Реферат: Наука БЖД
Реферат: Наука БЖД
Московский департамент образования.
Московский городской педагогический
университет.
Реферат
на тему: «Наука БЖД, цель, задачи и
практическое применение».
Выполнен: студенткой очно-заочного отделения 5 курса
2 группы Ратниковой А. А.
Москва
2004
План работы.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Наука БЖД……………………………………………………………………4
2. Цель, задачи и практическое значение
науки………………………………6
Заключение……………………………………………………………………….8
Библиография…………………………………………………………………….9
Введение.
Жизнедеятельность человека протекает в постоянном
контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания
может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья
человека, его самочувствие и работоспособность.
Защитой человека в техносфере от негативных
воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением
комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность
жизнедеятельности.
Дисциплина
"БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей
среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие
на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его
обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная
методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев,
профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на
достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология,
философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге
эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е.
комплексно решает исследуемый вопрос.
1. Наука БЖД.
БЖД – наука о нормированном, комфортном и
безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Решение проблемы БЖД
состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их
жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной,
городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих
нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и
отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и
продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует
сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и
заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс
отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда
обитания».
Основополагающая формула БЖД – предупреждение
и упреждение потенциальной опасности.
Предметом изучения дисциплины являются
вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и
защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Аксиомы БЖД:
1. Всякая деятельность (бездеятельность)
потенциально опасна.
2. Для каждого вида деятельности
существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные процессы,
антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к
спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на
человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
4. Остаточный риск является
первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.
5. Безопасность реальна, если негативные
воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их
комплексного воздействия.
6. Экологичность реальна, если
негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений
с учетом их комплексного воздействия.
7. Допустимые значения техногенных
негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и
безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем
экобиозащиты (экобиозащитной техники).
8. Системы экобиозащиты на технических
объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в
эксплуатацию и средствами контроля режима работы.
2. Цель, задачи и практическое значение науки.
Основная цель безопасности жизнедеятельности
как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий
антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий
жизнедеятельности.
Средством достижения этой цели является реализация
обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических,
химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.
Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности
жизнедеятельности.
Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
-
идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных
воздействий среды обитания;
-
защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных
негативных факторов на человека;
-
ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных
факторов;
-
создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания
человека.
Основные функции
БЖД - обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану
окружающей природной среды через:
-
описание жизненного
пространства;
-
формирование
требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС,
ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;
-
организацию
мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников
негативного воздействия;
-
разработку и
использование средств биозащиты;
-
реализацию мер по
предотвращению и ликвидации последствий ЧС;
-
обучение
населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм
деятельности.
Практическое значение данной дисциплины исходит из
целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное
практическое значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных
ситуациях.
Заключение.
Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в
среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от
опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности
производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни,
так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.
Изучение курса БЖД
позволяет получить, расширить и углубить знания в области
анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие
негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и
значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов
качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую
стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и
применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.
Библиография.
1. Безопасность жизнедеятельности:
Учебник. /Под ред. профессора Э. А. Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко»,
2000 – 678 с.
2. Гринин А. С., Новиков В. Н.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288
с.
3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы
безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 384 с.
|