МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие: Финансы и кредит

    Бывают случаи, когда в процессе исполнения бюджета происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом о бюджете. Дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными не в полной мере источниками финансирования.

    Бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ имеют определенные полномочия по финансированию расходов. В этом смысле расходы подразделяются на четыре группы:

    1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;

    2) расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований;

    3) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;

    4) расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

    Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

    - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении закона о федеральном бюджете на очередной год;

    - функционирование федеральной судебной системы;

    - осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении закона о федеральном бюджете на очередной год);

    - национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

    - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

    - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

    - государственная поддержка атомной энергетики;

    - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    - исследование и использование космического пространства;

    - содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

    - формирование федеральной собственности;

    - обслуживание и погашение государственного долга РФ;

    - компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

    - пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

    - проведение выборов и референдумов РФ;

    - федеральная инвестиционная программа;

    - обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    - обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    - финансовая поддержка субъектов РФ;

    - официальный статистический учет;

    - прочие расходы.

    Совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие расходы:

    - государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

    - обеспечение правоохранительной деятельности;

    - обеспечение противопожарной безопасности;

    - НИОКР, обеспечивающие научно-технический прогресс;

    - обеспечение социальной защиты населения;

    - обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

    - обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

    - развитие рыночной инфраструктуры;

    - обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

    - обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ;

    - обеспечение деятельности средств массовой информации;

    - обеспечение получения общего образования;

    - прочие расходы, находящиеся в совместном ведении.

    Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов производятся по согласованию органов государственной власти соответствующих уровней и утверждаются законами о бюджетах.

    Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие расходы:

    - обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

    - обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

    - проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

    - обеспечение реализации региональных целевых программ;

    - формирование государственной собственности субъектов РФ;

    - осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

    - содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов власти субъектов РФ;

    - обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

    - оказание финансовой помощи местным бюджетам;

    - обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

    - компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

    - прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

    Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие расходы:

    - содержание органов местного самоуправления;

    - формирование муниципальной собственности и управление ею;

    - организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    - содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

    - организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

    - муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    - благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

    - организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

    - содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

    - организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    - обеспечение противопожарной безопасности;

    - охрана окружающей среды на территориях муниципальных образований;

    - реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

    - обслуживание и погашение муниципального долга;

    - целевое дотирование населения;

    - содержание муниципальных архивов;

    - проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

    - финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

    5. Дефицит бюджета

    Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:

    1) сбалансированность - совпадение расходов бюджета и его доходов;

    2) профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

    3) дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

    Федеральный бюджет на 2004 г. утвержден по расходам в сумме 2 659 447 млн. руб. и доходам в сумме 2 742 850,4 млн. руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 15 300 млрд. руб. и уровня годовой инфляции 10%. Иными словами, на 2004 г. принят бюджет с превышением доходов над расходами на 83403, 4 млн. руб.

    Типичным же результатом составления и исполнения бюджетов последних лет был дефицитный бюджет. Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот теневого капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита, который:

    - может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

    - возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);

    - может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

    Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит.

    Так, в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

    Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать объем доходов их бюджета.

    Размер дефицита утвержденного федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем году.

    Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать приведенное выше ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

    Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.

    Из всего перечисленного можно сделать два важных вывода:

    - во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами;

    - во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ по федеральному бюджету.

    Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

    Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджета.

    Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:

    - рублевые кредиты банков;

    - госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    - бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

    - поступления от продажи имущества, находящегося в госсобственности;

    - сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

    - изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.

    К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

    - госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    - кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.

    Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:

    - госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

    - бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

    - кредиты банков;

    - поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

    - изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

    Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

    - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

    - кредиты банков;

    - бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

    - поступления от продажи муниципального имущества;

    - изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.

    Как видно из этих перечней, наиболее распространенной формой финансирования бюджетных дефицитов выступают всевозможные заимствования, классификация которых приведена в следующей таблице:

    Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от:

    - физических и юридических лиц;

    - иностранных государств;

    - международных финансовых организаций

    Внешние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте

    Внутренние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях

    Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств

    Из приведенной таблицы следует, что займы могут привлекаться от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Впрочем, муниципальные займы привлекают только от юридических и физических лиц.

    Мировой финансовый опыт выработал ряд методов профилактики бюджетных дефицитов и способов их устранения. В настоящее время общепризнанными считаются нижеперечисленные представления об этой форме бюджетной разбалансированности.

    Если бюджетный дефицит - зло, то еще большим злом для экономики и финансовой системы является мнимое его устранение путем чисто механических манипуляций. В этом случае болезнь приобретает скрытые формы, гораздо труднее поддающиеся лечению.

    Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемого свойства здоровой, динамично развивающейся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.

    Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего, по оценкам, 2-3% валового внутреннего продукта.

    Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:

    1) внутренние и внешние займы;

    2) ужесточение налогообложения;

    3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).

    Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.

    В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

    - изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

    - более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства;

    - сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ;

    - запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

    В последние годы федеральный бюджет сводится с профицитом. Эта ситуация объясняется главным образом благоприятной для России ценовой конъюнктурой на мировом рынке энергоресурсов, одним из лидеров которого наша страна является. Однако ситуация может измениться, цены на нефть и газ снизятся, и в таких условиях сбалансировать бюджет будет чрезвычайно сложно. Превентивной мерой государства является формирование Стабилизационного фонда РФ (далее - Фонд), который будет использован в целях обеспечения сбалансированности бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

    6. Межбюджетные отношения

    Федеративное устройство РФ предполагает, что и межбюджетные отношения должны строиться на основе федерализма. Сущность бюджетного федерализма сводится к законодательно установленным бюджетным правам и обязанностям двух равноправных сторон - федеральных и региональных органов власти и управления, правилам их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса.

    Основными принципами бюджетного федерализма являются:

    - равноправие субъектов РФ в их налоговых и бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром;

    - самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот за счет собственных доходов и т.д.);

    - законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между органами власти и управления разных уровней;

    - соответствие финансовых ресурсов каждого уровня бюджетной системы закрепленным за ним функциям;

    - основанные на объективных критериях механизмы предоставления регионам финансовой помощи и территориального перераспределения бюджетных ресурсов;

    - наличие оговоренных в законодательстве требований и процедур по поиску взаимоприемлемых решений по налоговым и бюджетным вопросам.

    В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс. Аналогичные нормы регламентируют передачу отдельных видов расходов из бюджета субъекта РФ местным бюджетам. Предусмотрен также порядок передачи собственных доходов бюджета одного уровня в бюджет другого уровня.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.