Реферат: Бухгалтерская отчетность на предприятии
Реферат: Бухгалтерская отчетность на предприятии
Московский социально-гуманитарный институт
Факультет
экономики
Кафедра
экономики
Дипломная
работа
на тему:
“Бухгалтерская отчетность на
предприятии”
Студента
5 курса
Заочного
отделения
Шакировой
Н.Г.
Научный
руководитель:
Сафронов
В.М.
г.
Москва
2001 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Бухгалтерская отчетность на предприятии
§ 1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
§ 2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
§ 3. Порядок составления бухгалтерских отчетов
§ 4. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей
Глава 2. Учетная политика на предприятии
§ 1. Понятие и формирование учетной политики
§ 2. Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и
оценки объектов учета)
§ 2.1. Выбор вариантов по начислению амортизации по основным средствам
§ 3. Формы организации бухгалтерского учета. Раскрытие учетной политики
Глава 3. Источники информации, необходимой для финансового анализа
§ 1. Бухгалтерский баланс предприятия
§ 2. Отчет о прибылях и убытках
§ 3. Отчет о движении капитала
§ 4. Отчет о движении денежных средств
§ 5. Приложение к бухгалтерскому балансу
Глава 4. Положения бухгалтерского учета
§ 1. Учетная политика организации. ПБУ 1/98
§ 2. Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство. ПБУ 2/94
§ 3. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте. ПБУ 3/2000
§ 4. Бухгалтерская отчетность организации. ПБУ 4/99
§ 5. Учет материально-производственных запасов. ПБУ 5/98
§ 6. Учет основных средств. ПБУ 6/97
§ 7. События после отчетной даты. ПБУ 6/98
§ 8. Условные факты хозяйственной деятельности. ПБУ 8/98
§ 9. Доходы организаций. ПБУ 9/99
§ 10. Расходы организаций. ПБУ 10/99
§ 11. Информация об аффилированных лицах. ПБУ 11/2000
§ 12. Информация по сегментам. 12/2000
§ 13. Учет государственной помощи ПБУ 13/2000
§ 14. Учет нематериальных активов. ПБУ 14/2000
Глава 5. Основные мероприятия по переходу на новый план счетов
бухгалтерского учета
§ 1. Задачи подготовительной работы
§ 2. Этапы плана подготовительной работы
Заключение
Список литературы и нормативных документов
Приложения
Введение
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет
какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически
каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих
результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период,
полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет
собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и
представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической
информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде
таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым
элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом
учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней
показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим
субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных
регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую
отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую
очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде
случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности
конкретного предприятия.
Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты,
содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о
состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
Пользователями такой информации являются руководители, учредители,
участники и собственники имущества предприятия.
Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном
положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для
потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.
Дипломная работа состоит из введения, пяти глав, заключения,
нормативно-правовых актов, списка использованной литературы, приложения,
включающего 41 наименований.
Содержание данной работы изложено на 73 страницах машинописного текста.
В первой главе “Бухгалтерская отчетность на предприятии” раскрывается
понятие, состав бухгалтерской отчетности, требования к информации, формируемой
в бухгалтерской отчетности. Также описан порядок составления бухгалтерских
отчетов и правила оценки статей баланса.
Во второй главе “Учетная политика на предприятии” изложены понятие и
формирование учетной политики, выбор способов ведения бухгалтерского учета
(вариантов учета и оценки объектов учета). Не оставлено без внимания формы
организации бухгалтерского учета.
В следующей главе рассматриваются источники информации, необходимые для
финансового анализа, к которым относятся формы №№ 1, 2, 3, 4, 5. Они
соответственно называются: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и
убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств,
приложение к бухгалтерскому балансу.
В четвертой главе “Положения бухгалтерского учета” представлены все
Положения бухгалтерского учета, которые действуют на данный момент в Российской
Федерации.
В заключительной пятой главе дипломной работы приведены и
проанализированы основные мероприятия по переходу на новый План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, к
которому, как известно, должен быть завершен переход российских предприятий,
утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.
Также нами выявлены задачи и этапы подготовительной работы, даны
бухгалтерские проводки для перехода на новый План счетов бухгалтерского учета и
сравнительная таблица Плана счетов бухгалтерского учета 1992 г. и нового Плана
счетов.
Глава 1. Бухгалтерская отчетность на предприятии
§ 1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих
результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным
бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим
этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки
эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в
самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного
руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для
последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной.
В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за
прошлые периоды.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям),
утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система
показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по
отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному
хозяйству и целом.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности
составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и
оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об
имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее
хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического,
бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным
показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в
стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного
учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки
времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные
используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения,
производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую
отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку,
декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую
статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а
внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая
отчетность — это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные,
составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или
материнские организации на основании первичных отчетов.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке
промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности
организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных
средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой
отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96
г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность
организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за
исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской
отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами
подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также
указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов
Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета,
утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков,
страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не
противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности
организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции,
включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в
частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.;
степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности
использования ресурсов организации и др.
Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике
важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет,
описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и
другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской
отчетности.
Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на
внешних пользователей, а также на предоставление недостаточно детальной
информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
За 2000 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом
Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:
бухгалтерский баланс — форма № 1;
отчет о прибылях и убытках - форма № 2;
отчет об изменениях капитала — форма № 3;
отчет о движении денежных средств — форма № 4;
приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами
Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с
министерствами финансов Российской Федерации и республик;
итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую
проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в
составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении
денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и
пояснительную записку.
Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить
аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут
не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5,
если отсутствуют соответствующие данные.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе
годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма №
4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях
капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Общественные организации (объединения), не осуществляющие
предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества
оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую
отчетность не составляют.
Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не
представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств
(формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и
пояснительную записку.
§ 2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности,
определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность
организации» (ПБУ 4/99).
Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность,
целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода,
правильность Оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям
и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика
предприятия» (ПБУ 1/98).
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская
отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и
финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее
деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность,
сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными
актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется
недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом
положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую
отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов
и финансового положения организации при составлении отчетности в
исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается
отступление от правил, установленных ПБУ/4.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской
отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено
одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской
отчетности перед другими.
Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую
отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как
организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными
подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения
постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и
убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности
должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными
данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если
они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат
корректировке по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве
отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно,
т.е. отчетный год совпадает с календарным.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается
последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового
бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической
бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в
високосные годы — 29 февраля).
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных
принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской
Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом,
ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
В ПБУ/4 определены подходы к раскрытию существенной информации,
ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
§ 3. Порядок составления бухгалтерских отчетов
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым
к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть
обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период
всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных
ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического
и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными
синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных
операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных
оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей
информации; правильная оценка статей баланса.
Составлению отчетности должна предшествовать значительная
подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному
графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является
закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных,
собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До
начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на
синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации),
проверена правильность этих записей.
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные
организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости
продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги
оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.
При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях
отнести на асе объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат
по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой
оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности
закрытия счетов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|