Дипломная работа: Состояние и пути совершенствования учета и аудита основных средств
Анализируя
данные таблицы 13 можно сказать, что в 2007 году наблюдалось увеличение
коэффициента обновления на 33, 68 % по сравнению с 2006 годом, но к 2008 году
он уменьшился на 51,7 %. Срок обновления основных средств в 2008 году
увеличился в 2 раза по сравнению с 2007 годом.
Фондоотдача
основных средств в 2007 году увеличилась на 13,82 % по сравнению с 2006 годом,
а в 2008 году на 1,43 % по сравнению с 2007 годом. Также произошло увеличение
фондорентабельности на 50,09 % в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Если
говорить о фондоемкости, то в 2007 году она уменьшилась на 12,35 % по сравнению
с 2006 годом и в 2008 году осталась без изменения.
3.
Действующая практика бухгалтерского учета основных средств на ОАО «ОЗММ»
3.1
Документооборот по учету основных средств в ОАО «ОЗММ»
Движение
основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по
поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные
операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.
Поступающие
в ОАО «ОЗММ» основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем
ОАО «ОЗММ». Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт
(накладную) приемки-передачи основных средств (Приложение Г) на каждый объект в
отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том
случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты
одновременно под ответственность одною и того же лица.
В актах
указывают наименование объекта, назначение, модель, марка, год постройки или
выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость,
присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие
сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После
оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию ОАО
«ОЗММ». К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному
объекту (паспорт, чертежи и т.п.).
На
основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные
карточки (Приложение В) основных средств, после чего техническую документацию
передают в технический или другой отдел предприятия.
Акт
утверждает руководитель ОАО «ОЗММ». При передаче основных средств другой
организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации,
принимающей основные средства).
Поступившее
на склад ОАО «ОЗММ» оборудование для установки оформляют актом о приемке
оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку,
количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты.
Акт
составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной
комиссий. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования
при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным,
составленным по наружному осмотру.
Передачу
оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи
оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и
стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном
осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и
монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное
оборудование на хранение.
На
дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования,
составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому
наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для
устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика,
подрядчика и организации-исполнителя.
Приемку
законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта в ОАО «ОЗММ»
оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных
объектов (Приложение Д). В акте указывают изменение в технической
характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и
модернизацией (стоимость выполненных работ - по договору и фактическую). Акт
подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств,
и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию,
после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит
соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт,
реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют
в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).
Внутреннее
перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в
другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию в ОАО «ОЗММ»
оформляют актом (накладной) на внутреннее перемещение объектов основных средств
(Приложение Е). Акт-накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха
(отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают
в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика
для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных
средств.
Операции
по списанию в ОАО «ОЗММ» всех основных средств, кроме автотранспортных,
оформляют актом на списание основных средств (Приложение Ж), а списание
грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание
автотранспортных средств (Приложение З).
В актах
на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания
объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание,
стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.),
полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от
списания.
3.2
Аналитический и синтетический учет основных средств
Основным
регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки
(Приложение В). На их лицевой стороне указывают наименование и инвентарный
номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке,
местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений,
шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации,
внутреннее перемещение и причину выбытия. На оборотной стороне инвентарных
карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудованию,
реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах а также
краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные
карточки в ОАО «ОЗММ» составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в
одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов,
имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое
производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном
календарном месяце.
Инвентарные
карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи,
технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий
отдел организации.
По месту
нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью
можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату
инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную
стоимость и данные о выбытии (перемещении) -дату и номер документа и причину
выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных
карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах, и
второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных
средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность
этих средств.
В
бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой
они разделены на группы по видам основных средств.
Синтетический
учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах
собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 «Основные средства»
(активный); 02 «Амортизация основных средства» (пассивный); 91 «Прочие доходы и
расходы (активно-пассивный).
Счет 01
«Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении
принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся
в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
При
выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в
уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация
основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».
При
выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального
износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со
счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме
того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных
средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием основных средств
(выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при
ликвидации объектов и др.).
Таким
образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат
от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается
со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Рассмотрим
несколько примеров поступления основных средств в ОАО «ОЗММ»
Пример
1. В январе 2008 г. ОАО «ОЗММ» получило безвозмездно от физического лица
фрезерный станок. Рыночная стоимость фрезерного станка на день передачи определена
в 180 000 руб. Установлен срок полезного использования 6 лет, амортизация
начисляется линейным способом.
В
бухгалтерском учете ОАО «ОЗММ» безвозмездное получение станка будет отражено следующими
проводками (таблица 14).
Таблица 14-
Отражение безвозмездного получения имущества в ОАО «ОЗММ»
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
08 |
98 |
180 000 |
- оприходован фрезерный станок; |
01 |
08 |
180 000 |
- введен в эксплуатацию фрезерный станок; |
20 |
02 |
2500 |
- начислена амортизация по фрезерному станку; |
98 |
91 |
2500 |
- начислен доход от использования фрезерного станка. |
Начислять
амортизацию по фрезерному станку ОАО «ОЗММ» будет с месяца, следующего за месяц
ввода объекта в эксплуатацию. Эта же сумму будет начислена в виде дохода,
полученного по договору дарения. Сумма ежемесячной амортизации составляет 2500
руб. (180 000 руб. / 6 лет /12 мес).
Пример
2. ОАО «ОЗММ» в марте 2008 г. закончило возводить для собственных нужд гараж.
При этом были израсходованы материалы на сумму 12 000 руб., расходы на оплату
труда составили 28 000 руб.
В
бухгалтерии ОАО «ОЗММ» были сделаны проводки (таблица 15).
Таблица
15 - Учет операций при создании объекта основного средства собственными силами
в ОАО «ОЗММ»
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
08 |
10 |
12 000 |
- расходы на материалы; |
08 |
70 |
28 000 |
- расходы на оплату труда; |
08 |
69 |
7 280 |
- отчисление ЕСН; |
01 |
08 |
47 280 |
- принятие гаража к учету. |
В
соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать
в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие
закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом
интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность
другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования
и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими
способами, распоряжаться им иным образом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|