Реферат: Эффективности методики оценки кредитоспособноcти клиентов коммерческого банка
Реферат: Эффективности методики оценки кредитоспособноcти клиентов коммерческого банка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА.. 6
1.1. Кредитная политика как основной
инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка. 6
1.2. Организация процесса управления
кредитным риском в коммерческом банке 15
1.3. Кредитоспособность заемщика и
методы ее оценки. 26
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА БАНКА.. 42
2.1. Сравнительный анализ кредитной
политики ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО «Ставропольпромстройбанка». 42
2.2. Оценка кредитоспособности
заемщика. 56
2.3. Эффективность методики оценки
кредитоспособности заемщика и ее совершенствование. 72
Заключение. 90
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 93
Приложения.. 95
Кредитно-финансовая
система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.
Развитие банковской системы и товарного производства исторически шло
параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки
опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал,
повышают общую эффективность производства.
Особую
роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник,
финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. С
переходом от командно-административной к рыночной экономике монополизированная,
государственная банковская структура становится более динамичной и гибкой.
Банковская система основывается на частной и коллективной собственности и
ориентирована на преодоление конкуренции и получение прибыли.
В
процессе проведения активных кредитных операций с целью получения прибыли банки
сталкиваются с кредитным риском, то есть риском неуплаты заёмщиком суммы
основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Для каждого вида
кредитной сделки характерны свои причины и факторы, определяющие степень
кредитного риска.
В
частности, он может возникнуть при ухудшении финансового положения заёмщика,
возникновении непредвиденных осложнений в его планах, не застрахованном
залоговом имуществе, отсутствии необходимых организаторских качеств или опыта у
руководителя и т.д. Эти и многие другие факторы учитываются работниками банка
при оценке кредитоспособности предприятия и обеспечения, предложенного в залог.
Задачи
улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают необходимость
использования экономических методов управления кредитом, ориентированных на
соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить
неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат
ссуд, снизить риск неплатежа.
При анализе
кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик
выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос
дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий.
Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами
руководителей предприятия. Состав и содержание показателей вытекают из самого
понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное
состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования
заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность
заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
Тема данной дипломной
работы: “Эффективность методики оценки кредитоспособности клиента” -
чрезвычайно актуальна. Всякая деятельность, какой бы она ни была, содержит в
себе известную долю риска и случайности самого различного характера. Любая
экономическая деятельность подвержена неопределённости, связанной с
изменениями обстановки на рынках, т.е. в значительной мере с поведением других
хозяйствующих субъектов, их ожиданиями и их решениями. Поэтому интерес к
данной теме никогда не снизиться, а методики будут расширятся и дополняться.
Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций
нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового
состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно
достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что
одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования
кредита. Исходя из изученного материала, данная тема довольно широко
раскрывается и представляет собой большой интерес для более глубокого изучения,
особенно в аспекте эффективности методик оценки кредитоспособности предприятий.
Данная тема представляет
собой большой интерес для исследования не только российских, но и зарубежных
экономистов. В научной литературе очень подробно уделяется внимание всем
аспектам данной проблемы, в частности финансовому анализу как предприятий, так
и кредитных учреждений. Но недостаточно информации по оценке эффективности
используемых банками методик оценки кредитоспособности клиентов.
Целью настоящей дипломной работы
является изучение подходов к анализу кредитоспособности клиентов, в том числе
на примере деятельности коммерческого банка «Пятигорск», и на этой основе –
выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса. Для достижения
поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-
дать
определение кредитной политики банка,
-
дать
определение кредитоспособности и кредитного риска,
-
определить
информационную базу анализа,
-
проанализировать
и сравнить кредитную политику ЗАО КБ «Пятигорск» с кредитной политикой ОАО
«Ставропольпромстройбанк»,
-
проанализировать
методику оценки кредитоспособности клиента на примере ООО «Стройтехцентр»,
-
рассмотреть
тенденцию изменения финансового состояния банка,
-
определить
эффективность методики оценки кредитоспособности клиента банка.
При написании работы
использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов,
раскрывающая принципы и методику исследования кредитоспособности заемщиков
кредитных учреждений США, Франции и России, финансовая отчетность ООО
«Стройтехцентр», которое функционирует в соответствии с уставом и другими
учредительными документами, финансовая отчетность ЗАО КБ «Пятигорск». Много
информации на данную тему представлено в периодических изданиях, таких как
Банковское дело, Деньги и кредит, Аудит и финансовый анализ, Банковский
журнал, Коммерсант, Экономика и жизнь. Кроме того, основу дипломной работы
составили законы, инструкции и другие правовые акты, а также внутренние
положения и инструкции коммерческого банка.
Для наглядности в
дипломной работе отражены диаграммы, графики и таблицы.
Практическая значимость
дипломной работы заключается в выводах, которые помогут коммерческим банкам
улучшить свою методику определения кредитоспособности клиента, а,
следовательно, и повысить свои финансовые показатели.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА
Кредитная
политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных
мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых
результатов, и является одним из элементов банковской политики.[1]
На первом этапе
реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в
стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа
отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности
персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие
ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне
поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше
к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих
необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и
подготовленным.[2]
Исходя из проведенных
исследований руководство банка принимает меморандум кредитной политики на
конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:
1. Основные направления кредитной работы
банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности
(нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и
защищенности от кредитных рисков, например:
– соотношения кредитов и депозитов;
– соотношения собственного капитала и
активов;
– лимиты сегментов портфеля активов
банка в целом;
– лимиты сегментов кредитного портфеля
(лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности,
одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 %
от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх
лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного
риска;
– клиентские лимиты:
а) для акционеров
(пайщиков);
б) для старых, с
определенной историей взаимоотношений, клиентов;
в) для новых клиентов;
г) для неклиентов банка;
– географические лимиты кредитования
(требуются для банков, имеющих иногородние филиалы с разным уровнем
подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также
для монобанков, но желающих проводить активные операции в определенных
регионах);
– требования по проведению работы с
обеспечением (виды залогов, стандарты оформления, маржа в оценке и т.д.);
– требования по документальному
оформлению и сопровождению кредитов;
– планируемый уровень кредитной маржи и
механизмы принятия решения об его изменении.
2. Утверждается Положение о порядке
выдачи кредитов, где отражается:
– организация кредитного процесса;
– перечень требуемых документов от
заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
– правила проведения оценки обеспечения.[3]
Только после принятия
этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о
внутренней готовности банка к работе по кредитованию.
Кредитная политика
коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и
источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо
вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков
притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть
основные факторы, воздействующие на эффективность
политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.[4]
К основным формам
повышения источников кредитного потенциала относятся:
— повышение числа банковских клиентов;
— увеличение средств существующих в
банке участников и клиентов;
— рост организационной сети банка;
— объединение средств участников и
клиентов банка по целевому назначению (например, создание общего фонда
жилищного строительства).[5]
Анализируя практику
коммерческих банков США в части соблюдения ликвидности, отмечено следующее:
"При хорошей организации работы по привлечению
ресурсов не имеет существенного значения количественное соотношение некоторых
статей актива с привлеченными депозитами. Действительно, более низкое
процентное соотношение среднесрочных и долгосрочных размещений средств по
активу с привлеченными депозитами значит меньше, чем более высокое соотношение,
если во втором случае обеспечивается стабильность депозитов из конкретных
источников на базе давно установленных традиционных связей".[6]
Экономичность, эффективность
использования и ликвидность средств предприятий и организаций непосредственно
отражаются на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен
хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие его
показатели, как:
— ликвидность баланса;
— рентабельность использования средств,
в частности оборачиваемость оборотных средств как реальный экономический
критерий степени ликвидности средств;
— планы производства и их соответствие
условиям рыночной конъюнктуры товаров;
— технический уровень предприятия и
перспективы его развития;
— удельный вес продукции, производимой
на экспорт, и др.
Средства населения должны
занимать особое место в банковской политике формирования средств кредитного
потенциала. Основные факторы, которые воздействуют на приобретение сбережений
населения, следующие:
1. Величина денежных доходов и
склонность к сбережениям.
2. Организация приобретения сбережений
путем широкой банковской сети.
3. Качество предоставляемых услуг
населению.
4. Организация информационной службы.
5. Техническая оснащенность отдела банка
по работе с населением.
6. Хорошие знания клиентов, их
региональное распределение, финансовые силы, интенсивность потребности и использования
депонированных в банке средств, надежность в выполнении обязательств, возможности
обеспечения и другие факторы, на основе которых можно создать реальное
представление о притоке и оттоке средств населения.[7]
Межбанковский кредит —
значительный источник средств для поддержания стабильности кредитного
потенциала. В зарубежной практике межбанковское кредитование:
— осуществляется, как правило, в целях
поддержания текущей ликвидности банка или обеспечения рентабельного вложения
средств;
— носит в основном краткосрочный
характер;
— является оперативным по способу
предоставления средств;
— происходит в рамках корреспондентских
отношений банков;
— представляет собой дорогостоящий по
отношению к другим источникам кредитный потенциал банка.[8]
Развитие межбанковского
кредитования обеспечивает хорошая информационная база, характеризующая
финансовое состояние банков, их платежеспособность и ликвидность. На практике
необходимы публикации балансов.[9]
Кредитная политика
коммерческого банка обеспечивает непрерывное использование
всех средств, которые создаются для удовлетворения подлежащих погашению обязательств
и минимального резерва ликвидности. Остаток средств необходимо реализовать на
денежном и кредитном рынке. Все сделки на денежном и кредитном рынке
регулируются особыми решениями органов управления банка.
Одна из основных целей
банковской политики в распределении средств кредитного потенциала — это
обеспечение соответствия структуры источников средств со структурой активов
банка. Так, "в США нет узаконенного коэффициента ликвидности, его определение
и поддержание являются задачей руководства банка. При этом исходят из того, что
тип привлеченных депозитов, источник их происхождения и стабильность являются
главными факторами, определяющими ликвидность".
Стратегия и тактика банка в сфере получения и предоставления
кредитов составляет существо его кредитной политики.
Кредитная политика банка включает в себя следующие элементы:
• определение целей, исходя из которых, формируется кредитный
портфель банка (виды, сроки, размеры и качество обеспечения);
• описание полномочий подразделений банка в процессе выдачи,
ведения и погашения кредита;
• перечень необходимых документов;
• основные правила приема, оценки и реализации кредитного
обеспечения;
• лимитирование операций по кредитованию;
• политику установления процентных ставок по кредитам;
• методики оценки кредитных заявок;
• характеристику диагностики проблемных кредитов, их анализа и
путей выхода из возникающих трудностей.[10]
Наличие ресурсов у банка и их структура обусловливают проведение
кредитной политики. Кредитная политика во многом зависит от ликвидности банка. Важный
критерий классификации кредитов — их обеспеченность. Обеспеченность в широком
смысле — это наличие гарантий, дающих уверенность в том, что ссуда будет
своевременно возвращена кредитору и за ее использование от заемщика будет
получена установленная плата.[11]
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении
принципов кредитования: срочность, возвратность, обеспеченность, платность и
дифференцированность.
Совокупное применение на практике всех принципов банковского
кредитования позволяет соблюсти интересы обоих субъектов кредитной сделки:
банка и заемщика.
Под методом кредитования обычно подразумевается совокупность
приемов, с помощью которых осуществляется выдача и погашение кредита. Таких
методов три: кредитование по остатку; кредитование по обороту; кредитная
линия.[12]
Кредитоспособность заемщика означает способность полностью и в
срок рассчитаться по своим долговым обязательствам и является одним из основных
объект ив оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений.
Кредитование проводится в несколько этапов: подготовительный;
рассмотрение кредитного проекта; оформление кредитной документации; этап
использования кредита и последующего контроля в процессе кредитования.[13]
Кредитная политика коммерческого банка — это комплекс мероприятий
банка, цель которых — повышение доходности кредитных операций и снижение
кредитного риска.
При формировании кредитной политики банк должен учитывать ряд
объективных и субъективных факторов (См.: Табл. 1.1).
Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и
процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности
по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика
обычно оформляется в виде письменно зафиксированного документа, который
включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче
кредита, а также процесс кредитования.[14]
Таблица 1.1
Факторы, определяющие Кредитную политику банка*
Макроэкономические |
Общее состояние экономики страны
Денежно-кредитная политика Банка России Финансовая политика Правительства
России |
Региональные и отраслевые |
Состояние экономики в регионах и
отраслях, обслуживаемых банком Состав клиентов, их потребность в кредите
Наличие банков-конкурентов |
Внутрибанковские |
Величина собственных средств (капитала)
банка Структура 'пассивов Способности и опыт персонала |
* Источник: Халевинская Е.Д. Банковские кредиты // Аудит и
финансовый анализ. – 1999. - №4. - С.23.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|