Реферат: Специальные административно правовые режимы
Реферат: Специальные административно правовые режимы
План.
Стр.
I.
Специальные
административно-правовые режимы. 3
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. 4
2. Чрезвычайное положение. 5
3. Военное положение. 9
4. Режим охраны государственной
границы. 10
5. Режим секретности. 11
Список используемой литературы. 13
I. Специальные административно-правовые режимы.
Административно-правовой режим - это определенное сочетание
административно-правовых средств регулирования, опосредствованное
централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия.
Во всех административно-правовых
режимах следует различать две взаимосвязанных стороны: содержательную и
формальную.
Содержательная сторона - это причины
и цели существования режима, его организационные, экономические элементы,
связанные с ним действия.
Юридическая сторона - кто, на какой
срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены,
изменения, система режимных обязанностей и прав.
Все специальные административно-правовые режимы, как правило,
ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть
чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.
Развитие человеческого общества представляет собой,
как известно, очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды
его жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных противоречий,
противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение
этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических
катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д.
Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью
людей, создают условия для уничтожения значительных материальных и духовных
ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социальной системы и
требуют безотлагательного принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых,
организационных, экономических, материально-технических.
Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет
собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности
жизненно важным интересам личности, общества и государства и требующих для
своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей
подсистемы чем те, которые действуют в обычных условиях.
Правовые режимы, при помощи которых происходит
такая перестройка юридического инструментария, можно определить как
чрезвычайные (экстремальные). Они относятся к специальным
административно-правовым режимам.
Чрезвычайный режим - это специальный правовой
режим жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и
функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная
ситуация.
Особыми условиями, влекущими корректировку в организации управления,
являются:
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
2. Чрезвычайное положение.
3. Военное положение.
4. Режим охраны государственной
границы.
5. Режим секретности.
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера предусмотрены федеральным законом от 21 декабря 1994 года «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или
повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей
природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая
государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного
самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти и
местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. Основная их направленность— предупреждение таких ситуаций.
Непосредственное государственное управление в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы
исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных
ситуаций являются органической частью их компетенции, осуществляемых в обычных
условиях. По отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и
осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по
повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических
процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от
чрезвычайных ситуаций и т.д.
В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные
неотложные работы.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России - является
специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной
власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно
образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.
Закон определяет также права и обязанности предприятий, учреждений и
организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Особенности управления вызываются именно
чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации.
Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при
обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может ввести
на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение. Он может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных
ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в
том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других
чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и
местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению
последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление
мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной
помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подведомственных ему
региональных органов, можно подразделить на две группы:
а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на
предупреждение чрезвычайных ситуаций;
б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их
последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение
важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.
2. Чрезвычайное положение.
Чрезвычайное положение действует в соответствии с Положением о нем,
утвержденным Правительством Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 457.
Режим чрезвычайного положения при
наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке
компетентными государственными органами. Иными словами, существуют фактические
(чрезвычайная ситуация) и юридические (правовой акт) основания возникновения
данного правового режима.
Главное в его содержании:
- ограничение прав и свобод граждан,
коллективных субъектов права;
- изменение системы
государственной власти путем образования новых исполнительных органов,
перераспределения компетенции, предоставление дополнительных полномочий.
Чрезвычайное положение - это предусмотренный
Конституцией РФ особый правовой режим деятельности государственных органов,
органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций, временно допускающий установленные ограничения в осуществлении
конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, возлагающий
на них дополнительные обязанности.
Правовой режим чрезвычайного положения направлен
на обеспечение безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и
катастроф, эпидемии и эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан,
конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу
жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти, либо
изменения конституционного строя РФ путем насилия.
Цели введения режима чрезвычайного
положения:
- нормализация обстановки;
- восстановление конституционных прав и
свобод граждан, а также прав юридических лиц;
- восстановление нормального функционирования
конституционных органов власти, органов местного и регионального самоуправления
и других институтов гражданского общества;
- оказание помощи
пострадавшим гражданам, организациям;
- ликвидация последствий
беспорядков, эпидемий, катастроф, стихийных бедствий.
Законодательство РФ определяет основания объявления
чрезвычайного положения, дает характеристику возможных обстоятельств, используя
следующие критерии:
а) конкретные явления, возникновение которых
создает опасность для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности
государственных институтов, имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;
б) обстоятельства, служащие основанием для
объявления чрезвычайного положения, должны представлять собой реальную,
чрезвычайную и неизбежную угрозу. То есть законодатель не связывает основания
объявления чрезвычайного положения с наступлением конкретных явлений или
событий; применение чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления
реальной опасности; задачей чрезвычайного положения будет как раз устранение
такой угрозы;
в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные
ситуации: общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения
природы и общества;
г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна
быть таковой, чтобы органы государственной власти признали, что существующие у
них в силу обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее
урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.
Условия введения чрезвычайного
положения:
- стихийные бедствия, аварии и катастрофы,
эпидемии, эпизоотии, создающие угрозу жизни и здоровью населения;
- массовые нарушения
правопорядка, сопровождающиеся насилием над гражданами, ограничивающие их права
и свободы;
- блокирование или захват отдельных особо
важных объектов или местностей, угрожающий безопасности граждан и нарушающий
нормальную деятельность органов государственной власти и управления, местного и
регионального самоуправления;
- попытка захвата государственной власти или
изменения государственного строя РФ насильственным путем;
- посягательство на территориальную
целостность государства, угрожающих изменению его границ;
- необходимость восстановления
конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
На период действия ЧП могут вводиться
следующие меры:
- установление особого
режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории,
где введено ЧП;
- ограничение движения
транспортных средств и их досмотр;
- усиление охраны общественного порядка и
объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
- запрещение проведения митингов, уличных
шествий, митингов и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других
массовых мероприятий;
- запрещение забастовок.
В случае введения ЧП при стихийном бедствии,
аварии, катастрофе, эпидемии, эпизоотии, которые создают угрозу жизни и
здоровью населения, дополнительно к основным мерам принимаются следующие меры:
а) временное выселение людей из мест, опасных для
проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных
помещений;
б) временное запрещение строительства новых,
расширения действующих предприятий и других объектов;
в) установление карантина и проведение других
обязательных санитарно-эпидемиче-ских мероприятий;
г) введение особого порядка распределения продуктов
питания и предметов первой необходимости;
д) мобилизация ресурсов государственных
предприятий, учреждений, организаций, изменение режима их работы,
переориентация на производство необходимой в условиях ЧП продукции, иные
изменения производственной деятельности, необходимые для проведения
аварийно-спасательных и восстановительных работ;
е) использование ресурсов предприятий, учреждений и
организаций, независимо от форм собственности, для отведения опасности и
ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;
ж) отстранение от работы на период ЧП
руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций от
деятельности которых зависит нормализация обстановки в регионе ЧП, в связи с
ненадлежащим исполнением или своих обязанностей, назначение других лиц временно
исполняющими обязанности указанных руководителей.
В исключительных случаях, связанных с
необходимостью проведения неотложных аварийно-спасательных работ, допускается
привлечение трудоспособного населения и транспортных средств граждан для
выполнения указанных работ при условии обязательного обеспечения безопасности
труда. Запрещается привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к
работам, которые могут отрицательно повлиять на состояние их здоровья.
Если же ЧП введено по другим основаниям, например,
при попытке захвата государственной власти насильственным путем, то
дополнительно вводятся следующие меры:
- введение комендантского часа (запрещается находиться на
улице и в других общественных местах без
специально выданных удостоверений личности в установленные часы суток);
- приостановление после соответствующего
предупреждения деятельности политических партий, общественных организаций,
массовых движений и самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность
препятствует нормализации обстановки;
- ограничение или временное запрещение
продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, спиртных напитков;
- временное изъятие у граждан
зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у
предприятий, учреждений и организаций - учебной военной техники, взрывчатых,
радиоактивных веществ и материалов, отравляющих и сильнодействующих химических
веществ;
- введение цензуры, ограничение на выпуск газет;
- проверка документов у
граждан, а в необходимых случаях - проведение личного досмотра, досмотра вещей,
транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;
- высылка нарушителей общественного порядка,
не являющихся жителями данной местности, вместо их проживания или за пределы
местности, где введено ЧП за их счет;
- особые правила
пользования связью;
- запрещение изготовления и распространения
информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку.
Органы,
осуществляющие управление на территории где введено ЧП, естественно, сами
справиться не могут. И поэтому все государственные органы, органы местного территориального
самоуправления, предприятия, учреждения, общественные объединения и организации,
а также граждане на этой территории обязаны всячески содействовать этим органам
и выполнять их решения.
Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным положением.
3. Военное положение.
Возможность его введения предусмотрена также
Конституцией Российской Федерации и отнесено к компетенции Президента
Российской Федерации.
Режим военного положения должен определяться федеральным
конституционным законом. Комитет по обороне подготовил к рассмотрению в первом
чтении законопроект "О военном положении", но он еще не принят.
Законопроектом предусмотрены условия, основания и порядок введения
военного положения, особенности организации государственной власти на
территории военного положения, подчинение Президенту Российской Федерации
федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,
меры и временные ограничения, применяемые в условиях военного положения,
привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил, воинских
формирований, организации гражданской обороны и правовое положение граждан в
период военного положения.
Налицо пробел в регулировании этого принципиального вопроса. Однако,
очевидно, что специфика режима военного положения заключается в усилении роли и
расширении полномочий военных органов в управлении на территории, где введено
военное положение. В местностях, объявленных на военном положении, полномочия
представительных и исполнительных органов государственной власти в области
обороны, охраны государственной и общественной безопасности сосредотачиваются
в руках органов военного управления.
Органы представительной и исполнительной власти местности, объявленной на
военном положении, обязаны оказывать содействие органам военного управления,
военному командованию в использовании всех возможностей для обеспечения
государственной и общественной безопасности.
Режим военного положения предполагает введение определенных ограничений
прав и свобод граждан, а также возложение на них обязанностей, которые не
могут на них возлагаться в нормальных условиях (военно-квартирная обязанность
для расквартирования воинских частей и учреждений, введение трудовой повинности
для военных целей и т.д.)
В условиях военного положения может изменяться организация управления
различными объектами, не имеющими военного назначения; мобилизуются силы и
средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и
общественного порядка под руководством военного командования, у которого
сосредотачиваются в этой области функции органов государственной власти.
Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы
организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть сведены
к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно
правоохранительных и военных органов.
4. Режим охраны государственной границы.
Пограничный режим служит исключительно
интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и
включает правила:
1) в пограничной зоне:
·
въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и
транспортных средств;
·
хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения
массовых общественно - политических, культурных и других мероприятий;
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных
водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской
Федерации:
·
учета и содержания российских маломерных самоходных и
несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по
льду, их плавания и передвижения по льду;
·
промысловой, исследовательской, изыскательской и иной
деятельности.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.05.1999 N 105-ФЗ)
Часть 2 исключена. - Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.
Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое
ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в
порядке, предусмотренных законом. В пограничную зону включаются зона местности
шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского
побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных
водоемов и острова на указанных водоемах.
В пограничную зону могут не включаться территории
населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных
учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха,
активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места
традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону
устанавливаются предупреждающие знаки.
(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным
государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона
может не устанавливаться.
(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
Пределы пограничной зоны определяются, предупреждающие знаки
устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной
пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской
Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ)
В таком же порядке определяются участки (районы) внутренних вод
Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.
Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных
настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те
или иные из указанных правил действуют, устанавливаются решениями органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по согласованию со старшими должностными
лицами органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на
территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.
(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ).
5. Режим секретности.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
основывается на Конституции Российской Федерации, Законе РФ от 21 июля 1993 г.
N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997
г.), Законе Российской Федерации "О безопасности", Указе Президента
РФ №1203 от 30 ноября 1995 года об утверждении "Перечня сведений,
отнесенных к государственной тайне", "Положении о Межведомственной
комиссии по защите государственной тайны" №71 от 20.01.96.
Тайну можно понимать как информацию,
не подлежащую разглашению, доступ к источникам которой должен быть ограничен
ради защиты чьих-то интересов. В зависимости от субъекта, интересы которого
обеспечиваются такими ограничениями, различают личную, коммерческую,
государственную тайну. Защита такой информации от нежелательного распространения
обеспечивается нормами морали и права.
Государственная тайна - это
информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред
интересам страны, государства.
Государственная тайна - защищаемые государством
сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.
Информация тесно связана с ее носителями -
материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную
тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических
решений и процессов.
Можно назвать следующие признаки
государственной тайны:
1) это очень важные
сведения;
2) их разглашение может
принести ущерб государственным интересам;
3) перечень сведений,
которые могут быть отнесены к государственной тайне, закреплены в
законодательстве;
4) она охраняется мерами уголовной
ответственности и иными принудительными средствами;
5) для ее охраны создан специальный
административно-правовой режим - режим секретности.
Итак, секретность - важное средство обеспечения
государственной безопасности.
Список используемой литературы.
1. Положение Правительства РФ № 457 "О
чрезвычайном положении" от 6 мая 1994г.
2. Закон РФ "О закрытом
административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992г.
3. Закон РФ "О государственной
границе РФ" от 1 апреля 1993г.
4. Закон РФ "О государственной
тайне" от 21 июля 1993г.
5. Федеральный закон "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" от 21 декабря 1994г.
6. Перечень сведений, отнесенных к
государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г.
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,
Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: «ЗЕРЦАЛО», 1997.
8. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: «БЕК»,
1996.
|