Контрольная работа: Аудит материально-производственных запасов. Внутрифирменный стандарт аудита материально-производственных запасов
Контрольная работа: Аудит материально-производственных запасов. Внутрифирменный стандарт аудита материально-производственных запасов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По курсу: Аудит
На
тему
Аудит
материально-производственных запасов. Внутрифирменный стандарт аудита
материально-производственных запасов
г. Самара 2011
г.
Содержание
Введение
1. Аудит материально-производственных
запасов
1.1 Цель, задачи и источники информации
МПЗ
1.2 Организация аудиторской проверки
учета МПЗ
2. Внутрифирменный стандарт аудита
материально-производственных запасов
2.1 Внутрифирменные
стандарты аудиторской организации
2.2 План и программа аудита МПЗ
2.3 Проверка учета МПЗ на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из основных
направлений аудита является аудит материально-производственных запасов, которые
составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и полного
отражения в системе бухгалтерского учета операций с
материально-производственными запасами необходимо руководствоваться
законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства,
нормативными документами и т.д. В системе материальных запасов предприятия
часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений.
Таким образом бухгалтерский учет и аудит с материальными запасами являются
жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.
Постановка проблемы
является проведение аудиторской проверки материально-производственных запасов,
как на теории, так и на практике.
Одним из самых
перспективных и значительных направлений контроля за деятельностью субъектов
хозяйствования является независимый контроль, осуществляемый аудиторами. При
проверке аудитору необходимо изучить все нормативные документы, касающиеся
порядка приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей, в частности,
положения по учету материалов, тары, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, о порядке выдачи доверенностей материально-товарных ценностей и
другие.
Для
осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия
создают и пополняют запасы товарно-материальных ценностей как составной части
их производственных фондов. Важное значение имеет наличие на предприятии в
достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и
измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями.
Осуществлению этих задач способствует организация надлежащего экономического
контроля на каждом предприятии.
Аудиторская
проверка материально-производственных запасов (МПЗ) позволяет минимизировать
риск наличия существенных ошибок в учете.
В процессе проверки
аудитор должен установить:
-
реальность
наличия и существования МПЗ;
-
все
ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно
в них представлены;
-
является
ли организация собственником всех МПЗ, т.е. на них имеются имущественные права,
а суммы, отраженные как задолженность, являются обязательствами;
-
правильность
оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;
-
правильно
ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.
На
каждом предприятии должна быть разработана конкретная программа
внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальных
ресурсов, которая должна предусматривать подробный перечень проверяемых
вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей.
1.
Аудит материально-производственных запасов
В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет
материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина РФ от
09.06.01 №44н (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 г. N 132н), к материально-производственным
запасам (МПЗ) относятся активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п.
при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ,
оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
К таким активам относятся сырье, материалы, топливо,
полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, товары, готовая
продукция[1].
Целью аудита МПЗ является формирование мнения о
достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы»
и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения,
действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Основными задачами аудита
материально-производственных запасов на предприятии является проверка:
- состояния учета, хранения и эффективности
использования материальных ресурсов;
- соответствия фактического наличия ресурсов данным
бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
- выявления непригодных для использования ценностей
с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
- полноты и своевременности оприходования, законности
и целесообразности расходования и списания МПЗ;
- обоснования и соблюдения установленных норм
расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей,
своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по
результатам ревизии решений[2].
Для достижения целей аудита в соответствии с
федеральным Правилом №3 «Планирование аудита» составляется программа
аудиторской проверки по разделу «Материально-производственные запасы»,
являющаяся частью общей программы аудита.
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе
аудита МПЗ:
1) Оценка эффективности системы внутреннего контроля
в отношении МПЗ:
- обоснованность и оптимальность выбора в учетной
политике организационно-технических и методических аспектов данного участка
учета;
- представление финансовой информации наиболее
эффективным образом в целях ее оптимального использования уполномоченными
лицами;
- проверка объективности информации, представленной
в бухгалтерской отчетности, об имеющихся в наличии МПЗ;
- проверка организации системы утверждений (наличие
приказа об установлении круга лиц, которым дано право подписывать документы на
отпуск МПЗ со склада).
2) Проверка обеспечения контроля за наличием и
сохранностью МПЗ:
- организация складского хозяйства для различных
видов МПЗ;
- соблюдение условий хранения (обеспечение
измерительными приборами);
- правильность классификации и группировки МПЗ
(сырье, основные и вспомогательные материалы, запчасти и т.д.);
- правильность хранения собственных МПЗ и
находящихся в организации на иных условиях (на ответственном хранении, на
комиссии, давальческое сырье);
- организация материальной ответственности за МПЗ;
- организация аналитического учета МПЗ;
- организация проведения инвентаризации МПЗ;
- соблюдение сроков проведения инвентаризации МПЗ
согласно учетной политике;
- правильность отражения в учете результатов
инвентаризации (проверка материалов о результатах годовой инвентаризации МПЗ).
3) Проверка правильности документального оформления
движения МПЗ:
- наличие первичных документов, подтверждающих
движение МПЗ;
- применение унифицированных форм первичной учетной
документации;
- особенности документального оформления
(соответствие содержания первичного документа сути хозяйственной операции).
4) Проверка полноты и своевременности оприходования
материальных ценностей:
- наличие и правильность оформления договоров;
- соответствие поступающих МПЗ условиям договоров;
- реальность кредиторской задолженности по МПЗ;
- правильность учета неотфактурованных поставок и
МПЗ в пути.
5) Проверка правильности оценки МПЗ при их
оприходовании и списании в производство:
- правильность оценки МПЗ в текущем учета и в
балансе;
- правильность формирования учетной стоимости
отечественных и импортных материальных ценностей и соблюдение условий договоров
и учетной политики.
6) Проверка использования материальных ценностей на
производственные и другие цели:
- законность и целесообразность расходования МПЗ;
- использование МПЗ по различным направлениям
деятельности;
- правильность оценки МПЗ при их списании.
7) Проверка правильности отражения материальных
ценностей на счетах бухгалтерского учета:
- отражение операций оприходования и списания МПЗ в
регистрах синтетического учета;
- вопросы налогообложения, связанные с
оприходованием и списанием МПЗ;
- сверка данных синтетического и аналитического
учета;
- правильность списания недостач и порчи МПЗ.
Поставленные задачи решаются путем выполнения
определенного набора аудиторских процедур, которые выбираются при планировании
аудита и в ходе проверки уточняются. Конкретный порядок проведения процедур и
их содержание должны определяться исходя из особенностей хозяйственной деятельности
проверяемой организации[3].
Основными
источниками информации являются первичные документы по учету производственных
запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве
первичных документов по учету материалов используются преимущественно
унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:
доверенность
(форма №М‑2 и №М‑2а) – применяется для оформления права лица
выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных
ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу,
соглашению;
приходный
ордер (форма №М‑4) – используется для учета материалов поступающих от
поставщиков или из переработки;
акт
о приемке материалов (форма №М‑7) – для оформления приемки материальных
ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными
сопроводительных документов поставщика;
лимитно-заборная
карта (форма №М‑8) – применяется для оформления отпуска материалов,
систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;
требование-накладная
(форма №М‑11) – используется для учета движения материальных ценностей
внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными
лицами;
накладная
на отпуск материалов на сторону (форма №М‑15) – применяется для учета
отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за
пределами ее территории, или сторонним организациям;
карточка
учета материалов (форма №М‑17) – предназначена для учета движения
материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку
материала;
акт
об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже
зданий и сооружений (форма №М‑35) – применяется для оформления
оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже
зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах
10"Материалы", 14"Резервы под снижение стоимости материальных
ценностей", 15"Заготовление и приобретение материальных
ценностей", 16"Отклонения в стоимости материальных ценностей" и
19 “НДС”. Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах: счет 002 Товарно-материальные ценности, принятые на
ответственное хранение" счет 003 "Материалы,
принятые в переработку" счет 004 "Товары, принятые на комиссию".
Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10
«Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материалов.
Общие
данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются
по статьям раздела 2 «Оборотные активы» актива баланса (форма № 1) по строкам
210,211,212, 213,218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга,
журналы-ордера № 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 при
мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные
на персональных компьютерах[4].
Для
подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей следует
провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами
проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения. Для
подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных
ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в
регистрах бухгалтерского, учета, обычно используется пересчет данных. В случае
если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату,
в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.
При
аудите организации учета движения материальных ценностей на складах прежде
всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и
контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет
материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии.
Весь объем аудиторских
процедур проверки, по существу, можно условно разделить на несколько групп:
аудит наличия и сохранности МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности
налогообложения МПЗ.
В ходе проверки наличия
и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:
·
проверяет
отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения
остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;
·
сопоставляет
данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;
·
анализирует
правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;
·
удостоверивается,
что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;
·
проверяет
установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и
меры, принимаемые для их ликвидации;
·
проверяет
своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета,
проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек
складского учета;
·
устанавливает
правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на
себестоимость;
·
анализирует
организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора,
оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах
бухгалтерского учета;
·
проверяет
сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями
законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения
ее результатов в учете[5].
Сохранность сырья и
материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля
является проверка состояния складского хозяйства на предприятии. Аудитор
выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию,
проверяет условия для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной
сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.
После этого
целесообразно провести тестирование по специальной анкете и определить, как
следует проводить инвентаризацию материально-производственных запасов – полную
или частичную, а также осуществить сплошную документальную проверку отдельных
направлений движения ценностей или ограничиться выборочной. Выводы делаются на
основе изучения системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета на
предприятии по примерной анкете.
Для определения
правильности налогообложения МПЗ аудитор проверяет:
·
правомерность
отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;
·
верность
начисления в учете НДС при реализации;
·
правильность
и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;
·
правильность
включения в расходы израсходованных МПЗ;
·
списание
МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;
·
правильность
формирования доходов и расходов при продаже МПЗ[6].
Аудитор по результатам
анализа системы внутреннего контроля и учета на предприятии составляет
программу проверки операций с материально-производственными запасами (табл.
1.1). Если у аудитора сложилось мнение о неудовлетворительном уровне хранения
ценностей на складах предприятия, он может порекомендовать его руководству
провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных,
дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально ответственными лицами.
При получении согласия и назначении инвентаризационной комиссии аудитор
составляет перечень подлежащих проверке ценностей; далее требует от заведующего
складом (кладовщика) отчета по приходу и отпуску материалов на дату начала
инвентаризации (один экземпляр отчета передается в бухгалтерию, второй остается
у аудитора), получает от него расписку об отсутствии неоприходованных и не
списанных в расход ценностей. Во время инвентаризации аудитор наблюдает за
правильным проведением членами инвентаризационной комиссии установленных
процедур (пересчет запасов, их взвешивание, заполнение инвентаризационных
описей и т.д.).
Таблица 1.1Программа
аудиторской проверки операций материально ‑ производственных запасов
Все вышеуказанные
процедуры помогают аудитору собрать необходимую аналитическую информацию о составе,
стоимости и движении МПЗ, которая в совокупности с данными, полученными в ходе
аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит проверяющему
выразить мнение о достоверности полученных сведений.
Таким образом, плюсы
проведения аудиторской проверки для финансово-хозяйственной деятельности
предприятия очевидны. Помимо официального мнения в форме аудиторского
заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов по
итогам проверки информация, в том числе о состоянии учета МПЗ, важна для
обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для
принятия оптимальных управленческих решений[7].
аудит
материальный производственный запас
2.
Внутрифирменный стандарт аудита материально-производственных
запасов
Страницы: 1, 2, 3, 4
|