МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Прогнозирование как метод государственного регулирования в рыночной экономике России

    1. Предвидение тенденций развития и взаимосвязей прогнозируемого объекта. Прежде чем принимать решение об инвестициях и инновациях, производстве нового продукта, выходе на тот или иной рынок, введении налоговых льгот или экономических санкций, необходимо получить представление о будущем этого объекта, возможных тенденциях развития рынка, внешних и внутренних факторах, фазе динамики экономической конъюнктуры. Чем шире и глубже поле прогноза, тем меньше вероятность ошибок при принятии решений. Поле и глубина прогноза неодинаковы для разных уровней управления и различных решений. Маркетинг-прогноз по отдельным товарам обычно бывает достаточным для предпринимателя, но и ему нужно использовать результаты прогнозирования на макро- и мезоуровнях. Для региональных и отраслевых органов управления поле и горизонт предвидения расширяются, особенно при обосновании региональных и отраслевых программ. Для федерального уровня необходим широкий спектр макропрогнозов, соединенный с предвидением тенденций развития СНГ и цикличной динамики мировой экономики, неразрывной составной частью которой стала Россия. При обосновании решений, влияющих на структурные сдвиги в экономике, поддержке базисных инноваций, сооружении крупных объектов, воздействии на социодемографические процессы нужны долгосрочные прогнозы с горизонтом 10 лет и более.

    2. Прогнозное обоснование принимаемых решений. Прежде чем принять то или иное хозяйственное или управленческое решение, особенно стратегическое, нужно предвидеть возможные его последствия, чтобы выбрать оптимальный вариант и не допустить стратегической ошибки, которую трудно будет исправить. Такой прогноз осуществляется при подготовке бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта, технико-экономического обоснования. Ситуационный анализ и прогноз последствий введения того или иного нормативного акта должны проводиться при экспертизе проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; тогда меньше будет допущено ошибок, не возникнут противоречия между законами и необходимость поправок. К сожалению, прогнозное обоснование проектных решений и законодательных актов еще крайне слабо, что снижает эффективность управления.

    3. Прогнозное сопровождение выполнения решения. После того как стратегическое решение и нормативной акт приняты, прогнозирование не прекращается. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогноз хода их выполнения и последствий, чтобы своевременно внести коррективы, если существенно изменится конъюнктура и продолжение выполнения в прежнем виде может привести к тяжелым потерям. В других случаях, напротив, могут возникнуть новые благоприятные факторы, которые позволят достичь желанной цели быстрее или с меньшими затратами.

    Перечисленные выше функции экономического прогнозирования взаимосвязаны, они являются стадиями единого непрерывного процесса, который пока еще не налажен в российской экономике.

    3.3 Система прогнозов

    Реализация функций социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется через систему прогнозов, которые можно классифицировать по четырем основаниям: объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления (рис. 1).

    Рисунок 1 – Система прогнозов в экономике


    По объекту выделяются следующие группы прогнозов на макроуровне.

    Социальные прогнозы характеризуют демографические процессы, происходящие в прогнозируемом периоде (изменения численности и структуры населения, рождаемость, смертность и естественный прирост, ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении, миграция и т.п.), уровень и структуру занятости, динамику доходов, уровня и качества жизни населения, заболеваемости, развития здравоохранения, образования, культуры и искусства. При этом на макроуровне определяются обобщающие показатели социокультурной динамики – конечное потребление домашних хозяйств на душу населения, затраты на социокультурную сферу (науку, культуру, образование, здравоохранение и социальное обеспечение) на душу населения и в процентах к ВВП, средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Эта группа прогнозов занимает центральное место, поскольку она характеризует конечный результат воспроизводства, социальную направленность и эффективность государственного управления.

    Экономические прогнозы дают представление о возможной динамике в исследуемый период ВВП, инвестиций, производства в основных отраслях народного хозяйства, сдвигах и структуре экономики, о динамике рыночной конъюнктуры, издержек производства, цен и инфляции, финансово-кредитной сферы, основных показателей эффективности (величины прибыли и уровня рентабельности) государственного бюджета, о развитии системы экономического управления и институциональных изменениях. Определяются обобщающие показатели экономической динамики – темпы роста (падения) ВВП и его уровень на душу населения, динамика инвестиций, уровень инфляции, внутренний и внешний государственный долг. Расчеты основных показателей производятся на основе системы национальных счетов. При обосновании среднесрочных и долгосрочных прогнозов необходимо учитывать смену фаз экономических циклов, необходимость изменения стратегии на различных фазах. Определяется также территориальный разрез динамики – по крупным экономическим районам и т.д.

    Научно-технические и инновационные прогнозы определяют перспективы развития науки, инноваций и технологий, определяющие уровень конкурентоспособности отечественной продукции и экономики в целом, возможные результаты освоения базисных и улучшающих инноваций, смену поколений техники, развитие стандартизации и сертификации продукции. Обобщающими показателями в этой сфере является доля в выпускаемой и вновь осваиваемой продукции принципиально новых изделий и динамика технологической структуры (доля различных технологических укладов в валовом выпуске или ВВН) по отраслям и и целом по народному хозяйству; последний показатель пока не рассчитывается.

    Экологические прогнозы включают предвидение динамики природных процессов (изменение температуры, выпадение и распределение осадков и т.п.), экологических показателей, затраты на воспроизводство природных ресурсов. Обобщающий показатель – затраты на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды на душу населения н сопоставимых ценах и в процентах к ВВП.

    Внешнеэкономические прогнозы характеризуют предвидение динамики мирового хозяйства, конъюнктуры мирового рынка, развитие внешнеэкономических связей (внешней торговли, ее товарной структуры, распределение по группам стран, сальдо внешнеторгового оборота, иностранный туризм, экспорт и импорт капитала, иностранные инвестиции и развитие совместного предпринимательства и т.п.). Обобщающими показателями являются сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, объем и доля в ВВП затрат по обслуживанию внешнего долга.

    По горизонту прогноза различают:

    краткосрочные прогнозы – на один, два года или более короткий период (например, динамика иен. курса акций – на неделю или месяц);

    среднесрочные прогнозы – на 3–5 лет;

    долгосрочные прогнозы – на период 10–20 лет, являющиеся более укрупненными и вариантными;

    сверхдолгосрочные прогнозы – на 40–50 лет н более, дающие общее представление о возможных тенденциях развития н перспективе с учетом фаз среднесрочных, долгосрочных и сверхдолгосрочных циклов.

    Наличие прогнозов различных горизонтов и с разной степенью детализации дает возможность сочетать реализацию долгосрочной стратегии с гибкой тактикой ее осуществления.

    По уровню управления прогнозы подразделяются на:

    индивидуальные, разрабатываемые отдельными предприятиями, организациями, банками (чаще всего на краткосрочный период);

    региональные – на уровне муниципальных объединений, субъектов Федерации, крупных экономических районов;

    отраслевые – по отдельной отрасли или межотраслевому комплексу (например, топливно-энергетическому, агропромышленному);

    проблемные – по отдельной проблеме экономического, научно-технического или экологического развития (например, по обеспечению занятости, освоению и распространению нового поколения техники, экологически чистой технологии);

    национальные – на уровне страны в целом (федеральные экономические, социальные, научно-технические, экологические и сводные прогнозы);

    международные – по группе стран (например, СНГ) или глобальные.

    Прогнозы разных уровней дополняют друг друга в предвидении динамики сложной, иерархизированной структуры экономики.

    Наконец, по характеру прогнозов можно выделить:

    частные и обобщающие прогнозы, характеризующие ожидаемую динамику одного показателя (например, уровня инфляции, занятости) или совокупности основных показателей по исследуемому объекту в целом (предприятию, региону, отрасли, стране);

    генетические (исследующие исходя из сложившихся в прошлом тенденций и возможных изменении определяющих их факторов), нормативные (прогнозирующие пут, факторы и сроки выполнения заранее поставленной цели) и комбинированные (сочетающие оба подхода);

    одновариантные и многовариантные (последние предпочтительнее и реальнее, они рассматривают сценарии возможного развития событий при том или ином сочетании факторов).

    3.4 Методы прогнозирования

    При обосновании прогнозов используют разнообразный набор инструментов – от простой экстраполяции на будущее сложившихся тенденций до построения сложных экономико-математических и имитационно-эвристических моделей.

    Экстраполяционный метод состоит в изучении тенденций динамики исследуемого объекта в ретроспективе (желательно более длительной, чем прогнозный период и продлении этих тенденций на перспективу. Этот метод достаточно надежен для краткосрочных прогнозов в пределах одной фазы цикла. Однако широкое его использование для среднесрочного н долгосрочного прогнозирования динамики сложных объектов опасно, поскольку он не учитывает возможных перегибов траектории движения при переходе к очередной фазе цикла или новому циклу как и исследуемой, так и и смежных сферах. Экстраполяционный метод опирается обычно на данные статистики.

    Экономико-математические модели, используемые в предвидении будущего, носят разнообразный характер. Одни из них формализуют экстраполяционный подход (например, метод парной или множественной корреляции, выясняющий зависимость в динамике двух или нескольких показателей, метод производственных функций, позволяющий оценить вклад в экономическую динамику основных факторов производства). Другие, более сложные модели межотраслевых связей дают возможность исследовать динамику структуры экономики (межотраслевой баланс, многопродуктовые модели). Третья группа моделей помогает выявить кривые цикличных колебаний экономических показателей по разным фазам цикла.

    Широкое применение в практике прогнозирования получил динамический межотраслевой баланс (МОБ), который позволяет выявить взаимосвязи в структуре производства и распределения продукции и оценить влияние основных факторов на структурные сдвиги. Детальную разработку теории и методологии построения и использования в анализе, прогнозировании и межстрановых сопоставлениях МОБ дал лауреат Нобелевской премии В.В. Леонтьев. МОБ строится на базе системы национальных счетов и бывает разной размерности (от нескольких десятков до нескольких сот отраслей).

    Дальнейшим развитием МОБ является многомерная воспроизводственно-цикличная макромодель, которая дает возможность анализировать и прогнозировать динамику структуры экономики в шести разрезах (воспроизводственная, отраслевая, технологическая, стоимостная, институциональная, внешнеэкономическая), а также учитывать воздействие циклов на основные показатели. На основе макромодели проведены экспериментальные прогнозные расчеты по динамике структуры экономики в развитых странах и в России.

    Оптимизационные модели применяются в прогнозировании для выбора наиболее эффективного из возможных вариантов; в наибольшей мере они подходят для обоснования нормативных прогнозов при достаточно полной статистической базе. Основоположником оптимизационных методов является лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович.

    Эвристическое моделирование применяется для анализа и прогноза экономической динамики на основе логических умозаключений, использования методов индукции и дедукции, если нет достаточно достоверных статистических или прогнозных данных о динамике объекта. В этом случае часто строятся модели на основе экспертных оценок.

    Сценарный метод прогнозирования состоит в построении нескольких сценариев возможного развития событий и зависимости от разного сочетания определяющих их факторов. Обычно рассчитывают оптимистический, пессимистический и умеренный (промежуточный) сценарии, оцениваются их последствия.


    4. Организация прогнозирования в России

    государственный программирование прогнозирование экономика

    Основы организации прогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

    Данный Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

    В соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона, государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

    Под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р утверждена Концепция
    долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

    Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. №38 – р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы). Данная программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

    Законом определена разработка:

    долгосрочных прогнозов на 10 лет, на основе которых составляется концепция социально-экономического развития Российской Федерации, корректируемая и продлеваемая каждые 5 лет;

    среднесрочных прогнозов на 3–5 лет, корректируемых и продлеваемых ежегодно; на их основе правительством разрабатывается программа социально-экономического развития РФ на среднесрочный период;

    краткосрочных прогнозов, составляемых ежегодно и служащих основой ц; и подготовки федерального финансового баланса, перечня федеральных про грамм и проектировок госсектора.

    Аналогичные прогнозы должны разрабатываться по межотраслевым комплексам, важнейшим отраслям и по субъектам Российской Федерации.

    Необходимо отметить, что Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» выполняется неудовлетворительно. Разрабатываемые Министерством экономического развития России и другими ведомствами прогнозы, как правило, не публикуются и в минимальной степени используются при принятии решений органа ми исполнительной власти. Не все предусмотренные законом прогнозы и стратегические документы разрабатываются.

    Чтобы повысить уровень прогнозной работы в стране, необходимо дополнить указанный Закон положениями о представлении правительством в Федеральное Собрание проектов Концепции социально-экономического развития на долгосрочный период и Программы на среднесрочный период, годового плана, а также ежегодного доклада, в котором оценивается хс выполнения Концепции, Программы и плана за истекший год и предлагаются меры по реализации намеченной стратегии на очередной год. Следует включать и Концепцию, Программу и индикативный план ориентиры (сводные показатели) социокультурной, экономической, технологической и экологической динамики, значительно усилить прогнозно-плановую работу в субъектах Федерации и крупных экономических районах.

    Целесообразно восстановить практику разработки раз в пятилетие комплексных прогнозов социально-экономического, научно-технического, экологического и территориального развития на 20 лет и определить исполнительные органы, ответственные за подготовку прогнозов.

    Нужно расширить сеть научных организации, занимающихся прогнозированием, – и рамках Российской академии наук (Институт народнохозяйственного прогнозирования и другие институты), Российской академии естественных наук (Отделение исследования циклов и прогнозировании), Академии прогнозирования. Ассоциации «Прогнозы и циклы'', Международного фонда Н.Д. Кондратьева, международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева и других научных организации и общественных академий.

    Предвидение будущего требует глубоких и многогранных знаний и практических навыков. Необходимо организовать подготовку профессиональных в нескольких ведущих вузах, в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и Академии народного хозяйства при Правительстве России.


    5. Прогноз социально-экономического развития России

    Рассмотрим прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь – август 2009 года. При подготовке документа учтены прогнозные данные федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Банка России.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.