Курсовая работа: Бухгалтерская отчетность
Курсовая работа: Бухгалтерская отчетность
ЗАДАНИЕ
Для курсовой работы по
дисциплине «Бухгалтерский учёт»
Уч-ся Ялуторовского аграрного
колледжа, 3 курса 132 группы
Студент Мякишева Наталья
Владимировна
Тема задания: «Бухгалтерская
отчётность, порядок её составления»
Курсовая работа на указанную
тему выполняется учащимся в следующем объёме:
Введение
1 Основы бухгалтерской
отчётности
Понятие бухгалтерской
отчётности
Развитие бухгалтерской
отчётности в России
Состав, и требования,
предъявляемые к отчётности
Международные требования к
составу, содержанию и раскрытию информации в бухгалтерской отчётности.
Реализация принципов
составления финансовой отчётности на базе международных стандартов
Отчёт о прибылях и убытках,
порядок составления
Заключение
Практическая часть работы
Список литературы
Приложение: Документы
согласно практической части
Руководитель работы
План
Введение
1
Основы бухгалтерской отчетности
1.1 Понятие,
назначение и содержание бухгалтерской отчетности
1.2 Этапы
развития бухгалтерской отчетности в России
1.3
Назначение и принципы составления финансовой отчетности
1.4
Состав бухгалтерской отчётности
1.5
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности
2 Международные
требования к составу содержанию и раскрытию информации в бухгалтерской
отчетности
3 Отчет
о прибылях и убытках, порядок составления.
Заключение
Практическая
часть работы
Список
литературы
Приложение:
первичные документы согласно практической части
Введение
Бухгалтерская отчетность -
единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о
результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных
бухгалтерского учета по установленным формам.
В условиях рыночной экономики
и перехода к ней предприятие - самостоятельный элемент экономической системы -
взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней,
собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают
финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового
управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и
приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение
тактических и стратегических целей организации.
Объектом управления являются
финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их
формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и
использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в
денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и
бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами
рынка.
Базой для принятия
управленческих решений на предприятии является информация экономического
характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа:
планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый
анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация
организации, но и другие - внешние - пользователи экономической информации
(заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в
информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние
пользователи оперируют учетной информацией, внешние - данными финансовой
отчетности организации.
Всё это позволяет
конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем
можно определить как оценку: платёжеспособности предприятия (обеспеченности его
кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.); степени ответственности лиц,
занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по
распоряжению средствами производства и рабочей силой.
В системе экономической
информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов
управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также
основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой
текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия
управленческих решений.
Целью данной курсовой работы
является определить основы бухгалтерской отчётности, этапы её развития, состав
и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности, рассмотреть
международные требования к составу и содержанию бухгалтерской отчётности.
1 Основы бухгалтерской отчётности
1.1
Понятие, назначение и содержание
бухгалтерской отчётности
В условиях рыночных отношений
резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности,
так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и
финансовое положение организации.
Бухгалтерская (финансовая)
отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении
организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе
данных бухгалтерского (финансового) учета.
Бухгалтерская (финансовая)
отчетность позволяет оценить общую стоимость имущества, стоимость
иммобилизованных и мобильных средств, материальных оборотных средств, величину
собственных и заемных источников средств организации.
По данным бухгалтерской
(финансовой) отчетности устанавливается излишек или недостаток источников
средств для формирования оборотных фондов организации, то есть определяется
обеспеченность организации собственными и заемными источниками.
Бухгалтерская (финансовая)
отчетность дает возможность оценить кредитоспособность организации, то есть
способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам [12].
Бухгалтерская отчетность
является информационной базой финансового анализа, результаты которого
используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации,
для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений
инвестирования капитала. Финансовый анализ может выступать в качестве
инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в
целом.
Составление бухгалтерской
(финансовой) отчетности – одна из стадий бухгалтерского (финансового) учета,
который включает:
·
документирование различных хозяйственных фактов;
·
классификацию учетных данных и отражение на счетах бухгалтерского
учета – в учетных регистрах и Главной книге;
·
формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
·
анализ деятельности организации, результаты которого используются
для принятия различных управленческих решений.
Посредством бухгалтерской
(финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета –
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее
имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним
пользователям.
Для удовлетворения общих
потребностей заинтересованных пользователей бухгалтерская отчетность содержит
информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности
и изменениях в ее финансовом положении [5].
Финансовое положение
организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой
источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а
также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.
Информация о финансовых
результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные
изменения в ресурсах, которые организация будет контролировать в будущем,
прогнозировать способность генерировать денежные потоки на основе имеющихся
ресурсов, обосновать эффективность, с которой организация может использовать
дополнительные ресурсы.
Информация об изменениях
финансового положения организации дает возможность оценить ее инвестиционную,
финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде.
Информация о финансовом
положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация
о финансовых результатах деятельности организации отражается показателями
отчета о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении
организации обеспечивается данными отчета о движении денежных средств.
Полнота информации о
финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и
изменениях ее финансового положения обеспечивается единством указанных отчетов,
а также соответствующими дополнительными данными [15].
1.2
Этапы развития бухгалтерской
отчётности в России
Формирование бухгалтерского
учета и отчетности в России происходило под влиянием западных теорий, однако бухгалтерский
учет нашей страны базировался на принципах и методах, обусловленных российской
экономикой и менталитетом. В развитии бухгалтерской отчетности в России можно
выделить пять этапов:
·
Становление (1898 – 1916гг.);
·
Отчетность во времена военного коммунизма (1917 – 1921 гг.);
·
Отчетность в период нэпа и годы Великой отечественной войны (1921
– 1945 гг.);
·
Отчетность в послевоенные годы в условиях жесткой
административной системы (1946 – 1980 гг.);
·
Отчетность на современном этапе – рыночные отношения в России
(1981 – 2005 гг.).
Первый этап (1898 – 1916 гг.)
Связан с применением положения о государственном промысловом налоге, в котором
отдельные статьи посвящены бухгалтерской отчетности. Положение было утверждено
8 июня 1898 г. при императоре Николае II и состояло из
7 глав и 180 статей. Своим строением и содержанием Положение напоминает главу
25 налогового кодекса РФ.
В Положении определены
плательщики налога, объекты обложения, порядок уплаты налога.
Статьи 102 – 113 главы 4
положения определяли порядок составления и предоставления отчетности. Правления
предприятий обязаны были в течение месяца по утверждении общим собранием или
соответствующим ему учреждением годового отчета предприятия. Отчеты и балансы
предприятий, акционерных обществ, которые подлежали публикации, составлялись по
формам, утверждаемым министерством финансов по соглашению с государственным
контролером и с соответствующими ведомствами. В развитие Закона «О
государственном промысловом налоге» 26 мая 1899 г. министерством финансов
России была утверждена Инструкция № 60 «О применении Положения о
государственном промысловом налоге». В данном документе был определен перечень
предприятий, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность.
Операционным годом
признавался год с 1 января по 31 декабря включительно. Практически до 1910
года, несмотря на ссылку в Положении о государственном промысловом налоге,
формы отчетов установлены не были.
Второй этап (1917 – 1921 гг.)
До 1917 года отличительным признаком учета в России являлась его территориально-экономическая
ограниченность. Не существовало единой методологии учета, как для отдельных
отраслей хозяйства, так и для отдельных ветвей промышленности. Учет был,
замкнут в отдельных хозяйствующих единицах, объем учета, и область его
применения ограничивались юридическими рамками частной собственности. Такая
особенность учета, направленная лишь на удовлетворение потребностей частного
предпринимателя, была типичной для дореволюционной России.
Революция 1917 года, в
результате которой все главные отрасли торговли и промышленности были переданы
пролетариату, поставила счетоводство и отчетность предприятий в новые условия,
определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностей
государства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического времени
должна была более полно отображать и делать понятной для широких трудящихся
масс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всесторонний
контроль.
5 декабря 1917 г. было
издано Постановление «Об образовании и составе коллегии Комиссариата
государственного контроля». В составе Комиссариата была создана Центральная
государственная бухгалтерия, на которую были возложены обязанности по учету
денежных средств и имущества, составление годовых бухгалтерских отчетов о
доходах и расходах республики; статистика народного хозяйства и др.
Третий этап (1921 – 1945 гг.)
связан с переходом в 1921 году к новой экономической политике, государство
стало активным участником регулирования всех сторон хозяйственной жизни и
основным распределителем материальных благ.
К 1925 году сложился
следующий состав основных разделов баланса предприятия:
АКТИВ |
ПАССИВ |
Имущество |
Капиталы |
Материалы |
Займы и кредиты |
Товары и готовые изделия |
Кредиторы |
Денежные средства и ценные бумаги |
Прибыль |
Подотчетные суммы |
|
Обязательства и документы к получению |
|
Убыток |
|
бухгалтерский
отчетность убыток прибыль
Каждый раздел имел
подробный перечень дополнительных статей.
Порядок составления,
представления и утверждения бухгалтерских отчетов регламентировало Положение о
бухгалтерских отчетах и балансах от 1936 года, действовавшее до сентября 1951
года.
Четвертый этап (1946 –
1980гг.). В первой половине 1950-х годов отмечались тенденции к сокращению
бухгалтерской и статистической отчетности и повышению аналитичности баланса.
На необходимость
исключения ненужных форм и лишних показателей неоднократно указывалось в
директивах советского правительства. Так, например, Министерство финансов в
процессе разработки утверждения форм годового отчета за 1951 год заметно
сократили объем годовой отчетности промышленных предприятий. С января 1952 года
незначительно сокращен объем текущей статистической отчетности.
Так, в результате
постоянных изменений и дополнений общее число показателей баланса выросло с 250
по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.
Пятый этап (1981 – 2005 гг.)
характеризуется новыми целями и задачами, возникшими в связи с процессами
преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам обозначилась серьезная
проблема, связанная с унификацией бухгалтерской отчетности для предприятий
различных сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов Письмом
от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех
предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была
укрупнена, введены дополнительные статьи.
С введением нового плана
счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская отчетность подверглась дальнейшим
изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в
нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России
Письмом от 09.06.92 г. № 38 определил следующие формы бухгалтерской отчетности:
ü Баланс предприятия – форма № 1.
ü Отчет о финансовых результатах и их
использования – форма № 2.
ü Приложение к балансу предприятия –
форма № 5.
Выделенные пять этапов
совершенствования бухгалтерского баланса с этапа становления (1898г) до
современного составления отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская отчетность
неуклонно приближается к международным стандартам. Постановление № 3708-1 «О
государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в
международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями
развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что
политика государства в области регулирования бухгалтерского учета направлена на
построение нормативной и правовой базы в соответствии с международными
стандартами [10].
1.3 Назначение и принципы составления финансовой отчетности
Эффективность управления
предприятия во многом определяется уровнем его аналитической базы, качеством
информационного обеспечения. Источники получения информации делятся на внешние
(правовые, директивные, нормативно-справочные) и внутренние (плановые,
фактографические).
Внешняя информация используется
для контроля и оценки соответствия финансово-хозяйственной деятельности
предприятия требованиям действующего законодательства и нормативным документам
министерств и ведомств.
Внутренняя формируется на
предприятии и отражает либо его фактическое состояние, либо прогнозные
показатели.
К плановым относятся все виды
планов, бюджетов, проектов, разрабатываемых на предприятии.
Информация фактографического
характера представляется в виде отчетностей различных форм, которые
составляются на основании всех видов учета: бухгалтерского, налогового,
статистического, оперативно-технического, маркетингового. Они могут содержать
как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и
натуральные показатели. Но в финансовом анализе основными являются бухгалтерские
данные, хотя, также используется и другая информация оперативного характера,
носящая лишь вспомогательный характер. Сгруппированные согласно требованиям
законодательства данные бухгалтерского и финансового учета формируют финансовую
отчетность предприятия.
Финансовая отчетность -
совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с
целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом состоянии
предприятия, а также об изменениях в его финансовом состоянии за отчетный
период в удобной и понятной форме для принятия определенных решений [11].
Страницы: 1, 2
|