Реферат: Порядок регулирования деятельности банка (инструкция ЦБ РФ №1 от 1 октября 1997 года)
Реферат: Порядок регулирования деятельности банка (инструкция ЦБ РФ №1 от 1 октября 1997 года)
Министерство образования
Российской Федерации
Хабаровская государственная академия экономики и права
Кафедра АУ и ОС
РЕФЕРАТ
На тему: Порядок регулирования деятельности
банка (инструкция ЦБ РФ №1 от 1
октября 1997 года).
Выполнил: ст-т гр. АУ-71
С. В. Уразгильдеев
Проверил: В. Б. Писклина
Хабаровск 2001
Содержание
Стр.
Ведение
3
1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, инструкция от 1 октября 1997 г.
6 N 1 «О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ»
1.1 Собственные
средства (капитал)
банка 6
1.2 Нормативы
достаточности собственных средств (капитала)
банка 8
1.3 Нормативы
ликвидности
банка
13
1.4 О контроле
за соблюдением обязательных
нормативов 23
Введение
Государственное регулирование банковской деятельности рыночной
экономике осуществляется прежде всего в рамках самой банковской системы и
находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центрального Банка
Российской Федерации. Оно необходимо для осуществления законодательно
определённых задач общественного воспроизводства.
В банковской системе
России ЦБ РФ (ЦБР ) определён как главный банк страны и кредитор последней
инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным
субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный
банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической
стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной
политики.
ЦБР, как и
центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной
массы в обращении. Важно, иметь в виду, что в рыночной экономике эмиссия денег
осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций
коммерческих банков, которые в отличие от центробанка суть функционирующие
кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и
обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их
депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции центробанк
оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Одна из ключевых задач ЦБР
по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и
поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать
разрушительных для экономики банкротств банков. Надёжность и стабильность
банковской системы необходима по следующим причинам:
·
без них вообще невозможно выполнение ЦБР своих задач;
·
коммерческие банки играют существенную роль в процессе
общественного производства, и от их стабильности зависит развитие экономики;
·
деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной
финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных
привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух
конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита
вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока
банки эти ещё весьма слабы.
Воздействие
центробанка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим
основным направлениям:
1. Создание
общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим
коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.
2. Проведение
мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру
денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих
банков, которые могут быть исользованы для кредитных вложений в экономику.
3. Установление
экономических нармотивов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности
банковских балансов.
Воздействие центробанка на
деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо
экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный
(прямой).
Все банки
на территории России должны держать обязательные резервы в Банке России и
соблюдать экономические нормативы устанавливаемые Банком России.
Центральный банк России определяет порядок регламентации, регулирования и
контроля за деятельностью коммерческих банков, порядок выделения
централизованных кредитных ресурсов, устанавливает экономические нормативы
деятельности коммерческих банков.
В
целях повышения ликвидности и укрепления финансовой стабильности коммерческих
банков, защиты интересов их вкладчиков, акционеров и пайщиков Центральный банк
формирует систему резервных и страховых фондов, отчисления в которые являются
обязательными для всех коммерческих банков. Указанная система состоит из :
фондов обязательных резервов, фонда страхования депозитов в коммерческих банках
(1% от дохода ком.банка), фонда страхования коммерческих банков от банкротств
(1% от дохода). Норматив обязательных резервов банков, депонируемых ими в Банке
России на сегодняшний день по счетам до восстребования - 20%, по срочным
обязательствам - 10-15%, по валютным депозитам - 2%,
Кредитное
регулирование, далее, включает совокупность методов, выбор которых зависит от
объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В
процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования ЦБР
становятся определенные макроэкономические характеристики использования
кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой,
- обеспечивать ликвидность банковской системы.
Помимо разбивки
методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие
и селективные способы осуществления денежно-кредитной политики
центральных банков. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касается
кредитного рынка в целом. Селективные направлены на конкретные виды кредита, их
назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи
некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).
Селективные методы
относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а
основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления
экономического воздействия центробанка имеет смысл уделить общим методам.
Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике:
·
учетная (дисконтная ) политика;
·
операции на открытом рынке;
·
изменение норм обязательных резервов банков.
Эти методы
используются и в практике деятельности ЦБР.
Среди регулирования
денежно-кредитной сферы центробанками особое место принадлежит учетной ставке,
которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок
ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение
года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной
ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали
(банк-заёмщик)
и по вертикали (центробанк -
коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных
процентных ставок; её изменение по предоставленным центробанком кредитам,
увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и
спрос на них.
Исходя из учетной
ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и
размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам.
Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика “дорогих
денег“ ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в
центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит
коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются
и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение
учетной ставки, политика “ дешевых денег “, наоборот, выступает фактором развёртывания
кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.
Регулирующие
мероприятия ЦРБ сегодня свзаны с централизованным кредитом, который стал
ключевым рычагом воздействия ЦБР на денежную массу и экономику в целом.
К общим методам
денежно-кредитного регулирования, хорошо
известным из зарубежной
банковской практики, относятся и операции центробанка на открытом рынке. Речь
идет о покупке и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том
числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким
методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центробанка
на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов,
имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо
расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность
банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие
осуществляется посредством изменения центробанком цены покупки у коммерческих
банков или продажи им ценных бумаг.
При жесткой рестрикционной
политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка,
центробанк уменьшает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая её
отклонение от рыночного курса.
Важный инструмент
регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объём свободных
ресурсов банков - минимальные или обязательные резервные требования
центробанка. Повышение (снижение) норм обязательных резервов сокращает
(расширяет) кредитный потенциал коммерческих банков, а значит, их способность
вести активные операции. Выполнение резервных требований центробанка означает
для коммерческих банков замораживание средств, отрицательно сказывающееся на их
деятельности в условиях высокой инфляции.
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ
от 1 октября 1997 г. N 1
«О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАНКОВ»
(в ред. Указаний ЦБ РФ
от 27.05.1999 N 567-У, от 13.07.1999 N
607-У,
от 01.09.1999 N 635-У, от 24.09.1999 N
644-У,
от 02.11.1999 N 671-У, от 12.05.2000 N
789-У,
от 28.09.2000 N 832-У, от 01.03.2001 N
930-У,
от 09.04.2001 N 950-У, от 13.08.2001 N
1019-У)
В целях обеспечения экономических
условий устойчивого
функционирования банковской системы Российской
Федерации, защиты
интересов вкладчиков и кредиторов и в
соответствии с Федеральным
законом "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"
Центральный банк Российской Федерации
устанавливает следующие
обязательные нормативы деятельности банков:
- норматив достаточности капитала;
- нормативы ликвидности банков;
- максимальный размер риска на одного
заемщика или группу
связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных
рисков;
- максимальный размер риска на одного
кредитора (вкладчика);
- максимальный размер кредитов, гарантий
и поручительств,
предоставленных банком своим акционерам
(участникам) и инсайдерам;
- максимальный размер привлеченных
денежных вкладов
(депозитов) населения;
- максимальный размер вексельных обязательств
банка;
- нормативы использования собственных
средств банков для
приобретения долей (акций) других юридических
лиц.
Обязательные нормативы: минимальный размер
уставного капитала
для вновь создаваемых банков; минимальный
размер собственных
средств (капитала) для банков,
ходатайствующих о получении
генеральной лицензии, а также о
предоставлении разрешения на
открытие филиалов и дочерних организаций за
рубежом; предельный
размер неденежной части уставного капитала;
минимальный размер
резервов, создаваемых под высокорисковые
активы; размеры
валютного, процентного и иных рисков -
устанавливаются другими
нормативными актами Банка России.
1.1 Собственные средства (капитал) банка
1.1. Собственные средства (капитал) банка,
используемые при
расчете обязательных нормативов, определяются как
сумма:
- уставного капитала банка;
- фондов банка;
- нераспределенной прибыли;
скорректированная на величину:
- резерва на возможные потери по ссудам 1-й
группы риска;
- полученного (уплаченного) авансом
накопленного купонного
дохода;
- переоценки средств в иностранной валюте;
- переоценки ценных бумаг, обращаемых на
ОРЦБ;
- переоценки драгоценных металлов;
и уменьшенная на величину:
- допущенных убытков;
- выкупленных собственных акций;
- превышения уставного капитала неакционерного
банка над его
зарегистрированным значением;
- недосозданного обязательного резерва на
возможные потери по
ссудам;
- резерва на возможные потери по
балансовым активам, по
инструментам, отраженным на внебалансовых
счетах, по срочным
сделкам, под прочие потери, недосозданный по
сравнению с требуемой
в соответствии с Положением Банка России от
12.04.2001 N 137-П "О
порядке формирования кредитными
организациями резервов на
возможные потери" ("Вестник Банка
России" от 19.04.2001 N 25)
величиной резерва на возможные потери по I - IV
группам риска;
(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 13.08.2001 N
1019-У)
- недосозданного обязательного резерва
под обесценение
вложений в ценные бумаги;
- кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком
своим акционерам (участникам) и инсайдерам
сверх установленных
лимитов;
- превышения затрат на приобретение
материальных активов (в
т.ч. на приобретение основных средств)
над собственными
источниками;
- предстоящие выплаты в части
неисполненных обязательств по
процентам по договорам на привлечение средств, а
также предстоящие
выплаты по неисполненным обязательствам по процентам,
купонам и
дисконтам по выпущенным ценным бумагам;
(в ред. Указания ЦБ РФ от 01.03.2001 N 930-У)
- просроченной дебиторской задолженности
длительностью свыше
30 дней;
- расчетов с организациями банков по
выделенным средствам;
- вложений банка в акции дочерних и
зависимых хозяйственных
обществ, приобретенных для инвестирования;
- вложений в капиталы кредитных организаций -
резидентов;
- средства на корреспондентских
счетах в кредитных
организациях с отозванной лицензией на
осуществление банковских
операций, а также иные требования к
кредитным организациям с
отозванной лицензией на осуществление
банковских операций, за
минусом сформированных резервов на возможные потери.
(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 01.03.2001 N
930-У)
Расчет собственных средств (капитала) банка
(К) осуществляется
по формуле: 102 + 103 + 104 - 105 + 106 + 107 -
60319 + (61305 +
61306 + 61307 + 61308 - код 8917 <*> - код
8943 - 61405 - 61406 -
61407 - 61408) + (701 - 702) + (703 - 704 - 705)
- код 8948 - код
8949 - код 8965 - код 8967 + (код 8968 - код
8969) - код 8970 -
код 8971 - код 8934 - 50802 - 50803 - 601А -
60201 + 60105 + код
8915.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 01.03.2001 N 930-У)
--------------------------------
<*> Порядок расчета кодов приводится в
Приложении 1.
Примечания. 1. В соответствии с п. 8.2
Положения Банка России
от 12.04.2001 N 137-П величина отражаемого по коду
8949 резерва на
возможные потери по балансовым активам,
по инструментам,
отраженным на внебалансовых счетах, по срочным
сделкам, под прочие
потери, недосозданного по сравнению с требуемой
в соответствии с
Положением N 137-П величиной резерва на возможные
потери по I - IV
группам риска, рассчитывается исходя из
фактически сформированного
резерва, но не более:
20% от суммы требуемого резерва,
начиная с отчетности на
01.10.2001;
50% от суммы требуемого резерва,
начиная с отчетности на
01.04.2002;
100% от суммы требуемого резерва,
начиная с отчетности на
01.10.2002.
(п. 1 в ред. Указания ЦБ РФ от 13.08.2001 N
1019-У)
2. В соответствии с Указанием Банка России от
18.08.98 N 317-У
"О внесении изменений и дополнений в
Инструкцию Банка России N 1"
в редакции Указания Банка России от 04.02.99 N
496-У "О внесении
изменений и дополнений в Инструкцию Банка
России от 01.10.97 N 1
"О порядке регулирования деятельности банков"
(с учетом дополнений
и изменений) с 01.07.99 пункт 1.1 настоящей
Инструкции действует в
следующей редакции: "Собственные
средства (капитал) банка,
используемые при расчете обязательных
нормативов, определяются в
соответствии с Положением Банка России
"О методике расчета
собственных средств (капитала) кредитных
организаций" от 01.06.98
N 31-П".
1.2 Нормативы достаточности
собственных средств (капитала) банка
2.1. Активы банка в зависимости от степени
риска вложений и
их возможного обесценения подразделяются на 5
групп, для которых
Страницы: 1, 2, 3, 4
|