Реферат: Аудит расчетов с подотчетными лицами
Реферат: Аудит расчетов с подотчетными лицами
Курсовая работа
"АУДИТ РАСЧЕТОВ
С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ"
План:
Введение.......................................................................................................................................................................................... 3
1. Общая характеристика расчетов с
подотчетными лицами...................................................... 4
1.1. Понятие и бухгалтерский учет расчетов с
подотчетными лицами............................................................. 4
1.2. Нормативные документы (с краткими
комментариями), регламентирующие расчеты с подотчетными лицами.............................................................................................................................................................................................................. 6
1.3. Состав первичных документов и учетных
регистров по расчетам с подотчетными лицами... 11
2. Этапы проведения аудиторской проверки
расчетов с подотчетными лицами.. 12
2.1. Подготовительная деятельность до начала
проверки..................................................................................... 12
2.2. Сбор аудиторских доказательств,
применяемых при проверке расчетов.............................................. 13
2.3. Оформление результатов аудиторской
проверки............................................................................................... 13
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами................................................................................................ 15
3.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами по
методике В.И. Подольского............................................ 15
3.1.1. Составление
программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами............................... 15
3.1.2. Контрольные
процедуры для выявления возможных нарушений.................................................................. 16
3.1.3. Проверка
документов по расчетам с подотчетными лицами по форме........................................................ 19
3.1.4. Проверка
расчетов с подотчетными лицами по содержанию......................................................................... 20
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами по
методике Н.П. Барышникова......................................... 21
3.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами по
методике Р.А. Алборова.................................................... 22
3.4. Типичные нарушения при осуществлении
расчетов с подотчетными лицами.................................. 25
Заключение................................................................................................................................................................................ 34
Литература.................................................................................................................................................................................. 36
Приложение 1............................................................................................................................................................................ 38
Приложение 2............................................................................................................................................................................ 40
Приложение 3............................................................................................................................................................................ 41
Приложение 4............................................................................................................................................................................ 42
Введение
В процессе финансово-хозяйственной
деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения
материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по
безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику
выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных
действий по поручению организации. При этом в бухгалтерском учете операции по
расчетам с подотчетными лицами отражаются достаточно просто.
Тем не менее, практика аудиторских
проверок показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшее количество
ошибок и нарушений допускается при расчетах с подотчетными лицами вследствие
небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с
работниками. Нередко ошибки допускают сами руководители организаций.
В данной работе я собираюсь
рассмотреть актуальную в настоящее время тему аудита расчетов с подотчетными
лицами. В первом разделе будет приведен обзор нормативных документов,
регламентирующих расчеты с подотчетными лицами, кратко будет рассмотрен
бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами и приведен состав первичных
документов и учетных регистров по расчетам с подотчетными лицами.
Во втором разделе будут
изучены этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами.
Особое внимание планируется уделить методам сбора аудиторских доказательств,
применяемых при проверке расчетов, применительно к типичным нарушениям расчетов
с подотчетными лицами. Также здесь будет описано оформление результатов
аудиторской проверки.
Задачей третьего раздела
является ознакомление с методиками проведения аудиторской проверки,
предлагаемыми тремя авторами. Поскольку расчеты с подотчетными лицами носят
массовый, этот этап аудиторской проверки достаточно трудоемок. В тоже время
сами операции весьма однообразны, а методы и процедуры проверки просты.
В третьем разделе также будут рассмотрены типичные нарушения при
осуществлении расчетов с подотчетными лицами и штрафные санкции, применяемые за
нарушения в бухгалтреском учете расчетов с подотчетными лицами.
1. Общая характеристика расчетов с подотчетными
лицами
Подотчетными лицами считаются работники организации,
получившие авансом денежные средства из кассы. В подотчет выдаются деньги для
предстоящих командировочных расходов, а также для оплаты хозяйственных
расходов, расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в
розничной торговле, и на другие хозяйственные нужды. Расчеты с подотчетными
лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:
·
приобретение
запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет, канцелярский товаров,
оплата почтово-телеграфных расходов;
·
оплата мелкого
ремонта оргтехники, транспортных средств;
·
расходы на
командировки по территории Российской Федерации и за границу;
·
представительские
расходы.
Все эти хозяйственные операции
связаны с выдачей денежных средств из кассы предприятия или непосредственно из
банка по отчет.
Учет по расчетам с подотчетными
лицами ведется на счете № 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Это
активно-пассивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности
подотчетных лиц предприятию или сумму возмещенного перерасхода и вновь выданные
под отчет на основании расходных кассовых ордеров, по кредиту — суммы, использованные
согласно авансовым отчетам и сданные в кассу по приходным кассовым ордерам.
Выдачу денежных авансов подотчетным
лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 «Касса». Расходы,
оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10
«Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы» и другие в зависимости от характера
расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с
подотчетных лиц в дебет счета 50 «Касса».
Аналитический учет по счету 71
«Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой авансовой выдаче.
по дебету
|
|
по кредиту
|
Сальдо по счету 71 на начало периода — это остаток
долга подотчетного лица на начало периода |
|
|
Остаток дебетовый — выдача денег подотчетному лицу |
|
Остаток кредитовый — списание с подотчетного лица |
Сальдо дебетовой на конец периода — это остаток
долга подотчетного лица на конец периода |
|
Сальдо кредитовое на конец периода — это остаток
долга подотчетному лицу на конец периода |
Регистром для учета операций по
движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер
№ 7 — комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический
учет с линейной формой записи. Следовательно каждой выданной под отчет сумме
отводится в журнале ордере одна строка и по мере представления авансового
отчета, сдачи в кассу неиспользованных сумм или получения денег в погашение перерасхода
записи сумм по этим операциям будут произведены на этой же строке. В то же
время журнал-ордер № 7 сохраняет шахматную форму записи, заложенную в
основу журнально-ордерной формы счетоводства, в части расшифровки оборота по
кредиту счета 71. На оборотной стороне этого журнала-ордера проводятся
сгруппированные сведения о суммах затрат предприятия на служебные командировки
за отчетный месяц с начала года, что необходимо для составления отчетности и
контроля за целевым использование средств.
Основанием для заполнения
журнала-ордера № 7 являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные
под отчет, авансовые отчеты — на израсходованные суммы; новые приходные или
расходные кассовые ордера — на расхождения в суммах, полученных и израсходованных.
Подотчетные суммы, не возвращенные
работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с
подотчетными лицами» и дебету счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В дальнейшем эти суммы списываются со счета 84 в дебет счета 70 «Расчеты с
персоналом по оплате труда», если они могут быть удержаны из заработной платы
работники или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», когда они не могут
быть удержаны из заработной платы работника
При командировке
работников за границу им выдается аванс в валюте страны командирования исходя
из установленных законодательством норм суточных и квартирных. Полученную в
банке валюту оприходуют по счету 50 «Касса» с кредита счета 52 «Валютный счет».
Выданную под отчет валюту списывают со счета 50 в дебет счета 71 и отражают в
учете в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка РФ
на момент выдачи.
По возвращении из
командировки и сдачи авансового отчета с приложением оправдательных документов
задолженность подотчетных лиц списывают с кредита счета 71 в дебет счета 26
«Общехозяйственные расходы» и других счетов в зависимости от вида расходов по
курсу на день представления отчета. При изменении за период командировки курсов
валют курсовую разницу списывают на счет 80 «Прибыли и убытки»: положительную —
на прибыль (дебет счета 71, кредит счета 80), отрицательную — на убыток (дебет счета
80, кредит счета 71).
1.2. Нормативные документы
(с краткими комментариями), регламентирующие расчеты с подотчетными лицами
Общие документы по расчетам с подотчетными и командированными лицами:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 N
129-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" — Содержит перечень обязательных
реквизитов первичных документов (статья 9, п. 2). Разрешает составлять
документы на машинных носителях(статья 9, п. 7). Руководитель организации по
согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право
подписи первичных учетных документов(статья 9, п. 3). Обязывает директора
организации и главного бухгалтера либо уполномоченных ими лиц подписывать
первичные бухгалтерские документы по операциям с денежными средствами(статья 9,
п. 3).
2. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
"УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" утверждено ПРИКАЗОМ Минфина РФ от 13.06.95
N 50 — Положение регулирует особенности бухгалтерского учета
имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной
валюте, заключающиеся в пересчете стоимости этих имущества и обязательств в
рубли, учет курсовых разниц. Приложение к данному Положению содержит указание,
что пересчет расходов, произведенных подотчетным лицом при загранкомандировках,
в рубли производится по курсу, действующему на дату его составления авансового
отчета.
3. ПОЛОЖЕНИЕ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО
ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,
УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ, утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (ред. от 31.12.97) — содержит полный
перечень затрат, которые фирма вправе относить на себестоимость (п.2
"и" — затраты на командировки).
4. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка
России от 22 сентября 1993 г. N 40 — Содержит правила приема, хранения, выдачи
наличных денег и оформления первичных документов; ведения кассовой книги;
ревизии кассы и соблюдения кассовой дисциплины. Лица, получившие наличные
деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на
который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в
бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести
окончательный расчет по ним( гл. 1, пункт 11).
5. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ,
утвержден ПРИКАЗОМ Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (ред. от 17.02.97) — правила
синтетического учета операций в бухгалтерском учете. В частности, содержит проводки
по отнесению в доход работника подотчетных сумм, не возвращенным в срок.
6. ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от
11.10.95 N 39 (ред. от 29.12.97) "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" — в соответствии с пунктом 19 Инструкции, НДС по
приобретенным у организаций оптовой торговли и производителей за наличный
расчет материальным ценностям принимается к зачету лишь при наличии
соответствующих первичных документов (приходный кассовый ордер, накладная на
отпуск товаров), содержащих сумму НДС отдельной строкой). При этом в соответствии
с пунктом 1 "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА СЧЕТОВ - ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ
ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" утвержденным ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
Правительства РФ от 29.07.96 N 914 (ред. от 02.02.98) обязательным условием для
зачета НДС, помимо упомянутых выше документов, является наличие счета-фактуры
на приобретенные товары, содержащей сумму НДС отдельной строкой.
7. ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от
29.06.95 N 35 (ред. от 08.12.97) "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ" — в соответствии с
пунктом 8 Инструкции, суммы возмещения работнику командировочных расходов в
пределах норм не включаются в совокупный годовой доход работника.
8. Указание ЦБ РФ от 07.10.98 N 375-У
"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЛЕЛЬНОГО РАЗМЕРА РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ" — устанавливает следующие
предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу: между
юридическими лицами — 10 тысяч рублей; для предприятий потребительской
кооперации и организаций торговли ГУИН МВД России — 15 тысяч рублей.
9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 29.06.94
N 51 (ред. от 15.06.95) "О НОРМАХ И ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ПРИ
НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
МОНТАЖНЫХ, НАЛАДОЧНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НА КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, А
ТАКЖЕ ЗА ПОДВИЖНОЙ И РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ, ЗА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ВАХТОВЫМ
МЕТОДОМ И ПОЛЕВЫХ РАБОТ, ЗА ПОСТОЯННУЮ РАБОТУ В ПУТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" — содержит правила компенсации затрат на проезд и проживание
работникам, находящимся в поездках, которые не считаются командировками.
По командировкам в пределах
Российской Федерации:
10. ИНСТРУКЦИЯ Минфина СССР, Госкомтруда
СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ В ПРЕДЕЛАХ
СССР" — содержит:
·
определение
служебной командировки(п. 1);
·
правила
документального оформления командировки (командировочное удостоверение и, по
усмотрению руководителя, приказ о направлении работника в командировку)(п. 2);
·
предельные сроки
командировок (сроки устанавливает руководитель, но не более 40 дней)(п. 4);
·
необходимость
ставить в командировочном удостоверении отметки о дне прибытии и дне выбытия из
места командировки(п. 6);
·
формы журналов по
ведению учета работников, отбывающих в командировки (Приложение 2 и 3);
·
указание на
сохранением за работником находящимся в командировке среднего заработка (п. 9);
·
указание на
выплату работникам суточных (п. 10);
·
перечень
расходов, возмещаемых командированному работнику (п. 12);
·
предписание в
течение 3-х дней после возвращения работника из командировки составить
авансовый отчет (п. 19);
·
другие положения
относительно командировок.
11. ПИСЬМО Минфина РФ от 12.05.92 N 30
"О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВАННЫМ РАБОТНИКАМ ЗАТРАТ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ПОСТЕЛЬНЫМИ ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ В ПОЕЗДАХ" — компенсация работнику данных
расходов с отнесением их к затратам предусмотрена документом [10]).
12. ПИСЬМО Минфина РФ от 27.07.92 N 61
(ред. от 27.05.96) "ОБ ИЗМЕНЕНИИ НОРМ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ
С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДЕКСА ЦЕН" — содержит действующие в настоящий момент
нормы выплаты работникам суточных (22 рубля) и возмещения затрат по найму
жилого помещения при наличии оправдательных документов (145 руб.) и без таковых
(4,5 руб.) при нахождении в командировке в пределах РФ. Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ
Правительства РФ от 26.02.92 N 122 (ред. от 22.02.93) "О НОРМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ
КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ" источником выплат работнику командировочных
сверх норм является чистая прибыль предприятия.
По командировкам за границу:
13. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР от
25.12.74 N 365 (ред. от 20.08.92) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА
СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ" — п.70-75 регламентируют выплаты при
нахождения работника в загранкомандировке. За время пребывания в командировке
работнику выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по
проезду, провозу багажа, по найму жилого помещения, на получение заграничного
паспорта и виз, а также за прописку паспорта и комиссионные при обмене
чека в банке на иностранную валюту (п. 71). Дата пересечения границы
определяется по отметке в загранпаспорте работника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|