МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Банковский контроль и надзор

    Конкретно, порядок инспектирования кредитной организации и оформление акта ее проверки, регулируются нормативными актами Банка России:

    - Инструкция Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";

    - Инструкция Банка России от 1 декабря 2003 г. N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)";

    - Указание Банка России от 27 октября 2006 г. N 1737-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";

    - Указание Банка России от 13 января 2005 г. N 1542-У "Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".


    Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ

    2.1 Банка России как органа надзора

    Банковская система регулируется не административным, а банковским правом. Соответственно этому Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Братко А.Г. отмечает, что Банк России не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений [8; с. 213]. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

    Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. К компетенции Комитета банковского надзора относятся вопросы, связанные с осуществлением:

    1)   регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

    2) отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля.

    Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции [7]:

    1) проводит обсуждения, в том числе по поручению Совета директоров Банка России, Председателя Банка России, по предложению структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета, иных структурных подразделений Банка России и его территориальных учреждений;

    2) подготавливает по поручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальному банковскому совету Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию;

    3) принимает решения по вопросам:

    государственной регистрации кредитных организаций при их создании;

    выдачи генеральных лицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права;

    вынесения заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов;

    формирования собственных средств (капитала) кредитных организаций с использованием инвесторами ненадлежащих активов;

    назначения временной администрации по управлению кредитной организацией;

    аннулирования и отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, а также государственной регистрации кредитных организаций в связи с их ликвидацией;

    выдачи кредитным организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций;

    4) рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством Российской Федерации, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора;

    5) осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы РФ, в том числе по материалам структурных подразделений Банка России, его территориальных учреждений, членов Комитета;

    6) в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы России, принимает меры об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций;

    7) рассматривает предложения заинтересованных структурных подразделений Банка России по определению экономического содержания, принципов признания, оценки и финансового результата банковских операций и иных сделок кредитных организаций, принимает по этим вопросам рекомендации и представляет их на утверждение Совета директоров Банка России.

    Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

    В системе банка России можно выделить две группы подразделений:

    а) регулятивные;

    б) надзорные [13; с. 62].

    К регулятивным относятся такие, например, департаменты и соответствующие им управления, как департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент регулирования денежного обращения, департамент лицензирования; юридический департамент, административный департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент ценных бумаг; департамент валютного регулирования и валютного контроля; департамент информатизации, различного рода расчетно-кассовые центры и некоторые другие подразделения.

    Надзорный блок составляют два департамента и соответствующие им управления, отделы в территориальных учреждениях Банка России: департамент банковского надзора и подразделения инспектирования кредитных организаций.

    Между регулятивными и надзорными блоками нет абсолютных разделений. Они не самостоятельны в принятии окончательных решений и не изолированы между собой.

    Например, департамент лицензирования, осуществляя государственную проверку кредитной организации, одновременно обязан проверить достоверность тех фактов, которые отражены в представленных учредителями документах. Так, выдавая генеральную лицензию, подразделение лицензирования может прибегнуть не только к проверке документов, представленных руководителями кредитной организации, но и направить соответствующий запрос в подразделение банковского надзора или в подразделение инспектирования кредитных организаций, с тем, чтобы была проведена соответствующая проверка.

    Для решения задач дистанционного наблюдения в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

    Для этих целей контрактного надзора в структуре Банка России создаются специальные подразделения - Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

    2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля

    Механизм осуществления регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

    Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные [20].

    Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

    Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

    Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

    Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе “О банках и банковской деятельности” и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

    Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

    Как отмечает Максимов М.В., в зависимости от того, на какой стадии государственного управленческого процесса применяются регистрационные, лицензионные, согласовательные, уведомительные, в т.ч. антимонопольные, банковские процедуры, они могут иметь либо характер банковского регулирования, либо характер банковского надзора [13; с.62]. Так, в момент создания кредитной организации упомянутые банковские процедуры являются элементами банковского регулирования. В последующем, например, при внесении изменений в состав учредителей, в уставный капитал и т.п., если, помимо регистрации, Банк России оценивает ранее проведенные сделки или принятые решения с точки зрения их законности, имеет место не только банковское регулирование, но и банковский надзор.

    Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные [20].

    Конкретный состав применяемых мер воздействия может, как включать меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

    Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Закона о банках, а также Закона о Банке России, Закона о банкротстве, нормативных актов Банка России с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации, а также положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

    Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков.

    В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:

    •при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

    •если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации;

    •при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, в частности:

    •при несоблюдении кредитной организацией требований Банка России:

    Содержание предупредительных мер воздействия включает:

    •доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

    •изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

    •предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

    •установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

    К принудительным мерам воздействия относятся [13; с.61]:

    •штрафы;

    •требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

    •требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве кредитных организаций [4];

    •требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;

    •ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

    •запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

    •запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

    •требование о замене руководителей кредитной организации;

    •назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;

    •отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

    Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания.

    На основании таблицы 3 можно сделать вывод о том, что по результатам проверок по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ в 2008 году к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные— доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации (в 339 случаях); принудительные— предъявление требований об устранении выявленных нарушений (в 229 случаях); штрафы наложены в 170 случаях; введены ограничения либо запреты на осуществление отдельных видов банковских операций в 252 случаях; лицензии отозваны у 7 кредитных организаций.

    Таблица 3

    Меры воздействия по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ [17;18]

    Меры 2006 2007 2008 Темп роста 2008 года к 2007 году
    1.  Предупредительные 503 392 339 86,5

     2. Принудительные

    - требования об устранении

    - штрафы

    - ограничения, запреты на осуществления банковских операций

    - отзыв лицензии

    861

    514

    156

    59

    344

    252

    41

    44

    229

    170

    252

    7

    66,6

    67,5

    614,6

    15,9

    Сравнивая 2008 и 2007 год, можно определить, что динамика предупредительных и принудительных мер отрицательная, кроме ограничений и запретов на осуществление банковских операций. В этом случае наблюдается резкий рост показателя.

    Если рассматривать динамику за три года, то количество предупредительных и принудительных мер в целом снизилось. Резко уменьшилось количество требований об устранении, уменьшилось количество штрафов, с 2006 года по 2007 год количество ограничений и запретов уменьшилось, а в 2008 году увеличилось. Количество кредитных организаций у которых была отозвана лицензия уменьшилось.

    надзор контроль банк


    Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ

    3.1 Эффективность банковского надзора

    Отечественной системе банковского надзора менее 15 лет. За это время она прошла значительный путь от становления до нынешнего состояния, когда в основном сформирована нормативная база, соответствующая международным требованиям, подобраны квалифицированные кадры, отлажена система взаимодействия регулирующего органа с кредитными организациями.

    Для эффективного осуществления функции банковского надзора важно еще на стадии создания кредитной организации предотвратить возможность проникновения в банковскую сферу криминальных структур, чего не удалось в полной мере избежать в условиях форсированного образования коммерческих банков в России в начале - середине 90-х годов [20].

    На основании Отчёта по развитию банковского сектора и банковского надзора Центрального банка РФ в организации ведётся работа по совершенствованию правового обеспечения банковской деятельности, в том числе в рамках Плана мероприятий Банка России по реализации Стратегии развития банковского сектора России.

    Каждый год Банком России принимаются нормативные акты, предусматривающие совершенствование банковского регулирования и надзора, включая: государственную регистрацию кредитных организаций; лицензирование банковской деятельности; организацию дистанционного надзора; инспектирование; финансовое оздоровление и ликвидацию кредитных организаций; противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма [17].

    Основной целью дальнейшего развития банковского сектора Центральный Банк РФ ставит усиление своей роли в экономике страны при обеспечении системной устойчивости и повышении качества предоставляемых услуг. Достижение указанной цели будет осуществляться по следующим направлениям:

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.