МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Система документационного обеспечения управления

    Курсовая работа: Система документационного обеспечения управления

    Введение

    Весь процесс управления пронизан информацией, являющейся основой принятия решений, и построен на оперативной работе с документами, в которых она фиксируется. Поэтому информационно-документационное обеспечение управления (делопроизводство) любой фирмы, учреждения, организации, предприятия рассматривается сегодня как важнейшая обслуживающая функция управления. От её рациональной организации зависит быстрота и оптимальность выбора решения, доведение его до исполнителя, своевременный контроль за исполнением и, в конечном счёте, достижение экономического эффекта в деятельности фирмы, организации, предприятия.

    Поскольку делопроизводственное обслуживание имеет свои специфические задачи, оно должно выполняться самостоятельным структурным подразделением, организационно-обособленной службой. Сегодня эта служба имеет различные названия: управление делами, управление информационно-документационного обеспечения, управление делопроизводства, управление документационного обеспечения, общий отдел, канцелярия, секретариат и т. д. Далее обобщенно будем называть ее службой ДОУ или службой делопроизводства. В небольших учреждениях, фирмах, где объем обрабатываемых документов невелик и создание специального структурного подразделения нецелесообразно, всю работу, выполняемую службой делопроизводства, возлагают на секретаря-референта (секретаря).[1]

    Служба делопроизводства как самостоятельное структурное подразделение возглавляется руководителем, который в свою очередь подчиняется непосредственно руководителю организации.

    Система документационного обеспечения управления включает три взаимосвязанных составных части: подготовка управленческих документов, технология работы с документами, систематизация документов в течение календарного года и организация их архивного хранения. При решении каждой из названных проблем специалисты-практики должны руководствоваться действующими нормативно-методическими документами в области делопроизводства, утвержденными Государственным комитетом РФ по стандартизации и Федеральной архивной службой России.[2]

    Государственное регулирование делопроизводства обеспечивается Федеральным архивным агентством, которое осуществляет межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти, координирует развитие государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации.[3]


    Глава 1. Структура службы ДОУ

    1.  Организационное построение службы ДОУ

    При создании службы ДОУ необходимо решить следующие вопросы:

    ·  выбор оптимальной организационной формы делопроизводства;

    ·  разработка организационно-функциональной структуры службы делопроизводства и выбор её конкретного наименования;

    ·  разграничение функций, обязанностей, прав и ответственности между отдельными структурными подразделениями службы делопроизводства и работниками и их закрепление в соответствующих организационно-правовых документах;

    ·  нормирование труда работников службы делопроизводства;

    ·  определение численного и должностного состава службы делопроизводства;

    ·  выбор оптимальной технологии работы с документами и закрепление её в инструкции по делопроизводству;

    ·  рациональная организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда;

    ·  повышение квалификации работников и культуры работы с документами.

    Организационная форма делопроизводства обычно зависит от масштабов учреждения, территориального размещения его структур и может быть централизованной, децентрализованной и смешанной.

    Централизованная форма — это выполнение всех технологических операций по работе с документами одним специализированным структурным подразделением (канцелярия, общий отдел) или секретарем фирмы. В этом случае полный цикл технологических операций по обработке документов от момента их получения или создания и до сдачи в архив выполняется в одном месте: приём и обработка поступающих документов, их регистрация, контроль за исполнением, справочно-информационная работа, составление и ведение номенклатуры дел, систематизация и хранение документов, отправка документов, обработка документов для передачи в архив организации. [4]

    К преимуществам централизованной формы организации делопроизводства относится возможность формирования единой базы данных по всем поступающим в организацию и создаваемым в ней документам, что позволяет повысить оперативность поиска документов и, следовательно, оптимизировать справочную работу по документам. Централизованную форму организации делопроизводства целесообразно использовать в том случае, если организация имеет линейно-функциональную организационную структуру.[5]

    Полную централизованную обработку документов возможно осуществить лишь в небольших организациях, объём документооборота в которых не превышает примерно 10 тыс. документов в год.

    Децентрализованная форма организации документационного обслуживания предполагает создание в каждом структурном подразделении организации собственной службы ДОУ. Такая служба независимо от центральной службы делопроизводства выполняет всю работу с документами: регистрирует, систематизирует и хранит документы данного структурного подразделения. Эта форма используется в организациях, аппарат которых территориально разобщён. Её рекомендуется применять в организациях, документирование деятельности которых требует особенно тщательной защиты информации. При децентрализованной форме структурные подразделения получают корреспонденцию в запечатанных конвертах, распечатывают их, регистрируют и выполняют все действия по обработке поступающей, отправляемой и внутренней документации, заканчивая все действия подготовкой и передачей документов в архив организации.

    Самая распространенная форма организации работы с документами — смешанная. При этом часть операций (например, приём и обработка поступающих и отправляемых документов, их регистрация, контроль за сроками исполнения, изготовление, тиражирование, архивное хранение) выполняется центральной службой делопроизводства, а в структурных подразделениях выполняются операции по созданию (печати) документов, их систематизации, хранению дел, их обработке перед сдачей в архив.

    Вариантом смешанной формы является такая организация работы с документами, при которой одна и та же технологическая операция (например, регистрация документов или контроль за их исполнением) проводится для одних массивов документов централизованно (в службе ДОУ), а для других — децентрализовано (в структурных подразделениях). Чаще всего в структурных подразделениях регистрируют внутренние документы — по месту их создания. Например, в бухгалтерии — бухгалтерские документы, в отделе кадров — документы по личному составу и т. д. [6]

    Форму организации делопроизводства выбирают с учетом размера учреждения, объема документооборота, состава структурных подразделений. В мелких учреждениях (когда документирование осуществляется непосредственно в подразделениях), а также в территориально разобщенных (расположенных, например, в различных районах большого города) выбирают централизованную форму. В большинстве же учреждений и организаций используют смешанную форму организации делопроизводства.

    Наиболее рациональной формой организации отдельных делопроизводственных процессов и операций является централизация, поскольку она позволяет:

    - снизить стоимость делопроизводственных операций;

    - улучшить организацию труда делопроизводственного персонала и, в частности, внедрить его нормирование;

    - обеспечить специализацию и взаимозаменяемость работников;

    - использовать прогрессивные и производительные технические средства;

    - обеспечить единство организационного и методического руководства.

    В современных условиях полностью централизовать делопроизводственное обслуживание можно только в сравнительно небольших учреждениях. В крупных учреждениях следует стремиться к целесообразной централизации отдельных функций делопроизводства, таких как прием и отправка документов, регистрация и контроль исполнения документов, стенографирование и печатание документов, их размножение, методическое руководство делопроизводством.

    В небольших учреждениях, не имеющих общих отделов, отделов делопроизводства, делопроизводственное обслуживание осуществляет секретарь-референт руководителя.[7]

    В каждой конкретной организации выбор той или иной организационной формы работы с документами осуществляется ее руководством и самой службой ДОУ. Выбранная форма работы с документами закрепляется в инструкции по делопроизводству.

    2. Наименование службы ДОУ

    Говоря о наименовании службы ДОУ, необходимо отметить, что сегодня данная служба может иметь разные названия, например, управление делами, отдел делопроизводства, отдел документационного обеспечения управления, общий отдел, канцелярия и т.д. Конкретное наименование службы ДОУ не имеет принципиального значения, однако при его выборе желательно учитывать следующие факторы:

    – структуру подразделения (имеет или не имеет внутреннюю структуру, если имеет, то сложная она или нет);

    – требования, предъявляемые к названию (желательно, чтобы название было несложным, легко запоминалось и произносилось);

    – существующие в организации делопроизводственные традиции.

    Например, в Государственной системе документационного обеспечения управления рекомендуется использовать следующие наименования:

    ·  в министерствах и ведомствах – управление делами, в состав которого, как правило, включаются:

    – секретариат (приемная, секретариат министра, секретариаты заместителей министра, секретариат коллегии, протокольное бюро), – инспекция при министре (руководителе ведомства),

    – канцелярия (бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации, экспедиция, копировально-множительное бюро и др.),

    – отдел писем (жалоб),

    – отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств,

    – центральный архив;

    ·  на государственных предприятиях (объединениях), в научно-исследовательских, проектных, конструкторских организациях и вычислительных центрах, высших учебных заведениях и других организациях – отдел документационного обеспечения управления или канцелярия, в состав которого, как правило, включаются:

    – подразделения по учету и регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств, рассмотрению писем (жалоб),

    – секретариат,

    – экспедиция,

    – копировально-множительное бюро, архив.[8]


    3. Цель, задачи, функции службы ДОУ

    Основной целью службы делопроизводства, независимо от ее названия, является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению. Выполнение этой цели предусматривает решение следующих задач:

    – совершенствование форм и методов работы с документами;

    – обеспечение единого порядка документирования;

    – обеспечение единого порядка работы с документами;

    – контроль за исполнением документов;

    – хранение документов;

    – унификация форм документов;

    – сокращение по возможности документооборота;

    – методическая работа по совершенствованию документационного обеспечения в организации;

    – внедрение прогрессивных технологий на базе применения вычислительной и организационной техники.[9]

    В состав типовых функций службы ДОУ входят разные виды работ, которые можно разделить на технологические, организационные, контрольные и методические.

    К технологическим функциям относятся:

    – осуществление первоначальной (экспедиционной) обработки поступающих документов;

    – регистрация поступающих, отправляемых и внутренних документов;

    – ведение информационно-справочной работы по документам организации;

    – машинописное изготовление документов (набор текста на компьютере);

    – копирование, тиражирование и оперативное размножение документов;

    – разработка и проектирование бланков документов;

    – подготовка документов к отправке.

    Среди организационных функций службы ДОУ выделяются:

    – подготовка к докладу руководству поступающих документов;

    – организация своевременного рассмотрения документов руководством организации;

    – регулирование хода исполнения документов, прохождения и исполнения документов в установленный срок;

    – организация хранения документов в структурных подразделениях;

    – организация работы архива в соответствии с правилами, инструкциями и методическими рекомендациями Росархива;

    – повышение квалификации работников делопроизводственной службы и архивов;

    – организация рабочих мест работников делопроизводственной службы, условий труда сотрудников делопроизводственной службы;

    – организация делопроизводства по обращениям граждан;

    – разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями организации) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами.[10]

    К контрольным функциям относят:

    – контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству (т. е. отправляемых и внутренних документов);

    – контроль за сроками исполнения документов;

    – осуществление контроля за правильностью оформления и формирования в структурных подразделениях организации дел, подлежащих сдаче в архив;

    – организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях;

    – обобщение сведений о ходе и результатах исполнения документов, систематическое информирование руководства по этим вопросам;

    – обеспечение хранения дел и оперативного использования документной информации.

    Методические функции, выполняемые службой ДОУ, включают:

    – разработку номенклатуры дел организации, инструкции по делопроизводству, табеля форм документов и других локальных нормативных документов, закрепляющих систему делопроизводства организации;

    – проведение экспертизы научной и практической ценности документов;

    – проведение совещаний и консультирование по вопросам, относящимся к компетенции делопроизводственной службы.[11]

    4. Организационная структура службы ДОУ

    Важным вопросом при постановке делопроизводства в организации является определение структуры службы документационного обеспечения управления, её должностного и численного состава.

    Структура в системе органов управления рассматривается, во-первых, как устойчивая связь, т. е. взаимодействие элементов управления, во-вторых, как схема распределения общего объёма функций органа управления между структурными подразделениями и схема их взаимодействия.

    Структура службы делопроизводства должна определять оптимальный состав её внутренних подразделений, их взаимодействие, характер подчинения.[12]

    Структура службы ДОУ в современной организации зависит от объема документооборота, а также от технологии работы с документами и может быть представлена следующими подразделениями:

    – секретариат,

    – экспедиция (прием, отправка корреспонденции),

    – подразделение (отдел, группа) по регистрации и учету документов,

    – подразделение (отдел, группа) по контролю исполнения документов,

    – подразделение (отдел, группа) по работе с обращениями граждан,

    – подразделение (отдел, группа) по изготовлению документов,

    – отдел совершенствования делопроизводства,

    – копировально-множительное бюро,

    – протокольная группа,

    – редакционная группа,

    – приемная,

    – архив.[13]

    В крупной организации с большим объемом документооборота могут существовать все вышеперечисленные подразделения, входящие в службу ДОУ. В организациях меньшего масштаба и не с таким большим объемом документооборота возможно совмещение нескольких функций в одном подразделении или вместо структурных подразделений выполнение соответствующей работы отдельными сотрудниками. В маленькой фирме всю работу с документами обычно осуществляет один секретарь.

    Метод установления организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота был сформулирован впервые в Единой государственной системе делопроизводства (Главное архивное управление при Совете Министров СССР, 1974). Согласно этому методу все организации в зависимости от объема документооборота подразделяются на четыре категории:

    – 1-я категория – учреждения с объемом документооборота свыше 100 тысяч документов в год;

    – 2-я категория – учреждения с объемом документооборота от 25 тысяч до 100 тысяч документов в год;

    – 3-я категория – учреждения с объемом документооборота от 10 тысяч до 25 тысяч документов в год;

    – 4-я категория – учреждения с объемом документооборота до 10 тысяч документов в год.

    Так, согласно вышепредставленной классификации, было установлено, что если объем документооборота учреждения составляет более 10 тысяч документов в год, то для эффективной организации работы с документами необходимо создание службы делопроизводства (или службы ДОУ) как отдельного подразделения. Несмотря на то, что данный метод установления организационной структуры службы ДОУ был предложен более 30 лет назад, в целом он применим и сегодня. Так, например, Бобылева М.П. в своей книге «Эффективный документооборот: от традиционного к электронному» предлагает следующее развитие организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота (см. Приложение 1).[14]

    Функции структурных подразделений представлены в Приложении 2.

    5. Должностной и численный состав службы ДОУ

    Должностной состав службы ДОУ включает три категории работников:

    – руководители;

    – специалисты;

    – технические исполнители.

    Наименования должностей и квалификационные требования к работникам каждой категории установлены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Наименования должностей, их коды, тарифные разряды установлены в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР – утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

    В Квалификационном справочнике подчёркивается, что отнесение служащих к определенной категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

    К категории руководителей, возглавляющих делопроизводственную службу, относятся:

    – управляющий делами;

    – заведующий канцелярией;

    – заведующий общим отделом;

    – заведующий протокольным отделом;

    – начальник секретариата;

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.