МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике

    Реферат: Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике

    Содержание.

    Введение. 2

    Финансовая политика СССР. 2

    Современная финансовая политика Российской Федерации. 3

    Изменения в системе управления финансами. 7

    Управление финансами в РФ. 7

    Изменения, произошедшие в государственном бюджете. 10

    Состав и структура государственного бюджета СССР. 10

    Доходы государственного бюджета СССР. 11

    Расходы государственного бюджета СССР. 12

    Состав и структура бюджета РФ. 13

    Доходы консолидированного бюджета РФ. 13

    Расходы консолидированного бюджета РФ.. 14

    Внебюджетные фонды РФ.. 15

    Пенсионный фонд РФ (ПФР) 16

    Фонд социального страхования (ФСС) 16

    Фонд занятости населения Российской федерации. 16

    Фонд обязательного медицинского страхования. 17

    Реформирование территориальных финансов. 17

    Территориальные финансы СССР. 18

    Изменения, произошедшие в банковской системе РФ в период перехода к рыночным отношениям. 19

    Сберегательный банк РФ.. 22

    Внешторгбанк России. 22

    Внешэкономбанк и государственный долг РФ. 23

    Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа. 24

    Изменения в налоговой системе РФ.. 26

    Сегодняшняя налоговая система России. 27

    Страхование.. 28

    Страхование в СССР.. 28

    Страхование в РФ.. 29

    Заключение.. 30

    Список используемой литературы. 32

    Введение.

    Начиная писать курсовую работу,  я много задумывался, почему именно выбрал эту тему. В прессе и на улице, буквально ото всех слышится обсуждение сегодняшней политики, экономической жизни, финансовой системы, реформ и грядущих событий. Да тот факт, что Россия перешла в новый этап развития - рыночных отношений, оставив позади более 70 лет  социалистического режима, не может остаться без обсуждения. Самая крупная и могущественная социалистическая страна, которая была в постоянных противоречиях с капиталистическими странами вдруг решила пойти по стопам капитализма! Произошли крупные и радикальные изменения во всех сферах жизни страны. Я хотел бы затронуть те изменения, которые произошли в финансовой системе. Об этом, конечно, написано много книг и статей, и мне стало интересно провести свой анализ финансовых систем СССР и России,  выяснить их различия и сходства, сделать свои выводы. Фактически, целью своей работы я поставил сравнение самых, на мой взгляд, главных сфер финансовых систем, их отличие и сходство, и после каждой главы я собираюсь делать небольшие заключения. 

    К сожалению, в период перехода к рыночным отношениям, правительство России не предугадало много промашек. Развал СССР, инфляция, стремительный рост цен, дефицит бюджета, падение рубля, финансовые кризисы – все это за пару лет привело нашу страну чуть ли не к краху.  Но все же переход к рыночным отношениям означал новый этап в истории России и как бы он плохо не начался, он развивается,  экономика и остальные ее сектора РФ возрождаются. Но в новой финансовой системе есть и свои плюсы, причем, значительные. Обо всем этом я собираюсь рассказать и хочу начать с краткого обзора финансовой политики, о тех важных изменениях, которые повлияли на остальные сферы финансовой системы.      

    Финансовая политика СССР

    СССР, используя административно – командную систему управления экономикой применяла планово- директивную финансовую политику. Основанная на государственной собственности, на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.  Цель финансовой политики в тех условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

    Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

    Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими незначительными изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% чистого дохода.

    Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

    Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов.  В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

    Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитие отраслей социальной сферы.

    Управления финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

    Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.) В тоже время использование такой финансовой системы в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

    Современная финансовая политика Российской Федерации.

    В период  1992 –1998 г. финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов:

    ·                                             Начатая в 1990 г. радикализация экономических реформ в сторону создания многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство;

    ·                                             Обострение политической борьбы по вопросу выбора пути трансформации советского общества; 

    ·                                             Непредвиденный многими реформами распад СССР и в силу этого неподготовленность вычленения финансовой системы России из общей финансовой системы СССР;

    Обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991 году из-за недостаточной эффективности эволюционных мер реформирования ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий.

    Отказ во второй половине 80 – х годов от монополии государственной собственности на средства производства стал причиной кризиса планово – директивной финансов политики СССР. Невозможность управления финансовой отношениями в негосударственном секторе экономики административными методами привела к необходимости пересмотра принципов проведения финансовой политики. К сожалению, в этот период это не было осознано государственными органами. Желание управлять по-старому при отсутствии объективных условий привело к кризису всей финансовой системы. Свидетельством этого кризиса являются огромный дефицит бюджета, нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей инфляция; рост внутреннего и внешнего государства, наличие большого количества убыточных предприятий, платежный кризис в народном хозяйстве, значительные суммы непроизводительных расходов и потерь, рост незавершенного строительства, кризис платежных отношений государства во внешнеэкономической сфере. 

    В 1991 — 1996 гг. стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании эле­ментов рыночного механизма и системе государственного регу­лирования экономики. Качественное изменение финансовой политики усложнило задачи, стоящие перед государством. Не­обходимо было не только обеспечить условия для создания ну­жного объема финансовых ресурсов, их рационального распре­деления, но и создать в кратчайшие сроки принципиально но­вый финансовый механизм во всех сферах и звеньях финансо­вой системы. Задача осложнялась также тем, что значительная часть общества несла материальные потери в связи с реформой ценообразования, усиливающейся безработицей и снижением реальной заработной платы.

    Во всяком случае, реформаторы и общественность ожидали от реформ больше, чем они смогли дать. Считалось, что базовой основой финансовой и в целом экономической политики являются либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости валюты и приватизация собственности. Именно в эту систему встраивались цели и механизмы финансовой политики.

    Освобождение цен привело к многократному росту: в 1992 г. потребительские цены возросли в 26.1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть и речи. Поэтому главной целью финансовой политики становиться снижение темпов роста цен и инфляции. Рост цен был, несомненно, связан с бюджетным дефицитом, поскольку чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Таким образом, ставилась задача снизить бюджетный дефицит до 3% , а затем в 1999 г. полностью обеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета на 1,5 – 2% должны быть выше расходов). Расходы бюджета постоянно были выше доходов, что привело к росту государственного долга и  сейчас в 2001 году планируется сровнять доходы и расходы бюджета.

    Основа современной финансовой политикиэто признание сво­боды предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственно­сти и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

    На этой основе разрабатывается принципиально новый фи­нансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую ос­нову, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъекты получают единые правила распре­деления созданных финансовых ресурсов на достаточно дли­тельную перспективу.

    Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики. Не следует забывать, что снижение налого­вого изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей задачей было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных аспекта.

    1.   Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита. Произошло сокращение бюджетного финансирова­ния оборонных отраслей промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на содержание убыточных  предприятий. К сожалению, при решении этих вопросов имеются крупные недостатки, которые связаны с планированием завышенных объемов бюджетного финансирования и поступле­ния доходов в бюджет. Это приводит к невозможности профи­нансировать в полном объеме запланированные расходы, а тем самым способствует усилению напряженности в экономичес­кой и социальной сферах жизни общества.

    2.   Изменение порядка предоставления бюджетных средств.  Все большее значение приобретает нормативный метод планирования расходов, особенно в непроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к выделению не только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных ссуд. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных средств.

    Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за последние 60 лет государственный кредит стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные фор­мы — различные формы краткосрочных и среднесрочных госу­дарственных займов при отказе от прямого кредитования рас­ходов со стороны Центрального Банка.

    Изменяется в последнее время организация бюджетной сис­темы. На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельно­сти и равноправии бюджетов всех уровней. Новое развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 г. при­меняется система трансфертных платежей, которая позволяет унизать объем предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации со среднедушевым бюд­жетным доходом отдельных регионов.

    Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяют­ся между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

    Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходи­мые средства для целевого финансирования социальных расхо­дов. Важную роль в решении этих проблем могут играть создаваемые в настоящее время негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе фи­нансирования пенсионных расходов.

    Развитие рыночных методов управления привело к демоно­полизации страхового дела и появлению страхового рынкасозданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению в соотноше­нии между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.

    Большие изменения потерпела финансовая система. Сегодня в состав системы финансов входят бюджетная система, целевые государственные фонды, финансы отраслевых и территориальных органов управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций. Финансовая система в ее широком  понимании включает в себя и кредитную систему. Центральным звеном которой являются банки. Структура финансовой системы, сложившейся в результате рыночных преобразований 90-х годов, представлена на схеме №1.

    Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и кон­трольных органов: Государственная налоговая служба, Феде­ральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государст­венный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием госу­дарственных органон контроля широкое развитие получил не­зависимый аудиторский финансовый контроль.

    Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный характер. В 1995 — 1998 гг. был намечен ряд мероприя­тий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет внутренних и внешних источников не кое развитие страны в целом и способствовало снижению ин­фляции. Основная задача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления финансовых ресурсов — полная сбалансирован­ность доходов и расходов федерального бюджета.

    В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффек­тивных налогов, расширения налоговой базы путем отмены ря­да налоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагае­мых доходов, постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление контроля за соблюдением налогового законодательства.

    Будет продолжаться государственная поддержка структур­ной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвести­ции, будут предоставляться в первую очередь для промышлен­ных высокоэффективных проектов на конкурсной осно­ве. В промышленности государственные инвестиционные ре­сурсы предусмотрено направлять на поддержку проектов, фи­нансируемых с привлечением частного капитала, с постепен­ным переходом от прямого государственного льготного креди­тования к долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению государственных гарантий предпри­ятиям для привлечения частных кредитных ресурсов. Предоста­вление государственных гарантий должно производиться в рам­ках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить прак­тику применения инвестиционных налоговых кредитов как час­ти инвестиционной политики государства.

    Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социаль­ные нужды. Основное направление здесь — повышение эффек­тивности использования средств, обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г.

    Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.