Курсовая работа: Экономико-статистический анализ финансовых результатов реализации зерна в ООО "Урожай XXI век"
Курсовая работа: Экономико-статистический анализ финансовых результатов реализации зерна в ООО "Урожай XXI век"
Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«КУБАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Брюховецкий
филиал
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
На тему: ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА В ООО «УРОЖАЙ XXI ВЕК»
ВЫПОЛНИЛА:
студентка 2 курса 209 группы
механико-экономического
факультета
Гайдук Марина Ивановна
ПРОВЕРИЛА:
канд. экон. наук, доцент
Кремянская Елена Владимировна
ст. Брюховецкая
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА В ХОЗЯЙСТВЕ
3.1 Анализ производства продукции растениеводства в организации
3.2 Анализ показателей, влияющих на финансовые результаты реализации зерна
3.3 Динамика финансовых результатов реализации зерна в
организации.
Влияние основных факторов на изменение финансовых результатов реализации продукции растениеводства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода к рыночным
отношениям в деятельности предприятия финансовые результаты стали занимать одно
из ведущих направлений, как в области учета, так и при анализе и аудите
деятельности предприятия.
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как
обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически
самостоятелен, самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного
ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от
реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам
деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства
хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Реализация этой цели возможна только
в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы,
услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям
общества.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия - важнейшая
характеристика экономической деятельности предприятия.
Финансовый результат деятельности хозяйства – это прибыль или
убыток, которые по реализованной продукции определяется как разница между
выручкой, полученной от реализации продукции, и полной или коммерческой себестоимостью
реализованной продукции [13].
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются
суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия
получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов
деятельности (участие в межхозяйственной кооперации, сдача в аренду земли и
основных фондов, доходы от ценных бумаг и т.д.) [9].
Финансовые результаты деятельности предприятий определяются в
конце года. Основные задачи анализа финансовых результатов состоят в оценке динамики
показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период, в изучении
источников и структуры балансовой прибыли, в выявлении резервов повышения
балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли, расходуемой на выплату
дивидендов, в определении потенциала повышения различных показателей
рентабельности.
Объектом исследования данной работы являются финансовые результаты
реализации зерна в ООО «Урожай XXI век» Брюховецкого района.
Цель работы – на основании всестороннего анализа финансовых
результатов реализации зерна разработать мероприятия по их улучшению и повышению
экономической эффективности зерновой отрасли в исследуемом хозяйстве.
В соответствие с этой целью были поставлены и решались следующие
задачи:
- провести теоретический обзор вопросов статистики финансовых
результатов реализации продукции;
- проанализировать современные условия и основные результаты
производственно-хозяйственной деятельности ООО «Урожай XXI век»;
- изучить показатели, характеризующие современное состояние производства
продукции растениеводства в организации;
- провести анализ показателей, влияющих на финансовые результаты
реализации продукции растениеводства;
- определить изменение финансовых результатов реализации зерна в
динамике;
- выявить влияние основных факторов на изменение финансовых
результатов реализации продукции растениеводства;
- разработать предложения по улучшению финансовых результатов
реализации зерна и повышению экономической эффективности его производства.
Методы исследования, используемые в работе: монографический,
графический, индексный, аналитического выравнивания и др.
Основными источниками информации для исследований послужили данные
годовых отчетов ООО «Урожай XXI век» Брюховецкого района за период с 2005 по 2009 гг.
1
ТЕОРЕТИЧЕСИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Финансовый результат – главный критерий оценки деятельности для
большинства предприятий. Однако так же, как множественны цели и задачи
предприятия, существуют и различные методики определения финансовых результатов.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются
суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли
и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем
устойчивее его финансовое состояние.
Обобщающая оценка финансового состояния организации дается на
основе таких результирующих показателей, как прибыль – абсолютный показатель и
рентабельность – относительный показатель.
Прибыль и рентабельность отражают эффективность процесса
производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования
деятельности организации, а с другой – источник доходов бюджетов различных
уровней [4].
Прибыль – это положительный
финансовый результат, характеризующий превышение доходов над расходами.
Убыток – это отрицательный
финансовый результат, отражающий превышение расходов над доходами [9].
Категорию «доход» следует отличать от категории «прибыль». Доходы
– это полученная экономическая выгода до вычитания расходов, связанных с получение
этой выгоды.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд
важнейших функций:
·
оценочную (прибыль характеризует
экономический результат деятельности предприятия);
·
стимулирующую (за прибылью
закрепляют статус цели функционирования коммерческих предприятий, размер
прибыли предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов).
В экономической теории под прибылью понимают денежное выражение
прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства.
Прибыль является основным внутренним источником расширенного
воспроизводства и важным источником формирования доходов бюджетов различных
уровней.
Современные экономические дисциплины рассматривают прибыль как
доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала.
Наряду с этим существует еще несколько определений прибыли:
1 прибыль – плата за услуги предпринимательской деятельности;
2 прибыль – плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;
3 прибыль – плата за риск, за неопределенность результатов
предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или
иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или
иным вариантом природно- климатических условий. Риск может быть связан и с
непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и
межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально
различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение и даже разорение фирмы.
Для фирмы большое значение имеет размер прибыли. Абсолютная
величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов фирмы ничего не
говорит. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом
фирмы, или с ее капиталом.
Величина прибыли определяется как разница между денежной выручкой
от реализации продукции и ее себестоимостью, т.е. разница между доходами и
расходами [16]:
Пр = ДВ – ПЗ, где (1)
Пр – размер прибыли от реализации продукции;
ДВ – Размер денежной выручки от реализации продукции;
ПЗ – объем затрат на производство продукции.
Прибыль является стимулом предпринимательства, основным ориентиром
хозяйствования и опорой в конкуренции.
Вся полученная прибыль (доход от коммерческой деятельности за
вычетом издержек производства и организации и НДС – налога на добавленную
стоимость) носит название валовой прибыли. Валовая прибыль в отличие от
балансовой прибыли в составе внереализационных доходов и убытков учитывает
уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пени, перечисленных в
бюджет и внебюджетные фонды). Это связано с тем, что согласно Закону о
налогообложении предприятий объектом налогообложения является также и валовая
прибыль. При распределении прибыли в первую очередь производятся платежи в
бюджет и внебюджетные фонды в виде различных налогов и сборов. После уплаты
налоговых отчислений, дивидендов по ценным бумагам и процентов за кредит у
предприятия остается распределяемая прибыль, которой предприятие распоряжается
по своему усмотрению.
Различают следующие виды прибыли:
1) бухгалтерская – часть дохода предприятия, которая остается от
общей выручки после возмещения внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков;
2) экономическая (чистая) – то, что остается после вычитания из
общего дохода предприятия всех издержек;
3) балансовая – разница между выручкой от реализации продукции и
суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы.
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на
увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль
сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает
стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной
формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический
эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост
прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного
воспроизводства, решения проблем социального и материального характера
трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые
обстоятельства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими
организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового
благополучия. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к
максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит
динамическое развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему
удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость
Увеличения прибыли можно добиться следующими путями:
- повышение цены на товар;
- снижение себестоимости;
- увеличение объема производства и реализации продукции.
В условиях рынка руководители организаций больше склонны проводить
прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные варианты получения
прибыли в будущем, нежели анализировать результаты фактического исполнения
путем сравнения со стандартными решениями.
Анализ формирования, распределения и использования прибыли состоит
из следующих этапов:
1)
анализируется бухгалтерская прибыль (убыток) по составу в
динамике;
2)
проводится факторный анализ прибыли (убытка) от продаж;
3)
анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли,
как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы и расходы,
внереализационные доходы и расходы и т.п.;
4)
анализируется формирование чистой прибыли (убытка) и влияние
налоговых регулятивов и налога на прибыль, сумм штрафных санкций по расчетам с
бюджетом;
5)
анализируется использование прибыли на капитализацию и
потребление;
6)
дается оценка эффективности распределения прибыли на капитализацию
и потребление;
7)
разрабатываются предложения к составлению финансового плана.
В процессе анализа используются такие показатели прибыли, как:
- маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми
производственными затратами по реализованной продукции);
- прибыль от реализации продукции, товаров, услуг ( разность между
суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);
- общий финансовый результат до налогообложения (брутто-прибыль)
(финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы
от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные
доходы и расходы);
- налогооблагаемая прибыль (разность между брутто-прибылью и
суммой прибыли, облагаемой налогам на доход (по ценным бумагам и от долевого
участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в
соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается);
- чистая прибыль – это та ее часть, которая остается в
распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и
прочих обязательных отчислений;
- капитализированная (нераспределенная) прибыль – это часть чистой
прибыли, которая направляется на финансирование прироста; потребляемая прибыль
– та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия
или на социальные программы.
Анализ формирования
финансовых результатов до налогообложения по составу доходов в динамике может
быть проведен как для целей управления активами в самой организации, так и
внешними пользователями информации, партнерами по бизнесу или акционерами. Чтобы
прогнозировать размеры прибыли, управлять ею, необходим объективный системный
анализ формирования, распределения и использования прибыли с целью выявить
резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних
партнерских групп, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных
возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает
размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье
предприятий.
Для того чтобы наиболее точно охарактеризовать экономическую
эффективность сельскохозяйственного производства, используют такой значимый показатель,
как рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия.
Различают показатели рентабельности: рентабельность реализованной
продукции, рентабельность конкретного вида продукции.
Показатель рентабельности реализованной продукции отражает
эффективность текущих затрат. Он исчисляется как отношение прибыли от реализации
продукции к полной себестоимости реализационной продукции.
Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье,
качества продукции, производительность труда, материальных и других затрат на
производство. Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих
факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала,
результатов непромышленной деятельности. Следовательно, показатель
рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности
[10].
Рентабельность – важнейшая экономическая категория, которая
присуща всем предприятиям.
Различают 2 вида рентабельности:
1) Народно-хозяйственная – определяется всей величиной созданного
чистого дохода.
2) Хозрасчетная – определяется величиной чистого дохода,
непосредственно реализованного предприятием.
Рентабельность есть относительный показатель, который обладает
свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных
хозяйствующих субъектов. Показатели рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности; они
более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты
хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными
и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности
предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и
инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость
издержек) Rз исчисляется путем отношения прибыли от реализации, или чистой
прибыли от основной деятельности, или чистого денежного потока, включающего чистую
прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной
продукции [5]:
Rз=Пр/З, или
Rз=ЧП/З, Rз=ЧДП/З, где (2)
Пр - прибыль от реализации;
ЧП – чистая прибыль от основной деятельности;
ЧДП – сумма чистого денежного потока;
З – затраты по реализованной продукции.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или
самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и
реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным
его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает
результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую
прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в
свободное распоряжение предприятия из оборота.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от
реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного
потока на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность
производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие
с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике;
рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции [5].
Rоб = Пр/В,
или Rоб = ЧП/В, или Rоб = ЧДП/В. (3)
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость
затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов
первого уровня: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и
средних цен реализации. Производственный уровень рентабельности определяется
как процентное отношении чистого дохода к производственным затратам [5]:
Урп = ЧД/ПЗп х 100%, где (4)
ПЗп – производственные затраты
предприятия.
Уровень рентабельности коммерческой деятельности – это отношение
прибыли к полной себестоимости [5]:
Урк = Пр/ПС х 100%, где (5)
ПС – полная себестоимость продукции.
Уровень рентабельности показывает эффективность производства с
точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по
производству и реализации продукции.
Расчеты производятся по каждому виду продукции , что позволяет
точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные
резервы роста рентабельности на данном предприятии.
2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ХОЗЯЙСТВА
Общество с ограниченной ответственностью «Урожай XXI век» расположено в селе
Большой Бейсуг, Брюховецкого района Краснодарского края в окружении
сельхозугодий других хозяйств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|