МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Анализ производства и реализации продукции


    Таблица 4.2

    Анализ качества продукции

    Сорт продукции Цена за 1 туб, тыс. руб. Выпуск продукции.туб Стоимость выпуска, млн руб.
    план факт план факт по цене I сорта
    План факт

    I

    II

    III

    6000

    5000

    2500

    2880

    1728

    1152

    3528

    1008

    504

    17280 8640

    2880

    21168 5040

    1260

    17280 10368 6912 21168 6048 3024
    Итого 5000 5760 5040 28800 27468 34560 30 240

    Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (), выручку от реализации продукции () и прибыль (). Расчет производится следую­щим образом:

    где  и  - соответственно цена изделия до и после измене­ния качества;

           и  - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

           - количество про­изведенной продукции повышенного качества;

           - объем реализации продукции повышенного качества.

        Если предприятие выпускает продукцию по сортам и про­изошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и среднев­звешенная себестоимость единицы продукции, а затем по при­веденным выше алгоритмам определить влияние сортового сос­тава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

       Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

    Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных раз­ниц (табл. 4.3).

    Таблица 4.3

    Влияние сортового состава продукции на объем выпуска

    изделия А в стоимостном выражении

    Сорт

    продукции

    Оптовая цена

    1 туб, тыс. руб.

    Структура продукции, %

    Изменение средней

    цены за счет

    структуры, тыс. руб.

    план факт +, -

    1

    2

    3

    6000

    5000

    2500

    50

    30

    20

    70

    20

    10

    +20

    -10

    -10

    +1200

    -500

    -250

    Итого 5000 100 100 X +450

    В связи с улучшением качества продукции (увеличением до­ли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли про­дукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактическо­го выпуска - на 2268 млн руб.(450 тыс. руб. х 5040 туб).

    Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по ко­торым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

    Косвенным показателем качества продукции явля­ется брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внут­ренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестои­мости продукции, уменьшению объема товарной и реализован­ной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

    В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции;

    определяют потери от брака:

    млн. руб.

    1. Себестоимость забракованной продукции                                                             500

    2. Расходы по исправлению брака                                                                                80

    3. Стоимость брака по цене возможного использования                                         150

    4. Сумма удержаний с виновных лиц                                                                          10

    5. Потери от брака (п.1 + п.2 - п.З - п.4)                                                                    420

    Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость то­варной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн руб., а ее себестоимость - 84 168 млн руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300-84 168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продук­ции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = 520,4 млн руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

    Затем изучаются причины понижения качества и допущен­ного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устра­нению. Основными причинами понижения качества продук­ции являются плохое качество сырья, низкий уровень техноло­гии и организации производства, квалификации рабочих, арит­мичность производства и др.

    5    АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

        При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмич­ности производства и реализации продукции. Ритмичностьравномерный выпуск, продукции в соответствии с графи­ком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

    Ритмичная работа является основным условием своевре­менного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качес­тво продукции; увеличиваются объем незавершенного про­изводства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость ка­питала; не выполняются поставки по договорам и предприя­тие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;

    несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, умень­шению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

      Для оценки выполнения плана по ритмичности использу­ются прямые и косвенные показатели. Прямые показате­ли - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, ко­эффициент аритмичности, удельный вес производства про­дукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продук­ции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду от­четного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

    Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйству­ющего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недо­поставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

    Один из наиболее распространенных показателей - ко­эффициент ритмичности. Величина его определяется пу­тем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

    Критм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %.

    Таблица 5.1

    Ритмичность выпуска продукции по декадам

    Декада Выпуск продукции за год, млн руб. Удельный вес продукции, % Выполнение плана, коэффициент Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
    план факт план факт

    Первая

    Вторая Третья

    32000

    32000 32000

    30240

    34272 36288

    33,3

    33,3

    33,4

    30

    34

    36

    0,945

    1,071

    1,134

    30,0

    33,33

    33,34

    Всего за год 96000 100800 100 100 1,05 96,67

    Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

    где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного зада­ния;

          п - число суммируемых плановых заданий;

          х - среднеде-кадное задание по графику.

    В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 9,4 %.

    Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчи­тывается также показатель аритмичности как сумма положи­тельных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от пла­на за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем примере (табл. 18.13) он равен

    Каритм = 0,055 + 0,071 + 0,134 = 0,26.

    Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) пла­на выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное из­менение объема производства продукции по данной причине необ­ходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100. Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 млн. руб., или на 3 %, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 млн. руб., или 2,5 %, по причине неисправности обо­рудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общего пока­зателя аритмичности составляет 11,5 % (0,03 / 0,26 х 100), а вто­рого - 9,6 % (0,025 / 0,26 х 100).

    Внутренние причины аритмичности - тяжелое финан­совое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производ­ства, а также планирования и контроля, внешние несвоевре­менная поставка сырья и материалов поставщиками, недоста­ток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

    В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и воз­можным выпуском продукции, исчисленном исходя из наиболь­шего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8064 млн. руб.).

    Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.

    В заключение анализа разрабатывают конкретные меропри­ятия по устранению причин неритмичной работы.

    6    АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУС­КА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

    Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Рис. 6.1)


    Рис. 6.1 Схема факторной системы объема реализации продукции

    Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.                                

        Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

    Отсюда

    Если выручка определяется после оплаты отгруженной про­дукции, то товарный баланс можно записать так:

    Отсюда                       

    где ,- соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

           ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

          РП - объем реализации продукции за от­четный период;

         ,  - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

    Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолют­ных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продук­ции (табл. 6.1).


    Таблица 6.1

    Анализ факторов изменения объема реализации продукции

    Показатель Сумма в плановых ценах, млн. руб.
    план факт +, -
    1. Остаток готовой продукции на начало года 2000 2000
    2. Выпуск товарной продукции 96000 100800 +4800
    3. Остаток готовой продукции на конец года 2200 3545 +1345
    4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З) 95800 99255 +3455

    5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:

    5.1. на начало года

    5.2. на конец года

    4450

    5000

    4500 7155 +50 +2155
    6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) 95250 96600 +1350

    Из таблицы видно, что план реализации продукции перевы­полнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остат­ков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отри­цательное влияние на объем продаж оказали следующие факто­ры: увеличение остатков готовой продукции на складах пред­приятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяс­нить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разрабо­тать конкретные мероприятия по ускорению реализации про­дукции и получению выручки.

    Особое внимание уделяется изучению влияния факто­ров, определяющих объем производства продукции. Их мож­но объединить в три группы:

    1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эф­фективность их использования:

    ВП = ЧР х ГВ,

    РП = ЧР х ГВ х Дв,

    2) обеспеченность предприятия основными производствен­ными фондами и эффективность их использования: 

    ВП = ОПФ х ФО,

    РП = ОПФ х ФО х Дв,

    3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эф­фективность их использования:

    ВП = МЗ х МО,

    РП = МЗ х МО х Дв,

    где Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

        Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и ре­ализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, факти­ческую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ре­сурсов:

    Основные источники резервов увеличения выпуска и реа­лизации продукции показаны на рис. 6.2


    6

    Повышение уровня производительности труда

     

    Повышение производительности работы оборудования

     

    Сокращение норм расхода сырья и материалов на единицу продукции

     


    Рис. 6.2 Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

    Определение величины резервов по первой группе произво­дится следующим образом:

    где ,,  - резерв роста валовой продук­ции соответственно за счет создания новых рабочих мест, уве­личения фонда рабочего времени в связи с сокращением его по­терь и повышения среднечасовой выработки;

           РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;

          РФРВ - резерв увели­чения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

          РЧВ - резерв роста среднечасовой выра­ботки за счет совершенствования техники, технологии, органи­зации производства и рабочей силы;

         - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

    По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машинно-час (РЧВ) рассчитываются по формуле:

    По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

    а) дополнительное количество i -го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножает­ся на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

    б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на пла­новую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

    в) планируемое сокращение нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций умножается на планируемый к вы­пуску объем производства i-го вида продукции, полученный ре­зультат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается об­щая сумма резерва валовой продукции:

        В заключение анализа обобщают выявленные резервы уве­личения производства и реализации продукции (табл. 6.2).

    Таблица 6.2

    Резервы увеличения выпуска продукции

    Источник резервов Резервы увеличения выпуска продукции за счет
    трудовых ресурсов cредств труда предметов труда

    Увеличение количества ресурсов

    Более полное использование рабочего времени

    Повышение производительности труда Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов

    Снижение норм расхода сырья и материалов

    -

    5268

    505

    -

    -

    -

    8345

    -

    -

    -

    3215

    -

    -

    323

    1912

    Итого 5773 8345 5450

    Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть осво­ен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же раз­мере и по другим группам ресурсов.

    На данном предприятии резерв увеличения выпуска продук­ции ограничен материальными ресурсами и составляет 5450 млн. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 млн. руб. (8345-5773) и по материальным ресур­сам - на сумму 2895 млн руб. (8345-5450).

    При определении резервов увеличения реализации продук­ции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгру­женной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реали­зации.

    Список литературы

    1.    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа:учебник. –М.: Финансы и статистика, 1996 г. –228с.

    2.    Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?- М.: Финансы и статистика, 1995 г.

    3.   Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ           отчетности. М.: - Финансы и статистика, 1996 г. –432 с.

    4.    Крейнина М.Н.  Финансовое  состояние предприятия. Методы оценки. М.:- ИКЦ “ДИС”, 1997 год –224с.

    5.    Савицкая Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: -ИП “Экоперспектива”, 1998 г.-498 с.


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.