текстильного и швейного производства (5227 руб.) и
сферы ресторанного бизнеса (8419 руб.).
С учётом стабильного
роста заработной платы в бюджетном секторе, прогнозируемого увеличения
масштабов неполной занятости на отдельных предприятиях городского округа, а
также отсутствия у предприятий различных видов экономической деятельности
финансовых ресурсов для обеспечения индексации размеров заработной платы, в
2009 году размер среднемесячной начисленной заработной платы на 1 занятого в
экономике может составить 16566 рублей (100,9% к 2008 году).
Негативная динамика
макроэкономических показателей социально-экономического развития городского
округа, сокращение объемов потребительского кредитования, роста числа
безработных и снижение реальной заработной платы обусловили тенденцию
сокращения покупательного спроса на потребительском рынке товаров и услуг.
В январе-июне 2009 года
оборот розничной торговли составил 81,5 млрд. рублей с индексом физического
объема 94,2% к соответствующему периоду 2008 года. В то же время, общая
ситуация в сфере розничной торговли оставалась стабильной, дефицита товаров в
розничной сети городского округа не наблюдалось, закрытия крупных торговых
сетевых супермаркеров не осуществлялось. Продолжался процесс развития
инфраструктуры торговли, совершенствование форм торгового процесса.
С учетом нарастающего
влияния кризиса на экономику Самары: наблюдающегося снижения потребительского
спроса населения, роста числа безработных, а также фактического снижения объема
оборота розничной торговли за 1-ое полугодие текущего года к соответствующему
периоду 2008 года, оборот розничной торговли в 2009 году оценивается в 185,8
млрд. рублей, со снижением в физическом объеме к 2008 году на 3%.
В связи с уменьшением
покупательского спроса и перераспределением потребительских расходов населения
наблюдалось замедление темпов роста объема платных услуг населению (в
2008 году темп рост - 105,1%, в первом полугодии 2009 года – 100,2 %
(расчетный)).
В общем объеме платных
услуг наибольший удельный вес сохраняли услуги жилищно-коммунальной сферы,
транспортные услуги и услуги связи. Обеспечивался спрос населения на
медицинские услуги, услуги в области образования, физической культуры и спорта.
В то же время, наблюдалось снижение объемов в сопоставимых ценах на бытовые,
транспортные услуги, услуги гостиниц, ветеринарные услуги, услуги правового
характера.
Объем реализации бытовых
услуг по крупным и средним предприятиям в первом полугодии 2009 года снизился
по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более, чем на 60%.
На 01.07.09г. в Самаре
функционировало 2076 объектов бытового обслуживания, в том числе 7
муниципальных. В структуре услуг наибольший удельный вес занимали
парикмахерские услуги - 530 ед. (25,6%), услуги автосервисов - 249 ед. (12%),
услуги по ремонту и пошиву обуви - 182 ед. (8,8%), услуги автостоянок - 176 ед.
(8,5%), автомоек - 135 ед. (6,5%), АЗС - 125 ед. (6,1%).
С учетом основных
тенденций, складывающихся на рынке платных услуг в течение года, общий объем
платных услуг достигнет в 2009 году 62,4 млрд. рублей, со снижением
к 2008 году в физическом объеме на 0,5%.
В видовой структуре
наибольший удельный вес сохранят «обязательные» к оплате услуги, которые
составляют в общем объеме 61,8% (в т.ч. услуги связи – 24,5%, транспорта –
21,5% и жилищно-коммунального хозяйства – 15,8%).
С учетом повышенного
спроса населения, будет обеспечиваться рост объемов медицинских услуг, услуг
сферы образования, услуг физической культуры и спорта и
санаторно-оздоровительных услуг.
Объем бытовых услуг по
оценке в 2009 году ожидается со снижением к 2008 году в физическом объеме на
4%.
В 2009 году продолжаются
благоприятные тенденции в демографической сфере. В 1 полугодии текущего
года в Самаре родилось 5,8 тыс. человек, что на 402 человека больше, чем в
соответствующем периоде 2008 года. Естественная убыль населения составила 2979
человек (за соответствующий период 2008 года – 3710 человек). Положительные
изменения возрастной структуры населения (увеличение численности женщин репродуктивного
возраста) позволяют предположить, что в 2009 году рождаемость составит 12 тыс.
человек.
По оценке, к концу 2009
года естественная убыль населения незначительно снизится относительно 2008 года
и составит 5,8 тыс. человек.
Благоприятные тенденции в
демографической сфере позволяют предположить, что в 2009 году численность
населения сократится на 1,6 тыс. чел. и составит 1133,5 тыс. человек.
Ситуация на рынке
труда городского округа Самара в текущем году характеризуется значительным
увеличением масштабов высвобождения работников на предприятиях, ростом размеров
скрытой и официальной безработицы. Последствия мирового финансового кризиса
существенно ухудшили ситуацию в сфере занятости населения городского округа
Самара.
В 1 полугодии 2009 года
численность граждан, обратившихся в государственное учреждение Центр занятости
населения городского округа Самара за содействием в поиске подходящей работы,
увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 1,5 раза (на
9,3 тыс. чел.) и составила 27,4 тыс. чел.
По состоянию на
01.07.2009 года численность официально зарегистрированных безработных
увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,7 раза и
составила 10,2 тыс. человек. Наибольшие темпы роста безработицы наблюдались в феврале
2009 года – рост на 39%, наименьшие – в июне 2009 года (рост на 3%).
Большинство безработных
уволилось по собственному желанию - 49% (год назад – 43%); 26% - выбыло
с предприятий по причине сокращения штатов или ликвидации предприятий
(организаций).
В структуре безработных
изменился:
- гендерный состав -
возросла доля мужчин (с 32% до 44%), при уменьшении удельного веса женщин – (с
68% до 56%);
- возрастной состав –
более половины граждан (51%) находится в возрасте до 40 лет, в то время как в
прошлом году, наблюдалась противоположная ситуация;
- образовательный состав
– увеличился удельный вес безработных, имеющих профессиональное (разных
уровней) образование (с 74% до 78%), причем каждый второй из них c высшим профессиональным
образованием.
Уровень безработицы
относительно экономически активного населения по городскому округу в июне
текущего года составил 1,63%.
По-прежнему существенной
угрозой роста безработицы остается значительная численность работников,
переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в вынужденных
отпусках и простое.
Вместе с тем,
антикризисные меры, принимаемые на всех уровнях власти по стабилизации ситуации
на рынке труда и поддержке приоритетных направлений социально-экономического
развития региона позволяют предположить, что снижение численности занятых в
экономике к концу 2009 года, по оценке, несколько замедлится – 99,4 % к уровню
2008 года.
Исходя из анализа
факторов экономического роста в прошедшем периоде, и с целью создания условий
стабильного развития городского округа Самара на долгосрочный период, основными
направлениями экономической политики Администрации городского округа на период
2009-2011 годы будут являться:
- разработка приоритетных направлений и
реализация единой муниципальной экономической политики развития городского
округа;
- совершенствование бюджетного
процесса, повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение
социальной ориентации бюджета г.о.Самара;
- обеспечение устойчивого и
эффективного функционирования объектов жилищно-коммунального комплекса и
объектов благоустройства городской инфраструктуры;
- сохранение и развитие социально-культурной
сферы городского округа, обеспечение доступности базовых социальных услуг;
- обеспечение мер социальной защиты
населения, усиление её адресного характера;
- разработка и реализация целевых
программ по наиболее важным направлениям развития городского округа;
- расширение взаимовыгодного
сотрудничества на межрегиональном и международном уровнях.
Главной целью в сфере
материального производства является реализация промышленной политики,
направленной на стимулирование ускоренного развития приоритетных и
перспективных отраслей экономики городского округа, расширение межрегиональной
и внутриобластной кооперации, повышение инновационной активности промышленных
предприятий.
Основная задача инвестиционной
политики в предстоящем периоде будет направлена на улучшение благоприятного
предпринимательского и инвестиционного климата с целью сохранения сложившейся
положительной динамики объемов инвестиций в реальном секторе экономики.
В условиях возросшей роли
органов местного самоуправления в обеспечении благоприятной среды
жизнедеятельности населения муниципального образования особое внимание в
прогнозируемом периоде будет уделено повышению эффективности реформирования жилищно-коммунального
хозяйства и реализации основных направлений жилищной политики.
Основной задачей жилищной
политики на 2009 - 2011 годы будет формирование рынка жилья, доступного для
различных категорий граждан. Достижение этой задачи будет осуществляться в
рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье –
гражданам России» по следующим направлениям: развитие ипотечного кредитования
на территории городского округа, осуществление государственной поддержки
отдельных категорий граждан, в том числе молодых семей, работников бюджетных
организаций, иных льготных категорий граждан в соответствии с действующим
законодательском.
Обеспечению поставленных
задач будут способствовать принятие и реализация Стратегического плана
городского округа до 2025 года и областной целевой программы комплексного
социально-экономического развития городского округа Самара на 2009-2013 годы,
направленных на улучшение уровня и качества жизни.
Развитие экономики
городского округа в среднесрочной перспективе определяется внешними и
внутренними условиями и факторами.
В прогнозируемом периоде
определяющее воздействие на экономику городского округа будут оказывать
следующие внешние факторы: состояние мировой и российской экономики,
динамика мировых цен на энергоресурсы, спрос на продукцию местных
товаропроизводителей, тарифная политика естественных монополий, уровень
инфляции, и реального курса рубля и др.
К внутренним факторам, влияющим на темпы развития
экономики городского округа, относятся: демографическая ситуация и ее развитие,
качество трудовых ресурсов, уровень благосостояния населения и развитие
человеческого капитала, эффективность использования капитальных,
интеллектуальных и природных ресурсов, инвестиционная привлекательность
городского округа, наличие финансовых ресурсов, развитие производственной
инфраструктуры, состояние производственных фондов, конкурентоспособность
выпускаемой продукции, создание благоприятных условий для предпринимательской
деятельности.
Таким образом,
социально-экономическая ситуация в городском округе Самара в 2009 году
сохраняется как достаточно напряженная.
В сложившихся условиях
необходима согласованная и конструктивная работа всех ветвей власти, активную
позицию должны занимать профессиональные союзы, предпринимательское сообщество,
как по выявлению «болевых точек», так и по выработке соответствующих мер для
стабилизации ситуации в городском округе Самара.
Только так городской
округ Самара сможет выстоять в сложившейся экономической ситуации.
1.
«Государственные
внебюджетные фонды» Книга бухгалтера М., 1996г.
2.
Финансы / под
ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 2001 г.
3.
Финансы / под
ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 2003 г.
4.
Официальные сайты
Министерства финансов www.minfin.ru
5.
Федеральный закон
от 09.07.1999 N 154-ФЗ
6.
Официальный сайт
Федерального Фонда обязательного медицинского страхования http://ora.ffoms.ru
7.
Официальный сайт Фонда
Социального страхования РФ http://www.fss.ru
8.
Официальный сайт
Федеральной службы по труду и занятости http://www.rostrud.info
9.
Официальный сайт
Пенсионного Фонда РФ http://pfrf.ru/
10.
Александров И.М.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд. – М.: Дашков и К°,
2008.
11.
Бюджетный кодекс
РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 № 195-ФЗ, (ред. от 09.04.2009)
12.
Решение от 11
декабря 2008 года № 678 «О бюджете городского округа Самара Самарской области
на 2009 год
13.
Приказ Минфина
России от 30.12.2008 № 148н «Инструкция по бюджетному учету»
14.
Классификация
доходов бюджетов (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.01.2009 № 4н)
15.
Годин А.М.,
Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.:
Дашков и Ко, 2009.
16.
Ливеровский А.А.,
Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н.. Бюджетные полномочия субъектов
Российской Федерации. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
17.
Щеголева О.Н.
Бюджетное система Российской Федерации. – М.: ООО «ТК Велби», 2009.
18.
Официальный сайт
УФНС по Самарской области http://www.r63.nalog.ru
19.
Портал думы
городского округа Самара http://www.gordumasamara.ru/
20.
Администрация
городского округа Самара http://www.city.samara.ru/
|