Реферат: Шпаргалки к экзамену по ОБЖ (Брянск)
Комендант вместе с личным составом звена участвует в
проверке герметизации убежища и обеспечивает поддержание порядка в нем,
постоянную готовность к приему населения, организует прием, а также отвечает
за сохранность и исправность всего оборудования.
По установленному сигналу звено немедленно является в убежище,
комендант открывает его для приема людей и выставляет посты.
Пост 1 (двухместный, круглосуточный) выставляют у входа в
убежище. Дежурные открывают наружные двери, следят за порядком при входе, а
после заполнения убежища или по сигналу «Закрыть защитные сооружения!» закрывают
двери и остаются внутри помещения у входа. На наружных дверях вывешивают
объявление «Убежище заполнено!» и указывают адрес ближайших убежищ.
Пост 2 (двухместный, круглосуточный) обязан подготовлять и
включать фильтровентиляционный агрегат и регулировать его работу, следить за
состоянием герметизации, проверять средства аварийного освещения, закрывать
или открывать защитно-герметический клапан аварийного воздухопровода.
Пост 3 (двухместный, круглосуточный) включает освещение,
закрывает ставни аварийного выхода, перекрывает водопровод, канализацию и
отопление.
При возникновении аварий или повреждений личный состав
звена участвует в их ликвидации, а также оказывает первую помощь
пострадавшим.
Роль и место ВС РФ в системе обеспечения национальной безопасности
страны.
Законом Российской Федерации
«О безопасности» установлено, что
безопасность — это состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз, а основным
субъектом обеспечения безопасности
является государство, осуществляющее
функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной
власти.
Основу
системы безопасности составляют Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних
дел, внешней разведки, налоговой службы,
службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные войска, внутренние войска и другие государственные
органы обеспечения безопасности,
действующие на основании законодательства.
Главными задачами этой системы являются:
·
выявление
и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности,
осуществление мер по их предупреждению
и нейтрализации;
·
создание
и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
·
управление
силами и средствами обеспечения безопасности;
·
осуществление системы
мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате
возникновения чрезвычайной ситуации;
·
участие
в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами
и соглашениями.
Вооруженные
Силы составляют основу обороны
государства и являются главным элементом обеспечения
его безопасности. Они предназначены
для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
Современные
средства поражения, их краткая характеристика, поражающие факторы
Ядерное оружие —
оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной
энергии. Ядерное оружие — одно из самых разрушительных средств ведения войны —
входит в число основных видов оружия массового поражения. Оно включает в себя различные ядерные боеприпасы (боевые
части ракет и торпед, авиационные и
глубинные бомбы, артиллерийские
снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами), средства управления ими и средства доставки их к цели (носители).
Поражающее действие ядерного оружия
основано на энергии, выделяющейся при ядерных взрывах.
Поражающие
факторы ядерного взрыва — ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и
электромагнитный импульс.
Ударная волна — основной поражающий
фактор ядерного взрыва, так как большинство
разрушений и повреждений сооружений,
зданий, а также поражений людей обусловлены ее воздействием.
Световое излучение
— это поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и
инфракрасные лучи. Его источник — светящаяся область, образуемая раскаленными
продуктами
взрыва и раскаленным воздухом.
Проникающая
радиация — это поток гамма-лучей и нейтронов. Источниками его служат ядерные реакции
деления и синтеза, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, а также радиоактивный распад осколков (продуктов)
деления в облаке взрыва.
Время действия проникающей радиации на наземные объекты составляет 15—25 с.
Радиоактивное
заражение. Основные его источники — продукты деления ядерного заряда и радиоактивные изотопы, образующиеся в
результате воздействия нейтронов на
материалы, из которых изготовлен ядерный боеприпас, и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва. Наиболее опасно в первые часы после
выпадения радиоактивных осадков.
Электромагнитный
импульс — это кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в
результате взаимодействия испускаемых при
этом гамма-лучей и нейтронов с атомами окружающей среды. Следствием его воздействия может быть выход из строя
отдельных элементов радиоэлектронной и электротехнической
аппаратуры. Поражение людей
возможно только в тех случаях, когда они в момент взрыва соприкасаются
с проводными линиями.
Химическое
оружие — это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах
некоторых химических веществ. К нему относят боевые отравляющие вещества и средства
их применения.
Отравляющие
вещества (ОВ) — это химические соединения, которые способны поражать людей и
животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы.
Ими снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические
фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП). Применяют ОВ в капельно-жидком
состоянии, в виде пара и аэрозоля. Проникать в организм человека и поражать его они могут через органы
дыхания, органы пищеварения, кожу и глаза.
По действию на организм
человека отравляющие вещества подразделяют
на нервно-паралитические,
кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и
психохимические.
Отравляющие
вещества нервно-паралитического
действия (Ви-Икс, зарин) поражают нервную
систему при действии на организм через органы дыхания, при проникновении
в парообразном и капельно-жидком
состоянии через кожу, а также при
попадании в желудочно-кишечный тракт
вместе с пищей и водой.
Отравляющие
вещества кожно-нарывного действия (иприт) обладают многосторонним поражающим действием. В капельно-жидком и
парообразном состоянии они поражают кожу
и глаза, при вдыхании паров — дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой — органы пищеварения.
Отравляющие
вещества удушающего действия (фосген) воздействуют на организм через органы дыхания.
Отравляющие
вещества общеядовитого действия (синильная кислота и хлорциан) поражают
человека только при вдыхании им воздуха, зараженного их парами (через кожу они не
действуют).
Отравляющие
вещества раздражающего действия (Си-Эс, адамсит и др.) вызывают острое жжение и боль
во рту, горле и в глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.
Отравляющие
вещества психохимического действия
(Би-Зет) специфически действуют на центральную
нервную систему и вызывают психологические (галлюцинации, страх,
подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.
По
тактическому назначению отравляющие вещества подразделяют на группы в зависимости
от характера
поражающего действия: смертельные, временно выводящие живую силу из строя и
раздражающие.
Отравляющие
вещества смертельного действия предназначены для смертельного поражения противника или вывода
его из строя на длительный
срок. К таким ОВ относятся зарин, зоман, Ви-Икс,
иприт, синильная кислота, хлорциан, фосген.
К
отравляющим веществам, временно выводящим из строя, относятся психохимические
вещества,
которые действуют на нервную систему людей и вызывают у них временные
психические расстройства (Би-Зет).
Раздражающие
отравляющие вещества (полицейские)
поражают чувствительные нервные окончания слизистых оболочек верхних дыхательных путей и действуют на глаза. К ним относятся хлорацетофенон, адамсит, Си-Эс, Си-Ар.
Бактериологическое
оружие — это специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряженные биологическими средствами. Это
оружие предназначено для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур. Поражающее действие его основано на использовании болезнетворных свойств микробов —возбудителей заболеваний людей, животных и сельскохозяйственных растений.
Болезнетворные
микробы — это большая группа мельчайших живых существ, которые могут вызывать различные
инфекционные заболевания. В зависимости от биологических особенностей болезнетворные
микробы подразделяют на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки.
К классу бактерий
относятся возбудители чумы, холеры, сибирской язвы, сапа.
Вирусы вызывают
заболевание натуральной оспой и желтой лихорадкой.
Риккетсии являются
возбудителями сыпного тифа и пятнистой лихорадки Скалистых гор.
Тяжелые болезни
(бластомикоз, гистоплазмоз и др.) вызываются грибками.
К
насекомым — вредителям сельскохозяйственных культур относятся колорадский жук,
саранча, гессенская муха. Колорадский жук — опасный вредитель картофеля,
томатов, капусты, баклажанов, табака. Саранча уничтожает различные
сельскохозяйственные растения. Гессенская муха поражает пшеницу, ячмень и рожь.
Обычное
оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные,
авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении (осколочные,
фугасные, кумулятивные, бетонобойные, объемного взрыва), а также зажигательные
боеприпасы и огнесмеси.
Осколочные
боеприпасы предназначены главным образом для поражения людей убойными элементами
(шарики, иголки) и осколками.
Фугасные
боеприпасы предназначены для поражения ударной волной и осколками больших
наземных
объектов (промышленные и административные здания, железнодорожные узлы и
т. д.).
Кумулятивные
боеприпасы предназначены для поражения бронированных целей. Принцип их действия основан на прожигании
преграды толщиной в несколько десятков
сантиметров мощной струей газов
высокой плотности с температурой
6000—7000 °С.
Бетонобойные
боеприпасы предназначены для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов и других
объектов, имеющих бетонное покрытие.
Боеприпасы
объемного взрыва предназначены для поражения воздушной ударной волной и огнем людей, зданий,
сооружений и техники.
Зажигательные
боеприпасы. Их поражающее действие на людей, технику и другие объекты основано на непосредственном
воздействии высоких температур. К этому виду оружия относятся зажигательные вещества и средства их
боевого применения.
Зажигательные
вещества подразделяют на три основные группы: составы на основе нефтепродуктов; металлизированные
зажигательные смеси; термиты и термитные составы. Особую группу зажигательных веществ составляют обычный
и пластифицированный фосфор, щелочные металлы,
а также смеси, самовоспламеняющиеся на воздухе.
Организация
призыва на военную службу.
Призыв
на военную службу организует глава органа местного самоуправления
совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия, которая создается в
каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном
образовании решением главы органа местного самоуправления. Призыв на военную
службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
•
явку
на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
•
явку
в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы;
•
нахождение
в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
На
мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками
военного комиссариата.
Для проведения
призыва на военную службу в каждом районе или городе создается
призывная комиссия. допризывную комиссию возлагаются
обязанности по организации медицинского освидетельствования
призывников в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе,
утвержденным Постановлением Правительства РФ № 390 от 20 апреля 1995 г.. и принятию в
отношении их одного из следующих решений:
•
о
призыве на военную службу;
•
о направлении на
альтернативную гражданскую службу;
•
о
предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
•
об
освобождении от призыва на военную службу;
•
о
зачислении в запас;
•
об
освобождении от исполнения воинской обязанности.
В случае уклонения
граждан
от призыва комиссия или военный комиссар направляют соответствующие материалы
прокурору по месту жительства указанных граждан.Комиссия определяет
вид и род войск, в которых граждане будут проходить военную службу.
Призывная
комиссия организует также медицинское освидетельствование граждан,
изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения, и принимает
решение о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком
направлении. Решение призывной комиссии может быть обжаловано.
Ответственность
граждан по вопросам призыва.Граждане, подлежащие призыву, извещаются
повестками,
которые вручаются под расписку работниками военкомата или другими должностными
лицами. В случае неявки гражданина без уважительных причин по
повестке военного комиссариата он считается уклоняющимся от военной службы. Уклонение от призыва
на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы
наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от
2 до 5 месяцев, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением
свободы на срок до 2 лет.
М Ч С Р Ф
Ответственность за нарущшение
законодательства РФ в области ГО– неисполнение должностными лицами и гражданами РФ обязанностей в
области г.о. влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Региональные центры РФ. и Региональные
деления РФ– в
целях эффективного и оперативного управления г.о. вся территория РФ разделена
на 9 регионов: Северо-Западный, Центральный, Северо-Кавказский, Приволжский,
Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Забайкальский и
Дальневосточный, каждый из которых включает несколько субьектов федерации.
Структура региональных центров РФ– начальник РЦ, у которого два зама: зам.
начальника Регионального центра, зам. начальника РЦ по вопросам спасения на
водн. бассейнах. Региональный центр подразделяется на: оперативное
управление; отдел подготовки; отдел организацион. мобилизационный; отдел по
режиму; экономический отдел; отдел МТО; отдел капитального строительства;
научный отдел; отдел вооружения и техники; финансовое отделение;
административно-хозяйственное отделение; группа реализации гос. и
региональный программ; группа связи; секретное отделение; отделение по
правовым вопросам; отдел кадров. А так же входят подразделения: регональный
центр подготовки; войска гражданской обороны; камандный пункт; фонд защиты.
Внутриорганизационные подзаконные акты– это такие нормативно-правовые акты,
которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних
вопросов и роспростроняются членов этих организаций. В рамках, определенных
актоми высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты
регултруют самые разнообразные отношения возникающие в конкретной
деятельности гос. учреждений, предприятий, воинских частей и др. организаций.
Этапы работы КЧС– организация работы КЧС начинается с
получения председетелем комисии доклада(сигнала)о возникновении ЧС.
Оповещение комиссии производится дежурным по управлению ГО ЧС по
установленной схеме оповещения личного состава рабочих органов комиссии. В
дальнейшем всю работу комиссии можно условно разделить на 4 этапа: 1-принятие
экстренных мер; 2-оперативного планирования; 3-спасательных и др. неотложных
работ; 4-ликвидации последствий.
Права и обязанности граждан РФ по вопросам
ГО– граждане РФ в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
РФ: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствии этих действий; принемают участие в проведении
др. мероприятий по г.о.; оказывают содействие органам гос. власти и организациям
в решении задач в области г.о.
Обязанности федеральных органов исролнительной
власти в области ГО–
принемают нормативные акты в области г.о., доводят их требования до сведения организаций
и контралируют их выполнение; разрабатывают и реализуют планы г.о.,
согласованные с федеральным органом исполнительной власти, спезиально уполномоченным
на решение задач в области г.о., организуют проведение мероприятий по г.о.,
включая подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные
на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в
состоянии постоянной готовности технические системы управления г.о.; создают
и сожержат в целях г.о. запасы материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств.
Состав группировки войск ГО– в составе группировки войск ГО
насчитывается 43 соединения, в том числе: отдельных спасательных бригад-8;
отдельная учебная спасательная бригада-1; отдельных механизированных
полков-17; отдельных мобильных и механизированных батальонов-8; отдельных
вертолетных отрядов-4; отдельных рот специальной защиты–4;
отдельный автомобильный полк-1.
Предназначение войск ГО– они предназначены для защиты территории
страны и ее населения при ч.с., вызванных авариями, катастрофами, стихийными
бедствиями, и угрозе их возникновения в мирное и военное время.
Краткое содержение постановления
правительства РФ от 06.05.94 №457– Постановление правительства РФ «Вопросы Министерства РФ по делам
г.о., ч.с. и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Принципы организации ГО– г.о. организуется на территории РФ по
территориально-производственному принципу.
Характеристика подзаконных актов
правительства РФ–
подзаконные акты прознаны конкретизировать основные принципиальные положения
законов применительно к различным отраслям правоотношение между которыми
регулируются правовыми нормами. К общим подзаконным актам относятся
нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят
от президента страны или главы правительства и находят внешнее ныражение в
двух разновидностях подзаконных актов.
Организации с которыми сотрудничает МЧС
России- с Управлением Верховного
комиссара ООН по делам беженцев,по доставке гуманитарных грузов, Комиссией
Европейских сообществ в рамках международного четырехстороннего соглашения по
ЧАЭС.
Федеральные и конституционные законы,
порядок принятия–
первый этап законодательного процесса-внесение подготовленного законопроекта
на рассмотрение Парламента; второй этап-включение рассмотрения законопроекта
в повестку дня заседания Гос. Думы и дальнейше обслуживание законопроекта;
третий этап-подписание и обнародование президентом РФ принятого федерального
закона.
Подсистемы РСЧС– 1-территориальные подсистемы РСЧС
создаюстя в субьектах РФ для предепреждения и ликвидации ч.с. в пределах их
территорий и состоят из звеньев, соответствующих адменистративно-территориальному
делению. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования
итих подсистем определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими
органами гос. власти субъектов РФ. 2-функциональные системы РСЧС создаюстя
федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите
населения и территорий от ч.с. в сфере их деятельности и полученных им
отрослях экономики.
Уровни функционирования РСЧС- 5 уровней: федеральный, региональный,
территориальный, местный, объектовый.
Нормативно-правовая основа создания РСЧС– РСЧС создана в соответствии с
постановлением правительства №261 от 18.04.92г., была преобразована в единую
гос. систему предупреждения и ликвидации ч.с. (постановление правительства РФ
№1113 от 5.11.95г.) Стр№13
Законодательное и нормативно-правовое
обеспечение функционирования территотиальных и функциональных подсистем РСЧС– Во исполнения федерального закона «о
защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС
(создана в соответствии с постановлением правительства №261 от 18.04.92г.),
была преобразована в единую гос. систему предупреждения и ликвидации ч.с.
(постановление правительства РФ №1113 от 5.11.95г.). Минестерства и ведомства
определены указом президента РФ от 30.04.98г. №483 «О структуре федеральных
органов исполнительной власти».
Силы гражданской
обороны.
Степень надежности
управления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ее
готовности к выполнению поставленных задач.
Управление
гражданской обороной - это целенаправленная деятельность начальников,
штабов и служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и
сил, организации их действий и направлению усилий на успешное выполнение
задач для защиты населения и народного хозяйства в военное время. Задачи управления:
поддержание высокого политико-морального состояния личного состава органов
управления и сил гражданской обороны; сбор, обработка и оценка данных об обстановке;
принятие (уточнение) решения; доведение задач до подчиненных; организация и
поддержание взаимодействия; всестороннее обеспечение проводимых мероприятий,
подготовка формирований к предстоящим действиям; организация и поддержание
непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения гражданской обороны; постоянный
контроль за готовностью органов и сил и выполнением поставленных задач.
В
современных условиях к управлению предъявляются следующие требования:
высокая постоянная готовность всей системы управления, твердость, гибкость,
непрерывность, высокое качество и оперативность в работе, скрытность. Суть
высокой постоянной готовности заключается в том, чтобы вся система
управления буквально с первых минут после получения сигналов тревоги смогла
обеспечить успешное выполнение задач в любой сложной обстановке.
Штаб
гражданской обороны объекта - основной орган управления. На него возлагаются
сложные задачи и в первую очередь - поддержание повседневной готовности
гражданской обороны объекта (служб, формирований) к выполнению предстоящих
задач.
От
начальника штаба зависит слаженная и согласованная работа штаба, всех
служб, командиров отрядов, команд и групп, личного состава формирований.
При
организации управления устанавливаются: порядок сбора, обработки и анализа
информации штабом и службами ГО объекта; какие данные в какой форме и когда
докладываются начальнику ГО и начальнику штаба ГО объекта; какие данные и в
какие сроки выдаются штабу ГО, службам, начальникам ГО цехов и командирам
формирований; сроки и порядок докладов об обстановке и представления
донесений в вышестоящий штаб, осуществление информации сил гражданской
обороны; порядок несения дежурства на пункте управления, порядок работы
узла связи, вычислительного центра и использования их должностными лицами
для текущей работы; порядок контроля и оказания помощи подчиненным; общий
распорядок дня на пункте управления, в том числе приема пищи, отдыха, бытовые
вопросы; мероприятия по соблюдению скрытого управления.
Для
обеспечения устойчивого управления ГО на объекте создается пункт управления.
Он, как правило, оборудуется в защитных сооружениях. Пункт управления должен
быть оснащен современными техническими средствами связи и обеспечивать благоприятные
условия для нормальной работы руководящего состава объекта. В нем должны быть
подготовлены удобные места для работы с техническими средствами управления,
места для отдыха, приема пищи, оказания медицинской помощи. На пункте
управления ГО объекта обычно размещаются: начальник ГО, его заместители,
начальник штаба со своим аппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания.
Для
эффективного управления ГО на объекте создается система связи, которая
включаете радио и проводные средства связи, подвижные и сигнальные средства.
Система связи является основным средством управления и должна обеспечить
быструю и достоверную передачу, в первую очередь командной информации, а
также донесений и сообщений о состоянии гражданской обороны. Она организуется
в соответствии с решением начальника (командира), указанием начальника штаба
и распоряжением по связи вышестоящего штаба. Непосредственную ответственность
за ее организацию несет начальник штаба ГО объекта (службы, формирования).
Радиосредства
- основные средства связи, так как они обеспечивают надежное управление мероприятиями
ГО. С помощью радио можно в относительно короткое время установить связь
практически на любое расстояние и на любой местности, обеспечить передачу
информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах применяются,
как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ), а в отдельных
случаях - и коротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение и
проводная связь. Она не заменима в стационарных условиях объекта, в районе
расположения формирования и при проведении СНАВР.
Даже при
наличии достаточного количества современных средств радио и проводной связи
современное управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они
используются во всех звеньях управления и во всякой обстановке.
Связь
организуется со старшим начальником, подчиненными силами и средствами,
соседями, а также взаимодействующими органами и силами.
Характерная
черта современного этапа управления - всестороннее использование организационной
техники, к которой относятся: средства добывания информации (промышленная
телевизионная установка, которая позволяет вести наблюдения за производственной
деятельностью в цехах, на складах, производственных участках, приборы
радиационной и химической разведки и т.д.); средства обработки информации и
производства оперативных и инженерно-технических расчетов (клавишные
вычислительные машины, электронно-вычислительные машины и т. д.); средства
документирования и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие
машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и устройства),
канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы
типовых записей, условных знаков, а также типовые формы.
|