МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Управление финансами на предприятии

    Тем самым подчеркивается исключительная важность этой функции. Вне зависимости от организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

    В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблема имеет существенное значение для предприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала.

    Финансовый менеджер осуществляет оперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

    1.  Общий финансовый анализ и планирование;

    2.  Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

    3.  Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

    Выделенные направления деятельности одновременно определяют и основные задачи, стоящие перед менеджером. Состав этих задач может быть детализирован следующим образом.

    В рамках первого направления осуществляется общая оценка:

    а)  активов предприятия и источников их финансирования;

    б)  величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;

    в)  источников дополнительного финансирования;

    г)  системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

    д)  Второе направление предполагает детальную оценку:

    е)  объема требуемых финансовых ресурсов;

    ж)  формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);

    з)  степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время);

    и)  стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств);

    к)  риска, ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

    Третье направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:

    ¨  оптимальность трансформации финансовых ресурсов;

    ¨  эффективность финансовых вложений.

    Принятие финансовых решений с использованием приведенных оценок выполняется в результате анализа альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности.

    Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

    1.  Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

    2.  Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

    3.  Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

    Существуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

    Финансовые активы включают:

    Ø  денежные средства;

    Ø  контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;

    Ø  контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

    Ø  акции другого предприятия.

    К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

    §  выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

    §  обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

    Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

    Существует и более упрощенное понимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

    Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

    v  бухгалтерская отчетность;

    v  сообщения финансовых органов;

    v  информация учреждений банковской системы;

    v  информация товарных, фондовых, валютных бирж;

    v  прочая информация.

    Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ.

    Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

    1.3 Управление финансовыми ресурсами в условиях кризиса

    Мировой финансовый кризис, набирающий обороты с августа 2008 года, повлиял на прибыль большинства компаний в мире. Многим оказалось не по силам бороться, и они закрыли свою деятельность. Многие держатся на плаву, но ощущают серьезное уменьшение прибыли. Руководителей таких компаний волнует вопрос о том, как приспособиться к новым условиям, не допустить дальнейшего снижения рентабельности или даже повысить прибыль своего бизнеса.

    Прежде всего, необходимо осознать, что такого же процветания, как раньше, не будет еще долгое время. Следует смещать приоритеты от повышения прибыли в сторону сохранения имеющейся прибыли и недопущения её дальнейшего падения.

    Необходимо проводить проверку финансовой, производственной, маркетинговой деятельности своей компании. Выявлять слабые и сильные стороны, определять запас ресурсов трудовых, производственных, сбытовых.

    Уделять внимание нужно в первую очередь проблемам, которые могут привести к банкротству или остановке бизнеса. Далее решаются проблемы, которые отрицательно воздействуют на доходы. И потому уже делаются попытки увеличить прибыль.

    Теперь рассмотрим те меры, которые можно предпринять, в порядке убывания их важности.

    Затраты на аренду недвижимости: офиса, склада или здания, составляют существенную долю в расходах компании. Если эти площади используются не на 100%, либо их использование не направлено на получение прибыли, то необходимо освободить свободные метры или сдать их в субаренду.

    При снижении оборота компании образуются неиспользуемые трудовые ресурсы. Не имеет смысла содержать лишних сотрудников. Как это ни печально, но увольнять иногда приходится. Нельзя забывать о том, что снижение доходов может быть вызвано сезонным и другими факторами и носить временный характер. Поэтому, прибегая к подобным мерам сокращения расходов, необходимо быть предельно дальновидными, чтобы не испытать нехватку сотрудников, во время оживления торговли, например, в преддверии праздников. Нередко бывает, что прибыль в предпраздничные дни превосходит убытки, понесенные за несколько месяцев до праздников.

    Снижение зарплаты – это ещё одна радикальная мера. Однако она должна найти понимание среди сотрудников компании, правда, для этого необходимо провести разъяснительные беседы с людьми. Необходимо дать людям понять, что без принятия экстренных мер бизнес остановится, и им придется снова ходить на собеседования в поисках работы, за которую, скорее всего, платить будут меньше. Сотрудники должны понимать, что уровень жизни снизился повсеместно. За те же деньги теперь нужно работать больше или эффективнее. Идеальным решением было бы равномерное снижение уровня оплаты труда на всех должностных уровнях, от высшего менеджмента до рядового исполнителя. Как вариант можно уменьшить долю оклада и увеличить процент от реализации в составе оплаты труда. Такая мера будет хорошим мотивирующим фактором.

    Всем известно, что эффективность рекламы весьма сложно поддается оценке. Именно по этой причине, средства, выделяемые на проведение рекламных кампаний, очень часто расходуются нерационально, либо реклама оказывается неэффективной. В здоровой экономической ситуации эти огрехи не столь ощутимы, как во время кризиса. Рекламный бюджет всегда можно сократить, отказавшись от тех каналов распространения рекламы, которые недостаточно таргетированны, которые имеют слишком высокую стоимость контакта с целевой аудиторией. Полный отказ от рекламы лишь усугубит ситуацию, повлияв на объемы продаж. Стоит также рассмотреть возможности запуска нетрадиционной рекламы, которая в большинстве случаев имеет низкую стоимость, а при грамотной разработке приносит весьма ощутимый положительный результат. К таким видам рекламы можно отнести рекламу в Интернет, в том числе вирусную рекламу, партизанскую рекламу.

    Выполнение некоторых функций, например, ведение бухучета, транспортные перевозки или уборка территории и помещений, можно доверить специализированным фирмам со стороны, чтобы отпала необходимость в содержании специалистов, оборудования, транспорта, спецтехники и т.д. Это позволит снизить расходы на зарплату и уплату налогов. В большинстве случаев такой вариант сотрудничества себя оправдывает, так как фирма-аутосорсер может выполнить работу гораздо лучше за те же деньги (или дешевле).


    2. Характеристика и оценка управления финансовыми ресурсами ОАО «СИБУР – минеральные удобрения»

    ОАО «СИБУР – Минудобрения» создано в октябре 2006 года на базе активов по производству минеральных удобрений группы «СИБУР». Компания является 100%-ным дочерним предприятием ОАО «СИБУР Холдинг». Основа бизнеса компании – производство и реализация продуктов переработки природного газа. «СИБУР – Минудобрения» производит все основные виды азотных удобрений для аграрного комплекса, капролактам для химической промышленности. Производственные активы ОАО «СИБУР – Минудобрения» сосредоточены в восточной части России – в непосредственной близости от крупнейших предприятий отечественной горнорудной промышленности – потребителей аммиачной селитры промышленного назначения, и быстрорастущих азиатских рынков. Реализуя преимущества территориальной близости к наиболее перспективным потребителям, «СИБУР – Минудобрения» поддерживает эффективный баланс экспортных и внутренних поставок, максимально используя возможности и потенциал внешнего и российского рынков сбыта. «СИБУР – Минудобрения» входит в пятерку крупнейших производителей азотных удобрений СНГ и является крупнейшим поставщиком аммиачной селитры и карбамида российским промышленным потребителям.

    Рис. 1 Доля компании «СИБУР – Минудобрения» на рынке


    По итогам первого года своего существования компания продемонстрировала очень хорошие результаты, заложив прочный фундамент для своего дальнейшего развития. Выручка выросла на 27%, показатель EBITDA увеличился более чем в 3 раза и приблизился к 3 млрд. рублей. Рентабельность по EBITDA увеличена с 8% в 2006 году до 21% в 2007 году. В сегменте минеральных удобрений – основном бизнесе компании – рентабельность по операционной прибыли превысила 33%. Выпуск продукции в 2007 году увеличен в среднем на 12–18% по сравнению с 2006 годом.

    Рис. 2 Производственные мощности компании «СИБУР – минудобрения» в 2007 году

    Компания работает на динамично развивающемся рынке, рост которого в долгосрочной перспективе обусловлен целым рядом фундаментальных факторов. Рост численности населения в мире, качественное улучшение рациона питания, рост цен на продукты питания, дефицит мировых продовольственных запасов и все большая популярность биологических источников энергии способствуют росту спроса и цен на минеральные удобрения. В 2007 году, в частности, был отмечен серьезный рост цен на все группы минеральных удобрений – азотную, фосфорную, калийную.

    Благоприятная конъюнктура мирового рынка минеральных удобрений, безусловно, оказала позитивное влияние на финансовые результаты компании в 2007 году. Значимым фактором роста финансовых показателей стала также планомерная работа над повышением эффективности производства, снижением издержек и сокращением объемов потребления энергоресурсов, тарифы на которые растут опережающими темпами.

    Важным итогом работ по модернизации производственного комплекса стало ощутимое снижение норм расхода природного газа в производстве аммиака и карбамида. В 2007 году суммарный эффект от реализации программ энергосбережения, сокращения издержек и модернизации производственных мощностей позволил не только компенсировать негативное влияние роста тарифов естественных монополий, но и обеспечить почти половину годового прироста EBITDA компании.

    В 2007 году компания серьезно укрепила свои позиции на внутреннем рынке. «СИБУР – Минудобрения» стала крупнейшим поставщиком аммиачной селитры и карбамида внутри страны, обеспечив в общероссийском объеме продаж 18% и 31% соответственно. На внутреннем рынке компания ориентируется, прежде всего, на промышленного потребителя. Это позволяет компенсировать удаленность производственных площадок от основных сельскохозяйственных регионов РФ, а также высокую сезонность спроса с их стороны.

    В экспортной политике компания ориентируется главным образом на азиатские рынки, в непосредственной близости от которых располагаются основные производственные мощности компании, а также на рынки Европы и Южной Америки. Продолжая реализацию стратегии повышения акционерной стоимости компании через улучшение ее операционной эффективности, компания ожидает дальнейшего роста финансовых показателей в 2008 году. По прогнозам компании, показатель EBITDA увеличится более чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом и составит не менее 6 млрд. рублей. Рентабельность по EBITDA в 2008 году ожидается на уровне не менее 30%.

    2.1 Финансовая отчетность

    По итогам первого года деятельности «СИБУР – Минудобрения» продемонстрировала очень хорошие финансовые результаты – по всем ключевым показателям достигнут существенный рост.

    Таблица 1. Финансовое положение в 2007 году (в млн. руб.)

    31.12.2007 Изменение к 01.01.2007
    Активы 14 777 20%
    Акционерный капитал 7 489 12.9%
    Обязательства 7 288 28.5%
    Основной долг / акционерный капитал 49%

    Таблица 2. Ключевые финансовые показатели за 2007 год (в млн. руб.)

    2007
    Выручка 11 546
    Операционная прибыль 1 032
    EBITDA 2 175
    Чистая прибыль 940
    Норма прибыли по EBITDA 19%
    Денежный поток от операционной деятельности 363

    Значительное улучшение финансовых показателей объясняется не только ростом цен на минеральные удобрения, но и серьезной работой компании по повышению операционной эффективности. Последовательная реализация программ энергосбережения, снижения норм потребления сырья компенсировала негативный эффект от роста тарифов естественных монополий и прочих затрат и обеспечила суммарный эффект в размере 46% от годового прироста EBITDA.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.