МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие: Основы финансового менеджмента

    Учебное пособие: Основы финансового менеджмента

    1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией

    Формирование рыночной экономики России вызвало потребность в специалистах по финансовому менеджменту. Финансовый менеджмент – наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей. И здесь главное – выбрать методы, соответствующие каждой цели, т.е. не противоречащие ей, и суметь их применить.

    Финансовый менеджмент в нашей стране воспринимается с позиции критериев принятия финансовых решений. Поэтому главные принципы и методы финансового менеджмента носят универсальный характер.

    Однако могут возникать определенные противоречия между типичными целями, которые выдвигают менеджеры, директора, руководители подразделений фирмы, что прямым образом влияет на принятие финансовых решений.

    Задание 1. В связи со сказанным выше заполните прилагаемую табл. 1. В графе «Показатели» постарайтесь сформулировать наиболее точное определение соответствующего показателя; в графе «Недостатки» назовите их в полном объеме.

    Таблица 1

    № п/п

    Типичные цели фирмы

    Показатели

    Недостатки

    1 Максимизация прибыли Большое количество прибыли в денежном выражении

    1. Пренебрежение риском

    2. Ориентация на короткий период

    3. Можно не считаться с менеджментом

    4. Потребность в срочных ресурсах

    2 Максимизация акционерного капитала Наивысший курс обыкновенных акций

    1. Можно вызвать расстройство управления.

    2. Не предполагает какой-либо устойчивой связи между курсом акций и эффективностью управления

    3 Поддержание существующего положения Удовлетворение каждого и поддержание существующего положения

    1. Предполагает только частичные решения
    2. Уязвимо к конкуренции
    3. Ведет к неопределенным целям

    4 Максимизация управленческого вознаграждения Наибольшее жалованье 1. Уменьшение прибыли
    5 Социальная ответственность Достижение социальной справедливости

    1. Снижение эффективности и рост цен.
    2. Уязвимость к конкуренции

     

    Задание 2. Принципы выработки управленческих решений останутся теоретическими построениями, если не будет возможной их реализация.

    Каковы, на Ваш взгляд, условия работы предприятия, способные ускорить:

    ·  время принятия решений;

    ·  оперативность реагирования системы;

    ·  продолжительность выполнения решений

    Все названные аспекты свяжите с финансовой работой на предприятии.

    Для выработки управленческого решения необходимо следующее:

    1. Выявление проблем в деятельности объекта, следовательно выявление и анализ проблемной ситуации, выявление главных, определяющих проблем;

    2. Формирование целей принятия решения. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики.

    3. Выявление полного перечня возможных альтернатив или вариантов решения.

    4. Выбор допустимых альтернатив и критериев их оценки.

    5. Предварительный выбор лучший альтернативы (предпочтительный вариант).

    Руководитель предприятия должен управлять процессом выработки управленческого решения, поставить задачу перед исполнителями по выработке управленческого решения, правильно принять управленческое решение, организовать реализацию управленческого решения.

    Управленческое решение должно ориентироваться на конечные результаты деятельности объекта, на маркетинговое управление.

    При выработке управленческого решения необходим анализ нескольких вариантов. При этом должны использоваться как количественные, так и качественные методы выработки и обоснования управленческого решения.

    Необходимо учитывать социальный характер последствий принятых решений.

    Необходима комплексная оценка эффективности управленческого решения по многим критериям.

    При выработке комплексных решений должны использоваться современные вычислительные средства.

    Необходимо рациональное разделение труда между руководителем и разработчиком, рациональное распределение ответственности.

    Система управления выступает в качестве механизма выработки, принятия управленческого решения. Следовательно, система управления должна быть адаптирована к выработке управленческих решений, это повысит оперативность реагирования системы.

    План реализации решения должен содержать перечень работ, сроки их выполнения, состав исполнителей, требуемые ресурсы. Принятое решение и план его реализации должны быть доведены до сведения исполнителей, а также тех, кого они затрагивают. Даже явно хорошее решение не всегда, однако, находит автоматическое признание у всех, причастных к нему, поэтому может потребоваться проведение разъяснительной работы. В процессе реализации решения необходимо осуществлять контроль выполнения работ и полученных результатов.

    Продолжительность выполнения решений способны ускорить: исполнительская дисциплина, включение рядовых сотрудников в разработку решения, мотивация такой деятельности, воспитание «фирменного патриотизма», стимулирование самоуправления.

    Задание 3. Одним из принципов современной рыночной экономики является следующий тезис: «От конкуренции товара к конкуренции предложения».

    Выскажите свое мнение о том, как названный принцип должен менять содержание работы финансового менеджера. Актуальна ли эта проблема для российских предприятий?

    В мировой практике продаж определяющим стал уровень сервиса, предоставляемого клиентам. Скоро будут процветать продавцы, которые научатся профессионально работать с покупателями.

    Как в любой другой стране, у России есть и специфика, и такие проблемы, которые можно отнести к международным, если говорить о продажах в целом. Например, мотивация. Бывает очень сложно заинтересовать человека в покупке того или иного товара. Это характерно для любой страны мира. Разница лишь в том, что в одних странах проблема мотивации клиента существует в меньшей степени, в других – в большей. Все зависит от грамотности работающего персонала, развития экономики, уровня доходов населения.

    Другая трудность – умение понять клиента. Продавцу необходимо чувствовать эмоциональное состояние покупателя. Человек может оказаться просто не готовым к покупке вообще или к приобретению конкретной вещи. Кроме того, он может быть по какой-то причине агрессивно настроенным. Продавцы не всегда способны понимать людей – это международная проблема.

    Знание технологии продаж – еще один общий для всего мира вопрос. На интуитивном уровне каждый из нас понимает, что существуют определенные шаги, которые необходимо делать для того, чтобы продать свой товар. Но профессионально подготовленный человек знает, как правильно начать разговор с клиентом, как перейти к теме продажи товара, как выяснить, что человеку нужно, как двигаться дальше, наконец, как попросить у людей деньги за свой товар. Знание технологии – серьезная проблема для продавцов любой страны, потому что многие считают, что достаточно просто встать у прилавка и отвечать на вопросы. На самом деле малейшая ошибка в поведении или диалоге – и сделка не состоялась, клиент ушел к другому продавцу, обратился в другую компанию. Так что я как теоретик и практик продаж имею смелость утверждать: если человек не получил профессиональных знаний, он не справится с работой в этой системе. Ему будет очень трудно. Необходимо учиться продавать точно так же, как, например, управлять машиной. Если вы не освоили искусство продаж, вы будете говорить и делать не то и не так.

    Задание 4. Если финансовый менеджер решает вопрос о содержании дивидендной политики фирмы в текущем периоде, то в какой сегмент финансового рынка он вторгается: валютный, фондовый, кредитный, страховой? Почему каждый раз необходимо принимать подобные решения?

    Дивидендная политика акционерного общества – это активный способ воздействия на курсовую стоимость акций. Поэтому модель дивидендной политики необходимо строить с привязкой к курсу акций, стоимости предприятий.

    Нахождение оптимальной дивидендной политики – исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика – это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и др.

     

    2. Информационное обеспечение финансового менеджмента

    В рыночной экономике для принятия обоснованных управленческих решений очень большое значение имеет составление и анализ финансовых (бухгалтерских) отчетов. Это важно как для улучшения деятельность данного предприятия, так и для оценки финансового состояния его партнеров при заключении различного рода сделок.

    Задание 1. Можно выделить четыре группы пользователей финансовой информацией:

    ·  менеджеры;

    ·  акционеры;

    ·  кредиторы;

    ·  прочие (налоговые службы, биржи, профсоюзы и т.д.).

    Каждая из групп пользователей изучает финансовую отчетность под определенным углом зрения.

    Войдите в роль названных выше участников финансовых отношений, ответьте на вопрос: что именно интересует их в финансовой отчетности предприятия? Назовите соответствующие формы отчетности и отдельные разделы и показатели.

    Потребности в информации представителей различных групп пользователей неодинаковы. Вкладчиков капитала в первую очередь интересует доходность вложенных средств. Например, акционеры хотели бы знать, какой уровень дивидендов может обеспечить организация. По этому показателю они сравнивают одну компанию с другими и принимают решение о покупке или продаже акций. Кредиторы хотят знать, способна ли организация своевременно возвратить займы и ссуды и выплатить соответствующий процент. Партнерам по бизнесу – поставщикам и покупателям – необходимо определить, смогут ли они осуществлять сделки купли-продажи с данной организацией и каковы условия расчетов по этим сделкам. Государственные органы нуждаются в финансовой информации, поступающей с микроуровня, т.е. непосредственно от хозяйствующих субъектов, для статистических обобщений, которые являются основой для макроэкономического регулирования. Общественность – профсоюзные организации, общества потребителей, экологические организации, научные работники – также заинтересованы в получении сведений бухгалтерских отчетов предприятий и фирм. Наконец, финансовая отчетность важна и для персонала самой организации, т.е. для внутренних пользователей информации. На ее основании работники могут судить о перспективах стабильной занятости и заработной платы, а менеджеры разного уровня используют отчетные сведения для контроля и управления.

    Поскольку финансовая отчетность должна удовлетворять информационные запросы не только внутренних, но и внешних пользователей информации, она является объектом государственного регулирования и к ее составу и порядку представления предъявляются определенные требования.

    Решения, принятые пользователями финансовой отчетности, требуют того, чтобы пользователи оценили степень способности предприятия генерировать средства. Это имеет первостепенное значение при определении возможности предприятия добиваться успеха в ежедневной деятельности. Анализируя финансовое положение, производительность и движение денежных средств предприятия, пользователи могут оценить способность предприятия генерировать средства.

    Финансовое положение предприятия изменяется в зависимости от средств, которыми оно располагает, показателя соотношения краткосрочных и долгосрочных активов и пассивов, а также от способности перестраивать деятельность применительно к конъюнктуре рынка. Информация о финансовом положении прежде всего отражается в балансе.

    Рентабельность предприятия используется для оценки потенциальных поступлений средств в будущем. Оценка текущего положения дел на предприятии может быть основана на текущем и предшествующем финансовом положении. Информация о результатах деятельности содержится в отчете о прибылях и убытках.

    Отчет о движении денежных средств предприятия имеет значение для оценки его инвестиционной, финансовой и основной деятельности за отчетный период. При подготовке отчета о движении денежных средств изменения в остатках денежных средств могут быть определены в соответствии с их влиянием на деятельность предприятия. Отчет о движении денежных средств может быть использован для оценки расходования поступлений денежных средств за последние несколько лет. Информация о движении денежных средств представлена в финансовой отчетности отдельно.

    Пояснительная записка, сопровождающая финансовую отчетность, помогает пользователю понять сферу деятельности и операции, включенные в отчетность.

    Задание 2. Составьте балансовый отчет компании «А» на 31 декабря 2003 г., Отчет о прибылях и убытках и Отчет о нераспределенной прибыли за 2003 г., если известна следующая информация (млн. руб.) – см. табл. 2.

    Таблица 2

    № п/п

    Показатели

    Сумма

    1 Себестоимость продукции 320
    2 Денежные средства 5
    3 Запасы 80
    4 Кредиторская задолженность 70
    5 Кредиты банка 30
    6 Краткосрочные финансовые вложения (рыночные ценные бумаги) 5
    7 Дебиторская задолженность 60
    8 Выручка от реализации продукции за 2003 г. 400
    9 Стоимость зданий и оборудования 250
    10 Нераспределенная прибыль на 31.12.2002 г. 20
    11 Прочий основной капитал (средства) 50
    12 Валовая прибыль за 2003 г. 80
    13 Прочие текущие обязательства 20
    14 Коммерческие и управленческие расходы за 2003 г. 20
    15 Нераспределенная прибыль за 2003 г. 10
    16 Обыкновенные акции (100 тыс. шт. по 2,5 тыс. руб. каждая) 250
    17 Проценты к уплате за 2003 г. 10
    18 Долгосрочные обязательства 50
    19 Налог на прибыль 20%
    20 Прибыль от продаж за 2003 г. 60
    21 Дивиденды за 2003 г. 30
    22 Всего пассивы 450
    23 Собственный капитал (капитал и резервы) 280

    Баланс компании «А»:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.