Курсовая работа: Организация охраны труда
Курсовая работа: Организация охраны труда
КУРСОВАЯ РАБОТА
По трудовому праву
Организация охраны труда
Перечень используемых сокращений
ТК - Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 №218-З
(в ред. от 17.07.2009)
Содержание
Перечень используемых сокращений
Введение
1. Основные принципы и направления
государственной политики в области охраны труда
2. Охрана труда
2.1 Законодательство об охране труда
2.2 Организация охраны труда
2.3 Планирование работы и мероприятий по
охране труда
2.4 Ответственность за нарушение законодательства о труде и
правил охраны труда
3. Охрана труда отдельных категорий
работников
3.1 Охрана труда женщин
3.2 Охрана труда молодежи
3.3 Охрана труда инвалидов
4. Организация охраны и труда в
зарубежных странах
Заключение
Список нормативных источников
Введение
Полностью безвредных и безопасных производств не существует.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда №
155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде", ратифицированной
Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 г., государство обязано разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области безопасности
труда, гигиены труда и производственной среды. При разработке такой политики должны
быть определены соответствующие функции и обязанности государственных органов, предпринимателей,
трудящихся и других лиц в области охраны труда.
Отсутствие элементарной дисциплины становится основной причиной
чрезвычайных происшествий, аварий, несчастных случаев на производстве и в быту.
Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности,
не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской
дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая
основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического
развития страны, улучшения жизни людей. Основными причинами травматизма с тяжелыми
последствиями стали: неудовлетворительное содержание и недостатки в организации
рабочих мест, эксплуатация неисправных, не соответствующих требованиям безопасности
машин, механизмов и оборудования, недостатки в обучении и инструктировании потерпевших
по охране труда, нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, нормативных
правовых актов по охране труда, невыполнение руководителями и специалистами обязанностей
по охране труда, несоответствие требованиям безопасности технологических процессов.
охрана труд законодательство работник
В такой ситуации решающее значение имеет организация работы по
укреплению общественной безопасности и дисциплины на всех уровнях. От руководителей
всех уровней требуется бескомпромиссная борьба с халатностью и разгильдяйством.
Состояние трудовой и исполнительской дисциплины в коллективе, условий безопасного
труда - один из главных критериев оценки работы руководителя. Конкретные меры должны
быть приняты на каждом рабочем месте, в каждом коллективе, в каждой организации.
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых
и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных
задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление
возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний,
аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на
устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для
труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов
влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.
Обеспечение конституционного права граждан на трудовые и безопасные
условия труда является важнейшей обязанностью нанимателей, других субъектов правоотношений
в этой области.
Создание таких условий труда обеспечивается системой мер, заключающих
правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
и средства, Требования охраны труда должны соблюдаться на всех стадиях организации
и осуществления производственной деятельности. Многонаправленность функций и задач,
которые необходимо решать при управлении охраной труда, а также множественность
нормативных правовых актов, регулирующих эти вопросы, осложняют работу руководителей
и специалистов в этой области, требуют от них соответствующих знаний.
Основной задачей выполнения курсовой работы является изучение
и анализ правовых аспектов, касающихся охраны труда.
Целью данной работы является обзор всех основных вопросов касающихся
охраны труда:
понятие охраны труда;
источников норм регулирующих вопросы охраны труда;
прав и обязанностей субъектов трудового права, касающихся охраны
труда;
ответственности за нарушение законодательства о труде и правил
охраны труда;
прав отдельных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов).
в целях сравнения рассмотрим организацию охраны труда в зарубежных
странах.
1. Основные принципы и направления государственной
политики в области охраны труда
Трудовое законодательство и нормативное регулирование вопросов
охраны труда являются важными элементами правового обеспечения социально-экономических
отношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающих
членов общества.
Знание основных требований законодательства и нормативных правовых
актов по охране труда и безопасному ведению работ позволяет руководителям и специалистам
профессионально управлять охраной труда, предотвращать несчастные случаи на производстве
и возникновение профессиональных заболеваний.
Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан,
человек, его права, свободы и гарантии их реализации, являются высшей ценностью
и целью общества и государства (1, ст.2). Исходя из этого, основным принципом государственной
политики в нашей стране в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья
работников по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственности
нанимателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов
в этой сфере.
В республике постоянно проводится работа по выработке системы
мер, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны труда,
которые должны соответствовать современному уровню развития производства и производственных
отношений.
Реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда
требует осуществления на всех уровнях управления соответствующих правовых,
социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических и других мероприятий
по охране труда. В республике принят Закон от 03.05.1999 г. № 253-3 "О ратификации
Конвенции Международной организации труда (МОТ)"О безопасности и гигиене труда
и производственной среде".
Основной целью Конвенции является признание необходимости на
государственном уровне разработать национальную политику в области охраны труда,
которая бы учитывала как местные условия, так и международный опыт, а также создать
необходимые правовые и организационные механизмы ее реализации на всех уровнях производственных
отношений.
Разработка и реализация государственной политики в области охраны
труда предполагает установление соответствующих функций и обязанностей государственных
органов, нанимателей, трудящихся и других лиц в области гигиены и безопасности труда.
В 2001 г. в Республике Беларусь разработана и утверждена Советом
Министров Концепция государственного управления охраной труда (далее - Концепция).
В этом документе определены цели, основные принципы, направления государственной
политики и уровни управления в области охраны труда, а также основные функции органов
государственного управления.
Согласно Концепции целью государственной политики в области охраны
труда является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Основными принципами современной государственной политики в этой
области являются:
приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам
производственной деятельности;
обеспечение гарантий права работников на охрану труда;
установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в
области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых
и безопасных условий труда;
совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере,
включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
К основным направлениям
государственной политики в области охраны труда относятся:
государственное управление деятельностью в области охраны труда,
включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этим
вопросам;
принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленных
на совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых нормативных
требований в области безопасности и гигиены труда;
комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий
труда с учетом других направлений социальной и экономической политики, достижений
в области науки, техники, технологий и охраны окружающей среды;
организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности
и гигиены труда, участие государства в финансировании республиканских программ по
улучшению условий и охраны труда;
использование экономического механизма в управлении охраной труда,
проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий
труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, аффективных средств
защиты;
взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления
с нанимателями и профсоюзами в разработке и реализации государственной политики
в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и
интересов работников в области охраны труда;
обеспечение социально-экономической защиты прав работников в
области охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а также членов их
семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве,
профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работу
с вредными и (или) опасными условиями труда;
подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников
по вопросам охраны трудя;
организация государственной статистической отчетности, создание
системы информации и мониторинга о состоянии условий и охраны труда;
международное сотрудничество, создание условий для ратификации
конвенций МОТ, документов других международных организаций, межгосударственных договоров
и соглашений в области охраны труда [17, с.10].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что успешное
решение проблем в области охраны труда в большей степени зависит от выполнения поставленных
задач и приоритетов государственной политики в области охраны труда. Реализация
правового направления совершенствования охраны труда - обоснованна законодательными
нормами, а так же изучением практики проведения этих норм в жизнь.
В связи с чем, основным принципом государственной
политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья
работников по отношению к результатам трудовой деятельности.
2. Охрана труда
Конституция Республики Беларусь от 24.11.1996 г. в качестве одного
из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст.45).
Естественным производным из этого является и право работника
на здоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельных принципов
и в форме субъективного права закреплены в статьях Конституции, право на труд (ст.41),
на отдых (ст.43), на обеспечение в старости и в случае болезни (ст.47).
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "Об охране
труда" охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья
работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические,
организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия и средства (3, ст.1).
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные
и иные мероприятия.
Выраженные в правовой форме и в первую, очередь закрепленные
в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют, важнейший правовой институт
особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что
под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку
все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.
В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт
трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение
условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие
группы норм:
1. правила по технике безопасности и производственной санитарии;
2. специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых,
вредных и опасных производственных условиях;
3. нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной
трудоспособностью;
4. нормы, регулирующие деятельность органов государственного
надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения
законодательства об охране труда
5. нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране
труда.
Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на
локальном уровне, так и в централизованном порядке.
Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном
порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных
условий в обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы,
регулирующие деятельность органов надзора - единых органов в рамках государства.
Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которые
могут быть повышены в локальных актах при условии финансовых возможностей предприятий.
Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охране
труда, наоборот, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных
договорах и соглашениях.
Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность
за нарушение правил охраны труда. В отличие от всех других, составляющих рассматриваемый
институт охраны труда, они также входят и в институты других отраслей права, ибо
санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только
в трудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права.
С учетом содержания норм всего этого института, а также формы
источников нормативные акты по охране труда включают:
стандарты Системы стандартов безопасности труда (государственные,
отраслевые, стандарты предприятия);
санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной,
радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво и электро безопасности);
правила по охране труда и инструкции по охране труда.
Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда
- это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев
и заболеваний на производстве.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности,
удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата
в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных
трудовых коллективов.
Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные
экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации
за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов
работы предприятия.
По данным Белгосстраха, выплаты по страховым случаям за 2008
год составили свыше 140 млрд. белорусских рублей. [11, с.53]
Кроме этого, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушению
производственного цикла, приостановке или изменению технологических процессов, а
зачастую к повреждению оборудования, машин и механизмов.
2.1 Законодательство об охране труда
Правовой основой организации работы по охране труда в республике
является Конституция Республики Беларусь (ст. ст.41, 45), которой гарантируются
права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
Трудовой кодекс Республики Беларусь регулирует правоотношения
в области охраны труда между нанимателями, работниками и государством.
Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны
труда, в настоящее время является Закон Республики Беларусь "Об охране труда".
Закон:
расширяет круг лиц, имеющих право на охрану труда;
определяет обязанности, права и ответственность работодателей
и работающих по вопросам охраны труда;
закрепляет систему государственного управления охраной труда;
определяет полномочия субъектов государственного управления в
этой сфере;
устанавливает гарантии, права работающих на охрану труда;
регламентирует порядок создания служб охраны труда и определяет
ее основные функции;
устанавливает требования к производственным объектам и процессами;
предусматривает систему государственного надзора и контроля за
соблюдением законодательства об охране труда;
закрепляет полномочия государственной экспертизы условий труда,
органон общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Принятие закона обусловлено необходимостью закрепить на законодательном
уровне систему регулирования общественных отношений в области охраны труда [15,
с.21].
В Законе, в соответствии с принятыми в последнее время нормативными
правовыми актами Президента Республики Беларусь, расширен (по сравнению с Трудовым
кодексом Республики Беларусь) круг лиц, имеющих право на охрану труда, определены
обязанности по обеспечению охраны труда юридических и физических лиц, предоставляющих
работу гражданам по гражданско-правовым договорам и иным основаниям, предусмотренным
законодательством, что вызвало необходимость применения терминов "работающий"
и "работодатель".
Право и гарантии права работающего на охрану труда, обязанности
работодателя и работающего в области охраны труда установлены с учетом норм Трудового
кодекса Республики Беларусь, Указов Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым
и трудовым договорам", от 25 августа 2006 г. № 530 "О страховой деятельности". Законом установлено право на охрану труда не только
граждан, работающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекаемых к труду по
иным основаниям.
Страницы: 1, 2, 3
|