Курсовая работа: Аудит основных средств
Порядок ведения
бухгалтерского учета основных средств регламентируется Положением по
бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденный приказом
Минфина России от 30.03. 2001 г. № 26 н. Основные средства учитываются сроком
полезного использования более 12 месяцев без ограничения стоимости в
соответствии с единой типовой классификацией, в которой они группируются по
отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности и использованию.
Поступление основных
средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 -
отражены покупная стоимость объекта, а также транспортные и иные затраты по
приобретению, включая положительную суммовую разницу (либо отрицательную -
методом "красное сторно"), выявленную до ввода объекта в
эксплуатацию;
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 -
отражен ввод объекта в эксплуатацию;
Д-т сч. 08 К-т сч. 98 -
при безвозмездном получении основных средств производственного назначения;
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 -
отражен ввод объекта в состав основных средств;
Учет амортизации
основных средств ведется на счете 02 "Амортизация основных средств"
методом накопления. Начисление амортизации отражается организацией в
бухгалтерском учете следующими записями:
Д-т сч. 08 К-т сч. 02 -
отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в
капитальном строительстве (кроме строительных организаций);
Д-т сч. 20, 23, 25, 26,
К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам,
используемым в производстве;
Д-т сч. 29 К-т сч. 02 -
отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в
обслуживающих производствах и хозяйствах.
Амортизация не
начисляется по следующим объектам основных средств:
- основным средствам
производственного назначения;
- объектам внешнего
благоустройства и другим аналогичным объектам (дорожного хозяйства и т.п.);
- земельным участкам;
- а также многолетним
насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.
По таким основным
средствам в конце года начисляется износ, суммы которого отражаются на
забалансовом счете «Износ основных средств».
Объекты основных
средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также книги, брошюры и
т.п., специальные издания долгосрочного пользования, списываются на затраты
производства по мере отпуска их в производстве или эксплуатацию. В целях
обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации
осуществляется надлежащий контроль над их движением на забалансовом счете 013
«Основные средства стоимостью до 10 000 рублей».
Для оформления операций
по движению основных средств в предусмотрены первичные учетные документы:
- акт (накладная)
приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1) - для оформления
поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств;
- акт приемки - сдачи
отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3)
- для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных
средств;
- акт на списание
основных средств (форма N ОС-4) - для оформления операций по ликвидации
основных средств (кроме автотранспорта);
- акт на списание
автотранспортных средств (форма N ОС-4а) - для оформления операций по
ликвидации автотранспорта;
- инвентарная карточка
учета основных средств (форма N ОС-6) - для оформления пообъектного учета
основных средств;
- акт о приемке
оборудования (форма N ОС-14) - для оформления принятого на учет оборудования,
предназначенного для капитального строительства;
- акт приемки -
передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15) - для оформления операций по
сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным организациям;
- акт о выявленных дефектах
оборудования (форма N ОС-16) - для оформления приемки оборудования, по которому
необходимо составлять рекламацию поставщику.
Безвозмездная передача
основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 01, субсч. 20
К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01,
субсч. 20 - списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01,
субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с
включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 -
отражена задолженность по НДС от стоимости объекта;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 -
списаны убытки от передачи объекта.
Ликвидация основных
средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 01, субсч. 20
К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01,
субсч. 20 - списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01,
субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с
включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 -
списаны убытки по списанию (ликвидации) объекта;
Д-т сч. 10 К-т сч. 91 -
отражены возвратные материалы по стоимости возможной продажи.
Перемещение объектов
основных средств между структурными подразделениями и филиалами производится с
применением счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты». При этом передается
стоимость объекта основных средств, сумма накопленной амортизации и добавочного
капитала, образованного в результате переоценки.
Ликвидация объектов
основных средств производится при участии постоянно действующей
инвентаризационной комиссии, которая назначается приказом руководителя
организации и выполняет следующие функции:
- рассмотрение
результатов инвентаризации имущества и обязательств организации и представление
предложений по распределению ее итогов руководителю организации;
- участие в ликвидации
объекта основных средств (осмотр объекта и установление его непригодности;
установление причин его списания);
- выявление лиц,
виновных в преждевременном выбытии объекта;
- определение возвратных
материалов и их оценка;
- контроль за изъятием
из списанного объекта цветных и драгоценных металлов;
- подписание акта на
списание основных средств формы N ОС-4 "Акт на списание основных
средств" или N ОС-4а "Акт на списание автотранспортных средств").
При ликвидации объекта
возвратные материалы приходуются по цене их возможного использования или
реализации, а утиль - как вторичное сырье.
3.
Типичные ошибки в документировании движения основных средств
Разбираются
ошибки, часто встречающиеся в бухгалтерском учете основных средств:
неправильное отнесение объектов к основным средствам, нарушение лимита их
стоимости, несоблюдение порядка документального оформления движения основных
средств и др.
Достоверность
бухгалтерского учета основных средств зависит от правильного документального
оформления их движения, оценки и формирования первоначальной стоимости.
Предотвращение ошибок в учете основных средств влияет на качественные
характеристики использования объектов и возможные налоговые последствия. Рассмотрим
наиболее распространенные ошибки, допускаемые при отражении в бухгалтерском
учете основных средств.
В
соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в
качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
-
использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг
либо для управленческих нужд организации;
-
использование в течение длительного времени, продолжительностью свыше 12
месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
-
организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
-
способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Пример
1. В ходе аудиторской проверки бухгалтерского учета основных средств в январе
2009 г. было установлено, что приобретенный в июле 2008 г. компьютер был принят
к учету в составе товаров на счете 41 "Товары" по стоимости
приобретения 70 800 руб., НДС - 10 800 руб. Услуги по техническому контролю и
установке компьютера оказаны сторонней организацией. Стоимость услуг включена в
расходы по обычным видам деятельности и списана на счет 44 "Расходы на
продажу" - 2000 руб., НДС - 360 руб. НДС от стоимости объекта и услуг
предъявлен к вычету. Срок полезного использования компьютера определен в целях
бухгалтерского и налогового учета на основании Классификации основных средств,
включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, равным 5 годам. Доходы и расходы
исчисляются методом начисления.
Поскольку
условия, перечисленные п. 4 ПБУ 6/01, единовременно выполнены, компьютер
следовало принять к учету в составе основных средств. В соответствии с п. п. 7,
8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной
стоимости, которая при приобретении за плату определяется как сумма фактических
затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых
налогов. К фактическим затратам на приобретение основных средств относятся, в
частности, суммы, уплачиваемые по договору продавцу.
Для
обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии
будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен
счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". Сформированная первоначальная
стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в
установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 "Основные
средства".
В
рассматриваемой ситуации неправильное принятие к учету компьютера обнаружено
организацией в январе 2009 г., до утверждения бухгалтерской отчетности за 2008
г. Следовательно, организация может внести исправления в бухгалтерский учет и
бухгалтерскую отчетность в декабре 2008 г. (п. 11 Указаний о порядке
составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом
Минфина России от 22.07.2003 N 67н).
В
декабре 2008 г. в учете организации следует составить записи:
Дебет
41, Кредит 60 - 60 000 руб. - сторнировано принятие компьютера к учету в
составе товаров,
Дебет
44, Кредит 60 - 2000 руб. - сторнирована стоимость услуг по техническому
контролю и установке компьютера,
Дебет
08, Кредит 60 - 62 000 руб. (60 000 + 2000) - сформирована первоначальная
стоимость объекта основных средств,
Дебет
01, Кредит 08 - 62 000 руб. - отражен ввод компьютера в эксплуатацию в июле
2008 г.
Начисление
амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого
числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому
учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо
списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). Таким образом,
в 2008 г. организация была вправе учесть в составе расходов амортизацию,
начисленную с августа по декабрь включительно в сумме 5167 руб. (62 000 руб. /
5 лет / 12 мес. x 5 мес.). Указанная сумма амортизации является расходом по
обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и отражается в данном случае по
дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация
основных средств".
В
целях налогообложения прибыли суммы начисленной амортизации учитываются в
составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 3 п. 2 ст.
253 НК РФ). Правила начисления амортизации установлены ст. 259 НК РФ. Поскольку
в рассматриваемой ситуации отчетными периодами по налогу на прибыль являются I
квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, а ошибка выявлена в январе
2009 г., т.е. до сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г. (п.
4 ст. 289 НК РФ), организация не завысила налоговую базу по налогу на прибыль в
связи с несвоевременным начислением амортизации. Вследствие неправильного
отражения на счете 41 приобретенного компьютера, фактически используемого в
качестве основного средства, организацией была занижена налоговая база по
налогу на имущество организаций, исчисленная в соответствии с п. 4 ст. 376 НК
РФ и отраженная в налоговом расчете по авансовым платежам по налогу за 9
месяцев 2008 г.
Согласно
п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой
базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном)
налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде
совершения ошибки. Поскольку в рассматриваемой ситуации период совершения
ошибки известен, организация, в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ, представляет
в налоговый орган уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по налогу
на имущество за 9 месяцев 2008 г., отражает записью декабря 2008 г. в
бухгалтерском учете доначисление авансового платежа по налогу на имущество, а
также начисляет и уплачивает сумму пени.
Организация
может признать расход по уплате налога на имущество в составе прочих
операционных расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Активы, в отношении которых
выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах
лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб.
за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в
составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).
Резерв
предстоящих расходов на ремонт основных средств создается организацией в целях
равномерного включения указанных расходов в издержки производства или обращения
отчетного периода (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина
России от 29.07.1998 N 34н). Порядок создания резерва в бухгалтерском учете
регулируется п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных
средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. В частности,
решение об образовании резерва расходов на ремонт основных средств принимается
с учетом данных о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной)
стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств и сметы на
проведение ремонтов.
В
примере 2 организация отремонтировала факс, относящийся в соответствии с
названными критериями к объектам основных средств, но в силу абз. 4 п. 5 ПБУ
6/01 (первоначальная стоимость актива не превышает лимит, установленный учетной
политикой организации) отраженный в составе МПЗ, т.е. при принятии к учету
принтера организация руководствовалась нормами ПБУ 5/01. Согласно этим нормам
расходы на ремонт факса не могут быть списаны за счет созданного в
бухгалтерском учете резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, а
должны учитываться в общеустановленном порядке.
Расходы
на ремонт для целей бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам
деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99). В связи с этим следовало составить записи:
Дебет
26, Кредит 60 - 1500 руб. - отражена стоимость услуг по ремонту,
Дебет
19, Кредит 60 - 270 руб. - отражен НДС, предъявленный сторонней организацией. Сумма
НДС, предъявленная сторонней организацией, принимается к вычету в
общеустановленном порядке при наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1
ст. 172 НК РФ).
Создание
и использование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств в
налоговом учете производится в порядке, установленном п. 2 ст. 324 НК РФ. Если
налогоплательщик создает этот резерв, то сумма фактически осуществленных затрат
на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва (абз. 5 п.
2 ст. 324 НК РФ).
В
налоговом учете факс относится к основным средствам (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257
НК РФ), т.е. фактические затраты на его ремонт должны быть списаны за счет
суммы образованного резерва (п. 3 ст. 260 НК РФ).
В
рассматриваемой ситуации в налоговом учете величина резерва на ремонт основных
средств формируется в том числе в отношении активов, которые в бухгалтерском
учете учтены в составе МПЗ. Соответственно, фактические затраты на ремонт факса
в налоговом учете признаются в составе расходов через отчисления в названный
резерв. В бухгалтерском учете фактические затраты на ремонт факса учитываются в
составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления.
Сумма
резерва, формируемого в налоговом учете, превышает сумму резерва, создаваемого
в бухгалтерском учете. По мере формирования резервов организация должна
признать налогооблагаемую временную разницу в размере превышения суммы
расходов, признаваемых в налоговом учете, над суммой расходов, признаваемых в
бухгалтерском учете, т.е. в размере 1500 руб. Данной налогооблагаемой временной
разнице соответствует отложенное налоговое обязательство, которое уменьшается в
рассматриваемом случае при признании расхода в виде стоимости ремонта факса (п.
п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02). Отложенные налоговые обязательства следует отразить
записью:
Дебет
77, Кредит 68 - 360 руб. (1500 x 24%).
Для
документирования операций с основными средствами организация должна
использовать формы первичной документации по учету основных средств,
утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Для целей
налогового учета основных средств организации могут использовать данные,
содержащиеся в первичных учетных документах, а также в регистрах бухгалтерского
учета. Для совмещения бухгалтерского и налогового учета можно ввести в
утвержденные формы данные для налогового учета.
При
поступлении основных средств в организацию создается приемочная комиссия, в
которую входят руководитель, бухгалтер, а также лицо, ответственное за
сохранность поступающего основного средства.
Если
основное средство полностью готово к эксплуатации, то прием его к
бухгалтерскому учету осуществляется на основе актов о приеме-передаче объекта
основных средств по установленным унифицированным формам. По приобретенной
мебели на первоначальную стоимость 297 000 руб. следовало составить акт о
приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме N
ОС-1. В акт заносят, в частности, полное наименование объекта согласно
технической документации, название организации-изготовителя, место приемки,
первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета (при наличии
соответствующей графы - и для целей налогового учета) на дату принятия, срок
полезного использования, способ начисления амортизации и другие технические
данные. После подписания акта приема-передачи он передается в бухгалтерию
вместе со всей технической документацией и бухгалтерия ставит объект основных
средств на учет.
Отсутствие
составленного акта свидетельствует о неправомерном принятии объекта к учету по
первоначальной стоимости. Эту ситуацию можно расценивать так, что объект не
готов к эксплуатации.
Поскольку
мебель не была передана в эксплуатацию, факт начисления амортизации с июля по
декабрь в сумме 29 700 руб. (297 000 / 5 лет / 12 мес. x 6 мес.) документально
не обоснован. Соответственно, расходы в сумме начисленной амортизации не могут
быть признаны в бухгалтерском и налоговом учете.
Основным
аналитическим регистром учета основных средств является инвентарная карточка
учета основных средств (форма N ОС-6). Карточка составляется на каждый объект
или группу основных средств при их постановке на учет в одной из следующих
форм:
-
по форме N ОС-6 - заполняется на отдельный поступивший объект основных средств;
-
по форме N ОС-6а - заполняется при приеме группы однородных объектов основных
средств;
-
по форме N ОС-6б - для учета объектов основных средств на малых предприятиях.
Эти
формы заполняются на основе актов приема-передачи по формам N ОС-1, N ОС-1а, N
ОС-1б бухгалтерией организации, и в них фиксируется факт ввода основного
средства в эксплуатацию. В карточки заносят основные сведения по поступившему
основному средству: инвентарный номер, первоначальную стоимость для целей
бухгалтерского учета (при введении дополнительной графы - и для налогового
учета), срок полезного использования для бухгалтерского (налогового) учета,
способ начисления амортизации в бухгалтерском (налоговом) учете.
Кроме
того, в инвентарную карточку заносится информация обо всех перемещениях
основных средств: внутреннем перемещении, ремонте, модернизации; при выбытии
объекта - причина выбытия, дата списания с учета, сумма начисленной
амортизации, номера актов о списании объектов основных средств по форме N ОС-4
(N ОС-4а, N ОС-4б). При значительном изменении качественных и количественных
показателей в характеристике объекта в результате реконструкции прежнюю
инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие
реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в
целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный
документ. На оборотной стороне карточки указывается техническая характеристика
объекта. Карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии в
течение срока использования объекта.
Заключение
Несмотря на
значительное число публикаций по вопросам техники аудита, в настоящее время
очевидна необходимость систематизации и обсуждения подходов к разработке
методик выполнения аудиторских проверок (аудиторских программ), способов
организации информационного фонда аудита. Результативности
информационно-методического обеспечения аудиторских работ способствует
динамический характер его создания и корректировки по мере развития
нормативно-правовой базы, определяющей порядок совершения, налогообложения и
бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций. Формированию аудиторской
программы, как известно, предшествует определение состава аудиторских работ.
Аудиторские работы как совокупности аудиторских процедур, обеспечивающих
проверку хозяйственных операций с объектами финансово-хозяйственной
деятельности для достижения целей аудита, можно классифицировать по таким
признакам, как объекты (группы объектов), хозяйственные операции (группы,
подгруппы и виды хозяйственных операций), цели аудита .
Роль основных средств в
процессе труда определяется тем, что в своей совокупности они образуют
производственно-техническую базу и определяют производственную мощь
предприятия.
Библиографический
список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части
первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24
октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001
г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря
2003 г.);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть
первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
(с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря
2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31
декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28
мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля 2004
г.)
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ
4.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21
ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря
2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.);
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных
средств». ПБУ 6/01: Утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н
6. Методические указания по бухгалтерскому учету
основных средств: Утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н
7. Методические указания по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49)
8. План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его
применению: Утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (с изм. и доп.
от 7 мая 2003 г.)
9. Письмо Госкомстата РФ «Об учете основных фондов»
от 6 марта 2003 г. № МС-10-23/869
10. Письмо Минфина РФ «Об особенностях рассмотрения
условий для целей принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве основных
средств» от 4 февраля 2002 г. N 16-00-14/30
11. Письмо Минфина РФ «О списании объектов основных
средств стоимостью до 10000 рублей за единицу» от 18 октября 2002 г. №
16-00-14/403
12. Унифицированные формы первичной учетной
документации: Утв. постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7
13. Алборов Р.А. Аудит в организациях
промышленности, торговли и АПК. Учебное пособие - М: «Дело и Сервис», 2003. -
412 с.
14. Анализ хозяйственной деятельности : Учебник /
Н.А. Русак и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Минск: Вышая школа, 2003. -
322 с.
15. Аудит. Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.И.
Подольского. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Аудит, 2003. - 562 с.
16. Аудит: Учебник / Под ред. М.В. Мельник. - М.:
Экономист, 2004. - 412 с.
17. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный
экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 340 с.
18. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской отчетности
для принятия управленческих решений. - Спб.: Герда, 2003. - 387 с.
19. Гинзбург А. И. Экономический анализ. - Спб.:
Питер, 2003. - 514 с.
20. Ермолович Л.Л. Практикум по анализу
хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Книжный дом, 2003. - 374 с.
|