Реферат: Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Реферат: Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Понятие
инвестиционной
деятельности
впервые было
законодательно
определено
только в 1991 году.
Несмотря на
значительное
количество
выпущенных
к настоящему
времени документов,
далеко не все
аспекты инвестиционной
деятельности
нашли отражение
в нормативных
актах - пока
лишь намечены
основные
напрвления
инвестиционной
политики
государства.
Согласно
законам РСФСР
от 26 июня 1991г. "
Об инвестиционной
деятельности
в РСФСР" и от
4 июля 1991 г. " Об
иностранных
инвестициях
в РСФСР" инвестициями
являются денежные
средства, целевые
банковские
вклады, паи,
ценные бумаги,
технологии,
оборудование,
лицензии, кредиты,
имущественные
права, интеллектуальные
ценности,
вкладываемые
в объекты
предпринимательской
и других видов
деятельности
в целях получения
прибыли и достижения
положительного
социального
эффекта. Запрещается
инвестирование
в объекты,
создание и
использование
которых не
отвечает
требованиям
экологических,
санитарно-гигиенических
и других законодательно
определенных
норм, наносит
ущерб охраняемым
законом правам
и интересам
граждан, юридических
лиц и Государства.
Важнейшими
стимулами
развития
инвестиционной
деятельности
является обеспечение
государством
гарантий прав
инвесторов,
защиты инвестиций
и предоставление
им налоговых
и таможенных
льгот.
Защита
инвестиций
гарантируется
законом независимо
от форм собственности.
При этом всем
инвесторам
обеспечиваются
равноправные
условия деятельности,
исключающие
применение
мер дискриминационного
характера,
которые могли
бы препятствовать
управлению
и распоряжению
инвестициями:
а) инвестиции
не могут быть
безвозмездно
национализированы;
б) инвестиции
не могут быть
реквизированы.
Применение
таких мер возможно
лишь с полным
возмещением
инвестору
всех убытков,
включая упущенную
выгоду. Инвестиции
могут быть
застрахованы.
К сожалению,
стоит отметить,
что данная
норма закона
в некоторой
степени является
декларативной.
До недавнего
времени согласно
ст. 36 Закона
об иностранных
инвестициях
иностранные
инвесторы
могли приобретать
государственные
ценные бумаги
только с разрешения
Минфина РФ.
Эта статья
была отмечена
24 декабря 1993 г.
Указом Президента
России № 2288. Также
в соответствии
с Инструкцией
ЦБР от 16 июля
1993 г. № 16 нерезиденты
осуществляют
все инвестиции
и реинвестиции
на территории
Российской
Федерации в
рублях со специальных
инвестиционных
рублевых счетов
типа "И". Но
до сих пор не
выработан
механизм
продажи валюты
на внутреннем
валютном рынке
с целью зачисления
рублевой выручки
на эти счета.
В целях обеспечения
стабильности
прав инвесторов
законом установлено,
что соответствующие
положения
принимаемых
законодательных
актов, ограничивающие
эти права, не
могут вводиться
в действие
ранее чем через
год с момента
их опубликования.
Для иностранных
и совместных
предприятий
Указом Президента
РФ от 27 сентября
1993 г. № 1466 этот срок
увеличен до
трех лет. Кроме
того, установлено,
что ограничения
в деятельности
иностранных
инвесторов
могут быть
введены только
законами
Российской
Федерации и
указами Президента,
нормативные
акты местных
органов власти,
ущемляющие
права инвесторов,
не подлежат
применению.
Поскольку
правовых гарантий
не всегда бывает
достаточно,
возникает
необходимость
в создании
специальных
организаций)
обеспечивающих
исполнение
законодательных
норм. Указом
Президента
РФ от 2 февраля
1993 года № 184 образована
Государственная
инвестиционная
корпорация,
которая может
выступать
гарантом
иностранным
и отечественным
инвесторам.
Взнос государства
в уставном
фонде корпорации
составляет
более
1 млрд. долларов
США. Также для
обеспечения
финансовых
гарантий
иностранным
инвесторам
корпорации
выделено 50 млн.
долларов США
и 200 млрд. рублей.
Не менее значительные
финансовые
гарантии
предоставлены
Постановлением
Правительства
РФ от 23 мая 1994 г.
№ 507. По эмиссионным
обязательствам
Инвестиционного
финансового
консорциума,
участниками
которого являются
крупнейшие
банки России,
предусмотрены
государственные
гарантии общим
объемом 800 млрд.
рублей. При этом
средства,
привлеченные
в результате
выпуска консорциумом
ценных бумаг,
направляются
на финансирование
инвестиционных
проектов, а
также на формирование
резервного
и страхового
фондов, на которые
будет обращаться
первоочередное
взыскание.
Указом Президента
РФ от 26 февраля
1993 г. № 282 признано
необходимым
участие российской
стороны в учреждении
Международного
агентства
по страхованию
иностранных
инвестиций
в Российскую
Федерацию от
некоммерческих
рисков.
Закон об
иностранных
инвестициях
предусматривает
ряд таможенных
льгот: имущество,
ввозимое в
качестве вклада
в уставной
фонд, предназначенное
для собственного
материального
производства
или ввозимое
иностранными
работниками
для собственных
нужд, освобождается
от взимания
импортных
пошлин, предприятия,
полностью
принадлежащие
иностранным
инвесторам,
и совместные
предприятия,
в уставном
фонде которых
иностранные
инвестиции
составляют
более 30 процентов,
вправе без
лицензий
экспортировать
продукцию
собственного
производства
и импортировать
продукцию для
собственных
нужд; валютная
выручка указанных
предприятий
от экспорта
собственной
продукции
остается
полностью в
их распоряжении.
Указом Президента
РФ от 10,июня 1994 г.
№ 1199 установлено,
что предприятия,
ввозящие
оборудование
(кроме подакцизных),
предназначенное
для производственного
развития
предприятий,
по контрактам,
заключенным
до 1 января 1993 г.
освобождаются
в 1994 году от уплаты
НДС и спецналога.
С выходом
Указа Президента
РФ от 17 сентября
1994 г. № 1928 определилось
новое направление
в государственной
инвестиционной
политике -
финансовое
участие государства
в Частных
инвестиционных
проектах. Указом
предусматривается
ежегодное
выделение
капитальных
вложений на
финансирование
высокоэффективных
инвестиционных
проектов при
условии размещения
этих средств
на конкурсных
началах. Право
на участие
в конкурсе
имеют проекты,
по которым
инвестор вкладывает
не менее 80% собственных
и заемных
средств, включая
иностранные
инвестиции,
при этом собственные
средства инвестора
должны составлять
не менее 20%. Частные
инвесторы
приобретают
право собственности
на созданные
объекты и
производства
в соответствии
с долей вложенных
средств.
Началась
разработка
нового направления
в инвестиционной
деятельности.
Указом Президента
РФ от 17 сентября
1994 г. № 1929 введено
понятие финансового
лизинга как
вида предпринимательской
деятельности,
направленного
на инвестирование
временно свободных
или привлеченных
средств в имущество,
передаваемое
по договору
физическим
и юридическим
лицам на определенный
срок.
2. ВИДЫ ДОГОВОРОВ
С ИНОСТРАННЫМИ
ИНВЕСТОРАМИ
Действующие
законодательные
акты прямо не
регламентируют
использование
концессионных
форм инвестиций,
основанных
на договорных
принципах
отношений
государства
и инвесторов.
И Закон "Об
инвестиционной
деятельности
в РСФСР", и Закон
"Об иностранных
инвестициях
в РСФСР" определяют
лишь принципы
и основные
положения
инвестиционной
деятельности
в целом и иностранных
инвестиций
в частности
и в совокупности
с новым Гражданским
кодексом являются
лишь общей
законодательной
базой для
концессионных
отношений.
Этот пробел
в законодательстве
Российской
Федерации и
призваны заполнить
законы из
"концессионного"
пакета и прежде
всего - рамочный
Закон "О концессионных
и иных договорах,
заключаемых
с иностранными
инвесторами",
в котором
определялся:
перечень концессионных
объектов, права
и обязанности
инвестора по
долгосрочному
пользованию
находящимся
в государственной
собственности
объектом или
занятию деятельностью,
являющейся
государственной
монополией.
Область действия
этого закона
распространяется
преимущественно
на перерабатывающую
промышленность,
транспорт и
связь, сферу
услуг итак
далее.
Важнейшим
предметом
регулирования
для Закона "О
соглашениях
о разделе продукции"
является сфера
недроподьзования,
и основное
внимание в
нем уделено
механизму
и процедуре
реализации
таких соглашений.
Учитывая, что
недра являются
исключительной
государственной
собственностью,
Законом "О
недрах" в свое
время был установлен
лишь администрайтно-распорядительный
порядок передачи
участков недр
во временное
пользование
негосударственным
инвесторам.
К наиболее
распространенным
современным
разновидностям
концессионных
форм соглашений
государства
с иностранными
инвесторами
относятся'
а) концессионные
договоры (собственно
концессии в
узком значении);
б) соглашения
о разделе продукции;
в) договоры
на предоставление
услуг (с риском
или без риска).
Среди общих
отличительных
признаков всех
названных
видов договоров
необходимо
выделить прежде
всего то, что
все они:
во-первых,
заключаются
государством
с иностранными
инвесторами
в отношении
объектов
государственной
или муниципальной
собственности,
которые в соответствии
с национальным
законодательством
частично или
полностью
исключены из
гражданско-правового
оборота, а также
в отношении
отдельных видов
деятельности,
составляющих
государственную
монополию (так
называемые
естественные
монополии);
во-вторых,
в отличие от
классических
гражданско-правовых
сделок названные
договоры могут
включать отдельные
изъятия из
национального
гражданского
законодательства
применительно
к отношениям
государства
с инвесторами,
предусматривая
возможность
односторонних
преимущественных
прав государства
в рамках таких
договоров;
в-третьих,
признание
концессионных
и иных договоров
с иностранными
инвесторами
юридически
действительными
предполагает
совершение
государством,
в лице уполномоченных
органов исполнительной
власти, предваряюшего
такой договор
или следующего
после его заключения
разрешительного
акт (выдачу
лицензии или
иного разрешения),
если подобный
порядок установлен
национальным
законодательством;
в-четвертых,
для большинства
государств,
применяющих
концессионные
формы договоров
с инвесторами,
характерно
изъятие из
национального
правового
режима, именуемое
юристами как
"дедушкина
оговорка" и
предусматривающее
на срок действия
договора мораторий
на применение
к иностранному
инвестору
неблагоприятных
для него изменений
в текущем
законодательстве,
принятых после
вступления
такого договора
в силу.
Кроме того,
в концессионных
и иных договорах
с иностранными
инвесторами
должны быть
отражены такие
обязательные
положения, как:
- виды деятельности,
работ или услуг,
осуществляемые
инвестором
в соответствии
с договором;
- обязательства
государстра
перед инвестором
о выдаче ему
разрешительных
документов,
необходимых
для осуществления
оговоренных
договором работ
и услуг, включая
внешнеторговые
сделки;
- права собственности
инвестора на
произведенную
в рамках договора
продукцию (или
ее оговоренную
часть) и полученные
доходы, включая
право на их
вывоз из страны;
- права и
обязанности
сторон по принятию
решений, связанных
с выполнением
договора;
- минимальные
программа и
график работ,
выполняемых
на основе
договора;
- обязательства
инвестора по
использованию
прогрессивных
технологий
и производству
конкурентоспособных
товаров и услуг;
- обязательства
инвестора
соблюдать
установленные
законодательство,
нормы и правила,
касающиеся
трудовых отношений,
техники безопасности,
охраны окружающей
природной среды
и рационального
использования
природных
ресурсов;
- обязательства
инвестора по
обеспечению
финансирования
работ-, а также
гарантии
получения
заемных средств,
намеченных
к привлечению
инвесторов
в пределах,
установленных
договором;
- обязательства
инвестора по
найму и обучению
местных специалистов
и других работников;
- взаимные
обязательства
государства
и инвестора
по развитию
производственной
и социальной
инфраструктуры
региона (регионов)
нахождения
объекта (объектов)
инвестиций;
- обязательства
государства
по обеспечению
недискриминационного
порядка приобретения
инвестором
местных товаров
и услуг и допуска
ксистемам
транспорта
и связи - с учетом
требований
национального
законодательства;
-виды, формы
и порядокопределения
и внесения
инвестором
налогов, сборов
и других обязательных
платежей,
особенности
применения
которых могут
устанавливаться
договором в
соответствии
с национальным
налоговым
законодательством;
- порядок возврата
земельных
участков. иных
природных объектов
и имущества,
переденных
государством
в пользование
инвестору в
соответствии
с договором,
в процессе
использования
или после прекращения
действия договора;
- срок действия
договора, порядок
и условия его
продления,
приостановления
и прекращения,
а также порядок
разрешения
споров.
Приведенные
положения
концессионных
и иных договоров,
заключаемых
с иностранными
инвесторами,
могут быть
частично
исключены
или дополнены
другими положениями
в зависимости
от вида договора
или соглашения,
специфики
конкретного
объекта инвестиций
и требований
законодательства. |