МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Платежный баланс страны и проблемы его регулирования

    Первые экономисты, которые увидели прямую связь между благосостоянием страны и ее внешнеэкономическими стратегиями, были меркантилисты. Они рекомендовали проводить политику активного торгового баланса. Тогда международного движения капитала еще не было, поэтому они писали исключительно о торговом балансе. Опасность пассивного баланса была очевидной. Дефицит мировых денег в стране снижал возможности доступа к иностранным товарам. Активный же баланс сулил повышение емкости внутреннего рынка.

    Концепции и модели регулирования платежного баланса.

    Основной целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов.

    Теория автоматического саморегулирования платежного баланса господствовала почти 200 лет до 30-х годов XX века. Согласно этой теории при пассивном платежном балансе, например, страны А по отношению к стране В в результате отлива золота в В уменьшалось количество золотых денег в обращении, и снижались цены в А, что способствовало повышению конкурентоспособности товаров страны А, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса страны В.. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что приводило к росту цен, и стимулировало импорт более дешевых импортных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

    Кейнсианские теории регулирования платежного баланса:

    Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.

    Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием - устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели. Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции ограничивают свой анализ путем поиска причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования. Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

    Теория нормативного регулирования платежного баланса. Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с его регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияние на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции. Монетаристские теории регулирования платежного баланса. Эти теории получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесия всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Идеал монетаристской концепции платежного баланса - «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

    Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма. Нашли отражение в проектах реформы мировой валютной системы.

    В рамках Бреттон-вудской системы был предусмотрен принцип симметричного регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также курс национальной валюты.

    Ямайская валютная реформа намечает принципы межгосударственного регулирования платежного баланса. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания, регулирование платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения.

    В соответствии с господствующими монетаристскими концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. (вставка согласно рекомендаций рецензии)

    С тех пор многое изменилось, в том числе и взгляды на желательное состояние платежного баланса. Теперь благополучие страны связывается именно с равновесием платежного баланса, а не его профицитом. Это означает отказ от стратегий, направленных на превышение активных операций над пассивными.

    Это вызвано:

    - потерей функции мировых денег со стороны золота;

    - особенностями современного взаимодействия национальных

    валют;

    - обобщением накопленного опыта негативных последствий на рушения равновесия платежного баланса.

    К краткосрочным эффектам отрицательного сальдо платежного баланса относятся:

    1.Лишение стабилизационных валютных резервов.

    2.Возрастание склонности к внешним заимствованиям и потребности наращивания государственного внешнего долга.

    3.Ослабление курса национальной валюты.

    4.Рост инфляции, угрожающие размеры которой могут вызвать бегство капитала и сокращение источников инвестиционного роста.

    5.Движущие силы импорта капитала укрепляются: он начинает получать поддержку принимающей стороны, так как с его помощью страна надеется решать проблемы экономического роста. В свою очередь, иностранный капитал активизируется. Обменный курс дает ему возможность получать на свою национальную валюту больше активов.

    6.Внешнеэкономическая протекционистская политика, стимулирующая товарный экспорт и сжимающая импорт товаров, делается более востребованной.

    Краткосрочные эффекты, сопутствующие положительному сальдо платежного баланса, заключаются в следующем:

    1.Резерв валюты оказывается невостребованным, так как предложение иностранной валюты превышает спрос на нее.

    2.Снижается курс иностранной валюты и, соответственно, укрепляется курс национальной валюты.

    3.Пополняется стабилизационный валютный фонд. НБ, воспользовавшись относительной дешевизной иностранной валюты и снижающейся потребностью страны в ее использовании, закупает ее, Умножая резервы страны.

    4.Активизируются мотивы вывоза капитала. Он стремится на зарубежные рынки, где обменный курс позволит получить более ценные активы, чем у себя в стране.

    5.Угнетается экспорт товаров, так как при растущей национальной валюте выручка экспортеров сокращается. Иностранцы, приезжающие в страну, также сократят свой спрос на товары отечественного рынка, поскольку они для них станут дороже.

    Государственное регулирование платежного баланса подчиняется принципу поддержания его равновесия. Это означает, что оно должно сначала определиться с его равновесной внутренней структурой, а затем содействовать ее формированию. Поискам равновесной структуры платежного баланса должна помочь опора на два ориентира:

    - равновесный платежный баланс сводится без дефицита и излишка, что означает: его активы и пассивы уравновешивают друг друга;

    - равновесие платежного баланса строится на соответствии его структурных блоков: счета текущих операций и счета движения капиталов.

    Равновесие платежного баланса можно выразить в виде:


    В т.о. + В к.а. = 0; или: В т.о. = - В к.а.

    где В т.о. - счета текущих операций,

    В к.а. - счет движения капитала.

    Формулу В т.о. = - В к.а. можно представить в виде:

    Xn = - (S – I),

    где Xn – сальдо по счету текущих операций,

    S – внутренние сбережения в стране,

    I – ее текущее инвестирование на внутреннем рынке.

    Эта формула показывает равенство предложения иностранной валюты и спроса на нее.

    Последствия неравновесия платежного баланса для страны различны в зависимости от того, какой вид неравновесия наблюдается: имеется ли положительное или отрицательное сальдо платежного баланса. Краткосрочные эффекты при положительном сальдо платежного баланса связаны с:

    а) формированием резервов валюты, что укрепляет национальную валюту;

    б) активизацией вывоза капитала.

    Экономические процессы, сопутствующие отрицательному сальдо платежного баланса, заключаются в следующем: а) ослабевает курс национальной валюты; б) сокращаются стабилизационные валютные фонды; в) растет инфляция, высокие темпы которой провоцируют бегство капитала и уменьшение инвестиционного потенциала; г) усиливается потребность во внешних заимствованиях; д) повышается заинтересованность в импорте капитала; для иностранного капитала стимулы внедряться в страну возрастают; е) возрастает склонность государства к внешнеэкономической протекционистской политике, стимулирующей товарный экспорт и ограничивающей товарный импорт.

    Современная государственная позиция к состоянию платежного баланса - требование его равновесия. Требование меркантилистов - стремиться исключительно к активному платежному балансу - сегодня оспаривается. Избыток валютных накоплений может сократить национальный экспорт.

    В условиях плавающего курса валюты платежный баланс автоматически уравновешивается. Если образуется его дефицит, курс национальной валюты падает. Тогда сокращаются импорт товаров и вывоз капитала, которые уводят из страны иностранную валюту В результате равновесие платежного баланса восстанавливается При профиците платежного баланса избыток иностранной валюты приводит к ее обесценению и, соответственно, к укреплению национальной валюты. Более высокий курс национальной валюты начинает угнетать товарный экспорт и приток иностранного капитала, т. е. те сферы, которые приносят иностранную валюту в страну. В результате профицит платежного баланса исчезает.

    При фиксированном курсе национальной валюты автоматизм поддержания равновесного состояния платежного баланса не действует. Поэтому постоянно образуются отклонения от равновесия в ту или иную сторону: профицит или дефицит. Национальный банк (далее НБ) взял на себя миссию по поддержанию равновесия платежного баланса. При профиците он покупает иностранную валюту. В условиях дефицита НБ применяет валютные интервенции, пуская в продажу часть своих валютных резервов.

    Тождество счетов платежного баланса при гибком валютном курсе обозначает взаимную корректировку счета текущих операций и счета капитала.

    Неравновесие платежного баланса может быть сглажено за счет: фискальной политики государства, кредитно-денежной политики НБ, протекционистской политики государства, прямого контроля за его статьями. [7, с. 389]

    Политика платежного баланса — первейшая задача правительства и НБ. Воздействие НБ на платежный баланс зависит от режима валютного курса. При плавающем валютном курсе НБ может влиять лишь на отношения, которые разворачиваются вокруг платежного баланса. Воздействие на платежный баланс происходит через регулирование курса национальной валюты. При режиме регулируемого плавания НБ покупает или продает иностранную валюту. При фиксированном валютном курсе НБ, кроме указанных операций, проводит ревальвацию или девальвацию национальной валюты.

    Государственное влияние на платежный баланс при его дефиците связано с активизацией протекционистских мер. При профиците платежного баланса применяются меры по либерализации внутреннего рынка, например, через снижение таможенных пошлин. Протекционистские меры, имеющие эффект в краткосрочном периоде при дефиците платежного баланса, не способны кардинально решить проблемы уравновешивания платежного баланса, если они не подкрепляются политикой развития внутреннего рынка страны и конкурентоспособности отечественного производства.

    Экономические меры НБ и государства осуществляются на фоне применения административных мер, контролирующих статьи платежного баланса. Их жесткость возрастает вместе с угрозами дефицита платежного баланса. Разновидностью такого рода административных мер является валютный контроль. Он строится на валютных ограничениях, которые призваны создать административные заслоны для оттока валюты при дефиците платежного баланса. При активном балансе создаются заслоны для притока валюты со стороны импортеров капитала. При оценке операций платежного баланса должны использоваться фактические рыночные цены. [7, с.390]

    Платежный баланс для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США. Для разработки Минстатом национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов платежный баланс рассчитывается также в белорусских рублях.

    Стандартное представление платежного баланса описывает в соответствии со стандартной классификацией операций потоки товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов и движение финансовых ресурсов в страну и за границу.

    В аналитическом представлении платежного баланса определяется его общее сальдо, равное сложившемуся изменению официальных международных резервных активов страны.

    Основными источниками информации, используемыми при разработке платежного баланса, являются:

    – банковская система отчетности о внешнеэкономической деятельности, которая находится в компетенции Национального банка;

    – система отчетности предприятий–резидентов о внешнеэкономических операциях;

    – другие официальные источники информации страны;

    – информация Национальных банков других государств. [11]

    Платежные балансы периодически публикуются в информационно-аналитических изданиях.

    Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.

    Анализ платежного баланса Республики Беларусь

    Интерес к изучению малых экономик в мировой экономической теории и практике не случаен. Страны, имеющие статус малой экономики (Финляндия, Швеция, Дания, Швейцария, Бельгия, Люксембург и другие), занимают ведущие позиции в мировых рейтингах деловой и потенциальной конкурентоспособности, по уровню распределения материальных ценностей на душу населения, а также по индексу развития человеческого потенциала нации. Страны, имеющие статус малой экономики, демонстрируют способность осуществлять экспорт наиболее эффективным образом, т.е. чем больше душевой экспорт страны и чем меньше при этом вывозимая доля ВВП. тем выше показатели выручки на душу населения от каждого экспортируемого процента ВВП. Этот показатель у всех рассматриваемых стран с малой открытой экономикой колеблется в пределах от 274 до 524 пунктов, т.е. эффективность их экспорта в 2,7-5,2 раза превосходит среднемировую.

    С 1993 г. Республика Беларусь имеет хронически отрицательное сальдо торгового баланса, которое по результатам внешнеторговой деятельности за 2007 г. составило почти 10% ВВП страны. Экспортные и импортные потоки республики характеризуются концентрацией на энергетической составляющей, низкой степенью диверсификации по товарной номенклатуре и присутствию на зарубежных рынках. Анализ структуры внешней торговли Беларуси с использованием широких экономических категорий позволяет отметить, что за последние 8 лет доля потребительских и инвестиционных товаров в белорусском экспорте сократилась в 1,7 и 1,4 раза соответственно при росте промежуточных товаров в 1,3 раза. В структуре импорта республики за рассматриваемый период сократилась доля инвестиционных товаров, практически не изменилась доля промежуточных - важнейшей составляющей импортных потоков, и увеличилась доля потребительских товаров, что связано с ростом реальных доходов населения и высокой предельной склонностью к импорту. Отобразим некоторые данные на странице 15 за период 2003 – 2007гг. графически имея статистические данные. [Приложение 2]

    Таким образом, в настоящее время Беларуси необходимо найти свою шину в международном разделении труда, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, преодолеть хронический дефицит торгового баланса. Изучение успешного зарубежного опыта участия в системе мирохозяйственных связей стран с малой экономикой Западной и Северной Европы в условиях обостряющейся международной конкуренции со стороны стран с большим промышленным потенциалом и новых индустриальных, специализирующихся на производстве товаров невысокой сложности с более низкими издержками, представляется весьма актуальным для Беларуси в современных условиях. [1, с.20]

    Исторически одним из основных направлений сотрудничества стран- соседей является внешняя торговля.

    Так, в торговле с Республикой Беларусь по объему товарооборота Россия в 2006 г. занимала первое место (доля составила 47,4%), Украина - второе (5,9%), Молдова — четвертое место (0.4 %). [8, с. 28]

    Совершенно понятно, что развитие внешнеторговых связей и с дальними регионами будет оказывать положительное воздействие на экономику страны в целом. Исходя из принципа расширения международных связей, постоянно исследуются открывающиеся возможности для экспорта и привлечения импорта в страну при взаимосвязи со странами дольнего зарубежья.  платежный баланс внешнеторговый оборот

    При анализе платежного баланса за промежуток с 2000г. по начало 2008г. выявляется хроническая характерность его отрицательного сальдо. Однако, как показывает мировая практика, эти показатели не являются сплошь негативными и при правильном подходе к ведению внешней торговли может оказать положительное воздействие.

    Практика ведения внешней торговли с отрицательным торговым сальдо получила широкое распространение по двум основным причинам. Во-первых, государства заинтересованы в получении из внешнего мира максимально возможного количества ресурсов, которые служат развитию национальной экономики и удовлетворению спроса населения на потребительские товары. Во-вторых, кроме доходов от экспорта, страны получают свободно конвертируемую валюту в виде иностранных инвестиций, которая используется для финансирования отрицательного внешнеторгового сальдо. В итоге обеспечивается, как правило, сбалансированность платежных отношений с остальным миром, несмотря на наличие дисбаланса в торговле.

    Беларусь в последние годы имела высокие темпы роста ВВП, что вызвало необходимость соответствующего увеличения импорта товаров.

    Поступающие в республику прямые иностранные инвестиции невелики по сравнению с поступающими в восточноевропейские страны. Накопленные ПИИ в Венгрии составили 107 млрд. долл. США. в Чехии - 77. Болгарии -11, Литве -11, в Беларуси - только 2.7 млрд. долл. США. Прямые инвестиции не могут быть привлечены крупными белорусскими предприятиями, которые находятся в государственной собственности и не оперируют акциями, так как последние предполагают, что иностранный инвестор может приобрести 10 и более процентов акционерного капитала субъекта хозяйствования и влиять на его работу. Такие условия неприемлемы для наших госпредприятий. ПИИ, поступающие в республику, представляют собой вклады иностранных совладельцев в уставные фонды небольших, как правило, совместных предприятий, поэтому ожидать серьезного притока капитала по этой линии не приходится.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.