МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности

    Бухгалтерский баланс подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. В нем проставляется дата, а также указывается номер квалификационного аттестата профессионального бухгалтера для организаций, чья отчетность должна подписываться профессиональным бухгалтером.

     

    2.2 Справки и приложения в составе бухгалтерской отчетности

    Организации могут принять решение о включении в состав отчетности приложения к балансу (форма № 5), состоящего из десяти разделов:

    1) нематериальные активы;

    2) основные средства;

    3) доходные вложения в материальные ценности;

    4) расходы на НИОКР;

    5) расходы на освоение природных ресурсов;

    6) финансовые вложения;

    7) расходы по обычным видам деятельности;

    8) дебиторская и кредиторская задолженность;

    9) обеспечения;

    10) государственная помощь.

    В разделе 1 «Нематериальные активы» приводится расшифровка нематериальных активов, которыми владеет организация.

    Раздел состоит из двух таблиц, В первой таблице указываются данные о поступлении и выбытии нематериальных активов, а во второй показывается информация об амортизационных отчислениях.

    В разделе 2 «Основные средства» приводятся данные о движении (поступлении и выбытии по всем источникам) и остатках основных средств на начало и конец периода по первоначальной (восстановительной) стоимости в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) по следующим видам:

    ·  земельные участки и объекты природопользования;

    ·  здания;

    ·  сооружения;

    ·  машины и оборудование;

    ·  транспортные средства;

    ·  производственный, хозяйственный инвентарь;

    ·  рабочий скот;

    ·  продуктивный скот;

    ·  многолетние насаждения;

    ·  другие виды основных средств.

    Кроме того, выделяется стоимость производственных, т.е. используемых в получении доходов по обычным видам деятельности, и непроизводственных (не используемых в обычной деятельности) основных средств. Из данных о стоимости производственных основных средств обособленно (в справке к разделу 3) выделяются основные средства, переданные в аренду, бездействующие, т.е. находящиеся на консервации, имущество, находящееся в залоге. Информация этого подраздела детализирует соответствующие данные балансовой статьи «Основные средства».

    Раздел 3 «Доходные вложения в материальные ценности» характеризует имущество для передачи в лизинг и предоставления по договору проката.

    Поскольку в разделе 3 «Амортизируемое имущество» данные о его движении приводятся по первоначальной стоимости, информация об амортизации нематериальных активов, основных средств, доходных вложений (если такие данные приводятся в этом разделе) указывается в справке к этому разделу. В справке к разделу 3 указываются также данные о результатах переоценки и других изменениях стоимости основных средств.

    В разделе 4 «Расходы на НИОКР» отражены данные о расходах организации на выполнение НИОКР.

    В разделе 5 «Расходы на освоение природных ресурсов» отражают данные о расходах организации на освоение природных ресурсов: геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

    Раздел 6 «Финансовые вложения». Приводятся сведения о финансовых вложениях организации. Включает информацию о составе долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях, которые в балансе показаны по статьям долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Чтобы заполнить этот раздел, нужно использовать остатки на 1 января и 31 декабря отчетного периода.

    В разделе 7 «Дебиторская и кредиторская задолженность» приводятся данные о дебиторской задолженности, учитываемой на счетах расчетов, с выделением остатков на начало отчетного периода, возникновением и погашением обязательств и остатков на конец отчетного года. Состояние дебиторской и кредиторской задолженности оказывает прямое влияние на платежеспособность организации. Это состояние определяется наличием просроченной задолженности, в том числе сроком более трех месяцев, а также наличием обеспечений под кредиторскую задолженность, что и отражается в данном разделе. Справочно показывают движение векселей и приводят перечень организаций-дебиторов, имеющих наибольшую задолженность.

    В разделе 8 «Расходы по обычным видам деятельности» показываются расходы предприятия по основному виду деятельности. Причем расходы организации даются по элементам затрат:

    ·  материальные затраты;

    ·  затраты на оплату труда;

    ·  отчисления на социальные нужды;

    ·  амортизация;

    ·  прочие затраты.

    Заполняя этот раздел, бухгалтер не должен включать в расходы по обычным видам деятельности:

    ·затраты, связанные с передачей ценностей для нужд собственного производства и обслуживающих хозяйств;

    ·затраты по браку, простоям по внешним причинам;

    ·расходы, возмещаемые виновными лицами.

    В разделе 9 «Обеспечения» следует указать величину обеспечений, выданных и полученных организацией на 1 января и 31 декабря отчетного года.

    Раздел 10 «Государственная помощь». Этот раздел посвящен государственной помощи, под которой подразумевается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

    Кроме того, некоммерческие организации заполняют отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). Приложение 6.

    2.3 Пояснительная записка

    В пояснительной записке приводят те сведения о деятельности организации в отчетном периоде, которые не были раскрыты в типовых формах отчетности.

    Пояснительная записка состоит из общей части и разделов, в которых расшифровываются некоторые показатели Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.

    Пояснительная записка должна содержать как минимум три раздела:

    ·  краткую характеристику структуры и основных направлений деятельности;

    ·  учетную политику организации;

    ·  основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации.

    Таким образом, отчетность организации представляет собой единую систему информации об ее имущественном и финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности, сформированную на основе данных бухгалтерского учета.


    3. Отчетность по МСФО: состав, структура, требования к раскрытию информации

     

    3.1 Состав финансовой отчетности

    Обязательные компоненты

    Пункт 8 МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает: баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменениях в собственном капитале, отражающий либо все изменения в собственном капитале, либо изменения в собственном капитале, отличающиеся от тех, которые возникают в результате операций с владельцами собственного капитала (акционерами); отчет о движении денежных средств; примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон "О бухгалтерском учете" в ст. 13 определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит: из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки. Пункт 28 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" определяет, что пояснения к бухгалтерскому балансу и отчет о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. Согласно п. 1 приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в редакции Приказа Минфина от 18.09.2006 N 115н) в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках включаются отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

    Таким образом, проводя сравнение обязательных компонентов финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО и требованиями российских стандартов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, МСФО не оперируют таким понятием, как "формы отчетности". Международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности, а также подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности (пункты 44 - 48 МСФО (IAS) 1). Российская правоприменительная практика пошла по иному пути. Министерством финансов РФ как уполномоченным государственным органом помимо общих требований к порядку составления бухгалтерской отчетности утверждены также формы бухгалтерской отчетности, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления финансовой отчетности (Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н). При этом несмотря на продекларированный в соответствующем приказе принцип, согласно которому утвержденные формы являются лишь основой для разработки организациями собственных форм отчетности, на практике большинство хозяйствующих субъектов используют утвержденные отчетные формы без какой-либо доработки.

    Во-вторых, в российской системе регулирования бухгалтерского учета и отчетности отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала выступают в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, тогда как МСФО рассматривают данные отчеты в качестве самостоятельных компонентов финансовой отчетности, "равноправных" с балансом и отчетом о прибылях и убытках. В то же время РСБУ содержат требования о выделении в обособленные отчетные формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчета о целевом использовании полученных средств, тогда как МСФО предусматривает включение соответствующей информации в пояснительные примечания к финансовой отчетности.

    В-третьих, МСФО, в отличие от РСБУ, не устанавливают прямое требование об обязательном включении в состав отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. В-четвертых, МСФО предусматривают возможность составления двух вариантов отчета об изменениях капитала: отчет может отражать все изменения в капитале без исключения либо исключать операции с акционерами по вкладам в капитал и дивидендным выплатам. В-пятых, РСБУ для определенных категорий хозяйствующих субъектов (малых предприятий, некоммерческих организаций, общественных организаций (объединений)) предусматривают возможность представления бухгалтерской отчетности в сокращенном составе (пункты 3 и 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности). МСФО не устанавливают зависимость количества отчетных форм и объема раскрываемой информации от особенностей деятельности и масштабов организации, представляющей финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

    Представление дополнительной информации

    Пункты 9 и 10 МСФО (IAS) 1 определяют, что многие организации помимо финансовой отчетности представляют также такие документы, как: финансовые обзоры, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности организации, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается; прочие отчеты и официальные бюллетени, например отчеты по вопросам охраны окружающей среды, официальные бюллетени о добавленной стоимости (указанные документы представляются за рамками финансовой отчетности и не регулируются нормами МСФО). РСБУ также предусматривают право организации на представление дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, при условии, что "исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений". Составу дополнительной информации и особенностям формата представления данных посвящен раздел VIII ПБУ 4/99.

    Итак, можно сделать вывод о том, что и МСФО, и РСБУ позволяют организациям представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской (финансовой) отчетности, более подробно раскрывающую отдельные показатели отчетности либо сведения об организации, если такая информация может быть полезна заинтересованным пользователям отчетности.

    Промежуточная отчетность

    В МСФО вопросы формирования и представления промежуточной финансовой отчетности регулируются специальным стандартом - МСФО (IAS) 34. Он устанавливает требования к минимально необходимому содержанию такой отчетности, а также определяет принципы признания и оценки, которые должны быть применены при ее составлении. При этом специальный Стандарт не устанавливает периодичность составления промежуточной отчетности, определяя промежуточный период как "отчетный период, продолжительность которого короче полного финансового года". Решение о том, с какой периодичностью формировать промежуточную отчетность, МСФО (IAS) 34 относит к компетенции руководства организации.

    Согласно МСФО (IAS) 34 минимально необходимый комплект промежуточной отчетности должен включать: сжатый баланс; сжатый отчет о прибылях и убытках; сжатый отчет об изменениях в собственном капитале; сжатый отчет о движении денежных средств; выборочные пояснительные примечания. Промежуточная финансовая отчетность предназначена для представления обновленной информации по сравнению с последним полным комплектом годовой финансовой отчетности. Следовательно, промежуточная отчетность должна "фокусировать" внимание пользователей на новых видах деятельности, событиях и условиях и при этом не дублировать ранее представленную информацию. Поэтому термин "сжатый" применительно к компонентам промежуточной отчетности означает, что они должны включать как минимум каждый из заголовков и каждую из промежуточных сумм, которые были включены в самую последнюю годовую финансовую отчетность, а также выборочные пояснительные примечания. Однако стандарт МСФО (IAS) 34 не ограничивает организации в их праве на составление промежуточной отчетности в полном объеме. В таком случае форма и содержание отчетности должны соответствовать требованиям МСФО (IAS) 1. РСБУ (п. 48 ПБУ 4/99) устанавливает обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц и квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99).

    Итак, требования МСФО к составлению и представлению промежуточной отчетности, изложенные в виде самостоятельного Стандарта МСФО (IAS) 34, сформулированы существенно более подробно и определенно, чем требования РСБУ, а состав обязательных к составлению (согласно МСФО) отчетных форм значительно шире.

     

    3.2 Основные правила составления финансовой отчетности

    Помимо рассмотренных ниже требований в отношении добросовестного представления, существенности, порядка взаимозачета статей отчетности и необходимости представления сравнительной информации МСФО (IAS) 1 определяет, что при составлении финансовой отчетности организация обязана руководствоваться допущениями о непрерывности деятельности, последовательности представления и учете по методу начисления. Значение каждого из указанных допущений рассмотрено нами в статье "Структура МСФО. Стандарты. Интерпретации", опубликованной в журнале "Новая бухгалтерия" N 11 за 2006 г.

    Добросовестное представление

    МСФО (IAS) 1 особое внимание уделяет раскрытию такого понятия, как "добросовестное представление" финансовой отчетности. Добросовестное представление требует правдивости в раскрытии воздействия операций и других событий при условии, что такое раскрытие производится в полном соответствии с определениями активов и обязательств, доходов и расходов и с критериями их признания, изложенными в Концепции МСФО (Принципах подготовки и составления финансовой отчетности МСФО). При этом предполагается, что фактически при любых обстоятельствах соответствие Международным стандартам финансовой отчетности (при необходимости - с дополнительным раскрытием информации) приводит к добросовестному представлению.

    Добросовестное представление также требует от организации: сформировать учетную политику в соответствии с требованиями специального стандарта МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки" и последовательно применять ее; представить информацию, включая учетную политику, таким образом, который позволяет обеспечить формирование надежной, сопоставимой и вразумительной информации; обеспечить дополнительное раскрытие информации в тех случаях, когда соблюдение соответствующих требований МСФО оказывается недостаточным для того, чтобы пользователи смогли понять влияние конкретных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.

    Допустимые исключения из общеустановленных требований добросовестного представления определены пунктами 7 и 18 МСФО (IAS) 1. Так, в тех "чрезвычайно редких случаях", когда руководство организации приходит к заключению, что соблюдение какого-либо требования отдельного Стандарта или Интерпретации может до такой степени вводить в заблуждение, что возникнет противоречие с целями финансовой отчетности, организация обязана отказаться от применения соответствующего требования, если такой отказ требуется или не запрещается. При этом устанавливается обязанность по раскрытию следующей информации: в декларации (заявлении) руководства организации - сведений о том, что финансовая отчетность добросовестно представляет финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств, а также о том, что организацией соблюдены требования стандартов и интерпретаций, за исключением того, что она отступила от конкретного требования в целях обеспечения добросовестного представления; сведений о наименовании того Стандарта или Интерпретации, от которых организация была вынуждена отступить, характере такого отступления, обосновании его причины, примененном организацией порядке учета, а также финансовом воздействии отступления на каждую статью финансовой отчетности. РСБУ признают "достоверной и полной" такую бухгалтерскую отчетность, которая сформирована исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 4/99). При этом РСБУ также допускают отступление от установленных стандартов в целях обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности. Соответствующие положения содержатся:

    - в статье 13 Закона "О бухгалтерском учете": "В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно оценить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием";

    - в пункте 6 ПБУ 4/99: "Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил"; - в пункте 37 ПБУ 4/99: "При отступлении от правил ... существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении". Итак, МСФО более подробно, чем РСБУ, описывают параметры раскрытия информации, характеризующей отступление от требований стандартов, но в целом требования в отношении необходимости раскрытия такой информации в МСФО и РСБУ схожи.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.