МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: СНГ:на пути к экономическому союзу

        Еще важнее  экономический союз России с государствами СНГ в перспективном плане.  Перед  странами  все   настойчивее   встают   задачи структурных преобразований в производстве и внешней торговле, перехода к прогрессивным  технологиям  и  новейшей  технике.  Для  этих   целей потребуется огромные  инвестиции.  Необходимо  тщательно  взвесить,  в каких случаях нужно создавать новые производства или  реконструировать действующие мощности.

        Экономический  союз  позволил  бы  ввести в эту работу по согласованным программам при соблюдении взаимных  интересов, с использованием возможностей кооперации партнеров. В результате можно было бы увеличить на качественно новой основе емкость  рынка  взаимной торговли.

        Интересы России в контексте создания экономического союза должны, конечно, иметь   более  широкую  трактовку,  чем  выгоды  от  взаимной торговли. Можно  дороже  продавать  странам   Содружества   российские энергоносители и  сырье,  но  терять  во  сто  крат больше от снижения производства или даже остановки  многих  предприятий  в  России  из-за прекращения поставок  сырья,  оборудования,  комплектующих  изделий из стран ближнего зарубежья.  Расчеты на быстрое налаживание собственного производства всего того, что поступает из ближнего зарубежья, или на закупки такой продукции на мировых рынках вряд ли являются состоятельными.

        В рамках экономического союза можно успешнее решать вопросы  экономической безопасности  России. Огромную экономию дало бы избавление от необходимости обустройства таможенных границ.  Получила бы расширения и  проблема обеспечения бесперебойной работы транспортных артерий, соединяющих Россию с внешними рынками (железодорожный и  автомобильный

    транспорт, газо- и нефтепроводы,  магистральные ЛЭП и т.д.). С распадом СССР она лишилась, как известно, большинства важнейших экспортных портов. Представляется,  что  угроза  нарушения транзитных коммуникаций в случае резкого отношения России с соседями  может  перевесить  все  ее иные выгоды.  Еще  более сложным и дорогим делом явилось бы создание в России собственных выходных портов и коммун________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ территории государств ближнего зарубежья живут 28 млн. русских, судьба которых, естественно, не может учитываться при формировании российской политики.  Имея ввиду утвердившуюся за долгие годы практику тесного  межнационального  общения, очевидно, потребуется и впредь в максимальной возможной мере сохранить свободу передвижения и контактов населения России и  государств  ближнего зарубежья,  независимо  от  введения на границах пограничного или таможенного контроля.

         Наконец, экономический  союз  способен облегчить решение вопросов военно-политического взаимодействия государств  Содружества.  Вряд  ли содействовать российским  интересам окружение России (или даже отделение ее от Западной Европы) недружелюбно настроенными государствами. Да и в  общем геополитическом плане место России в мире во многом определяется тем, насколько способна она служить в качестве моста, связующего Европу и Азию.

        Представляется, что  перечисленные  аргументы  свидетельствуют  о достаточной основе для постепенного формирования тесного экономического союза (сообщества) государств ближнего зарубежья. Более того, полагаем, что  если  исходить не из конъюнктурных соображений,  а факторов длительного действия,  разумной альтернативы такому курсу нет.  Первые негативные последствия свертывания взаимных хозяйственных обменов, которые ощутили практически все бывшие республики СССР,  доказывают  это вполне убедительно. Конечно, при этом нельзя недооценивать трудности и препятствия, возникающие на пути к экономическому союзу.  Речь идет  в первую очередь о существенных различиях в экономическом развитии государств ближнего зарубежья.  По основным показателям национального  богатства, например,  республики  Центральной  Пзии и Закавказья заметно  уступают России, Белоруссии, Украине, а тем более, государствам Балтии.

        Известные различия  существуют между республиками и в степени зависимости от внешних поставок.  Относительно более высоким потенциалом для обеспечения своих нужд за счет внутренних ресурсов обладают помимо России Украина и Казахстан. Указанные государства, а также Азербайджан  и Туркменистан располагают и сравнительно лучшими,  чем другие республики, природными и экономическими возможностями  для  создания  национальных хозяйственнных комплексов, достижения сбалансированности внешнеторгового обмена.

        Такого рода  особенности приобретают большое значение в настоящее время, когда коренным образом изменились условия взаимодействия бывших союзных республик как на макро -  так и микроуровне.  С распадом Союза и образованием не его территории новых независимых государств прекратила существование общесоюзная   система  регулирования  межреспубликанских экономических связей. В то же время осуществляемые в этих государствах рыночные преобразования находятся,  по сути дела, на начальной стадии: они привели в лучшем случае к ликвидации  прежнего  планово-командного отношения, но не создали пока полноценных рыночных отношений. Провозглашенный курс на создание рыночной экономики реализуется на практике с крупными расхождениями в темпах и направлениях, что усиливает различия  в условиях хозяйствования в странах СНГ.

        Положение усугубляет  охватившим  эти страны экономическим кризисом, сопряженным с дезорганизацией и спадом производства, растущим дефицитом материных  и  финансовых ресурсов,  снижением жизненого уровня неселения. В результате все чаще вводятся  запреты  и  ограничения  на взаимные поставки, нарастает соблазн ослабить в какой-то мере возникающие трудности за счет сепаратистких акций.

        Все это,  естественно,  не может не накладывать свой отпечаток на формирование национально-государственных интересов стран СНГ, на выработку их политической линии в отношении взаимного сотрудничества вообще и экономического союза в частности.

        Нельзя игнорировать и временный интерес отдельных стран к участию  в экономическом союзе:  значительный спад производства  и  потребления заставляют их искать способы приостановления этого процесса, последующей его стабилизации,  чтобы затем, уже в более спокойных условиях реформировать национальные  экономики.  Практические  соображения такого рода отнюдь не противоречит концепции экономического союза, рассматриваемой для  определенного периода и рассчитанной на совместное выживание в условиях распада единого народнохозяйственного комплекса.

         Поэтому на определенный период будет сохраняться общая заинтересованность разных стран в участии в экономическом союзе, и ее необходимо  использовать для экономических позиций России.

       --------  Вместе с тем неверно представлять этот союз как образование  единой экономической плотности. Вероятно, сначала может сложиться ядро из таких стран, как Беларусь, Казахстан и Россия, с более развернутым набором взаимных  обязательств,  обеспечивающих необходимую для них степень интеграционного взаимодействия.  Это ядро  затем,  видимо,  будет  “обрастать” теми  странами,  для  которых такая степень взаимодействия еще не стала потребностью. Поэтому они могут участвовать (помимо договора) в более узком наборе соглашений,  обозначая тем самым свое ассоциированное членство.

    Следовательно, прежде  всего следует совместно срочно решить вопросы координации использования мощностей бывшей “промышленности  союзного значения” (наиболее острые из них - снабжение,  кооперация, сбыт, занятость). Большинство остальных вопросов, связанных с функционированием экономического союза (расчеты в валюте и их организации,  погашение задолженности, таможенные тарифы и другие условия взаимной торговли), являются  хотя и важными,  но производными.  Этот предварительный этап, которого не было в условиях западного типа интеграции,  обязателен и  исторически  обусловлен для возникших на развалинах Союза стран СНГ.

    Особенность функционирования экономического союза в ближайшие годы состоит также в том,  что он вынужден будет опираться прежде  всего на государственные структуры в сферах производства, обращения и управления воспроизводственным процессом,  поскольку государственная  собственность пока  является  господствующей  во всех без исключения странах-участницах подготовки Договора. Отсюда и первый этап должен иметь, по всей вероятности,  характер не рыночный,  а преимущественно прямого государственного вмешательства в вопросы хозяйственного взаимодействия на уровне отраслей, регионов, крупных предприятий.

    Промышленность общесоюзного значения “строилась” на средства  союзного бюджета практически всей страны. Поэтому объективной силой, активно действующей в противоположном государственному  размеживанию направлении, является сложившийся за многие годы внутрисоюзное территориальное разделение труда.  Подчеркнем,  что речь идет не о межреспубликанском, а имено о сложившимся в рамках единого государства территориальном разделении труда,  ибо при наличии  действительно  межреспубликанской специализации экпортного типа не было бы сегодня таких проблем с несбалансированностью расчетов,  отсутствием альтернотивного  производства и структурной ущербностью республиканских комплексов,  во многих из которых попросту не созданы отрасли,  обеспечивающие повседневные нужды населения.

    В то же время размещение новых технологических комплексов на территории бывшего  Союза  совсем  не  адекватно критериям международного разделения труда.  Оно было рассчитано на автономную  от  мировых  цен систему внутреннего ценообразования и зачастую заведомо предполагало, - как, например,  в металлургии,  - дотирование в рамках общесоюзных министерств плановых  убытков  добывающих  стадий  производства  за счет больших прибылей третьего и четвертого переделов.  Отсюда и возникли и сопротивление бывших  общесоюзных предприятий межгосударственному размежеванию и попытки преодолеть появившиеся  проблемы  различного  рода отраслевыми соглашениями и созданием регулирующих отраслевых органов.

    После распада СССР до 45% производственных мощностей общего машиностроительного комплекса оказались за пределами России. Дезинтеграция единого хозяйственного комплекса привела к тому,  что некоторые бывшие республики стали  монопольными производителями отдельных комплектующих изделий и технологического оборудования,  необходимых другим республикам, или единственными обладателями некоторых видов сырья и полуфабрикатов.

    В сфере производства стремление к интеграции проявляется наиболее активно. Так,  в ряде отраслей созданы межгосударственные координирующие органы. в том числе в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в гражданской авиации,  агропромышленном комплексе, научно-техническом сотрудничестве, экологии и метеорологии, использование космического пространства.  Положено начало объединению материальных и  финансовых ресурсов заинтересованных стран СНГ для осуществления крупных проектов, в частности,  по строительству автозавода в Елабуге, преодолению последствий  катастрофы  на Чернобольской АЭС,  решению проблемы Арала, сохранения рыбных ресурсов  Каспия.  Достигнуты  многосторонние договоренности о  применении в качестве межгосударственных действовавших в СССР стандартов и эталонов о скоординированном проведении сертификации продукции,  развития взаимодействия в области науки,  техники, подготовки кадров.

    Представляется, что государствам,  образующим экономический союз, целесообразно в первую очередь условиться о применении системы  согласованных мер,  стимулирующие кооперационные связи и поддержку предпринимательства, особенно международного, включая:

    ·    отмену  импортных  и экспортных пошлин,  а также количественных ограничений на изделия,  поставляемые по кооперации,  и услуги  производственно-технического характера,  оказываемые по прямым связям партнерам;

    ·    создание единого правового и экономического режима деятельности хозяйствующих субъектов на территории государств-участников;

    ·    обеспечение для них равных экономических условий инвестирования капиталов, участия в  приватизации  и  акционировании  государственнойсобственности;

    ·    предоставление льгот в налогообложении и кредитовании,  в тамо-женном обложении  при  создании совместных предприятий,  международных корпораций, объединений и других транснациональных структур.

    Под тем же углом зрения следовало бы состыковать программы приватизации, имея ввиду прежде всего закрепить  отношениями  собственности взаимосвязи участников технологических комплексов и кооперативных производств, расположенных в странах ближнего зарубежья. в практику начинает входить перекрестное акционирование смежных предприятий. О применении такой формы договорились представители России и Казахстана. Россия и  Украина  намечают  перекрестное  акционирование как предприятий нефтегазового комплекса, так и сопряженных с ними машиностроительных и металлургических производств.

    Такие проекты заслуживают всемерной поддержки со стороны экономического союза.  Они открывают реальный путь к созданию транснациональных объединений,  основанных на взаимной заинтересованности участников этого союза в производственной кооперации.

    Потребность в них ощущается все острее,  учитывая  начавшийся  во многих странах  СНГ  процесс  переориентации и перепрофилирования ряда действующих производств, а также организации новых предприятий с привлечением капиталов  и  технологий  из дальнего зерубежья.  Возникает, в частности, вопрос о судьбе бывших  предприятий  союзного  значения,  в продукции которых  мало  заинтересована унаследовавшая их от СССР республика, но которая необходима партнерам в странах ближнего зарубежья.

    Формы их  поддержки могут быть самыми различными - от выкупа предприятия при его акционировании до  включения  в  состав  транснациональных корпораций с  соответствующей программой перепрофилирования.  В рамках экономического союза в принципе значительно облегчается процесс  структурной перестройки  промышленности по общим или согласованным программам, путем инвестиций, создания финансово-промышленных групп смешанной собственности. Особенно  целесообразно  применение таких форм при конверсии предприятий военно-промышленного комплекса.

    Большой взаимный интерес в этом плане представляют и системы инфраструктуры союзного значения (транснациональные  железнодорожные  магистрали, единая  энергосистема,  сеть  газоснабжения).  Важно было бы сохранить их транснациональный характер,  восстановив  прежнюю  четкую диспетчеризацию управления  и  внедрив новую систему затрат и расчетов между участниками из разных республик.  Последние должны бы стать совладельцами, а не владельцами отдельных частей, ибо эффективное функционирование таких систем возможно лишь как единого целого.

    Нельзя не отметить,  что для России судьба бывшей союзной промышленности имеет особое значение, так как на большинстве таких предприятий занято в основном русскоязычное население.  Видимо, было бы эффективнее обеспечить им занятость по прежнему месту жительства,  чем создавать новые рабочие места и жилье при их миграции в Россию.

    Весьма актуальный характер имеют проблемы ценообразования,  в том  числе во взаимной торговле.

    Не секрет,  что в наследство от бывшего СССР получило искусственную систему цен, отклоняющуюся от мировых пропорций и многоярусную для отдельных товаров в зависимости от каналов обмена ими.  Создавая очаги неэквивалентности, такая  ситуация приводит к общему расстройству взаимных платежей.

    Мировой опыт показывает, что ценообразование является структурной проблемой, не имеющей быстрых решений (их результатом может быть только инфляция), и требующей компетентного и гибкого сочетания в этой области свободной игры рыночных сил и  государственного  воздействия  на цены.

    Очевидно, что введение в торговле между странами СНГ сразу  мировых цен  было  бы  преждевременным из-за резких отличий по сравнению с внешним миром в производительности труда в обрабатывающей  и  ренты  в добывающей промышленности.  Однако,  вполне  возможно создание условий для постепенного возврата пропорций  товарообмена  внутри  СНГ  к  его реальным стоимостным характеристикам.  В частности, бесспорными представляются следующие выводы:

    ·    ценообразование  и  структура  цен в СНГ в целом и в каждой его отдельной стране,  особенно входящей в рублевую зону,  останется искаженной до тех пор, пока для приближения внутренних цен к мировым будет использоваться совершенно искусственный и  оторванный  от  стоимостной базы биржевой курс рубля к доллару. При переплетении биржевых спекуляций и инфляции такой мультипликатор лишь отдаляет расчетный эквивалент внутренних цен  от мировых,  провоцируя дальнейшую инфляцию в России и ее экспорт в другие страны СНГ;

    ·    различие  цен  на одинаковые товары в разных странах СНГ вполне обоснованно и,  как повсюду в мире,  является предпосылкой  разделения труда и  товарообмена; 

    ·    возникающие при этом национальные сверхприбыли могут корректироватья либо государством (фиск), либо рынком (плавающие курсы валют);

    ·    целесообразно последовательно сокращать зону регулируемого  це-нообразования во взаимном товарообмене, расширять сферу действия межпредпринимательского обмена,  где  нарождающаяся  конкуренция,   биржи, сравнительные издержки и т.п.  могут быстрее приблизить цены товаров к их реальным стоимостным показателям;

    ·    странам СНГ пора заняться эффективной демонополизацией, понимая ее не примитивно (как борьбу с “гегантизмом”),  а в подлинном  смысле, т.е. как  борьбу с недоброкачественной ограничительной деловой практикой предприятий, в том числе коллективной на рынке.

    По расчетам Министерства экономики РФ,  в 1992 г. соотношение цен на вывозимые из России сырье и энергоносители и ввозимые  продовольствие и сельскохозяйственное сырье было ей не выгодно и приводило к экономическим потерям.  По оценкам, из 17 млрд.долл., составивших в 1992 г. фактической субсидирование партнеров из ближнего зарубежья, 11 млрд.долл. приходится на скрытые ценовые дотации.

    В 1993  г.,  по данным Центра экономической конъюктуры при правительстве РФ,  применялась следующая практика ценообразования:  в целом на поставки продукции и услуг - свободные рыночные договорные цены (их база неизвестна,  но, видимо, нижний предел - оптовые цены страны-производителя); не стратегически важные товары - цены, ориентированные на мировые, с ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту по коэффициентам: на  уголь, нефть, газ, нефтепродукты - при наличии двусторонних соглашений - внешнеторговые, но не ниже цен промышленности, действующих  на  территории  Российской Федерации;  при отсутствии соглашений - цены,  рассчитанные, исходя из ежеквартального уровня мировых цен с пересчетом в рубли по среднему рыночному курсу.

    Этот временный порядок нуждается в уточнении и согласовании, поэтому было бы целесообразно в ходе переговоров и подготовки необходимой документации по вопросам создания экономического союза договориться  о принципах ценообразования  и порядке согласования цен во взаимной торговле.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.