Реферат: Надежность коммерческих банков и основные методы ее определения
Поставленные проблемы предполагается рассмотреть в данной
бакалаврской работе, состоящей из трех частей. В первой части рассматриваются
факторы, определяющие надежность КБ: характеристики состояния Банковской
системы РФ на современном этапе, причин кризиса банковской системы, методы
определения надежности коммерческими банками. Рассматриваются внешние и
внутренние банковские риски и вопросы управления рисками. Раскрывается
необходимость и Ключевые слова:
В работе использовались материалы ИЦ ”Рейтинг”,
независимого агентства, работающее на рынке банковской информации, ,
монографии, статьи, данные финансовой отчетности предприятий и фирм.
Глава
1. Надежность коммерческих банков как необходимое условие развития банковской
системы России
В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса
в банках, принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка
является актуальной. Актуальность этой проблемы стала еще выше после
августовского банковского кризиса 1998г. еще выше. Последствиями этого кризиса
стали: отсутствие ресурсов для продолжения кредитования различных секторов
экономики, в том числе здоровой ее части что привело к стагнации производства,
падению экспортного потенциала, другим негативным экономическим и социальным
последствиям. Произошло огромное изъятие средств вкладчиков с банковских
счетов, что привело к резкому сокращению ресурсной базы банков, снижение
доверия к банковской системе и к отдельным банкам как со стороны самого
банковского сообщества, так и со стороны корпоративных клиентов. «Замораживание»
значительных объемов банковских активов в государственных ценных бумагах,
потеря банками ликвидности, значительные убытки, в результате снижение
суммарного капитала банковской системы практически до нуля.
Не лучше отношение к коммерческим банкам и у частных
вкладчиков. На вопрос «Как изменится Ваше отношение к надежности вкладов в
коммерческих банках после принятия закона "О гарантиях вкладов"?»
участники опроса, проводимого ВЦИОМ, дали следующие ответы: Никак не
изменится отношение у 2084 (80%) чел.; заметно улучшится - у 56 (2%)
опрошенных; 416 (16%) чел. думают, что их отношение улучшится частично; у 47
(2%) респондентов отношение частично ухудшится и заметно ухудшится - у 56 (2%)
опрошенных[6].
Диаграмма 1. Отношение населения к надежности коммерческих банков после
принятия Закона о частных вкладах
В высшую группу
надежности не попал ни один банк, к очень высокой группе относится только
Сбербанк России, к высокой группе надежности относится только Внешторгбанк
России, Газпромбанк, Международный московский банк.
В «Программе реструктуризации банковской системы России»[7]
отмечены основные проблемы большинства российских банков, накопившиеся в
течение 5-6 лет и приведшие банковскую систему страны к глубокому системному
кризису. Этими проблемами являются:
·
значительный объем выданных кредитов, которые либо не
обслуживаются заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками
банкам, в результате чего значительный объем банковских активов оказался
обесцененным и иммобилизованным;
·
тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных
акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их
финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков проводилась
исходя из корпоративных интересов отдельных групп клиентов и не учитывала
интересы частных вкладчиков и других кредиторов;
·
низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде
случаев – личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в
проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров;
·
использование некоторыми московскими банками значительных
государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного
наращивания размеров своего баланса и операций, что привело к чрезмерной
зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к
нерациональному использованию государственных средств.
В апреле 1999 года лицензию на проведение банковских
операций имели более 600 московских организаций. В середине апреля в Москве
прошел девятый съезд ассоциации российских банков (АРБ). Высокое собрание
почтили своим присутсвием первые лица правительства и Центрального банка.
Главной темой для обсуждения стало состояние российской банковской системы и
поиск путей выхода из кризиса. Выступавшие отмечали, что совокупный капитал
банковской системы России реально равен нулю, что денег на реструктуризацию
банков в бюджете нет, а помощь будут оказываться избирательно только тем
кредитным организациям, которые встроены в региональную и государственные
системы. Были и оптимистичные заявления о том, что реальность оказалась лучше
мрачных прогнозов конца прошлого года.
Однако общий тон выступлений был все-таки минорный, а
главным разочарованием прошедшего съезда, наверное, можно считать отсутствие
единства между правительством, ЦБ и банковским сообществом относительно того,
что нужно делать в сложившейся ситуации. Поэтому чего ждать дальше - массового
отзыва банковских лицензий у так называемых "финансовых бомжей" или
очередных кредитных вливаний в них остается только догадываться. Между тем
заочно в полемику вокруг путей санации российской банковской системы вступил и
председатель Всемирного банка Д.Вулферсон. Тон его заявления был достаточно
жестским. Порекомендовав "быть здоровым и богатым", т.е. обанкротить
банкротов и помочь тем, кто сможет устоять, г-н Вулферсон прозрачно намекнул на
зависимость между успехами реформ в банковском секторе и получением Россией
новых кредитов от ВБ. Так что дело по-прежнему за малым - начать и удачно
завершить реструктуризацию российской банковской системы.
Реструктуризация банковской системы – это управляемый мерами
Правительства Российской Федерации и Банка России, действиями учредителей и
руководителей кредитных организаций процесс преодоления финансовых трудностей
банков, проявившихся в период финансового кризиса. Целями реструктуризации
банковской системы являются:
·
выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее
капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для
банковского обслуживания потребностей реальной экономики;
·
выделение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих
перспектив дальнейшего существования;
·
выделение и реформирование крупных неплатежеспособных банков,
ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические
издержки;
·
восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков,
корпоративных клиентов и иностранных партнеров;
·
восстановление способности банковской системы проводить расчеты;
·
защита вкладов населения, размещенных в банках;
·
недопущение утраты банковских технологий и имущественных
комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной
банковской деятельности в среднесрочной перспективе;
·
отстранение неспособного к конструктивной работе банковского
управленческого персонала, его замена на профессиональных банковских
менеджеров, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов и акционеров
банка;
·
привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в
том числе иностранных инвесторов;
·
восстановление нормального функционирования финансовых рынков,
валютного, ценных бумаг, производных финансовых инструментов, межбанковского
кредитного рынка.
В процессе реструктуризации банковской системы Правительство
России, Банк России и российские банки должны руководствоваться следующими
основными принципами:
·
приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;
·
равное отношение к корпоративным кредиторам, в том числе к
иностранным;
·
открытость процесса реструктуризации обязательств и активов
банков перед кредиторами, вкладчиками и органами надзора;
·
первоочередная экономическая ответственность старых собственников
банка, выраженная в сокращении принадлежащего им банковского капитала;
·
привлечение кредиторов к управлению банками, подлежащими
реструктуризации;
·
оказание государственной поддержки только тем банкам, которые
самостоятельно стараются решить свои проблемы, принимают и успешно реализуют
собственные программы финансового оздоровления.
Удачный выбор банка потребителями банковских услуг –
предприятиями и частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными
критериями выбора банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых,
ассортимент предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и
цена услуг и, наконец, самое главное – надежность (устойчивость) банка.
Под надёжностью банка понимается его способность без
задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства.
Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с
применением широкого набора аналитических приемов.
Надёжность банка зависит от множества различных факторов.
Условно их можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним относятся
факторы, обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы,
определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики,
политический климат в стране, а также форс-мажорные обстоятельства. Если же
действие внешней среды относительно стабильно, то положение банка определяется
внутренним (эндогенным) положением.
К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным
уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми
банком операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным
капиталом, внутренняя политика банка.
Каждый из субъектов рынка (ЦБ,
коммерческие банки, предприятия и организации, аудиторские фирмы, местные и
центральные органы власти, физические лица) преследуют собственные цели при
анализе финансового состояния банка. Однако общей целью анализа для всех
субъектов является определение эффективности деятельности и степени надёжности
банка.
Анализ финансового состояния коммерческого банка можно
представить как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств,
потенциальных клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними
аналитическими службами банка.
Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со
стороны ЦБ, на основе рейтинговой системы и на основе публикуемой отчетности.
Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего
и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных
целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы
всей банковской системы.
В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:
n
разработка и проведение кредитно-денежной политики;
n
регулирование денежного обращения;
n
регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление
контроля за ними;
n
осуществление безналичных расчетов;
n
хранение золотовалютных резервов страны.
Одной из основных функций ЦБ является надзор за
деятельностью коммерческих банков. В успешном решении этой задачи большую роль
играет система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:
n
расчете обязательных нормативов;
n
анализе общей финансовой отчетности.
В последнее
время также были разработаны и рекомендованы к широкому применению:
n
анализ критериев проблемности коммерческих банков;
n
анализ системы показателей деятельности коммерческого банка при
принятии решений о выдаче ему кредитов Центробанка.
Как правило, в текущей работе подразделений ЦБ эти системы
оценок используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные
балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по балансовым
счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных экономических
нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской задолженности, другие формы
отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерческого банка
(вплоть до публикаций в печатных изданиях). Так как основным синтезирующим
источником информации о деятельности коммерческого банка является баланс,
анализ начинается с его «чтения».
В ходе анализа баланса определяются специализация
деятельности банка, состояние ликвидности, доходности степени рискованности
отдельных банковских операций.
Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся
информации о деятельности банка производятся:
в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с началом года и
другими отчетными датами за период, не менее одного года;
в сравнении с показателями деятельности других банков
региона, имеющих примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных
средств (капитала).
Основными направлениями анализ деятельности банка являются:
1. Соответствие
выполняемых банком операций оговоренным в выданной ему Банком России лицензии.
2. Выполнение
банком установленных экономических нормативов (количество случаев нарушений
каждого норматива, причин этого, принимаемые меры).
3. При
появлении в балансе банка новых балансовых счетов, ранее им не используемых, а
также при значительном (в несколько раз) росте остатков по тем или иным
балансовым счетам, значительном удельном весе отдельных балансовых счетов к
итогу баланса необходимо рассмотрение правомерности причин этого с получением
от банков, при необходимости, дополнительных справок, расшифровок.
4. Полнота
сформированного банком резервного фонда, источники его увеличения. При анализе
баланса банка необходимо обращать внимание на источники формирования резервного
фонда банка. В резервный фонд могут также перечислятся единовременные взносы
акционеров, пайщиков банка (при этом банком должны быть обязательно уплачены
налоги на прибыль и на добавленную стоимость), но только на безвозвратной
основе.
5. Достаточность
созданного банком резерва на возможные потери по ссудам исходя из качества
кредитного портфеля банка.
6. Анализ
структуры доходов, расходов и прибыли коммерческих банков производится на
основе отчета о прибылях и убытках и баланса. При анализе доходов (расходов)
следует определить удельный вес каждого вида доходов (расходов) в их общей
сумме. Динамика доходных (расходных) статей может анализироваться на основе их
сравнения с предыдущим периодом или плановыми показателями. Увеличение доли
доходов от небанковских операций или прочих доходов свидетельствует об
ухудшении качества управления активными операциями банка.
7. Состояние
платежной дисциплины банка: анализ остатков в кассе банка и на его
корреспондентском счете в РКЦ, наличие просроченной задолженности по
централизованным кредитным ресурсам и полученным межбанковским кредитам,
наличие не оплаченных банком исполнительных документов и расчетных (платежных)
документов в рублях и иностранной валюте, неудовлетворительных претензий
вкладчиков и т.п.
При анализе деятельности коммерческих банков используются
показатели, предусмотренные в Методике системы раннего реагирования по
выявлению проблемных банков.
В методике проблемные банки разбиваются на три группы:
Группа 1 – банки, имеющие первые признаки
проблемности.
Группа 2 – банки, испытывающие временные трудности.
Группа 3 – банки с первыми признаками банкротства.
К первой группе относятся банки, имеющие один или
несколько из перечисленных ниже признаков:
1. Убыточная
деятельность банка на одну отчетную дату.
2. Несоблюдение
норматива достаточности капитала на отчетную дату.
3. Недовзнос
в фонд обязательных резервов.
4. Наличие
просроченной задолженности свыше 5 % от суммы кредитных вложений.
5. Наличие
информации о резком изменении в составе собственников или руководителей банка.
6. Наличие
неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 4
даты в течение месяца и более.
Ко второй группе относятся банки, имеющие признаки
1-ой группы и один или несколько из перечисленных ниже признаков:
1. Убыточная
деятельность банка на протяжении трех последних месяцев.
2. Несоблюдение
норматива достаточности капитала и других нормативов в течение трех последних
месяцев без принятия коррективных мер.
3. Рост
в течение последних трех месяцев удельного веса просроченной задолженности в
общем объеме кредитных вложений (свыше 6 %).
4. Недостаток
созданного резерва на возможные потери по ссудам.
5. Наличие
неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 6
дат и более в течение месяца.
К третьей группе относятся банки, имеющие признаки
1-й и 2-й группы и один или несколько из перечисленных ниже признаков:
1. Убыточная
деятельность банка на протяжении последних 12 месяцев.
2. Несоблюдение
норматива достаточности капитал и других нормативов в течение последних 12
месяцев без принятия коррективных мер.
3. Отсутствие
положительного аудиторского заключения.
4. Непрерывное
ухудшение в течение последних 12 месяцев качества кредитного портфеля: рост
удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений при
резерве на возможные потери по ссудам ниже 60 % от установленного нормативными
документами Банка России.
5. Наличие
неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 11
дат и более в течение месяца
Наряду с функциональным, структурным и факторным видами
анализа, раскрывающими процессы формирования денежных потоков и финансового
состояния банка, важное место занимает рейтинговый анализ, дающий возможность
пользователям его результатов оценивать деятельность одного банка в сравнении с
другим для принятия экономических решений: вкладчикам и кредиторам - осмысленно
размещать свои денежные средства, инвесторам - рационально выбирать объект
приложения капитала и прогнозировать дальнейшую стратегию развития банка. В основе
рейтинговых оценок лежит обобщенная характеристика по конкретному признаку
(критерию), позволяющему ранжировать банки в четкой последовательности по мере
убывания данного признака или расположить их по определенным группам.
Критериальные сравнения могут опираться на количественные и качественные
показатели, характеризующие масштаб развития и степень надежности банка. Однако
цель рейтингового анализа не сводится к безошибочному доказательству абсолютной
устойчивости банков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|