МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Правовое регулирование деятельности коммерческих банков в России

    По смыслу закона можно определить отличия в технике и в процедуре ее осуществления. Банковские операции могут производиться только на территории кредитной организации либо ее филиала, сделки - без ограничения в пространстве и во времени. Примером может служить договор депозитного вклада и напротив - предоставление информации по видам банковских услуг.

    Еще одна немаловажная черта: кредитная организация в отличие от других предпринимателей, как правило, работает с чужими денежными средствами, ее деятельность имеет публичный характер.

    Пытаться отыскать какие-либо различия, вытекающие из сравнения юридической природы или правовой конструкции банковских сделок и операций, не представляется возможным в силу того, что они осуществляются кредитной организацией исключительно по собственной инициативе, на свой страх и риск, независимо друг от друга, с любым лицом, пожелавшим вступить в подобные правоотношения, и являются гражданско-правовыми сделками, иначе говоря, их сущность идентична.

    Такого же мнения придерживается А.Е. Шерстобитов, его слова подтверждают наши умозаключения: "...с точки зрения гражданского права банковская операция не имеет ничего особенного по сравнению с понятием гражданско-правовой сделки"[24].

    В данном случае мы сталкиваемся с делением, основой которого является, как писал А.М. Плешаков, "критерий, по которому Закон о банках определяет одни действия как операции, а другие как сделки, и для чего существует их терминологическое различие"[25].

    Соответственно при отсутствии гражданско-правовой обоснованности разделения приводит нас к верному выводу А.Е. Шерстобитов: "...категория "банковская операция" имеет право на существование только с точки зрения публичных интересов в сфере банковской деятельности"[26].

    Публично-правовой взгляд открывает возможность по выделению определенных критериев в понятии "банковские операции" для четкого разделения не просто на терминологическом уровне, но и, как писал Г.А. Тосунян, "позволяет определить устойчивые границы управляющего воздействия Банка России на осуществление кредитными организациями банковской деятельности"[27].

    Подвергая сделки кредитной организации процедуре лицензирования (т.е., как указывалось ранее, только выборочно и с перемещением этих сделок в другой "терминологический" разряд - "банковская операция"), Центробанк применяет публично-правовые меры воздействия. Такие меры должны служить определенным целям, и они вытекают из функций Банка России, их видится две:

    - с одной стороны, необходимо сформировать условия для финансовой устойчивости, надежности кредитных организаций и единообразия в возможностях и порядке их деятельности, включая механизм ограничения (не только по количеству субъектов, осуществляющих банковскую деятельность, но и по объему и качеству предоставляемого банковского продукта);

    - с другой стороны, согласно Федеральному закону о Центральном банке РФ, исходя из целей (развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы) и функций[28], он обязан соблюдать условия и предпринимать мероприятия по развитию и укреплению банковской системы страны, тем более что несет за это ответственность.

    Отсюда различия, определяющие разделение банковских операций и сделок, перечисленных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", видятся в следующем:

    1) в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" сделки, перечисленные в ч. 2 ст. 5 Закона, они могут осуществлять с момента государственной регистрации юридического лица (как и любые гражданско-правовые сделки, поскольку, пройдя процедуру регистрации, субъект приобретает статус юридического лица и соответственно правосубъектность)[29], а осуществление права на совершение банковских операций - только с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России;

    2) Центральный банк получил от законодателя санкционный инструмент воздействия в рамках банковского регулирования и надзора (запрет на совершение банковских операций в виде отзыва банковской лицензии)[30] за некоторые нарушения банковского законодательства[31]. Причем данный механизм ограничения не распространяется на осуществление кредитной организацией сделок, перечисленных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

    Однако формальный подход к определению банковской сделки затруднен ее содержанием. Приведем некоторые примеры:

    1) оказание консультационных и информационных услуг, указанное в п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", регулируется гл. 39 ГК РФ, и сделка может быть заключена не только кредитной организацией;

    2) поручителем по договору в соответствии со ст. 361 ГК РФ может выступать любое юридическое лицо, не только банк;

    3) заключение договора доверительного управления денежными средствами, напротив, может осуществить только кредитная организация, поскольку п. 2 ст. 1013 ГК РФ прямо указывает на ограничения в объекте сделки (доверительное управление денежными средствами) и относит для определения субъекта к п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

    Таким образом, для применения бытующего в научной литературе[32] термина "банковские сделки" ко всем сделкам, осуществляемым банками, следует относиться настороженно и использовать критерий исключительности, т.е. свойственности только кредитным организациям.

    На наш взгляд, законодатель применяет метод дозволения и этим, дабы закрепить объем допускаемых видов обычных сделок для кредитных организаций, выводит их в разряд специфичных, наполняя перечень услуг в предоставляемом банковском продукте.

    Помимо банковских операций и банковских сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитная организация вправе осуществлять и иные сделки. Совершение таких сделок не образует банковской деятельности, а носит для ее осуществления вспомогательный характер.

    Подводя итоги, попытаемся дать определение. Под банковской деятельностью должно понимать коммерческий вид деятельности, представляемый как систематическое осуществление кредитными организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) Центрального банка Российской Федерации, полученное без нарушения условий лицензирования либо в силу прямого указания закона, предусмотренных законодательством банковских операций в объеме, определенном таким разрешением (лицензией), в отношении клиентов, в том числе и банков-корреспондентов.


    1.2 Порядок создания и организационно-правовая структура коммерческих банков

    Традиционно деятельность кредитных организаций строго регламентируется государством[33]. По этой причине в соответствии со ст.10 Закона о государственной регистрации юридических лиц Законом о банках установлен специальный порядок регистрации кредитных организаций. Государственную регистрацию банков и иных кредитных организаций осуществляет Банк России на основании ст. 12 Закона о банках, который в целях осуществления им надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций[34].

    Таким образом, Банк России с самого начального этапа - этапа создания коммерческих банков - предъявляет к ним определенные требования, которые служат целям государства и общества в целом. В случае соответствия кредитных организаций указанным требованиям они проходят регистрацию и лицензирование. При этом коммерческие банки обязаны соблюдать как общие правила, установленные для всех юридических лиц, - противопожарные, санитарные и др., так и специальные банковские.

    С.В. Виноградов считает, что в целях выполнения возложенной государством на Банк России задачи по развитию и укреплению банковской системы на стадии создания кредитных организаций Центральный банк РФ выполняет функции по осуществлению регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций. При этом контрольные функции Банка России на стадии создания кредитных организаций охватывают четыре направления. Это контроль:

    1) за первичным созданием кредитных организаций;

    2) за расширением круга деятельности кредитных организаций;

    3) за реорганизацией кредитных организаций;

    4) за изменениями и дополнениями, вносимыми в устав кредитной организации, в состав ее участников и руководителей исполнительных органов[35].

    К.Т. Трофимов предлагает выделить следующие виды особенностей создания банков:

    - процедурные (требования к предъявляемым документам и процедуре регистрации);

    - материально-правовые (требования к учредителям, уставному капиталу и руководству)[36].

    Создание банков, по его мнению, можно подразделить на создание нового банка и реорганизацию уже созданных банков[37].

    Создание банков представляет собой длительный организационный процесс, в течение которого решается ряд важнейших вопросов, определяющих деятельность банков. Процесс регистрации коммерческих банков, по мнению А.Ю. Бурковой, включает три основные стадии: подготовка документов, сама регистрация и пострегистрационные процедуры[38].

    Закон о банках разграничивает очередность государственной регистрации и лицензирования: "Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации...". Кроме того, Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

    О нецелесообразности и искусственности разделения процедур государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций пишет и Е.Е. Фролова[39]. По ее мнению, нужно ввести требование единовременной оплаты уставного капитала в полном объеме и расширить перечень документов, необходимых и достаточных для государственной регистрации банков, за счет документов об оплате уставного капитала. Таким образом, государственная регистрация и лицензирование будут полностью объединены в одну процедуру[40].

    Процедура получения банковской лицензии, по мнению С.В. Пыхтина, неразрывно связана с процессом государственной регистрации банков[41].

    С одной стороны, доводы о нецелесообразности разъединения процессов государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности понятны. В практике встречаются случаи, когда Банк России, зарегистрировав организацию, отказывает в выдаче лицензии, поскольку заявитель не представил для получения указанной лицензии необходимый пакет документов, предусмотренный Законом о банках. Судебные органы, рассматривая жалобу по данному делу, согласны с действиями Банка России[42]. Можно сделать вывод, что разрыв этих двух процедур может негативно отразиться на самом субъекте права - банке в виде невозможности им осуществления своей банковской деятельности.

    С другой стороны, нельзя согласиться с мнением о необходимости включения в перечень документов, необходимых для государственной регистрации банка и лицензирования им своей деятельности, документа, подтверждающего 100-процентную оплату уставного капитала банка. Данное предложение можно считать нелогичным как с точки зрения оплаты уставного капитала субъекта, который еще не существует и не зарегистрирован, так и с точки зрения распределения среди учредителей акций или долей несуществующего лица. По этой причине следует согласиться с законодателем и оставить процедуру государственной регистрации банка и лицензирования его деятельности такой, какой она отражена в нормативных правовых актах.

    Можно выделить еще одну проблему, связанную с государственной регистрацией коммерческих банков, - вопрос о создании единого порядка государственной регистрации для всех юридических лиц. Закон о банках определяет, что кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. По мнению некоторых ученых, такой порядок регистрации должен быть приведен в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ. При регистрации кредитных организаций в Центральном банке РФ цель унификации этой процедуры и создания единого государственного реестра юридических лиц не достигается. Так как деятельность банков связана с обслуживанием множества кредиторов и вкладчиков, с особым финансовым риском, выбор того или иного банка должен производиться на основе открытых данных не только о бухгалтерском балансе и отчетности, но и регистрационных данных, что в настоящее время практически невозможно. Поэтому в Законе о государственной регистрации юридических лиц вопрос должен быть решен в интересах пользователей банковских услуг. Однако названный Закон пошел по другому пути, предусмотрев специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

    Есть и другое мнение, согласно которому Центральный банк РФ более не ведет регистрацию кредитных организаций - это делает уполномоченный регистрирующий орган, а Банк России принимает решение о регистрации[43].

    Данное мнение также является спорным, поскольку в Законе о банках указано, что уполномоченный регистрирующий орган лишь вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись, что нельзя расценивать как государственную регистрацию кредитной организации.

    Можно выделить еще один вопрос, возникающий в процессе государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, на который в теории нет однозначного ответа. Так, некоторые ученые считают, что перечень установленных Законом о банках документов, необходимых для государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, шире по сравнению с документами, представляемыми обычными юридическими лицами в соответствии с законом о государственной регистрации юридических лиц, так как эти два процесса объединены[44].

    Перечень документов действительно шире, но по причине особого, отличного от обычных юридических лиц статуса банков как института, играющего важную роль в экономике страны, и особого, более строгого отношения государства к вопросу регистрации банков и лицензирования их деятельности.

    Остановимся на рассмотрении вопросов, связанных с лицензированием банковской деятельности. И хотя лицензия на осуществление банковских операций выдается после государственной регистрации банка, именно с получением специального разрешения (лицензии) Банка России Закон о банках связывает возникновение у банка права осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Банк создается для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности путем осуществления банковских операций. Право на их осуществление возникает только с момента получения лицензии, выданной Банком России.

    Как отмечается в литературе, лицензирование предпринимательской деятельности есть правовое средство государственного регулирования рыночных отношений, элемент легитимации определенных видов деятельности предпринимателя[45]. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, направлены на обеспечение общественных интересов или требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан[46]. Основной целью лицензирования отдельных видов деятельности является контроль за ее осуществлением для обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства[47].

    Применительно к банковской деятельности "сущность лицензирования кредитных организаций на осуществление банковских операций Банком России состоит в том, что он официально признает и санкционирует как орган государственной власти за кредитными организациями право (специальной правосубъектности) осуществлять банковские операции и контроль за выполнением этих операций"[48].

    Лицензирование банковской деятельности имеет еще одну существенную особенность - последовательное получение прав на осуществление банковских операций и сделок.

    Созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

    1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

    2. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

    3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

    Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы лицензии следующих видов:

    1. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях.

    2. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

    3. Генеральная лицензия.

    Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

    "Тот факт, что лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях может быть выдана банку только спустя два года с момента его государственной регистрации, позволяет сделать вывод о том, что до получения этой лицензии юридическое лицо, именуемое "банк", в полном смысле слова и в свете ст.1 Закона о банках таковым не является. С одной стороны, установление двухгодичного срока и перечня дополнительных требований и условий для получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц преследует цель проверить устойчивость функционирования банка и его готовность работать с наименее защищенными клиентами - гражданами, а с другой - рождает противоречие в банковском законодательстве между наименованием "банк" (де-юре) и кругом операций, которые тот фактически может осуществлять (де-факто)"[49].

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.