Курсовая работа: Правовое регулирование аудиторской деятельности
Курсовая работа: Правовое регулирование аудиторской деятельности
Содержание
рынок предпринимательский аудит аттестация
Введение
1. История становления развития аудита
2. Организационная деятельность аудиторов и аудиторских фирм
3. Правовое положение аудиторов и аудиторских фирм
Заключение
Литература
Введение
Данная курсовая работа
посвящена правовому регулированию аудиторской деятельности в России. В работе
дается анализ положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите) и принимаемых в их
развитие нормативно-правовых актов. Указанный закон имеет базовое значение для
регулирования аудита как разновидности предпринимательской деятельности.
Предпосылкой появления
аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку,
рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой
контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он
сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по
налоговому, правовому, управленческому консультированию.
Период становления
российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм,
работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской
деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского
рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.
Процесс формирования
рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение участников с
учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности;
установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа
профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих
концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой
отчетности.
По данным Департамента
финансового контроля и аудита Минфина России, за период 1994-2001 гг.
Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Минфина России было выдано 23
600 лицензий (в том числе аудиторским организациям - 14 700 и индивидуальным
аудиторам - 8900), число действующих лицензий составило около 8900 (в том числе
по общему аудиту - 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков
- 266). За тот же период Центральной аттестационно-лицензионной комиссией
Минфина России утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов
аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24 900.
На данном этапе развития
аудиторской деятельности, когда в целом рынок аудита насыщен профессиональными
субъектами, необходимо решить вопрос о повышении качества оказываемых
аудиторами услуг. Решение этого вопроса связано с четкой организацией и
эффективной работой системы аттестации аудиторов, установлением требования об
обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по
организации системы повышения профессионального уровня аудиторов, организацией
систематического контроля за качеством аудита. Формирование аудиторского
сообщества позволяет ставить вопрос о развитии саморегулирования аудита.
Предметом рассмотрения в
настоящей работе стали нормы закона об аудите, других нормативных актов во
взаимосвязи с положениями специальных законов и соответствующих подзаконных
актов, правоприменительная и судебная практика.
Важным представляется
вывод о том, что в России существует сформировавшийся правовой механизм
регулирования аудиторской деятельности.
Работа содержит
характеристику организации аудита в России как особой разновидности отношений в
условиях современной рыночной экономики с учетом специфики субъектного состава,
в том числе профессиональных участников аудиторского рынка, и динамики их
развития.
1.
История становления и
развития аудита
Первоначально (1987-1993
гг.) нормы об аудите содержались в отдельных правовых актах. На этом этапе
отсутствовал единый нормативный правовой акт, регламентирующий отношения,
возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
В 1987 г. были приняты постановления Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. N 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий,
международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ",
от 13 января 1987 г. N 49 "О порядке создания на территории СССР и
деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм
капиталистических и развивающихся стран", в которых предусматривалось, что
проведение проверки финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности
осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией. Закон
РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. обязывал годовые бухгалтерские отчеты предприятий с иностранными инвестициями представлять
вместе с заключением аудитора о достоверности отчетности. При этом по союзному
законодательству проверка финансовой и коммерческой деятельности таких
предприятий могла осуществляться российскими аудиторами, а заключения
иностранных аудиторов юридической силы для налоговых органов не имели. Непредставление
в налоговые органы аудиторского заключения являлось основанием для привлечения
плательщиков к ответственности в установленном порядке.
В Положении об
акционерных обществах, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 25
декабря 1990 г. N 601, содержался раздел об аудите. В нем различались внешний и
внутренний аудит. В первом случае акционерное общество заключало договор со
специализированной организацией для проведения проверки и подтверждения годовой
финансовой отчетности. Аудитор ставил свою подпись на годовом отчете в
подтверждение его соответствия имеющейся информации о реальном положении дел.
Внутренний аудит общества осуществлялся ревизионной комиссией. Данное Положение
устанавливало также правило о том, что годовой отчет общества должен быть
проверен и подтвержден назначенной общим собранием акционеров аудиторской
организацией.
С развитием отдельных
специальных сфер предпринимательской деятельности появилась необходимость
обязательной аудиторской проверки деятельности банков, страховых организаций,
инвестиционных фондов.
В соответствии с Законом
РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности в
РСФСР" деятельность банков подлежала ежегодной проверке аудиторскими
организациями, уполномоченными законодательством на осуществление аудиторских
проверок. Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской
Федерации предусматривало, что аудит - независимый, нейтральный контроль за
деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Банковский
аудит осуществляется на договорной основе специализированными аудиторскими
предприятиями и физическими лицами - аудиторами, имеющими лицензию Банка России
на аудиторскую деятельность в банковской системе. Основной целью банковского
аудита является подтверждение достоверности отчетности коммерческих банков,
представляемой в учреждения Банка России, соответствие бухгалтерского учета
требованиям нормативных документов, проверка соблюдения банковского
законодательства, анализ финансово-хозяйственной деятельности, а также оказание
консультационных услуг. Созданные в Банке России и его территориальных главных
управлениях советы по банковской аудиторской деятельности координируют работу
аудиторов, разрабатывают методические рекомендации, а также перечень вопросов,
подлежащих обязательной аудиторской проверке в процессе банковского аудита.
Советы рассматривают вопросы, связанные с выдачей и отзывом лицензий на
проведение банковского аудита, контролируя работу банковских аудиторов.
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об
организации страхового дела) содержал норму, согласно которой страховщики
публиковали годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, установленные
нормативными правовыми актами РФ, после аудиторского подтверждения
достоверности в этих отчетах сведений.
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 7 октября 1992 г. N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации
государственных и муниципальных предприятий" аудиторская проверка должна
была проводиться в инвестиционных фондах. Положение об инвестиционных фондах
(Приложение N 1 к Указу) и Положение о специализированных инвестиционных фондах
приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (Приложение N 2 к
Указу) устанавливали обязательную ежеквартальную публикацию информации о
стоимости активов фонда, удостоверенной заключением независимого аудитора. Акт
или другой документ, составленный по результатам аудиторской проверки, являлся
неотъемлемой частью годового отчета о деятельности инвестиционного фонда.
Государственная программа
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, предусматривала, что в случае неутверждения советом директоров годового баланса
акционерного общества он сдается в установленном порядке в налоговую инспекцию,
которая назначает аудиторскую проверку за счет средств акционерного общества.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и
распоряжению объектами федеральной собственности" Госкомимущество России,
а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти, на
которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих
отраслях (сферах управления), вправе назначать и производить документальные и
фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки
в целях осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью
государственного имущества, относящегося к федеральной собственности,
закрепленного за федеральными предприятиями на праве полного хозяйственного
ведения, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного
управления.
Таким образом, можно
говорить о том, что положения о проведении аудиторских проверок, обязанность по
представлению финансовой отчетности, подтвержденной аудиторским заключением, в
отношении ряда экономических субъектов содержались в многочисленных правовых актах.
При этом отсутствовал правовой акт, регламентирующий осуществление аудиторской
деятельности.
Следующий этап (1993-2001
гг.) развития нормативно-правовой базы связан с изданием Указа Президента РФ от
22 декабря 1993 г. N 2263, утвердившего Временные правила аудиторской
деятельности. В данном акте содержалось определение понятия "аудиторская
деятельность", устанавливались обязательность лицензирования этого вида
деятельности и аттестации аудиторов, их права и обязанности, организация
государственного регулирования, которое осуществлялось Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации. Временные правила сыграли
положительную роль в организации правового обеспечения аудита и формировании
российского рынка аудиторских услуг.
В 1994 г. постановлением Правительства Российской Федерации были определены основные критерии
деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчетность
подлежала обязательной аудиторской проверке. К ним относились такая
организационно-правовая форма экономического субъекта, как открытое акционерное
общество, независимо от числа акционеров и размеров уставного капитала; банки и
другие кредитные учреждения, страховые организации или общества взаимного
страхования, инвестиционные институты, внебюджетные фонды, благотворительные и
иные фонды, источниками образования которых являются добровольные отчисления
юридических и физических лиц, а также другие экономические субъекты,
обязательная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена
федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства
РФ. Если в уставном капитале экономического субъекта имелась доля,
принадлежащая иностранным инвесторам, также была необходима ежегодная
аудиторская проверка. Начиная с отчета за 1995 г. к указанным критериям добавились еще финансовые показатели экономических субъектов (за
исключением находящихся полностью или частично в государственной и муниципальной
собственности): объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год,
превышающий в 500 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты
труда в среднегодовом исчислении; сумма активов баланса, превышающая на конец
отчетного года в 200 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты
труда в среднегодовом исчислении.
Немаловажное значение
имело принятие Банком России в 1997 г. Положения об аудиторской деятельности в
банковской системе. Данный документ устанавливал систему организации аудита в
банковской сфере, порядок аттестации и лицензирования банковского аудита,
применяемые меры воздействия к аудиторам, осуществляющим банковский аудит.
Эти акты смогли заложить
правовые основы осуществления аудиторской деятельности в России, определив
направление развития аудита в целом и отдельных его видов - таких, как общий
аудит, банковский аудит, аудит страховых организаций, бирж, внебиржевых фондов
и инвестиционных институтов.
Третий этап связан с
развитием аудита в стране и необходимостью совершенствования законодательного
обеспечения аудиторской деятельности. Временные правила, сыграв свою важную
роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся
условий на рынке аудиторских услуг. В 2001 г. был принят Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который действует в настоящее время с
внесенными в него изменениями и дополнениями.
Закон об аудите
устанавливает более высокие по сравнению с Временными правилами требования к
организации аудита, лицам, осуществляющим аудиторские проверки, уточняет
понятие аудиторской деятельности, в том числе обязательного аудита, закрепляет
принципы аудиторской деятельности, вводит обязанность страхования гражданско-правовой
ответственности при обязательном аудите, устанавливает системы контроля
качества, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности. Этот закон
определяет место и роль в организации аудита органов государственности власти,
профессиональных аудиторских объединений и других заинтересованных лиц. При
этом нормы Закона об аудите имеют приоритет перед нормами других законов,
регулирующих отношения в области аудита.
К таким, в частности,
относятся Закон о банках, Закон о Банке России, учитывающие особенности
проведения банковского аудита, Закон об ООО, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), Федеральный закон от 8
мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (далее - Закон
о производственных кооперативах) и некоторые другие.
Особенности правового
положения аудиторских организаций, осуществляющих проверки сельскохозяйственных
кооперативов и союзов этих кооперативов, могут быть установлены Федеральным
законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной
кооперации".
Отношения, возникающие
при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами
Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральным
законам. Указы Президента Российской Федерации имеют приоритетное значение по
отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу,
входящему в компетенцию Президента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по
вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда этот вопрос в
соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только
законом.
На основании и во
исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе
принимать постановления об аудиторской деятельности. В соответствии с п.
"б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает
проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной
политики. Постановления правительства Российской Федерации принимаются на
основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по
сравнению с ними юридическую силу.
В сфере правового
регулирования аудиторской деятельности следует учитывать постановление
Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного
регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", в
соответствии с которым Минфин России был определен уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование
аудиторской деятельности, постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности", определившее в качестве
лицензирующего органа в области аудиторской деятельности Минфин России,
постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 "О лицензировании аудиторской деятельности", утвердившее Положение о
лицензировании аудиторской деятельности, постановление Правительства РФ от 12
июня 2002 г. N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного
аудита", которым утверждены Правила проведения конкурса по отбору
аудиторских организаций на проведение обязательной ежегодной аудиторской
проверки организации, в уставном (складочном) капитале которой доля
государственной собственности составляет не менее 25 процентов", и др.
К подзаконным актам,
содержащим нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, относятся также
нормативные правовые акты, издаваемые в пределах своей компетенции
уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской
деятельности - Минфином России (ст. 18 Закона об аудите).
К следующей группе
документов, регламентирующих аудит, относятся правила (стандарты) аудиторской
деятельности, устанавливающие единые требования к порядку осуществления аудита,
оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку
подготовки аудиторов и оценки их квалификации.
Однако в связи с
динамичным развитием аудиторского рынка можно говорить о необходимости
дальнейшего совершенствования законодательной базы аудиторской деятельности.
Российское законодательство об аудите должно отвечать требованиям Международных
стандартов аудита (МСА), включать правила о применении международных стандартов
финансовой отчетности (МСФО) и предусматривать меры, обеспечивающие эффективное
применение введенных правил, системы аттестации, обучения и повышения
квалификации аудиторов, а также предусматривать действенные меры контроля
качества аудиторских услуг.
Концепция развития
аудиторской деятельности в России, представленная в Правительственной программе
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами
финансовой отчетности 1998 г., предлагает создание ряда авторитетных и
представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений,
формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов,
присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных
организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработку и широкое
общественное признание норм профессиональной этики, организацию общественного
контроля за профессиональной деятельностью и др.
Развитие данной отрасли
связано с развитием саморегулируемых профессиональных организаций аудиторов,
расширением функций таких организаций за счет передачи ряда функций
регулирования аудиторской деятельности от государственных органов, а также
перераспределением обязанностей между профессиональными объединениями аудиторов
и государством.
Страницы: 1, 2, 3
|