Реферат: Принципы классификации счетов бухгалтерского учета
Реферат: Принципы классификации счетов бухгалтерского учета
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирская государственная академия экономики и
управления
Кафедра бухгалтерского учета
Курсовая работа
по теме:
“Принципы классификации счетов
бухгалтерского учета”
Выполнила:
Руководитель:
Новосибирск, 2003.
Содержание
Введение. 3
1. Счета и двойная запись как
элемент метода бухгалтерского учета. 4
1.1 Содержание
бухгалтерского учета. 4
1.2 Законодательное и
нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. 5
1.3 Метод бухгалтерского
учета. 8
1.4 Понятие о счетах
бухгалтерского учета и двойной записи. 10
2. Классификация счетов и
принципы ее формирования. 15
2.1. Экономическая
классификация. 15
2.2. Структурная классификация. 19
Заключение. 29
Список
литературы.. 30
Приложение
№1. 31
Приложение
№2. 32
Приложение
№3. 33
Введение
Основой процветания любой организации является бухгалтерский учёт, вне
зависимости от организационно-правовой формы организации, её структуры,
строения и рода деятельности, так как основная цель бухгалтерского учёта -
обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решений. Эти
решения касаются распределения и использования ограниченных экономических
ресурсов: денег, земли, рабочей силы и т.д. От распределения и использования
этих ресурсов, зависят цены, заработная плата, производство товаров и услуг,
адекватность наших запасов, качество транспортных систем, а также то, какие
страны процветают, а какие переживают спад. Здесь не малую роль играет
бухгалтерский учёт. И ,значит, от правильной организации бухгалтерского учёта
зависит положение любой организации.
Не мало важную роль здесь
играет метод бухгалтерского учёта, элементами которого являются счета и двойная
запись. Тема «Счета бухгалтерского учета» широко представлена в литературе. Она
является неотъемлемой частью любого учебника или пособия как для людей,
начинающих изучать бухгалтерский учет, так и для тех, кто уже знаком с основами
и желает углубить свои познания в данной науке. Актуальность данной темы
связана с тем, что без существования счетов трудно себе представить современный
бухгалтерский учет, как трудно представить себе бухгалтера, который не был бы
знаком с порядком, принципами и правилами ведения учета на том или ином счету.
Отсюда возникает необходимость рассмотрения классификаций счетов бухгалтерского
учета по различным признакам.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данной работы:
изучение счетов бухгалтерского учета и их классификации, а также принципов, на
основе которым осуществляется ее формирование.
В первой главе данной работы рассматривается краткое содержание
бухгалтерского учета, а также его нормативного регулирования в РФ, дается
понятие метода бухгалтерского учета и его составных элементов - счетов и
двойной записи.
Во второй главе представлены классификации счетов бухгалтерского учета
вместе с основами их построения.
При написании работы были использованы различные учебники и учебные
пособия по теории бухгалтерского учета.
1. Счета и двойная запись как
элемент метода бухгалтерского учета
Содержание
бухгалтерского учета определяет система наблюдения хозяйственной жизни
соответствующего экономического субъекта.
Эта
система реализуется путем использования количественных и стоимостных
показателей на базе сплошной, непрерывной и документально фиксированной
взаимосвязи совершаемых хозяйственных операций.
Хозяйственная
операция с точки зрения бухгалтерского учета представляет собой четко
выделенный во времени и пространстве момент документального подтверждения
совершенного факта хозяйственной жизни или экономического события.
Задачами
бухгалтерского учета являются:
- формирование
достоверной, полной и своевременной информации о совершаемых
хозяйственных операциях по приобретению и использованию имущества
экономическим субъектом, его обязательствам;
- предупреждение и нейтрализация непроизводительных
потерь на всех стадиях кругооборота
хозяйственных средств независимо от причин их возникновения;
- предоставление
пользователям необходимой информации, соответствующей требованиям
действующего законодательства, обо всех участках деятельности
экономического субъекта;
- своевременное и
полное представление качественной отчетности внутренним и внешним
пользователям учетной информации о финансовых результатах деятельности
экономического субъекта и его финансовом положении, а также о его
положении на соответствующем рынке товаров, работ или услуг.
Результаты
деятельности экономического субъекта выражаются в сумме его доходов и
расходов, а финансовое положение — в виде размещения активов, обязательств, а
также собственного и заемного капитала.
Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском
учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете, выступает
обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о
финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в
финансовом положении организации.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
определяемым Правительством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из
Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические основы порядка
ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации, а также
документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации
применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении
Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на
территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического
лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица,
ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым
законодательством Российской Федерации. Они также могут вести учет в
соответствии с Федеральным законом.
Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать
Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других
федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона,
имеют приоритет.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету (Приложение
№1):
а)
первый уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие
федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и постановления
Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;
б)
второй уровень – положения по бухгалтерскому учету;
в)
третий уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные
аналогичные им документы;
г)
четвертый уровень – рабочие документы конкретной организации.
На первом уровне кроме Федерального закона отдельные аспекты
бухгалтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими
федеральными законами. Например, в Гражданском кодексе РФ установлены сроки
исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права
собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В законе об
акционерных обществах указан порядок образования и использования резервного
капитала.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации также относится к документам первого уровня, так как этот
документ устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета,
представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними
потребителями информации и др.
Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым
Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ.
Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов
бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов,
ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности.
Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными
органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым
федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета,
профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов
первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на
всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности,
организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации
и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит
наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена
краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое
содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных
операций.
К третьему уровню относятся инструкции и методические указания,
разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по
бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
Министерством финансов РФ утверждены методические указания по бухгалтерскому
учету основных средств, устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия
основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические
аспекты по организации их учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит
положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство
и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм
финансовой отчетности и прочие.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они
содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности,
структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие
документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для
системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и
формирующие учетную политику организации.
Согласно действующему законодательству организации на основе принципов и
методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из
вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации
учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана)
разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот,
выбирают методы оценки имущества и т.д.
Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия
между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель
организации.
Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки
бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых
расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты, регулирующие
порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок
ведения бухгалтерского учета.
Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет
система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством
документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и
аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и
обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия.
1.
Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с
помощью документов в момент и в местах их совершения.
Документация является одной из основных отличительных особенностей
бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за
хозяйственными процессами.
Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном
бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими
определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к
ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). От
качества первичных документов в значительной мере зависит качество всего
бухгалтерского учета.
2.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического
наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация
проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и
сохранности имущества предприятия.
Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности,
денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное
строительство, товары торговых предприятий и др.
Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных
лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т.п.
3.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и
обобщения информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по
составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на
определенную дату, как правило, на 1-ое число месяца.
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном
выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие
располагает, другая – из каких источников они возникли.
Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них
отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и
размещению, с другой – по источникам его образования.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием
хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
4.
Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что
группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в
бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью счетов (синтетических
и аналитических) с применением метода двойной записи.
Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой
систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества,
источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода
бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и
группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на
счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая
хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных
суммах.
5.
Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении
имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки
имущества предприятия и его источников имеют важное значение для построения
всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные
затраты, выраженные в денежном измерении.
В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в
балансе должна производиться единообразно на всех предприятиях, что достигается
соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими
нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные
средства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточной
стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их
приобретения и заготовления; готовая продукция – по фактической производственной
стоимости и т.д.
6.
Калькуляция – способ группировки затрат и определения
себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ
определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу
продукции (работ, услуг).
7.
Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему
показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую
деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц, квартал).
В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”
бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом
положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности,
составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния
предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих
решений, для оценки положения предприятия на рынке.
Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию,
взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается
непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном
бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном
измерителях (показателях), однородная группировка имущества, источников его
образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и
хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое
сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными
позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные
показатели.
Все это создает систему бухгалтерского учета.
На каждом предприятии (организации) ежедневно совершается большое
количество хозяйственных операций, которые в конечном итоге отражаются в
бухгалтерском балансе. Как уже отмечалось, баланс составляется на 1-е число
месяца (квартала, года), поэтому с помощью него нельзя повседневно следить за
изменениями, происходящими в составе имущества, обязательств предприятия
(организации), источников их формирования. Для текущего учета и контроля
используется система счетов бухгалтерского учета.
Страницы: 1, 2, 3
|