Реферат: Современное мировое хозяйство
Реферат: Современное мировое хозяйство
План.
Введение.
1. Современные
тенденции в развитии международного разделения труда.
2. Усиление
экономической и технологической ориентации взаимного сотрудничества.
3. Укрепление
материально-технической базы качественного преобразования важнейших отраслей
экономики стран Совета Экономической Взаимопомощи. (СЭВ).
4. Развитие
международной кооперации производства.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
В современной публицистике и
научной литературе прочное место заняли работы, посвященные проблемам,
связанным с экономическими и социальными последствиями крупнейшего
технологического переворота, основные черты которого отчетливо просматриваются
уже сегодня. Для оценки этих последствий, видимо, недостаточно ограничиваться
простым суммированием тех результатов, которые можно ожидать в обозримой
перспективе от реализации тех или иных открытий, внедрения принципиально новых
технологических решений, возникновения новых сфер хозяйственной деятельности.
Не менее важно и то, что, решая
научно-производственные задачи, страны обеспечивают все более тесную
взаимозависимость экономического и духовного прогресса общества, вносят
растущий позитивный вклад в решение глобальных проблем современности. Россия
кровно заинтересованы в мире. Во имя этой цели мы будем стремиться к расширению
сотрудничества со всеми странами. Всемерно развивая и углубляя сплоченность и
сотрудничество со странами содружества — во всех сферах, включая, конечно, и
такую важную сферу, как экономическая,— мы тем самым вносим большой вклад в
дело мира, прогресса и безопасности народов. Крупные дополнительные
возможности ускорения технического прогресса заложены в модернизации системы
международного разделения труда, дальнейшем усовершенствовании его структуры
и конкретных форм реализации.
Завершая введение, следует
отметить, что затрагиваемые в монографии экономические и социальные проблемы
современного технологического переворота исключительно сложны и многообразны.
Их фундаментальное исследование может быть осуществлено лишь коллективными
усилиями специалистов различного профиля. Задача данной работы ограничивается
в основном анализом процессов и явлений в мировом хозяйстве, оказывающих
воздействие на изменение конкретных форм, динамики и направлений развития международного
разделения труда, на повышение роли страны в деле упрочения прогрессивных
тенденций в мировой экономике и политике в условиях перерастания
научно-технической в научно-производственную революцию.
СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
Важнейшая внешнеэкономическая
предпосылка повышения отдачи крупнейшего научно-технического и производственного
потенциала стран СЭВ заключается в последовательном согласовании национальных
структурных и научно-технических политик, в выработке и реализации в конечном
счете их согласованной экономической политики в целом.
На основе согласованной
долгосрочной политики можно, в частности, рациональнее использовать национальные
научно-технические и производственные потенциалы путем дальнейшего развития
устойчивого разделения труда и кооперации в решении задач по ускоренному
созданию и внедрению в производство передовых технологий, техники и новых
материалов; повысить согласованность действий заинтересованных стран СЭВ в
области внешних научно-технических связей.
Это будет содействовать
предотвращению не только чисто коммерческих потерь, но и возникновению своего
рода “импортируемого параллелизма” — организации в ряде стран однотипных
производств на базе разнородной техники и технологии, разных стандартов,
затрудняющих развитие авангардных направлений технического прогресса
коллективными усилиями стран содружества.
Координация патентно-лицензионной
политики — это в конечном счете одна из предпосылок решения более общей
проблемы — упрочения технико-экономической неуязвимости содружества. Такого
рода неуязвимость не имеет ничего общего с научно-технической автаркией,
экономической автаркией вообще. Речь здесь идет о таком развитии
производственного и научно-технического потенциала содружества, который,
обеспечивая потребности стран в новейшей технике, позволял бы одновременно
повышать надежность и эффективность их участия в мировом экономическом и
технологическом обмене.
Согласованная экономическая
политика, как и отдельные ее компоненты (научно-техническая, структурная
политика и т. д.), должна опираться на систему внутрихозяйственных мер,
обеспечивающих единство экономических и технологических задач, неразрывность
цикла “наука—техника—производство” (включая тиражирование нововведений),
органическую увязку планов развития науки и техники с другими разделами
народнохозяйственных планов. Понятно, что если заблаговременно не
предусмотрены соответствующие средства, не подготовлены необходимые
производственные мощности, не согласованы конкретные мероприятия по
научно-техническому и производственно-экономическому сотрудничеству, то это
скажется на эффективности практического использования его конечных результатов.
Изменение положения в данной
области предполагает повышение действенности “внедренческих” стимулов как в
отдельных странах, так и на международном уровне в интересах роста
эффективности производства и технического совершенствования продукции,
усиление дифференциации внутренних цен на “рядовые” изделия и изделия, воплощающие
новейшие научно-технические достижения. Речь идет в конечном счете о том, чтобы
на деле превратить долгосрочную научно-техническую политику в узловое звено
экономической интеграции, в фактор, определяющий важнейшие структурные и
качественные сдвиги в экономике содружества стран СЭВ и в системе разделения
труда между ними на перспективу. Реализация этого принципиального положения,
предусмотренного Комплексной программой, стала в условиях перерастания
научно-технической в научно-производственную революцию неотложной практической
задачей.
УСИЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЗАИМНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
При анализе направлений
углубления разделения и кооперации труда стран — членов СЭВ в области науки,
техники и производства в интересах решения выдвигаемых на каждом этапе
экономических задач необходимо учитывать ту конкретно-историческую обстановку,
которая обусловила состояние взаимного сотрудничества на данный момент. Последнее
характеризуется, естественно, не только крупнейшими достижениями, но и
определенными проблемами, инерционными моментами, необходимость преодоления
которых диктуется потребностями дальнейшего развития экономики.
С содержательной (а не с формальной)
точки зрения этапы развития научно-технического сотрудничества могут
быть определены укрупненно следующим образом: этап обмена имеющимися в
отдельных странах научно-техническими достижениями; этап формирования системы
разделения и кооперации труда в области науки и техники, а также практического
внедрения их результатов в производство; этап, характеризующийся постепенным
переходом к единой (согласованной) научно-технической политике в соответствии
с долговременными направлениями развития и изменяющейся структурой
экономических и технологических потребностей содружества.
При выделении этапов
научно-технического сотрудничества, как и сотрудничества стран СЭВ в целом,
нужно учитывать те конкретные социально-экономические цели, которые решаются
на их протяжении. Применительно к современному этапу речь должна идти, видимо,
не только о коллективном управлении техническим прогрессом, но и о коллективном
предвидении ближайших и отдаленных последствий фронтального технологического
переворота.
Учет социально-экономических
факторов и последствий технического прогресса осуществлялся в той или иной мере
и ранее. Достаточно отметить, что сотрудничество некоторых стран в области
науки и техники на всех этапах своего развития строилось на качественно иной по
сравнению с капиталистическим хозяйством экономической основе. Конкретными
проявлениями новых принципов взаимодействия в этой сфере стали ее планомерное
развитие, обеспечение равного и беспрепятственного доступа всех стран СЭВ к
современной технологии, которой располагало их содружество в целом, отказ от
любых форм монополизации научно-технических достижений, эффективное содействие
менее развитым странам в формировании собственного научно-технического
потенциала.
В то же время конкретные формы
использования этих принципов не могли быть неизменными на различных этапах
развития содружества.
Как известно, в послевоенные годы
страны СЭВ располагали крайне неблагоприятными внутренними и внешними
предпосылками для формирования рациональной системы взаимного разделения труда
в области науки и техники. Речь идет как о крайней слабости научно-технической
базы большинства из них, так и о технологической блокаде со стороны развитых
капиталистических государств.
Требовалось, следовательно,
сконцентрировать усилия па форсированном формировании и развитии научно-технических
потенциалов во всех странах СЭВ на той базе, которой располагает Россия, а
также некоторые другие государства. По сути дела, необходимо было главным
образом расширенное (в географическом плане) воспроизводство наличного научно-технического
потенциала, а не объединение уже сложившихся национальных потенциалов.
Наиболее подходящей формой
широкого распространения уже имевшихся в рамках содружества научно-технических
решений стал безвозмездный обмен соответствующей документацией, дополняемый
содействием в подготовке национальных кадров для системы
научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.
В итоге использования этой формы
сотрудничества (с некоторыми модификациями она используется и в настоящее
время) были получены важные положительные результаты, выразившиеся в первую
очередь в научно-техническом обеспечении крупнейших структурных преобразований
в народном хозяйстве стран СЭВ и в формировании основ научно-технического
комплекса в тех странах, которые практически не располагали в прошлом
собственной научно-технической базой.
Вместе с тем в силу отмеченных
выше ограничений конкретно-исторического характера эти результаты оказались
далеко не однозначными. Во-первых, совместное использование результатов
научно-технической деятельности не сопровождалось соответствующей
интернационализацией ее базы — системы НИИ, ПКБ, опытных производств и т. п.,
поскольку для этого еще не сложились объективные предпосылки — развитая
система разделения и кооперации труда в производстве, науке и технике.
Во-вторых, возникла определенная
обособленность между сотрудничеством в научно-технической и производственной
сферах как по существу (на базе общего фонда научно-технических достижений в
отдельных странах СЭВ развивались относительно автономные производства), так и
по экономической форме (перемещение между странами продуктов, произведенных по
предоставлявшейся на безвозмездной основе технологии, осуществлялось на
условиях внешнеторговых сделок).
С использованием безвозмездного
обмена научно-техническими результатами были связаны и два побочных следствия
— производственный параллелизм, возникновение которого облегчалось
возможностью использования готовых решений, а также уменьшение стимулов к
собственным разработкам и к их передаче другим партнерам, поощрение в какой-то
мере выжидательной позиции в данной области (в расчете на то, что кто-то из
партнеров получит необходимый результат раньше и его можно будет использовать
без вложений собственных средств).
Кроме того, обмен конечной
(пригодной к непосредственному производственному использованию) продукцией
научно-технической сферы ослаблял стимулы к кооперации на стадии исследований
и разработок, а тем самым к реальному интернациональному обобществлению
научно-технической деятельности.
Все это потребовало известного
уточнения экономических основ сотрудничества, применения наряду с
безвозмездными платных форм, позволяющих строить его на началах экономического
расчета, соизмерения реального вклада отдельных стран со степенью использования
ими полученных результатов.
С середины 60-х годов начал
осуществляться переход от обмена готовыми результатами научно-технической
деятельности к координации важнейших научных и технических исследований, проводимых
странами СЭВ на базе разработки сводных многосторонних планов. Наряду с этим
стала проводиться двусторонняя координация исследовательских планов, получили
развитие непосредственные научно-технические связи министерств и ведомств,
исследовательских организаций и коллективов. Все это привело к тому, что примерно
треть всех исследовательских работ стран СЭВ стала осуществляться по
скоординированным планам и согласованным (естественно, с различной степенью
детализации) программам.
Центр тяжести развития
научно-технических связей СЭВ стал во все большей мере перемещаться из сферы
обмена готовыми результатами в область непосредственного объединения усилий
ученых и специалистов сотрудничающих стран, формирования рационального
разделения труда между ними, концентрации сил и средств на решении наиболее
важных научно-технических проблем.
Следует отметить, что эти новые
направления и обслуживающие их формы сотрудничества не распространились в
равной степени на прикладные и фундаментальные исследования. В области
фундаментальных исследований, по существу, продолжает действовать принцип
фактического международного обобществления (формой реализации которого
выступает безвозмездный обмен). Высокоразвитая система фундаментальных
исследований в Росси, дополняемая вкладом других стран СЭВ (главным образом по
линии сотрудничества институтов академий наук), служит общим источником новых
знаний.
Сложившееся на практике
устойчивое разделение труда между Россией и зарубежными странами СЭВ выражается
в значительно большей по сравнению с другими странами СЭВ специализации
советской науки на фундаментальных исследованиях, что позволяет им экономить
значительные ресурсы и концентрировать преобладающую долю своих национальных
научно-технических потенциалов на прикладных исследованиях и разработках. Что
касается последних исследований и разработок, то направления совершенствования
сотрудничества стран СЭВ в данной сфере на современном этапе можно
сформулировать вкратце следующим образом.
Во-первых, постепенное преодоление
экономической обособленности научно-технических связей от других форм сотрудничества
путем внедрения элементов экономического расчета, совместного финансирования
ряда проектов.
Во-вторых, все более тесное
смыкание научно-технического сотрудничества с производственным. Это
направление получило известное развитие уже в начале 60-х годов, когда начали
создаваться совместные ПКБ для разработки тех или иных образцов машин и
оборудования, технологических процессов, производственное освоение которых планировалось
осуществлять в кооперационном режиме.
Наиболее общая характерная черта
научно-технического сотрудничества на современном этапе — усиление его ориентации
на совершенствование системы международного разделения труда как в
межотраслевом, так и во внутриотраслевом аспекте. Это связано с повышением роли
науки и техники в развитии современного производства в целом, в преодолении
ресурсных, экологических и других ограничений экономического роста. Достаточно
отметить, что существующая во многих странах СЭВ напряженность балансов
минерального сырья и топлива, трудовых ресурсов и т. п. связана в первую
очередь с недостаточным развитием современной техники и технологии, что влечет
за собой повышенные удельные затраты труда и материалов.
В условиях современного
фронтального технологического переворота генеральное направление развития
научно-технического сотрудничества стран СЭВ на перспективу заключается,
очевидно, в обеспечении его все более тесного и непосредственного смыкания с
решением узловых проблем в сфере материального производства. Это предполагает,
в частности, четкую сопряженность между затратами на научные исследования и
инвестиционными затратами, необходимыми для практического внедрения их
результатов.
Исходная предпосылка планомерности
научно-технического прогресса — обеспечение определяющей роли экономических
целей и задач по отношению к его темпам, направлениям и результатам, подчинение
развития науки и техники сложившимся и предвидимым общественным потребностям.
Как справедливо отмечает А. И.
Анчишкин, экономические цели и задачи формируют направления научно-технического
прогресса, точнее, их сравнительную значимость, приоритетность. Можно назвать
по меньшей мере три главных объективных источника образования таких приоритетов.
Например, чем ограниченнее какой-либо вид ресурса (включая
территориально-транспортный аспект его ограниченности), тем в большей мере
научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на прямой экономии и на
замещении данного вида ресурса.
Другой источник формирования
приоритетов — “точки роста”, новые процессы и явления, отражающие возникновение
новых общественных потребностей и возможностей их удовлетворения. В этом случае
основой формирования приоритетов может быть принципиально новая технология, порождающая
новые потребности. Первоначальный толчок исходит здесь от самого
научно-технического прогресса, а благоприятные социально-экономические условия
превращают такой импульс в приоритетное направление развития науки и техники.
Приоритеты могут складываться также в результате воздействия социальных
ограничений, связанных со здоровьем человека, необходимостью поддерживать
экологическое равновесие.
Наряду с обеспечением
взаимодействия стран — членов СЭВ по приоритетным направлениям технического
прогресса одна из наиболее важных задач научно-технического сотрудничества
заключается в обеспечении быстрого внедрения результатов научных исследований
и конструкторских разработок в производство путем рационального распределения
производственных программ между партнерами.
Практика сотрудничества стран СЭВ
уже знает ряд примеров комплексного решения вопросов технического прогресса и
производственного сотрудничества. Одним из таких примеров может служить
углубление взаимодействия научно-технического и производственного
сотрудничества стран в области вычислительной техники. На основе реализации
межправительственного соглашения было осуществлено объединение сил
научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций,
промышленных предприятий ряда отраслей, производящих средства вычислительной
техники. Обеспечено взаимодействие многотысячных коллективов в странах —
участницах соглашения на основе специализации и кооперации в производстве
средств электронизации народного хозяйства.
В последние годы министерства,
ведомства, объединения и комбинаты стран — членов СЭВ стали значительно больше
внимания уделять комплексному решению научно-технических и
производственно-экономических задач, в особенности в таких областях, как
производство оборудования для АЭС, микропроцессоры, робототехника.
Подобные примеры подчеркивают
необходимость последовательного учета проблематики научно-технического развития
и сотрудничества в соглашениях о международной специализации и кооперации
производства. В этой области возникла, видимо, необходимость разработки нового
типа соглашения, которое могло бы охватить в комплексе условия
научно-технической подготовки производства, выпуска специализированной и
кооперированной продукции, а также ее последующего технического
усовершенствования.
Страницы: 1, 2, 3
|