МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Потребительская кооперация России

    Одновременно потребительской кооперации поручалось проводить встречную продажу колхозам про­мышленных товаров под сдаваемые сельхозпродукты. Наряду с прода­жей товаров через свои магазины, потребительская кооперация стала широко практиковать развозную торговлю, открывала небольшие магазины на полевых станах, в бри­гадах, особенно в Сибири, где посевная площадь в годы войны уве­личилась на миллионы гектаров.

    В условиях нормированного снабжения возросло значение об­щественного питания. Кооператоры помогали организовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного из оккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей.

    Кооператоры вносили свои лич­ные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов Люди отдавали деньги, драгоценно­сти теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб. внесли весной 1942 г. на создание танковой колон­ны «Потребительская кооперация» работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсо­юза, 170 тыс. руб. отдали на строи­тельство танков кооператоры Буря­тии.

    Хотя товарооборот потребитель­ской кооперации во время войны увеличился (с 18,4 млрд. рублей в 1942 г. до 34,2 млрд. рублей в 1945 г.) в сопоставимых ценах он состав­лял только 30% от довоенного обо­рота. Иначе говоря, общая товарная масса продовольственных и про­мышленных товаров сократилась почти на 2/3. Одежда, обувь стали предметами роскоши. Время от времени на предприятиях выдавались ордера на их покупку, которые скоро стали предметом спекуляции на черном рынке.

    Много сип приложила коопера­ция, чтобы организовать снабже­ние и питание эвакуированного на­селения из западных районов и жи­телей городов и сел, освобожден­ных от противника, военных госпи­талей (в том числе и в прифронто­вых районах), больниц, детских са­дов, школ, интернатов. Громадную работу несли на своих плечах в ос­новном женщины. На фронт ушли наиболее квалифицированные и опытные кадры потребительской кооперации. Мужей, отцов, сыно­вей и братьев заменили их жены, дочери, матери и сестры. К 1944 г. почти две трети кооперативных ра­ботников составляли женщины, тогда как накануне войны их насчи­тывалось немногим более 20%. Трудиться приходилось от зари до зари, причем, закончив основную работу, идти в подсобные хозяй­ства, собирать дикорастущие пло­ды и ягоды, лекарственные расте­ния. Кроме того, кооператоры уча­ствовали в строительстве оборон­ных сооружений, дорог, дежурили в отрядах противовоздушной оборо­ны. Миллионы полушубков, валенок, шерстяных носков, ватных шта­нов и курток, заготовленных и изго­товленных потребительской коопе­рацией, собранное лекарственное сырье, спасли жизнь сотням тысяч солдат и офицеров и вернули их в строй.

    Военные действия на огромной территории страны нанесли колос­сальный урон народному хозяйству, в том числе и потребительской коо­перации. На временно оккупирован­ной территории находилось более половины предприятий потреби­тельской кооперации. Их оборот со­ставлял около 48% общего рознич­ного кооперативного товарооборо­та.

    В ходе боевых действий в окку­пированных районах было полнос­тью разрушено 44,4 процента торго­вой сети - 345тыс. кооперативных магазинов, складов, оптовых баз, частично разрушены - 24,6 тыс. торговых предприятий, разграбле­ны и уничтожены лучшие районные универмаги, оптовые базы, постро­енные перед войной и оснащенные передовым в ту пору оборудова­нием. Общая сумма ущерба потре­бительской кооперации превысила 6 млрд.руб Кооператоры приступили у- восстановлению разрушенного сразу после освобождения Крое­ной Армией окку­пированнных  районов. Первым делом они налажи­вали работу пека­рен, столовых и магазинов. Осо­бенно большие трудности возни­кали из-за острой нехватки складс­кого хозяйства и транспорта. Уце­левших складов катастрофически не хватало для хранения товаров, которые поступали из специальных фондов Центросоюза. Авто машин и гужевого транспорта не хватало не только для доставки грузов, но и особенно для вывоза заготовленного сырья из глубинных |районов. Лишь 13% грузовых машин от довоенного уровня осталось у коо­ператоров.

    Восстановление частично разру­шенных и строительство новых ма­газинов шло медленно. Не хватало денежных средств, стройматериа­лов, рабочих рук. Поэтому к 1 июня 1945 г. торговая сеть потребитель­ской кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоен­ного уровня.

    Поскольку фонды промышлен­ных товаров потребительской коо­перации составили в 1945 году лишь 15,6% от довоенного объема, не­хватка торговых площадей ощуща­лась не так остро. Но потребности росли. И кооператоры прилагали все усилия, чтобы быстрее восста­новить разрушенное. Им помогали всем, чем могли, кооперативные организации Сибири, Казахской, Грузинской, Азербайджанской, Уз­бекской и других союзных респуб­лик" направляли в восстанавливающиеся районы опытных руководите­лей и специалистов, материалы, продовольствие и товары, деньги. Центросоюз выделял потребсою­зам освобожденных районов безвозмездные ссуды на восстановление торговой сети и другого кооперативного хозяйства. Особенно крупные денежные средства, а так и материалы Центросоюз безвозмездно направил белорус­ским кооператорам, которые в годы поймы понесли тяжелейшие людс­кие и материальные потери.

    Хотя позади уже был славный день Победы, о хорошей жизни при­ходилось лишь мечтать. Практически, но улучшалось положение с про­довольствием, а осенью 1946 г. оно из-за обширной засухи в Поволжье даже ухудшилось. Именно тогда, 9 ноября 1946г. Совет министров СССР издал постановление «О развертывании  кооперативной торгов­ли в городах и поселках продоволь­ственными и промышленными това­рами и об увеличении производства продовольствия и товаров широко­го потребления кооперативными предприятиями».

    Итак, после депортации потре­бительской кооперации из городов в сельскую местность в 1935 году советское руководство снова приоткрыло двери для потребительской кооперации в город, позволив ей, однако, в городах только торго­вать. Создавать городские потреби­тельские общества не разрешалось. Центросоюз, республиканские, областные и районные потребсою­зы оперативно развернули в горо­дах сети своих магазинов, столовых, ресторанов, которые скоро стали весьма популярными у горожан.

    Только через 2 года и 8 месяцев после окончания войны, когда почти полностью была восстановлена промышленность и получен некото­рый рост сельскохозяйственного производства, Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) совместным По­становлением «О проведении де­нежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промыш­ленные товары» ликвидировали карточную систему. Однако для пе­рехода к открытой торговле нужно было создать необходимые резер­вы товаров, сблизить высокие ком­мерческие цены с низкими пайко­выми и восстановить торговую сеть. К решению этих задач потребитель­ская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сеть ком­мерческих магазинов. В 1946 г. организации потребительской коо­перации стали активно открывать коммерческие чайные. Важно отме­тить, что кооперативные чайные го­товили обеды из продуктов, закупа­емых у колхозников и колхозов по ценам, складывающимся на рынке. Уже в IV квартале 1946 г. доля обо­рота коммерческих чайных в общем обороте сети кооперативного об­щественного питания составила 80%. Была также развернута сеть коммерческих магазинов по торгов­ле строительными материалами, хозяйственными товарами, кероси­ном и бензином.

    Главной задачей государствен­ной и кооперативных коммерческой торговли и общественного питания было изъять у населения как можно больше денег (цены в коммерческих магазинах и чайных в 2-3 раза пре­вышали так называемые пайковые цены) и уравновесить товарную и денежную массу в стране. Эта зада­ча была выполнена лишь частично. Спрос на продовольственные и про­мышленные товары возрастал. На­бирала темпы инфляция. И тогда советское руководство провело конфискационную денежную ре­форму, отобрав у народа огромную массу денег, что позволило сокра­тить товарный дефицит и устано­вить твердые, близкие к пайковым цены на продовольственные и про­мышленные товары.

    Вместе со всем народным хозяй­ством деятельность потребительс­ки снова пошла на подъем: рос товарооборот, полнее удовлетворялся спрос     населения на товары, расширялась торговая сеть. Объем сельского розничного товарооборота потребительс­кой кооперации в 1946 году по срав­нению с 1945 г. возрос на 23,9%, в 1947г. - на84,7, в 1948 - на99,4%.

    В обороте продовольственных товаров уменьшился удельный вес продажи водки и водочных изделий, и возросла доля хлебопродуктов, сахара, кондитерских изделий, ряда других продовольственных

    Изменения в структуре товарооборота по продовольственным то­варам в послевоенный период ха­рактеризуются данными следующей таблицы.

    Источниками роста розничного товарооборота потребитель­ской кооперации служили, во-первых, растущее поступление то­варов из централизованного фон­да, во-вторых, развертывание за­готовительной деятельности и, в третьих, расширение производ­ства товаров на собственных пред­приятиях.

    Продовольственные товары

    1945г.

    1946г.

    1947г.

    1948

    Хлебопродукты 11,4 17,7 22,3 30,8
    Сахар 0,9 1,6 1,9 5,5
    Чай 0,8 0,8 0,8 1,7
    Кондитерские изделия 1,3 1,9 2,9 5,8
    Соль 1,6 2,1 3,6 4,2
    Водка и прочие алкогольные напитки 76,8 67,6 40,1 24,7
    Остальные продтовары 7,2 8,3 28,4 27,3
    100,0 100,0 100,0 100,0

    Удельный вес децентрализо­ванных закупок в обороте потре­бительской кооперации за период с 1945 по 1948 гг. возрос с 12,4 до 27,8%.

    3.4. Потребительская кооперация в условиях плановой экономики (1917-1991 гг.).

    3.5. Потребительская кооперация РФ на современном этапе рыночных преобразований.


    Глава 4. Кооперативное движение России в XXI веке.

    В XXI веке условия развития кооперации изменяются по сравнению с концом XIX - началом XX века. Рыночная экономическая система достигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизни населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг для  удовлетворения  потребностей людей  всё  больше  становится привычным для обычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождается индивидуализацией потребностей и потребления.

    Расширение ассортимента  предлагаемых товаров, услуг, использование информационных сетей для их реализации, применение агрессивной маркетинговой  стратегии крупными фирмами значительно сужает поле деятельности потребительской торговой кооперации, которая основана на массовом спросе или  спросе на товары повседневного, массового потребления. Удовлетворение  именно этого спроса позволяет им реализовать свои экономические преимущества перед капиталистическими торговыми предприятиями. Индивидуализация   потребностей   и спроса предъявляет новые требования к  потребительской кооперации.

    Подтверждением  этому является  проблема членства в  потребительских торговых кооперативах, с которой сталкиваются не только кооперативы экономически развитых стран, но и России. Ведущую роль в борьбе с недобросовестными продавцами во все большей степени играют общественные организации защиты прав потребителей, в меньшей степени связанные с ассортиментом товаров и услуг. В этих условиях кооперативные организации    трансформируются    в    некие    конгломеративные    формы, торговые или торгово-производственные корпорации, применяющие часто капиталистические методы работы  на рынке.  Такая  кооперация  сейчас просто не нужна.

    В то же время индивидуализация потребления становится не столько благом, сколько злом для людей, поскольку они попадает под влияние продавцов, формирующих выгодные им стандарты потребления для различных по уровню дохода групп населения.

    Несмотря на разобщение потребителей, формирование у различного уровня потребления товаров и услуг, роль кооперативного движения в XXI веке возрастает. Оно приобретает значение как фактор мирового экономического развития и формирования национальных и мировой экономической системы, альтернативной системе, утверждаемой транснациональными корпорациями, преследующими цель установления нового мирового порядка, основанного на несправедливом распределении жизненных ресурсов. В этих условиях ведущим направлением кооперативного движения становится кооперация в сфере обращения, занимающая промежуточное положение между производством и потреблением товаров и услуг, что позволяет ей активно воздействовать и на производство и на потребление путем реализации определенной маркетинговой стратегии.

    Одной из глобальных проблем мирового развития в XXI веке является проблема формирования и распределения жизненных ресурсов между населением различных по уровню своего экономического развития стран. Она вызвана противоречием между ростом численности человечества и обострившимися задачами обеспечения населения энергией, продовольствием и иными жизненными ресурсами. Эта проблема оказывает все более заметное влияние на жизнь населения планеты, на всю систему международных отношений. Достигнутый уровень развития рыночной экономической системы позволяет решать эту проблему в пользу экономически развитых стран за счет населения других стран. В то же время перспективы экономического развития характеризуются неопределенностью и возможностью многовариантности. Поэтому страны с постиндустриальной рыночной экономикой стремятся закрепить свое господствующее положение в мире и сложившееся неравенство в распределении ресурсов. С этой целью активизируется процесс глобализации экономики и формирования неоэкономической системы, в которой подавляющему большинству стран мира, к которым сегодня относится и Россия, отведена роль сырьевых придатков, ресурсной базы развитых постиндустриальных стран. Процесс глобализации вызывает неприятие большинства населения планеты и вынуждает искать альтернативные формы общественного устройства. Современное мировое развитие базируется на научно-технической революции, требующей постоянного обновления техники и технологии, что, в свою очередь, требует творческой самоотдачи работников. Такое отношение к работе невозможно традиционными методами управления наемным персоналом, внешним контролем над работниками. Отчуждение работников от собственности и управления не

    отвечает характеру современных производительных сил и потребностям их дальнейшего развития.

    Одним из вариантов противодействия экономической глобализации, успешного развития научно-технической революции является кооперативная форма самоорганизации людей. Именно кооперация может сыграть важную роль в решении этой глобальной проблемы посредством формирования национальных и мирового сектора экономики, направленного на удовлетворение жизненных потребностей населения планеты.

    Кооперативное движение способно сыграть основную роль и в формировании социально-ориентированной экономики в России. Для этого необходима разработка стратегии развития кооперативного движения страны. В основе разработки такой стратегии должна лежать основополагающая истина: сохранение кооперации не самоцель, кооперативная форма организации - лишь средство достижения цели, используемое людьми для улучшения своего социально-экономического положения. Кооперативные формы самоорганизации людей возникают там и тогда, где и когда появляется жизненная необходимость в ней, когда люди не могут решить проблемы своей жизнедеятельности самостоятельно или при помощи государства. Выявление этой необходимости является основополагающим при разработке стратегии развития национального и мирового кооперативного движения. Кооперативные формы организации имманентно присущи рыночной экономической системе и могут эффективно действовать именно в рыночной экономической среде. При этом следует помнить о том, что хозяйственная деятельность кооперативов достигает наибольшей эффективности в случае объединения людей с целью решения жизненно важных проблем, которые иначе решить крайне затруднительно. Поэтому принципиальным вопросом успешного развития кооперативного движения является поиск и выявление именно этих проблем.

    Анализ практики кооперативного движения позволяет сделать вывод о том, что в основе стратегии его развития должна лежать трансформация кооперации в сфере потребления в кооперацию в сфере производства и обращения с целью обеспечения справедливого распределения жизненных ресурсов и на основе практической реализации преимуществ кооперативной формы организации жизнедеятельности способствовать повышению уровня жизни населения. Одним из направлений стратегического развития кооперации может быть применение кооперативных форм для преодоления кризиса агропромышленного комплекса и на этой основе решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности государства и продовольственной проблемы в целом. Решению продовольственной проблемы может способствовать деятельность кооперативов, производящих
    сельскохозяйственную продукцию, развивающих       закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, расширяющих производство продуктов питания, а также развертывающих торговлю ими. Именно в агропромышленном секторе сосредоточены главные противоречия национального экономического развития.

    Реализация предлагаемой стратегии развития кооперации должна осуществляться поэтапно.

    Проведенный в данном исследовании анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время кооперативное движение в стране развито очень слабо и стоит на грани потери самостоятельного значения как сектора экономики.

    Сложилась парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, в России сформировались экономические и социальные предпосылки широкого развития кооперативного движения, а, с другой стороны, кооперативное движение переживает период упадка. Такая ситуация объясняется влиянием ряда внешних и внутренних факторов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.