МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Учет в КБ

    Реферат: Учет в КБ

    36.Учетная политика кредитной организации.

    Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках.

    Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативно­стью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отра­жаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бух­галтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает возможность анализа банковской деятель­ности.

    Четкость и оперативность банковского учета позволяет осуще­ствлять, контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием расчетных и кредитных отношений.

    Правильная организация бухгалтерского учета и документообо­рота в учреждениях банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций. Учреждения бан­ков ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в которых от­ражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассо­вые и другие денежные операции. Такие выписки служат основа­нием для отражения в учете предприятий, организаций и учреж­дений всех банковских операций.

    Базой бухгалтерского учета в банках является операционная ра­бота, к которой относятся:

    ·     прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений и проверка правильности их оформления;

    ·     подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;

    ·     ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;

    ·     осуществление контроля за своевременностью платежей;

    ·     операции по корреспондентским счетам, возникающим в свя­зи с осуществлением расчетов между плательщиками и получате­лями денег, счета которых ведутся разными банками.

    Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета в кредитных организациях.  Законодательные и нормативные документы, определяющие порядок бухгалтерского учета в кредитных организациях и их уровни.

     

    Система нормативного регулирования российского бух­галтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кре­дитных организациях, включает в себя документы четырех уровней.

    Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные за­конодательные акты, такие, как указы Президента, поста­новления Правительства, прямо или косвенно регулиру­ющие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относится Федераль­ный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в редакции Федерального закона от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ. Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, по­ложения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различ­ных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.

    К документам первого уровня относятся и такие законы, как Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ, Федеральный закон от 8 февра­ля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответст­венностью", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.  Федеральный закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" с изменениями и дополнениями от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ. от 27 февраля 1997 г. № 45-ФЗ, от 28 апреля 1997 г. № 70-ФЗ, а также постановления Правительства РФ: от 5 августа 1992 г. № 552 "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), вклю­чаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" с последующими изменениями и дополнениями, от 16 мая 1994 г. № 490 "Положение об осо­бенностях определения налогооблагаемой базы для упла­ты налога на прибыль банками и другими кредитными ор­ганизациями" с последующими изменениями и дополне­ниями, от 8 июля 1997 г. № 835 "О первичных учетных до­кументах" и др.

    Второй уровень документов системы нормативного ре­гулирования бухгалтерского учета в кредитных организа­циях составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и пра­вила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских (хозяйственных) операций:  В тех ПБУ, ко­торые на сегодняшний день разработаны и утверждены Минфином РФ, содержится, как правило, оговорка "не рас­пространяется на кредитные организации", кроме ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия".

    Для кредитных организаций к документам второго уровня следует отнести, прежде всего: часть I Правил, ко­торая формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках; часть III Правил, опреде­ляющую порядок организации работы по ведению бухгал­терского учета в банках; приложение № б "Порядок учета основных средств, нематериальных активов» их воспроиз­водства, амортизации (износа) и выбытия" к приказу ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. № 02-263, приложение № 7 "Порядок организации учета материальных ценностей в кредитных организациях" к тому же приказу, а также ряд положений ЦБ РФ, изданных как до введения нового Плана счетов, так н после этого: положение от 10 июня 1996 г. № 290 "О порядке ведения бухгалтерского учета валютных опе­раций в кредитных организациях", положение от 21 марта 1997 г. № 55 "О порядке ведения бухгалтерского учета сде­лок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях" в ре­дакции указания от 30 марта 1998 г. № 199-У, положение от 25 ноября 1997 г. № 5-П "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Феде­рации", положение от 9 апреля 1998 г. № 23 "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", положение от 31 августа 1998 г. 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными ор­ганизациями денежных средств и их возврата (погаше­ния)". положение от 26 июня 1998 г. № 39-П "О порядке на­числения процентов по операциям, связанным с привлечени­ем и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" (вве­дено в действие с 1 января 1999 г.) и др.

    К третьему уровню относятся документы, раскрываю­щие конкретный механизм бухгалтерского учета, это - ме­тодические указания по ведению учета. К числу докумен­тов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инст­рукция по его применению, содержащаяся в части II "Ха­рактеристика счетов" Правил № 61. Кроме того, к доку­ментам третьего уровня относятся инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструк­тивный, информационный или консультационный (разъ­яснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.

    И наконец; к документам четвертого уровня относятся ра­бочие документы в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации. Это прежде всего Рабочий план счетов бухгалтерского учета» рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных опе­раций, формы первичных учетных документов, правила до­кументооборота, технология обработки учетной информа­ции и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.

    Проблемы, возникающие при формировании учетной политики банка. Качество учетной информации, налоговый аспект в формировании учета и отчетности в кредитной организации.

     

    В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 21 но­ября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организа­ции, руководствуясь законодательством Российской Фе­дерации о бухгалтерском учете, нормативными актами ор­ганов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей струк­туры, отрасли и других особенностей деятельности. Со­став и назначение учетной политики определены положе­нием по бухгалтерскому учету "Учетная политика пред­приятия" (ПБУ1/94), утвержденным приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. №100. Оно устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций. Этот документ является первым националь­ным стандартом по бухгалтерскому учету и содержит в се­бе несколько разделов.

    Так, в разделе "Общие положения" дается определение учетной политики. Под учетной политикой организации понимается совокупность способов ведения бухгалтерско­го учета - первичного наблюдения, стоимостного измере­ния, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной деятельности).

    К способам ведения бухгалтерского учета относятся ме­тоды группировки и оценки фактов хозяйственной дея­тельности, погашения стоимости активов, приемы органи­зации документооборота, инвентаризации, способы при­менения счетов бухгалтерского учета, системы учетных ре­гистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

    Согласно п.1.3 части I Правил, кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику, основанную на Плане сче­тов и Правилах бухгалтерского учета, положениях, инст­рукциях и других нормативных актах ЦБ РФ. Она вклю­чает следующие составные части, которые подлежат обя­зательному утверждению руководителем кредитной орга­низации:

    ·     рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном ЦБ РФ Планом счетов;

    ·     формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ типовые фор­мы первичных учетных документов;

    ·     порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нор­мативным актам ЦБ РФ (в редакции Указания от 25 сен­тября 1998 г. № 360-У);

    ·     порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    ·     правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    ·     порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

    ·     порядок и периодичность вывода на печать докумен­тов аналитического и синтетического учета (в редакции Указания от 25 сентября 1998 г. № 3бО-У).

    Содержание учетной политики кредитной организации должно определять конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено альтернатив­ное решение в рамках системы нормативного регулирова­ния бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно связано с налоговым планирова­нием, оптимизацией налогообложения кредитной органи­зации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оце­нить "налоговые последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики принято рассматривать и ее налоговые аспекты.

    Учетная политика подлежит оформлению соответст­вующей организационно-распорядительной документаци­ей (приказом, распоряжением и т.п.).

    Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной политике банка могут иметь место в случае: реорганизации кредитной организации (слияния, разделения, присоединения), смены собственников, изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработки новых спосо­бов бухгалтерского учета.

    Изменение в учетной политике должно быть обосно­ванным и оформляться приказом или распоряжением. По­следствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, дол­жны быть оценены в стоимостном выражении.

    Как было сказано выше, определяя те или иные элемен­ты учетной политики, необходимо предвидеть их налого­вые последствия. Налоговый аспект учетной политики вы­ражается еще и в том, что банкам дано право самостоя­тельно выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость. Выбор того или иного варианта следует закре­пить в учетной политике банка. Существует еще один важный налоговый аспект учетной политики. Это деление всех расходов (доходов) банка на расходы (доходы), учитываемые и не учитываемые для целей налогообложения.

    Определение периодичности расчетов с бюджетом по на­логу на прибыль. Согласно п. 5.2. инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" начиная с 1 января 1997г. организации (за исключением бюджетных и малых предприятий) имеют право сами вы­бирать периодичность уплаты налога на прибыль: ежеме­сячно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчет­ным, исходя из фактически полученной прибыли, либо ежеквартально, с уплатой ежемесячных авансовых плате­жей. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль опре­деляется организацией и действует без изменения до конца календарного года, что следует предусмотреть в учетной политике. Ежемесячная уплата налога предусматривает и ежемесячное представление в ГНИ "Расчета налога от фактической прибыли" и "Справки определения данных, отраженных по строке 1 "Расчета", а следовательно, и представление "Отчета о прибылях и убытках". В этом случае, по всей видимости, следует предусмотреть и еже­месячное формирование финансового результата.

    Ежеквартальная уплата налога с уплатой ежемесячных авансовых платежей, как это было и раньше, предусмат­ривает доплату в бюджет разницы между суммой, подле­жащей взносу в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за квартал и уплаченными авансовыми платежа­ми, проиндексированную на ставку рефинансирования ЦБ РФ за квартал. Это, естественно, влечет за собой дополни­тельное отвлечение оборотных средств банка, хотя и уменьшает объем работы по составлению отчетности. В слу­чае принятия решения о ежеквартальной уплате налога на прибыль, на наш взгляд, следует предусмотреть и еже­квартальное формирование финансового результата.

    Определение варианта расчетов с бюджетом по НДС.

    В соответствии с инструкцией ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" кредитным организациям пред­лагается два варианта исчисления НДС, подлежащего взносу в бюджет.

    Использование первого варианта согласно п.46 инст­рукции № 39 предусматривает ведение раздельного учета операций, участвующих и не участвующих в получении доходов, подлежащих обложению НДС. Это относится не только к доходам, но и к расходам по таким операциям. В случае ведения такого учета сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, определяется как разница между сумма­ми налога, полученного по доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в расходах по налогооблагаемым операциям. Сумма НДС, уплаченного в расходах по необлагаемым налогом операциям, отно­сится на себестоимость оказанных банком услуг (при со­блюдении общих условий зачета по этому налогу).

    При невозможности ведения раздельного учета обла­гаемых и необлагаемых НДС операций согласно п. 47 ин­струкции № 39 сумма налога, подлежащего взносу в бюд­жет, определяется как разница между суммами налога, по­лученного по доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в расходах, в части, опреде­ляемой удельным весом доходов, полученных по операци­ям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка. Ос­тавшаяся часть уплаченного в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком услуг. Зачет уплаченно­го НДС производится, если в отчетном периоде удельный вес доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка превышает 5%. В противном случае весь уплаченный в расходах НДС относится на се­бестоимость оказанных банком услуг.

    Исходя из вышеизложенного, в учетной политике, ве­роятнее всего, следует отразить второй вариант порядка исчисления НДС.

    Кроме того, п. 47 инструкции дает банкам право опре­делить в учетной политике один из двух вариантов учета НДС по приобретаемым основным фондам и нематери­альным активам. Согласно первому варианту НДС при постановке на учет основных средств и нематериальных активов, используемых при проведении операций, обла­гаемых НДС, подлежит отнесению на расчеты с бюдже­том, а неиспользуемых - подлежит оприходованию в со­ставе балансовой стоимости с последующим отнесением на расходы через износ. Но поскольку, как уже упомина­лось выше, вести учет основных средств, участвующих и не участвующих в проведении операций, облагаемых НДС, невозможно, долю НДС, подлежащую возмещению из бюджета, следует определять в таком же порядке, как и при возмещении налога по расходам, т.е. пропорциональ­но доле облагаемых налогов в общей сумме доходов и при условии, что эта доля превышает 5%. Для определения до­ли НДС, подлежащей зачету, следует произвести в учете или внесистемно следующие операции:

    ·     выделить НДС из стоимости основных средств и не­материальных активов, приобретенных в отчетном периоде;

    ·     определить долю доходов, облагаемых НДС. в общей сумме доходов банка;

    ·     определить долю НДС, подлежащую зачету из бюд­жета;

    ·     оставшуюся часть НДС вновь присоединить к стои­мости основных средств.

    Поскольку производить такие операции как с отраже­нием по учету, так и внесистемно каждый отчетный пери­од, особенно при большом объеме приобретаемых основ­ных средств, довольно сложно, по нашему мнению, целе­сообразнее остановиться на втором варианте учета НДС по приобретаемым основным фондам и нематериальным активам.

    Согласно второму варианту приобретенные основные средства и нематериальные активы приходуются вместе с уплаченной суммой НДС с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа на расходы банка независимо от доли облагаемых доходов в общей сумме доходов в целом по банку. Хотя это и приводит к некоторому незначительному завышению суммы НДС, перечисляемой в бюджет, но позволяет сократить объем осуществляемых операций, тем более, что редко в каком банке объем операций, облагаемых этим налогом, превы­шает 5%.

    И еще один момент следует закрепить в учетной поли­тике банка по этому вопросу: как приходовать основные средства непроизводственного назначения, т.е. предназна­ченные для внебанковской деятельности с НДС или без него. Согласно инструкции № 39 и многочисленных разъ­яснений ГНС РФ по этому вопросу их следует приходо­вать без НДС, чтобы при начислении износа частица НДС, содержащаяся в нем, не переносилась на затраты и не предъявлялась, таким образом "к зачету", т.е. уменьше­нию платежей в бюджет (налога на прибыль).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.