Реферат: Нормативная база бухгалтерского учета
Четвертый
уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об
учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета
и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета,
составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие
документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного
капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности,
порядок организации первичного учета и документооборота.
Основным актом
первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от
21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы
бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные
направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав
хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять
финансовую отчетность.
К первому уровню
системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, "Об акционерных обществах" от 26 декабря
1995 г. N 208-ФЗ, Постановление Правительства РФ "О Программе
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными
стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. N 283 и др.
Учетный стандарт
можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и
оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в
отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон
о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и
утверждено 16 положений по бухгалтерскому учету и отчетности (см. п.2.4).
На втором уровне
системы нормативных документов единственным регулирующим органом является
Министерство финансов РФ.
Методические
рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в
соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются
Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности
СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие
документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета
в нем.
5. Закон о
бухгалтерском учете
21 ноября 1996
г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О
бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных
законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный Закон
имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) повышает
юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих
организаций;
б) закрепляет
обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;
в) повышает
статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого
законодательства.
Закон "О
бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе
"Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета,
названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные
операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия,
используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План
счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
Изложен порядок
регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее
методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством
Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по
их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие
нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность
за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства
при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором
разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены
требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи
хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на
русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования
учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и
капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций,
ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств,
порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем
разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской
отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской
отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской
отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной
бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
6. Положение по
ведению бухгалтерского
учета и
бухгалтерской отчетности
в Российской
Федерации
Данный
нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и
с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов
Российской Федерации: 20 марта 1992 г. Приказом N 10, 26 декабря 1994 г.
Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом N 34н.
В дальнейшем в
Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30
декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.
Положение
следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано
конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
Положение
включает шесть разделов.
В разд. I
"Общие положения" определены порядок организации и ведения
бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности
юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними
пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на
обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по
бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в
организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат
должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними
организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе
определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные
элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.
В разд. II
"Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к
ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего
плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность
формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований,
раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых
вложений).
В разд. III
"Основные правила составления и представления бухгалтерской
отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее
формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным
капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным
активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному
производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с
дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).
В разд. IV
"Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие
сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты
организациями различных правовых форм.
В разд. V
"Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие
сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и
предприятиями различных правовых форм.
В разд. VI
"Хранение документов" определены сроки хранения основных документов
по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за
хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.
7. Положения по
бухгалтерскому учету (ПБУ)
В системе
нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются
документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском
учете по каждому объекту учета.
К настоящему
времени разработано и введено в учетную практику 19 положений по бухгалтерскому
учету:
I.
ПБУ 1/98: Положение по бухгалтерскому учету "Учетная
политика организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998
г. N 60н)
II.
ПБУ 2/94: Положение по бухгалтерскому учету "Учет
договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94 (утв.
приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167)
III.
ПБУ 3/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов
и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ
3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н)
IV.
ПБУ 4/99: Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская
отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г.
N 43н)
V.
ПБУ 5/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет
материально - производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ
9 июня 2001 г.)(введено в действие
начиная с бухгалтерской отчетности 2002 г.)
VI.
ПБУ 6/01: Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н)
VII.
ПБУ 7/98: Положение по бухгалтерскому учету "События после
отчетной даты" ПБУ 7/98 (утв. приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. N
56н)
VIII.
ПБУ 8/01: Положение по бухгалтерскому учету "Условные
факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утв. приказом Минфина РФ от 28
ноября 2001 года N 96н)
IX.
ПБУ 9/99: Положение по бухгалтерскому учету "Доходы
организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н)
X.
ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету "Расходы
организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н)
XI.
ПБУ 11/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация об
аффилированных лицах" ПБУ 11/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 13 января
2000 г. N 5н)
XII.
ПБУ 12/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по
сегментам" ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. N
11н)
XIII.
ПБУ 13/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет
государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16
октября 2000 г. N 92н)
XIV.
ПБУ 14/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет
нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16
октября 2000 г. N 91н)
- Письмо Минфина РФ от 23 августа 2001 г. N 16-00-12/15
"О применении ПБУ 14/01 "Учет нематериальных активов"
XV.
ПБУ 15/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и
кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (утв. приказом Минфина РФ
от 2 августа 2001 г. N 60)
XVI.
ПБУ 16/02: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по
прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ от 2 июля
2002 г. N 66н)
XVII.
ПБУ 17/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов
на научно исследовательские, опытно - конструкторские и технологические
работы" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 115н)
XVIII.
ПБУ 18/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов
по налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N
114н)
XIX.
ПБУ 19/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет
финансовых вложений" (утв. приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N
126н)
Указанные
положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных
стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные
особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
Положение по
бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
- название и
номер ПБУ;
- общие
положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия
признания соответствующего объекта учета);
- определения
(основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
- оценка
(указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
- порядок учета
(описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
- раскрытие
информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе
информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).
Отечественные
ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а
обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета
соответствующих объектов.
Дополнительно к
утвержденным Министерством финансов РФ ПБУ Письмом Правительства РФ от 13
апреля 2001 г. N КА-П-13-06573 "Меры по реализации в 2001 - 2005 годах
Программы реформирования бухгалтерского учета" предусмотрено разработать в
ближайшие годы следующие ПБУ: "Расчеты по налогам",
"Реорганизация организаций", "Аренда основных средств",
"Промежуточная бухгалтерская отчетность".
8. Основные
нормативные предписания, предусмотренные
ПБУ 1/98
"Учетная политика организации"
ПБУ 1/98
"Учетная политика организации" утверждено Приказом Министерства
финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Положение включает четыре раздела:
I. Общие
положения;
II. Формирование
учетной политики;
III. Раскрытие
учетной политики;
IV. Изменение
учетной политики.
В разд. I
"Общие положения" дано определение учетной политики и указана сфера
его применения.
Учетная политика
организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского
учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и
итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
Раздел II
"Формирование учетной политики". Учетная политика формируется исходя
из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.
Допущение
имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства
организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и
имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Допущение
непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою
деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или
существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у
организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой
на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за
истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться
в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей
бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении
деятельности.
Допущение
последовательности применения учетной политики означает, что выбранная
организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного
года к другому. Изменение учетной политики возможно в случаях изменения
законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому
учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и
существенного изменения условий деятельности.
Допущение временной
определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в
бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо
от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с
этими фактами.
Учетная
политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации
и утверждается руководителем организации.
При этом
утверждаются:
- рабочий план
счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета,
необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями
своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы
первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной
деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных
документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок
проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки
активов и обязательств;
- правила
документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок
контроля за хозяйственными операциями;
- другие
решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая
организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей
организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и
т.п.) организации.
Раздел III
"Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать избранные
при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета,
существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской
отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без
знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской
отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных
средств или финансовых результатов деятельности организации.
Страницы: 1, 2, 3
|