Курсовая работа: Внешняя и внутренняя отчетность на предприятиях
Курсовая работа: Внешняя и внутренняя отчетность на предприятиях
Содержание
Введение
Глава 1.
Понятие и назначение внешней и внутренней отчетности
1.1 Понятие и состав внешней отчетности
1.2 Внутренняя отчетность
1.3 Пользователи внутренней отчетности
1.4 Публичность бухгалтерской отчетности
Глава 2.
Бухгалтерская отчетность на предприятии
2.1 Требования,
предъявляемые к внешней и внутренней бухгалтерской отчетности
2.2 Порядок
составления и предоставления бухгалтерской отчетности
2.3 Формы
внутренней отчетности
Глава 3.
Внешняя отчетность - важный источник информации
3.1
Бухгалтерский баланс
3.2 Содержание
отчета о прибылях и убытках
3.3
Формирование пояснительной записки к бухгалтерской отчетности
Выводы
Список
используемой литературы
Приложение
Введение
Отчетность
представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной
деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы,
которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного
учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Отчетность
выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она
интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных
для восприятия информации объектами хозяйствования.
Методологически
и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы
бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что
обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной
документацией и учетными регистрами.
Основной
целью бухгалтерской (финансовой) отчетности является предоставление достоверной
и полной информации заинтересованным пользователям о финансовом положении
(Бухгалтерский баланс), финансовых результатах (Отчет о прибылях и убытках) и
изменениях в финансовом положении (Отчет о движении денежных средств)
хозяйствующего субъекта.
Организации
составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и
Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности
организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям,
экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
По назначению
различают внешнюю и внутреннюю отчетность. Внешняя отчетность служит
средством информирования внешних пользователей о характере деятельности,
доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта. Состав внешней
бухгалтерской отчетности регламентируется Министерством финансов РФ. Внешняя
бухгалтерская отчетность в соответствии с международными стандартами подлежит
обязательному опубликованию. Поэтому она называется "публичной". Внутренняя
отчетность удовлетворяет информационные потребности самой организации в
процессе принятия управленческих решений. Она строится на данных
управленческого учета. Состав, сроки и ответственные за предоставление
внутренней отчетности устанавливаются руководителем организации и отражаются в
приказе об учетной политике.
Актуальность: бухгалтерская отчетность в наше
время служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах
деятельности организации. В особенности внешняя отчетность информирует внешних
пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении
предприятий. Внутренняя необходима для внутренних пользователей позволяющая
оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность
структурных подразделений предприятия (отдельные направления его деятельности),
а также конкретных менеджеров. Приближение к международным стандартам
бухгалтерской отчетности и усовершенствование внутренней отчетности является
главной целью в наше время.
Цель работы: является углубление, закрепление и
обобщение знаний по внешней и внутренней бухгалтерской отчетности, и применение
этих данных для практического использования.
Основные задачи
работы:
1. Ознакомиться с
понятиями внешней и внутренней отчетности;
2. Определить значение
внешней и внутренней отчетности для организаций;
3. Рассмотреть основные
требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
4. Рассмотреть порядок
составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
5. Ознакомиться с
основными формами внутренних и внешних отчетов.
Курсовая работа состоит из трех глав. В
первой главе работы рассмотрены понятия внутренней и внешней отчетности,
пользователи бухгалтерской отчетности.
Во второй главе рассмотрены основные
требования и порядок составления внутренней и внешней отчетности, рассмотрены
формы внутренней отчетности.
Третья глава посвящена внешней
отчетности, её основным документам, их описанию.
Предметом
исследования
является внешняя и внутренняя отчетность на предприятиях.
Объектом
исследования
представлен молокозавод ООО "Большое Замошье"
отчетность
бухгалтерский баланс пояснительный записка
Глава 1.
Понятие и назначение внешней и внутренней отчетности
1.1 Понятие и
состав внешней отчетности
Отчетность
представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты
хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
По видам отчетность
делится на: бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская
отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении
организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на
основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Статистическая
отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного
учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности
организации как в натуральном, так и в стоимостного выражении.
Оперативная
отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения
по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку,
неделю, декаду, половину месяца. Сведения, содержащиеся в оперативной
отчетности, используются для оперативного контроля и управлении процессами
снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности
составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая
отчетность включает отчетность за день, пятидневку, декаду, половину месяца,
месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно
называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую –
периодической бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность – это отчеты за год.
По степени
обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые
организациями, и сводные, обобщающие отчетность нескольких организаций
соответствующей отрасли или региона. Разновидностью сводной отчетности является
консолидированная отчетность, обобщающая отчет дочерних предприятий в рамках
материнской компании.
По назначению
различают внешнюю и внутреннюю отчетность. Внешняя отчетность служит
средством информирования внешних пользователей о характере деятельности,
доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта. Состав внешней
бухгалтерской отчетности регламентируется Министерством финансов РФ. Внешняя
бухгалтерская отчетность в соответствии с международными стандартами подлежит
обязательному опубликованию. Поэтому она называется "публичной". Внутренняя
отчетность удовлетворяет информационные потребности самой организации в
процессе принятия управленческих решений. Она строится на данных
управленческого учета. Состав, сроки и ответственные за предоставление
внутренней отчетности устанавливаются руководителем организации и отражаются в
приказе об учетной политике.
Основными документами, регламентирующими бухгалтерскую
отчетность организации для внешних пользователей являются:
1) Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от
21.11.1996 № 129-ФЗ
2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34-н)
3) Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская
отчетность организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ от 06.07.99 №43н)
4) Приказ Минфина РФ "О формах бухгалтерской отчетности
организаций" №67н от 22.07.03.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском
учете", положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность
организации" ПБУ 4/99, бухгалтерская отчетность состоит из:
- Бухгалтерского баланса
(форма № 1);
- Отчета о
прибылях и убытках (форма № 2) ;
- Отчета об изменениях
капитала (форма № 3);
- Отчета о движении
денежных средств (форма № 4);
- Приложения к
бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- пояснительной записки
(Приложение 6);
- аудиторского
заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации,
если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
В случае если организация самостоятельно приняла решение о
проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение,
подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено
в состав бухгалтерской отчетности.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить
аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении
бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского
баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в
указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской
отчетности:
- Отчет об
изменениях капитала (форма № 3),
- Отчет о движении
денежных средств (форма № 4),
- Приложение к
бухгалтерскому балансу (форма № 5),
- пояснительную
записку
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить
аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе
бухгалтерской отчетности:
- Отчет об
изменениях капитала (форма № 3),
- Отчет о движении
денежных средств (форма № 4),
- Приложение к
бухгалтерскому балансу (форма № 5)
При отсутствии соответствующих данных.
Бухгалтерский
баланс -
представляет собой
систему показателей, характеризующих финансовое положение организации по
состоянию на отчетную дату. Форма бухгалтерского баланса представлена в
Приложение 1.
В
бухгалтерском балансе активы и обязательства должны показываться с
подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные
(свыше 12 месяцев после отчетной даты или обычного операционного цикла) и
краткосрочные (в течение 12 месяцев после отчетной даты или обычного
операционного цикла, если он превышает 12 месяцев).
Отчет
о прибылях и убытках (Приложение
2) является обязательной составной частью финансовой отчетности. Основное
назначение – информирование пользователей об эффективности деятельности
организации. Отчет о прибылях и убытках показывает результаты деятельности
организации за отчетный период (квартал, год и т.д.) и то, каким образом она
получила прибыли и убытки – то есть путем сопоставления доходов и расходов.
Отчет
о движении денежных средств. (Приложение 3). В нем суммируются потоки денежных средств за
отчетный период с тем, чтобы получить дополнительную информацию о результатах
производственно-хозяйственной деятельности организации, ее инвестиционной
и финансовой деятельности. В отчете проводится четкое разграничение между
денежными средствами, формирующимися в результате нормальной
производственно-хозяйственной деятельности и получаемыми от внешних источников.
Отчет
отражает инвестиции в дочерние и иные хозяйственные общества, капитальные
вложения в основные средства, на увеличение оборотных средств, содержит данные
об изъятии денежных средств из сферы инвестиций; наконец, дает представление о
деятельности организации по привлечению финансовых ресурсов для финансирования
ее развития и других потребностей.
Поскольку
в первом разделе отражаются все денежные поступления от
производственно-хозяйственной деятельности, мы вынуждены показать здесь данные
о налогах, фактически уплаченных в бюджет. В этом разделе показывают налог на
добавленную стоимость и акцизы, перечисленные в бюджет, налог на прибыль и на
имущество организации, подоходный налог, удержанный из заработков персонала,
другие налоги, которые организация перечисляет в доходы бюджета в связи с
производственно-хозяйственной деятельностью.
Здесь же
указываются денежные суммы, перечисленные в фонды социального страхования, в
пенсионный фонд, иные платежи во внебюджетные фонды. Денежные средства,
перечисленные в оплату процентов, штрафы, уплаченные и полученные, указываются
в первом разделе отчета. Но в отличие от отчета, составленного косвенным
методом, отсутствуют важные показатели, характеризующие источники
финансирования, — чистую прибыль и амортизационные отчисления, изменения в
оборотных средствах, в том числе образуемых за счет собственного капитала.
Каждый
метод составления отчета содержит необходимую пользователю информацию. Прямой
метод отражает валовые потоки денег как платежных средств. Косвенный метод
содержит данные о финансовых ресурсах предприятия, их движении в виде потоков
денежных средств. Выбор метода составления отчета о движении денежных средств
следует оставить на усмотрение управляющих предприятием.
Отчет
об изменениях капитала. При раскрытии информации о собственном капитале следует
руководствоваться концепцией остаточного подхода к определению его величины,
как предусмотрено Гражданским кодексом РФ и международными стандартами
бухгалтерского учета. Согласно данному подходу величина собственного капитала характеризуется
стоимостью его чистых активов. Форма отчета об изменениях капитала представлена
в Приложении 4.
Расчет
чистых активов осуществляется по балансу на основании балансовой стоимости
активов и пассивов, которая может не совпадать с их рыночной стоимостью.
Поэтому величина собственного капитала (чистых активов) рассматривается в
широком смысле как запас прочности в случае неэффективной деятельности
предприятия в будущем и является определенной гарантией защиты интересов
кредиторов.
Помимо
раскрытия информации о величине чистых активов и причинах ее изменения по
сравнению с предыдущим периодом, в пояснениях к бухгалтерскому балансу должна
содержаться информация об отдельных составляющих собственного капитала и их
динамике.
Необходимость
раздельного рассмотрения статей собственного капитала связана с тем, что каждая
из них является характеристикой правовых и иных ограничений способности
предприятия распорядиться своими активами.
В
определенной степени данная информационная потребность удовлетворяется за счет
отчета об изменениях капитала. Вместе с тем нуждаются в дополнительном раскрытии наиболее существенные изменения в основных
элементах собственного капитала.
При
анализе структуры собственного капитала целесообразно выделить две основные
составляющие:
•
инвестированный
капитал — вложенный собственниками в предприятие;
•
накопленный
капитал — созданный на предприятии сверх того, что было первоначально
авансировано собственниками.
Инвестированный
капитал включает
номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно
оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. Первая составляющая
представлена в балансе российских предприятий уставным капиталом, вторая —
добавочным капиталом (в части субсчета "Эмиссионный доход").
Накопленный
капитал находит свое
отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли
(резервный капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль, иные аналогичные
статьи).
Приложение
к бухгалтерскому балансу (Приложение 5). Организация может представлять дополнительную
информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган
считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии
экономических решений. В ней раскрываются: динамика важнейших экономических и
финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое
развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые
вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками;
деятельность организации в области научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИОКР); затраты на природоохранные мероприятия;
иная информация.
Основное
назначение пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности —
дополнить содержание приведенных в ней форм с целью получения более полной
информации о финансовом положении организации и ее месте на рынке продукции,
товаров, работ, услуг.
Для
реализации данной задачи должна быть обеспечена сопоставимость показателей за
отчетный и предшествующий ему годы, единообразие в применяемых методах оценки
отдельных, наиболее существенных видов имущества и обязательств, представленных
в общей сумме валюты баланса (ф. № 1) и отчета о финансовых результатах (ф. №
2).
Существенной
признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих статей
составляет не менее пяти процентов. Данное правило существенности необходимо
применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.
1.2
Внутренняя отчетность
В п.2 ст.I ПБУ 4/99 указано:
"Положение не применяется при формировании отчетности,
разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для
государственного статистического наблюдения, отчетной информации,
представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и
составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах
подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего
Положения".
Внутренняя бухгалтерская отчетность предназначена для
осуществления экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности
организации в целях:
- правильности ведения предотвращения отрицательных результатов
деятельности организации и определения ее внутрихозяйственных резервов;
- контроля за расходованием финансовых и материальных средств (активов)
организации ее структурными подразделениями или сотрудниками;
- контроля эффективности работ структурных подразделений и
сотрудников организации;
- обеспечения информацией заинтересованных внутренних и внешних
пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и т.д.)
для привлечения их активов;
-проверки бухгалтерского учета и т.д.
Внутренняя бухгалтерская отчетность составляется по
произвольной форме на основе данных регистров бухгалтерского учета, содержащих
информацию о хозяйственных операциях за определенный (отчетный) период.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|