Реферат: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина
Реферат: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина
Министерство
Образования Российской Федерации
Уральский
Государственный Педагогический Университет
Иниститут Физической Культуры
Кафедра Безопасности Жизнедеятельности
Психолого-педагогическое
воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности
личности будущего воина
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: студент 5 курса
дневного отделения
Воробьев Н.С.
Руководитель: заведующий
кафедры
БЖ
Репин Ю.В.
Допущен
к защите
«___»________2004г.
Заведующий
кафедры БЖ ______________
Екатеринбург, 2004г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................3
Глава I.
Психолого-педагогические аспекты процесса
воспитания личности................................................................................7
1.1.
Воспитание как процесс целенаправленного формирования
и развития
личности............................................................7
1.2.
Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20
1.3. Личность как субъект индивидуальной
истории.........34
Глава II. Воспитание дисциплинированности и
ответственности личности будущего воина на занятиях по
ДП...................................45
2.1.
Современные требования по подготовке личности будущего воина
на занятиях по ДП.....................................45
2.2.
Воспитание дисциплинированности и ответственности будущего защитника
Отечества...............................................55
2.3. Методы организации деятельности
по воспитанию дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на
занятиях по ДП.........................................68
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
дисциплинированности и ответственности.....83
Заключение...............................................................................................88
Библиографический
указатель.............................................................89
Введение
Становление
современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической,
идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов.
Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и
нравственный плюрализм, безработица и правовой беспредел, резкое обнищание 80%
семей и платное образование – все это сильно повлияло на социализацию молодежи
и на ее готовность к выполнению воинского долга.
Проблемы
современного образования и воспитания подрастающего поколения настолько
глобальны, что практически любой аспект учебно-воспитательного процесса
является актуальным. Среди этого многообразия проблем мы в своей работе
рассматриваем вопрос о воспитании дисциплинированности и ответственности
будущего воина на занятиях по допризывной подготовке.
Патриотическое
воспитание всегда было в центре внимания отечественной науки и практики. В этом
плане имеется достаточно большой опыт в проведении данной работы. Однако
практика показывает, что служба в рядах Российской Армии не является священным
долгом и почетной обязанностью для очень большого числа молодых людей
призывного возраста. Это свидетельствует либо о негативном отношении к своей
малой и большой Родине, либо о низком качестве образования и воспитания, об
утере тех духовных традициях, которые характерных всем слоям населения,
уважающих свою нацию, свое государство. Любовь к Отечеству сегодня особенно
актуализируется и рассматривается как один из способов возрождения России. В
этой связи следует вспомнить слова К.Д.Ушинского, который утверждал, что как
нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта
любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с
дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Это позволяет
сделать вывод о том, что в любом человеке, а формирующейся детской личности,
тем более, потенциально заложены возможности для воспитания патриотизма.
В основе
патриотического воспитания заложены нравственные основы личности, показателем
которой могут выступать такие качества как дисциплинированность и ответственность.
Таким
образом, на практике назрело противоречие между потребностью общества в
достойных защитниках своего Отечества, с одной стороны, и негативным отношением
к воинской обязанности части молодежи, с другой стороны, которое делает актуальной
проблемой необходимость данной подготовки. Это определило тему нашей выпускной
квалификационной работы: «Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП
на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина».
Объект
исследования –
процесс обучения ОБЖ в общеобразовательном учреждении.
Предмет
исследования – воздействие занятий по ДП на воспитание
дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.
Цель исследования:
выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить
психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание
дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.
В основу
нашей работы положена следующая гипотеза: процесс воздействия занятий
по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности
будущего воина будет эффективным, если воспитание строится на основе требований
к уровню развития личности будущего защитника, теории и практики
рассматриваемых категорий:
-
ориентации воспитания дисциплинированности и ответственности как
длительного и целенаправленного процесса на выработку потребности и привычки
собственного поведения в соответствии с принятыми нормами в Вооруженных Силах
России;
-
взаимодействии и единстве взглядов педагогического коллектива,
родительской общественности и воспитательного пространства по воспитанию
дисциплинированности и ответственности допризывников;
-
использовании разнообразных методов организации деятельности по
воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывника.
Исходя
из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1.
Изучить состояние проблемы воспитания дисциплинированности и
ответственности личности будущего воина в педагогической теории и практике.
2.
Определить
возможность ее разрешения на занятиях по ДП при изучению ОБЖ в
общеобразовательном учреждении.
Научная
новизна заключается в том, что предлагаются методы и приемы воспитания
дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по
ДП в новых условиях функционирования общеобразовательного учреждения.
Теоретическая
и практическая значимость состоит в том, что процесс воздействия занятий по ДП на воспитание
дисциплинированности и ответственности личности будущего воина рассматривается
как привитие привычки, потребности и нормы поведения данных качеств личности в
процессе усвоения содержания образования по ОБЖ. Данные результаты могут быть
использованы учителями ОБЖ
Методы
и теоретические основы исследования определялись необходимостью решения теоретических и
практических проблем: теоретический анализ и синтез философского,
педагогического, психологического и методического знания по проблеме
исследования; эмпирические методы – беседа, интервьюирование, анализ
деятельности учителей-практиков по данной проблеме, наблюдения за деятельностью
учащихся с целью выявления уровня исследуемого явления. Итогом использования
данных методов выступили обобщение и систематизация теоретических и практических
результатов по теме выпускной квалификационной работе.
База
исследования –
муниципальное общеобразовательное учреждение №11 г.Екатеринбурга.
Достоверность
результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью рассматриваемой
проблемы и системным подходом к ее разработке, привлечением большого
теоретического материала и его анализом. Результаты исследования обладают
воспроизводимостью и повторяемостью.
Глава I.
Психолого-педагогические аспекты процесса
воспитания личности
1.3.
Воспитание как процесс целенаправленного
формирования и развития личности
В научно-педагогической литературе сложилась
неоднозначность в понимании термина «воспитание», что проявляется в различных
подходах к его определении.
В одном
случае считают, воспитание – это обретение молодежью опыта старшего поколения и
вообще всей накопленной культуры. Это чрезвычайно расширенный смысл, поскольку
имеется в виду влияние не только школы, педагогов, но и среды, и других
факторов развития личности
В другом
случае воспитание рассматривается как целенаправленная передача культурного
опыта человечества и целенаправленное формирование личности. Это более узкое
понимание смысла воспитания, подразумевающего только чисто педагогическую
деятельность. Однако и оно не совсем конкретно, так как сочетает и формирование
личности («собственно воспитание»), и педагогическую деятельность по передаче
молодому поколению накопленных знаний («образование и обучение»).
Наконец, в
третьем варианте воспитание предстает как целенаправленное и последовательное
формирование качеств личности. Если хотят подчеркнуть такой смысл слова, то
говорят о воспитании в узком смысле слова, т.е. о собственно воспитании или
воспитательной работе.
В научной и
практической деятельности ученые педагоги и педагоги практики не всегда
указывают, какой смысл придается тому или иному термину и в результате
происходит путаница при рассмотрении многих теоретических проблем. Часто говоря
о воспитании, а имеют в виду обучение, просвещение. Или организуют
«воспитательный» процесс для того, чтобы выработать определенные качества
личности, как дисциплинированность, трудолюбие, но при этом надеются добиться
результата при помощи бесед с детьми или изучения моральных и нравственных
проблем, обсуждения поступков героев художественных произведений или деятельности
выдающихся личностей.
Печальный
результат такого воспитания проявляется и в низкой воспитанности выпускников
многих школ, и в разгуле преступности среди молодежи, и в многочисленных
отказах служить в армии по государственному призыву, и в других фактах.
Воспитательная слабость многих школ транслируется за их пределами, в других
учреждениях, которым необходимо заниматься воспитанием молодежи и не только ее.
Есть не мало фактов, свидетельствующих о том, что, не умея воспитывать молодых
солдат, офицеры поручают «влиять» на них старослужащих и вообще более физически
сильным парням, что приводит к пресловутой «дедовщине». Не внимание к проблеме
воспитательной работы в вооруженных силах российской армии породило
справедливое негативное отношении родительской общественности к службе в армии,
поиске самых разнообразных способов избавления от нее. Это объясняется
естественным стремлением родителей сохранить жизнь собственного ребенка. Кто
не перенес утрату взрослого, физически здорового сына из-за необразованности и
несоответствия занимаемой должности малограмотного выпускника военного училища,
кто не знает и не понимает в силу своей интеллектуальной ограниченности, что
значит вырастить ребенка, тому этого ни когда не понять и «дедовщина» как
социальное явление будет жить и процветать, ибо ее корни заложены в уровне
воспитанности и образованности офицерского корпуса от самых низов и до самых
верхов. Театр начинается с гардероба, а первые истинные впечатления будущих
солдат российской армии начинаются формироваться с посещения призывной
комиссии, где буйным цветом процветает невежество, отсутствие самого
элементарного уважения к личности призывника. Этой первой встречи достаточно,
чтобы перечеркнуть всю предварительно проделанную воспитательную работу по
формированию у подростков потребности быть защитником Отечества, испытать
гордость высокого звания быть им.
Конечно, на
результатах воспитания сказываются многие причины, связанные не только с
образовательными проблемами, но и с тем социальным кризисом, который переживает
наша страна. Смена идеологии, смещение ценностей, этических и моральных норм
поведения и жизни в целом не прошли бесследно для процесса формирования и
развития личности школьников, их уровня воспитанности и тем самым на уровне их
дисциплинированности и ответственности, как в широком смысле слова, так и в
узком – их отношении к службе в армии.
Понятие
«воспитание» появилось в России 300 лет назад и имело смысл, воплощенный в
самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для нормального
развития ребенка считалось достаточным простой заботы о нем, кормить и
одевать. Бурное развитие просвещения в XIX веке в Европе показало, как много может дать обучение
для развития личности. Казалось, что если ученик изучит все школьные дисциплины
и станет образованным человеком, то вполне будет готов жизни в обществе. Еще со
времен Я.А.Каменского, систематично и целостно изложившего теорию обучения,
считалось, что педагогика прежде всего дидактика. До сих пор популярна среди
современных педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что воспитание
ребенка – результат многостороннего процесса обучения. Известно его
высказывание: «Воспитание через преподавание!». К сожалению, этот девиз
процветает и по сей день!
В последующие
годы стало проходить безоглядное увлечение мыслящих людей просвещением,
произошла переоценка его влияния на личность. Быстро накапливался опыт,
обогащались представления о том, каким образом влияет на развитие ребенка его
собственная внеучебная деятельность, в частности, игра и труд, какое
положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и участие в их жизни.
Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли труды С.Т.Шацкого,
А.С.Макаренко, Дж,Дьюи и других педагогов первой половины XX в.
Опыт
А.С.Макаренко – успешного и надежного воспитания и перевоспитания многих сотен
трудных подростков – весьма убедительный не только потому, что блестяще описан
им в художественных произведениях, но и потому что его воспитанники жили в
реальной действительности. Его практическая научная деятельность доказали, что
сам по себе учебный процесс не гарантирует требуемого обществом уровня воспитанности
детей и в связи с этим обоснована самостоятельная значимость воспитания
средствами многообразной деятельности детей.
В результате
поисков многих ученых XX в.
педагогика, помимо устоявшихся дидактических знаний, обогатилась
систематизированными знаниями по теории воспитания.
Если имеют в
виду достижение человеком того уровня развития, при котором он становится
полноправным членом общества, говорят о социализации. Но если надо
подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов человек обрел черты личности,
то употребляют термин «формирование». Личность формируется под влиянием
наследственности, среды, целенаправленной деятельности педагогов, собственной
деятельности и самовоспитания человека и других факторов.
Говоря о
формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в понятие
«образование». Именно так поступили авторы учебного пособия «Педагогика» [26,
С.9] – что для подготовки человека к жизни достаточно его обучить.
Учитывая
современный уровень педагогических знаний возможна такая формулировка
определения этой педагогической категории: воспитание – это преднамеренное
создание или корректировка условий для формирования характера, воли,
направленности и качеств личности человека [8, С. 22]. А.С.Макаренко, сравнивая
воспитателя с садовником, говорил, что воспитание – это корректив, еле заметная
перестановка сил, окружающих ребенка. Именно таким путем ему удается направить
в нужную сторону развитие всей массы отношений ребенка с окружающим миром [19,
С.22]. Воспитание – это прежде всего влияние на систему отношений личности с
окружающим миром людей. Предложенное определение отличает его от обучения,
констатирует его ненасильственный характер и соответствует сущности этого
педагогического процесса.
Исходя из
вышесказанного, можно уточнить и определение обучения: обучение – это
преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и способов их
применения с целью развития их личности. Образованным человеком можно назвать
не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то систему уже усвоил.
Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин «обучение». Обучение
положительно влияет на процесс развития личности, но только своим путем –
средствами совершенствования мыслительной, прежде всего познавательной,
деятельности.
В Словаре
русского языка [22, С.85] дается следующее толкование понятия воспитать и
воспитание. «Воспитать: 1. кого (что) Вырастить, дав образование, обучив
правилам поведения. 2. Путем систематического воздействия, влияния сформировать
чей-нибудь характер (Воспитание хорошего бойца) 3. Привить, внушить что-нибудь
кому-нибудь (любовь к Родине)
Воспитание 1.
воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляются в
общественной жизни».
В современной
школе проблема формирования дисциплинированности и ответственности была и будет
служить основой воспитательной работы с молодежью. Ибо данные качества личности
являются продуктом всей суммы воспитательного воздействия. В школе она
вырабатывается в ходе образовательно-воспитательного процесса, но при условии
такой организации, когда задачи обучения всецело соотнесены с целями
воспитания.
В современных
условиях первостепенное значение придается способам утверждения сознательной
дисциплины в школе. Более того, повышение качества учебно-воспитательного
процесса неразрывно связано с усилением ответственности учащихся за качество
учебы, обязательное соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повышение
общественной активности школьников, развитием самоуправления в ученических
коллективах.
Уже в среднем
звене школы через нравственное сознание, правосознание многие важные
мировоззренческие, политические установки «переходят» в поведенческую практику
учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как раз те требования, с которыми
ребята встречаются ежедневно и которые они либо соблюдают легко и просто в силу
своей воспитанности, либо нарушают в силу отсутствия необходимых установок,
закрепленных в виде привычек и стремлений.
Молодежь –
будущее нашего общества и она должна овладеть системой представлений и понятий
о дисциплинированности и ответственности в прошлом, в настоящем и в будущем.
В основе
выработки дисциплинированности и ответственности у подростков находится процесс
формирования мировоззренческих установок на деятельность человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|