МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: СНГ:на пути к экономическому союзу

        Если бы нам удалось вернуться хотя бы к тому уровню расхождений, который существовал в 1992 г. (а это представляется вполне реальным), то государства СНГ также могли бы обеспечить относительную валютную стабильность, необходимую для продвижения к более высоким ступеням интеграции и создания в конечном счете Экономического  союза, предусмотренного заключенным Договором.  Однако постоянно следует помнить о том,  что политическими, волевыми методами сформировать его невозможно. Такими  методами  можно  было разрушить Советский Союз.  Для создания же на занимавшемся им пространстве экономического союза независимых государств,  сознательно  идущих  на  определенное ограничение своего суверенитета в валютно-экономической сфере,  политических решений недостаточно.  Наличие политической воли может ускорить вызревание необходимых экономических предпосылок, но не подменить их.

     Как в Восточной,  так в Западной Европе есть немало экономистов и политиков, которые  до  самого последнего времени защищали  идею  многостороннего  клиринга  в форме платежного союза в качестве пробной,  или наилучшей в существующих условиях,  валютной системы для постсоветского пространства. Такие предложения всегда содержат в себе более или менее явную ссылку на Ев-ропейский платежный союз (ЕПС), который существовал в 1950-1958 гг.

        В 1958 г. ЕПС был заменен Европейским валютным соглашением (ЕВС). ЕВС было “опциональным”  многосторонним  клирингом:  оно  представляло среднесрочные кредиты государствам-участникам соглашения.  ЕВС было со всей очевидностью переходным механизмом, в рамках которого сформирова-лось ядро будущей Европейской валютной системы.

        Многосторонний клиринг обладает,по мнению некоторых специалистов, весьма ограниченной привлекательностью для постсоветского пространства.  В самом деле, он снижает потребность в ликвидности и особенно в резервах (твердой) валюты благодаря консолидированным балансам и тому, что он относительно снижает долю торговли с остальным миром.  Однако если говорить об СНГ, то платежный союз, с  одной стороны,  все больше и больше теряет привлекательность, поскольку понижательный тренд внутрирегиональной торговли перевешивает возможные выигрыши,  и,  следовательно,  по окончании системного спада (термин Я.  Корнаи) доля взаимной торговли во  внешнеторговом  обороте будет слишком мала для того,  чтобы вышеуказанные стимулы смогли изменить ход событий;  с другой стороны, он потребует по меньшей мере объединения некоторой части (которая может оказаться значительной) национальных резервов твердой валюты. Ввиду того, сто большинство стран СНГ испытывает недостаток резервной валюты, это препятствие вряд ли удастся устранить,  особенно если принять во внимание нежелание России выступать в роли буксира по отношению к другим странам СНГ.

        Болеет того,  иногда забывают,  что если приоритет отдан стабильности внутренних финансов и цен, то шансы многостороннего клиринга заметно сокращаются,  поскольку при покрытии консолидированных дисбалансов “изнутри”  центральные банки стран,  имеющих положительное сальдо, сталкиваются с необходимостью в целях сбалансированности рынка  эмитировать денежные активы,  выраженные в национальной валюте, что в более долгосрочном плане ставит под угрозу внутреннюю денежно-финансовую политику.

        Однако еще важнее то,  что если конвертируемость,  достигнутая  к настоящему времени  в посткоммунистических экономиках,  “выживет”,  то платежный союз будет означать необходимость для новых стран  отступить с уже завоеванных рубежей. Ни Россия, ни ее более слабые партнеры не пойдут на это.

        Исторические свидетельства говорят о том, что после введения конвертируемости по текущим расчетам идея многостороннего клиринга  (некоторые остаточные элементы которой предусматривалось Европейским валютным соглашением) стала для стран-участниц гораздо менее  привлекательной, чем  казалось  раньше.  В  СНГ  попытки (в большинстве случаев не слишком добросовестные)  создать  многостороннюю  клиринговую  систему фактически последовали за введением национальных валют и, естественно, не получили популярности.  Межгосударственный не принял  на  себя  эту роль. Примечательно,  что у постсоветского экономического пространства нет внешней “оболочки”, сопоставимой с международным валютным порядком в начале  60-гг.;  напротив,  существование  с международным валютного “внешнего мира” поощряло центробежные тенденции в финансовой зоне СНГ.

        В итоге в конце 1994 г. российское Министерство сотрудничества, в координации с правительствами стран СНГ,  разработало проект,  предусматривающий рыночные механизмы установления обменных курсов, их управляемое “плавание” и региональный валютный фонд для аккумулирования валютных резервов  и  обеспечения стран-членов кредитами с целью содействия решению проблем платежного баланса;  характерно,  что первые  два элемента такой системы уже спонтанно возникли сами,  а функции последнего элемента до недавнего времени в  определенной  степени  выполняла Россия. Более того,  в отличие от Западной Европы этот механизм не содержит каких-либо “осколков” прежних многосторонних клиринговых соглашений, а  выступает прямым отрицанием подобных идей.  Другими словами, за полтора года СНГ “перепрыгнуло” историческую дистанцию, эквивалентную двум десятилетиям (1958-1978 гг.) развития ЕС. Однако в существующем механизме нет важнейшего элемента,  присущего  системам,  подобным ЕВС, и  на  этот  элемент следует обратить больше внимания в проектах, которые, по всей вероятности,  появятся в ближайшем будущем. Речь идет о механизме  скоординированного обменного курса по отношению к третьим валютам. Таким образом,  нынешняя система имеет по крайне мере столько же общего с Ямайской системой,  сколько и с ситуацией в конце 70-х гг.  перед созданием ЕВС.    После того,  как в июле 1992 г.  безналичный,  а в июле 1993 г. - наличный рублевый оборот был в одностороннем порядке ограничен  пределами России,  другие страны оказались исключенными из рублевой (теперь российской) зоны.  В конце концов им пришлось  приступить  к  созданию самостоятельных валютных  систем.  Тогда идея платежного союза для СНГ превратилась просто в лозунг,  подписываемые в дальнейшем документы, содержавшие  эту идею,  были мертво-рожденными,  а торговые потоки между участниками СНГ стали отклоняться от традиционн________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ции.

    Концепция платежного союза

        Подписание договора о создании Экономического союза, да и просто потребности хозяйственного оборота требуют поднять платежно-расчетные отношения между бывшими республиками СССР на новый уровень. В повестку дня вошло создание платежного союза.

        В марте - апреле 1994 г. Банк России по поручению правительства разработал концепцию платежного союза и проект двустороннего соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют. Совет глав правительств СНГ одобрил концепцию и поручил подготовить на ее базе проект соглашения.

        Под платежным союзом понимается в данном случае добровольное объединение государств в целях обеспечения бесперебойных платежей на основе взаимной конвертируемости национальных валют.

     Общие принципы платежного союза (в рамках Экономического союза государств, использующих национальные валюты), изложенные в ст. 16 Договора об экономическом союзе, включают в себя:

    ·    взаимное признание национальных валют и осуществление их официальных котировок;

    ·    осуществление платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга через Межгосударственный банк;

    ·    введение механизма согласованного взаимного кредитования дефицитов платежных балансов;

    ·    взаимную конвертируемость национальных валют по текущем операциям.

     В качестве основных принципов построения платежного союза предложены следующие:

    ·    участники торговых сделок самостоятельно определяют формы расчетов, валюту цены контракта и валюту платежа, причем в расчетах могут использоваться национальные валюты участников платежного союза, а также другие валюты;

    ·    при создании соответствующих предпосылок может быть создана коллективная валюта;

    ·    правительства и центральные (национальные) банки участников принимают меры внешнеторгового и валютного регулирования, способствующие развитию на территории их государств полноценного валютного рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи национальной валюты за национальные валюты других участников платежного союза и за иные валюты;

    ·    государства - участники обеспечивают для резидентов возможность приобретения иностранной валюты в обмен на национальную для осуществления текущих операций, а для независимых нерезидентов возможность владеть национальной валютой и использовать ее для оплаты приобретения товаров и услуг как в данном государстве, так и для расчетов с третьими странами;

    ·    обменный курс национальных валют определяется на основе спроса и предложения на валютных биржах либо на межбанковском валютном рынке;

    ·    государства - участники применяют согласованный режим использования остатков средств на банковских счетах, принадлежащих нерезидентам, определяет порядок расчетов по операциям неторгового характера (прежде всего социальным платежам).

    Однако целостность концепции платежного союза и его механизмов еще не разработано. Идет поиск подходов к этой проблеме.

        На данном этапе, после того, как прошла вторая волна введения национальных валют и денежных знаков (Казахстан, Узбекистан, Молдова), и на период до становления национальных валют и достижения их свободной взаимной конвертируемости, на первый план выдвигаются вопросы  нормализации уже в ближайшее время, в текущем году, платежно-расчетных отношений России и других государств СНГ в обоюдных интересах развития их торгово-экономического сотрудничества.

        Сложившаяся ситуация требует срочно, не дожидаясь целостного построения платежного союза и начала работы Межгосударственного банка. ввести в действие платежно-расчетный механизм с целью нормализации и развития экономических связей между государствами СНГ. И сделать это возможно прежде всего на двухсторонней основе со странами ближнего зарубежья в русле экономического пространства.

        Двусторонние платежные отношения мы рассматриваем как малые платежные союзы, как необходимый и реальный первый этап к будущему построению многостороннего платежного союза  и Межгосудартвенного банка на завершающей стадии формирования Экономического союза.

    Движение  к валютному союзу.

        Накануне распада СССР,  в 1989 г., средние стандартные отклонения выявленных сравнительных преимуществ по агрегированным отраслям промышленности тогдашних союзных республик выражались в таких цифрах, которые показывали  наличие внутри Советского Союза по крайней мере трех субрегионов,  характеризующихся различными типами между-народного разделения  труда;  только  славянские республики образовали ядро продвинутого  типа  международного  разделения  труда  со сравнительно крупными долями внутриотраслевой торговли.  Это означало, что только данные республики были объективно подготовлены к тому, чтобы двигаться  вперед  к более сложным формам экономической интеграции, включая валютную.  С изменением структуры внутререгиональной  торговли материальная база  экономической интеграции в СНГ постепенно исчезает. В 1994 г. доля торговли в рамках СНГ по отношению общему внешнеторговому обороту стран СНГ не превышала 40%,  т.е. достигла таких же по-казателей, которые характеризовали долю внутренней торговли  в  рамках ЕС по  отношению  к внешнеторговому обороту стран Бенилюкса в 1958 г.; по сравнению с показателями 1993 г.,  торговля  в  отдельных  отраслях упала на 20-70%.  В результате этого структура взаимной торговли стала более “тяжелой” даже по сравнению с советским периодом: топливно-сырьевые товары составляют 90% товарооборота.

        В тоже время,  однако,  предпринимаются усилия для развития более сложной формы экономического сотрудничества - таможенного союза,  пока только с участием Беларуси и Казахстана.

        С этой целью 21 января 1995 г.  Россия, Беларусь и Казахстан подписали соглашение,  которое развивает содержание Договора об  экономическом союзе от 24сентября 1993 г.  Соглашение предусматривает образование полноценных валютных рынков, введение рыночных обменных курсов национальных валют и создание платежной системы через уполномоченные коммерческие банки.  Однако следует подчеркнуть,  что Казахстан  имеет тот же  тип  структуры вкладов (endowments) производственных факторов, что и четыре среднеазиатские республики; в 1970-1990 гг. эти пять республик Центральной Азии составляли группу искусственно сверхиндусстриализованных традиционных обществ с ежегодными темпами роста  выработки на одного  занятого  менее 2%  и роста капиталловоруженности на одного занятого более 3,5%.  Поэтому похоже,  что Казахстану (не говоря уже о Кыргыстане) придется  пройти  определенный (не обязательно длительный) период деиндусрализации. Следовательно, в стратигическом смысле его не стоит рассматривать как надежного партера - крайне мере в том, что касается более высоких ступеней финансового сотрудничества.

        Если оставить в стороне политическое соображения, то наиболее рациональным составом группы,  которая образовала бы ядро финансовой интеграции СНГ,  были бы Россия, Беларусь и Украина (в 19944 г.  на эти две славянские республики приходилось 70,5% российского экспорта в СНГ и 60,8% импорта из него). Если международная валютная система СНГ имеет шансы на существование, то она может сложиться только в виде механизма “с двумя скоростями”.  Следует подчеркнуть,  что это предумотренно - правда,  в очень общей форме - в Президентском послании Государственной Думе на 1995 г. и согласованно участниками саммита СНГ в Алма-Ате в феврале 1995 г.

        Некоторые экономисты утверждают,  что было бы желательно, если бы роль общеевропейской валюты играла одна из существующих валют - например, британский фунт стерлингов (благодаря тому, что в этой валюте выражен большой государственный долг, что делает возможным существование значительного вторичного рынка). Предполагается, что можно “интернационализировать” валютный контроль над британским фунтом  стерлингов,  - при этом  Английский  банк  стал бы общеевропейским банком,  и под его наблюдением другие страны-члены такой валютной системы эмитировали  бы государственные долговые обязательства,  деноминированные в британской валюте. Пассивы национальных банков оставались  бы  национальными,  ни одно правительство  не  получало бы особого доступа к ссудам общеевропейского банка. Эта система в целом будет напоминать ту, которая намечена на третью стадию Европейского валютного объединения.

        Не останавливаясь на оценке возможных преимуществ  и  недостатков такой системы для Западной Европы, важно отметить, что она напоминает спонтанно развившийся международный (региональный)  финансовый механизм,  который  существовал  в  СНГ в 1992 - первой половине 1993 гг.,  так что приведенный пример ясно обнажает глубокую разницу в международных финансах между Европейским Сообществом (Европейским Союзом) и постсоветским экономическим пространством.  В самом деле, механизм, предлагаемый для европейской валютной системы,  объединяет некоторые функции Центрального банка России в валютной сфере СНГ  (большой просроченный государственный долг в рублевом выражении, неограниченный “вторичный рынок” для рублевых активов,  равны доступ для других центральных банков - через неограниченную одностороннюю кредитную экспансию - к выпуску “общих” денег наряду с “национальным” характером  обязательств центральных  банков) с некоторыми заявленными чертами (строгий контроль над денежной  экспансией,  отсутствие  заемщиков-“фаворитов”) Межгосудпрственного  банка  (которые  тогда остались на бумаге).  Контроль над этим банком был предметом разногласий между Россией и  ее партнерами по  СНГ,  которые добивались равных голосующих прав,  тогда как Россия настаивала на пропорциональности  голосов  размерам  нацио-нальной экономики.  Однако,  взяв  за  исходную точку “третью стадию”, международная валютная система СНГ стала развиваться в противоположном направлении.

        Недавняя история валютных соглашений в рамках СНГ  после  распада советской рублевой  систему - это история неупорядоченных усилий ввести в действие за очень короткое время такие  механизмы, которые принадлежат другим логическим ( и экономическим) стадиям международной и, в частности, европейской, валютной интеграции.

        Ссылаясь на опыт Европы, каждый новый шаг валютному союзу и либерализованным в рамках всей Европы валютным рынкам предусматривал укрепление официальных наднациональных механизмов;  напротив, в СНГ отсутствие механизма валютной интеграции, работающего на международном уровне, сопровождается недостаточной степенью либерализации (неразвитостью) рынков капитала и иностранных валют  в  странах  Содружества.  В  постсоветском экономическом пространстве через границы стран СНГ перемещается прежде  всего  капитал, управляемый государственными органами.  Поскольку в течении всего периода после распада СССР  структурным  кредитором  была  Россия,  то иногда утверждается,  что  нужна система открытых межправительственных трансфертов, которая позволила бы устранить искажения цен на рынке СНГ и в  тоже время обеспечить энергоимпортирующие страны СНГ необходимыми для них капитальными ресурсами.  В 1993-1994  гг.  была  сформирована система платных межправительственных кредитов.  Она заменила существовавшую до этого систему бесплатных (беспроцентных) “технических”  кредитов, которым  был  придан  межгосударственный характер.  Большинство стран СНГ являются должниками России, однако их задолженность российским частным поставщикам иногда выше.  В 1994-1996 гг. только Украина должна выплатить России 1,605 млрд.  долл. США в качестве официального обслуживания долга.

        Как это ни парадоксально,  весьма вероятно,  что Россия  является нетто-импортером капитала.  Однако  ввиду того,  что счета,  отражающие движение капитала,  находятся под строгим контролем,  приток  капитала влияет на рубль косвенно,  т.е. через спрос на рубли, а через увеличение денежных агрегатов (эффективный спрос)  в  национальной  экономике (чистый приток капитала составляет около 11% ВВП, а скорость обращения денег (М2) в среднем 8,4 раза в 1994 г.  и более 10 раз в  I  квартале 1995 г.,  дополнительное приращение денежной массы в российской экономике может быть оценено как довольно значительное).

        В то же время спрос на деньги в остальных странах СНГ претерпевает относительное сокращение;  однако экспорт монетарной  экспансии  из СНГ после 1992 г., как бы он ни снижался, принимает разнообразные формы и никогда не прекращается.  Это дает дополнительный толчок инфляции и, тем  самым,  обесцениванию рубля по отношению к твердым валютам.  В результате этого рубль в конце концов падает,  а валюты  других  стран СНГ остаются на уровне более высоком, чем уровень паритета покупательной способности. Таким образом, традиционные теоретические построения, возражающие против  либерализации  счетов  движения капитала на ранних стадиях перехода к свободному рынку из опасения, что она может вызвать приток капитала,  который повлечет за собой повышение курса национальной валюты и будет сдерживать товарный экспорт, в данном случае неприменимы, поскольку движение капитала приобретает нетипичные формы с неожиданными последствиями.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.