МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Зрелость

     В игре ребенок включается в систему человеческих отноше­ний. Но для межличностных отношений в игре характерны во­ображение и творчество, и вместе с тем эти отношения достаточ­но жёсткие. Соблюдение правил игры обязательно. Здесь мы на­блюдаем сочетание произвольности и детерминированности, сво­боды и ограничения, творчества и реализма (7).

    Важнейшим фактором формирующейся духовности ребёнка является стремление к проникновению в сферу смыслов. В иг­ре ребёнок узнает смысл и роль предметов внешнего мира. Он осо­знаёт значение других детей, межличностных отношений и свою роль вначале в конкретной игровой ситуации, а в дальнейшем и в жизни. В общении ребёнок узнает значения отдельных слов и выражений и таким образом осваивает язык. От конкретного значения ребенок переходит к познанию сущности, предназна­чения, а затем ценности для себя и других определенных пред­метов, отношений, явлений.

    Познание смысла, предназначения, ценности предметов и яв­лений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности. Начавшись в детстве, процесс по­знания продолжается всю жизнь. При этом смысл предметов мо­жет меняться, они могут переосмысливаться, раскрываться в си­стеме новых отношений. Ребёнок переосмысливает и своё пове­дение, и свои личностные качества. Можно сказать, что сущность духовного становления есть процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений.

    Значением и смыслом наделяются не только предметы и явления внешнего мира, но и эмоции и эстетические восприятия ребёнка.

    Одновременно с раскрытием сферы значений и смыслов начинает формироваться моральное мироощущение. И если в раннем детстве ребенок свободен от диктата действительности, то освоение значений и смыслов влияет на его поведение, оно начинает детерминироваться этими значениями. Особенно следует вы­делить моральную сферу, которая по мере взросления ребенка играет всё большую роль. Поведение ребенка определяется уже не только свободой творчества, но и моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри личности (21). Вместе с моральным сознанием в жизнь ребенка приходит и чувство ответственности за свои поступки.

    С формированием морального сознания ребенок начинает понимать, что такое добро и что такое зло. В нём пробуждает вкус к добру и злу. Духовное становление личности предполагает возможность творения не только добра, но и зла. Причинение зла может доставлять удовлетворение субъекту злодеяния. Зло, как и добро, составляет часть духовной жизни ребёнка.

    Развитие морального сознания приводит к тому, что ребёнок начинает понимать наказание за дурной поступок. Вне морального сознания ребёнок понимает, что его наказали за такой поступок, но он еще не осознаёт, что это дурной поступок, что это зло. Понимание наказания за дурной поступок не предполагает понимания наказания и за дурную мысль, за стремление к совершению зла. За намерение проступка не наказывает и право­судие. Но по мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление к злу (21).

    В подростковом возрасте продолжают развиваться основные тенденции духовности, заложенные в детстве: подросток стремит­ся все глубже проникнуть в сферу смыслов и ценностей, форми­руются моральное сознание, чувство ответственности за поступ­ки, развивается интеллектуальная сфера; интересы, влечения, вку­сы и запросы составляют определенную систему, складывается характер подростка. На смену игре в качестве ведущего факто­ра приходит учеба. В школе ребенок осваивает систему знаний, у него создается научное мировоззрение. Чрезвычайно важно от­метить, что научное мировоззрение вытесняет все другие подхо­ды к осознанию мироздания, в частности религиозный.

    Важнейшим фактором в отроческий период является поло­вое созревание. В этот период снижается продуктивность основ­ных психических функций, в яркой форме проявляется негати­визм и критицизм по отношению к окружающим, особенно взрослым. Происходит оформление вторичных половых призна­ков, у девочек начинаются менструации, на некоторое время при­останавливается обычный рост различных органов тела. Но са­мые значительные перемены происходят в духовной жизни под­ростка. У подростка ру­шится устоявшийся порядок мира, меняются сложившиеся вку­сы и привычки. Духовный мир подростка снова становится эго­центричным, всё вращается вокруг его личности. Вся жизнь под­ростка освящается мечтательностью.

    Лишь в этот период начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчинение сво­их желаний и порывов. Внутренний мир, оказывающийся бесконеч­ным и бездонным, иррациональным и непостижимым для самого же подростка, выдвигает различные «мечты» чувства, желания, пла­ны — совершенно не считаясь с тем, насколько они реализуемы. Острый и упорный иррационализм, нежелание считаться с реаль­ностью, уверенность в праве жить своим миром и придаёт всем за­мыслам и желаниям характер мечты, которая изолирует подрост­ка от социального мира. Этот период имеет большой вкус к асоциальности — к уединению и одиночеству, к трагическому чувст­ву непонятости и ненужности никому, вообще оторванности от всего и от всех.

    Важно подчеркнуть ещё раз, что именно в этот период чело­век начинает в полной мере ощущать свой внутренний мир, его безграничность, иррациональность, эмоциональную активность и моральную конфликтность, свою противопоставленность соци­альному миру. И это имеет важнейшее значение для формиро­вания его духовности.

    Юность — период жизненного определения и самоопределе­ния, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь. Это время творческих планов, героических решений, вре­мя увлечений и вдохновения, энтузиазма и доверчивого отно­шения к миру и людям. Юность характеризуется сложившим­ся характером, моральной чистотой, определённым мировоззре­нием, в большинстве случаев школьным, не прошедшим через столкновение с эмпирической действительностью. Духовная жизнь этого периода во многом идеализирована. Юность стре­мится делать добро. Юность устремлена в будущее, она не зна­ет границ, стремится познать всё, стремится к Абсолюту. Юность не думает о смерти и о вечности жизни. Она вся в делах и по­ступках. Юность нерасчётлива, ибо она богата и ей легко жерт­вовать всем. В интеллектуальном отношении человек в этот период достигает значительного расцвета. Мир кажется ясным, а человеческие отношения простыми. В юности в наибольшей степени проявляется стремление к свободе, самовыражению и самоутверждению. В юности формируются идеалы и вера в идеалы (героя, революцию, перестройку, свободное общество и т.д.), и эта вера воспламеняет души, насыщает жизнь высокой духовностью.

    В зрелой жизни человек достигает пиков духовности в момен­ты наивысших творческих достижений или жертвенных по­ступков, исполненных любви к другим, во имя веры в свои иде­алы. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является смерть, осознание конца жизни. В детстве смерть воспринимается как отвлечённое событие, не затрагивающее лич­ность ребенка, даже когда из жизни уходит близкий человек. Она переживается скорее через состояния отца и матери, братьев и се­стер, чем в своей сущности. Ребенок не связывает смерть с со­бой, своим жизненным путем. В отроческом и юношеском воз­расте смерть насыщается глубокими эмоциональными пережи­ваниями, связанными с уходом близких. Она воспринимается как невосполнимая утрата.

    В зрелом возрасте смерть заставляет задуматься о конечно­сти жизненного пути. Смерть ставит вопрос: что будет за ней? И это наполняет духовную жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмысливанию и переоцениванию предшеству­ющей жизни. Многое из того, что казалось важным, теряет зна­чение. Другие ценности и смыслы начинают определять поведе­ние человека. Изменяется строй духовности личности. Смерть усу­губляет тайну бытия человека, по-новому освещает смысл жиз­ни, иерархию задач, разрешаемых жизнью.

    Выводы: 1. Эмоциональность и творчество, присущие детству, являются основой его духовности, которая базируется на свободе ребёнка, понимаемой как внутренний источник, как жизненная сила. Сво­бода эта сочетается с формирующейся саморегуляцией.

    2. Познание смысла, предназначения, ценности предметов и яв­лений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности.

    3.Сущность духовного становления есть процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений.

    4. По мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление к злу.

          5. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является смерть, осознание конца жизни.

    4. Межличностные отношения в зрелом возрасте

    Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его спо­собностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

    Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон.

    Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 – 35) лет установление интимности, близких личных связей с другим человеком.

     Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя.

    Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и шири­не охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентич­ность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе» (20).

    Развитие взрослого человека можно описать в контексте трёх самостоятельных систем, которые соотносят­ся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый, ребёнок, супруг(а) или родитель) и Я как работника.

    Эти системы взаимосвязаны. Например, исследования показали, что чем большее удовле­творение приносит отцу трудовая деятельность, тем выше его самоуважение и тем вероят­нее, что ему будет свойственен принимающий, любящий и поощряющий стиль родитель­ского поведения.

    Эти системы претерпевают изменения как под влиянием различных событий и об­стоятельств, так и во взаимодействии с более широким социальным окружением и культу­рой.

    Развитие - это динамичный, двунаправленный процесс, включающий в качестве взаимодействующих элементов непосредственное окружение индивидуума, социальную среду, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой индивидуум живёт.

    Все эти взаимодействия - и личные перемены, которые из них проистекают, продолжаются в течение всей жизни.

    4. 1. Личное Я – идентичность, близость, генеративность

    Как уже говорилось, согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед челове­ком в юности и ранней взрослости, - установление своей идентичности в близких отноше­ниях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности - непрекра­щающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир. Хотя многие грани взрослой идентичности могут сформироваться уже к на­чалу взрослой жизни, другим её граням ещё только предстоит определиться. Если у молодо­го человека нет твёрдого ощущения того, что он занимается своим делом или что у него в семье всё благополучно, он может чувствовать какой-то пробел в своей жизни, как если бы он что-то не довёл до конца. Люди, которые могут увлечься своей работой и отдаваться ей до конца, значительную часть своего чувства идентичности черпают в карьере. Другие могут приобрести свою идентичность не столько в профессиональной деятельности, сколько в се­мье или где-либо ещё.

    С формированием идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в ко­нечном итоге, с верными супругом или супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений.

    Те, кто не способен сформировать близкие отношения в течение этого критическо­го периода, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности. Он толкует генеративность как попытку увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир. Многие люди пытаются достичь генеративности путем создания семьи и заботы о своем потомстве. Другие пробуют добиться этой цели посредством продуктивности своей работы. Преподаватели, например, могут считать, что они вносят долговременный вклад, формируя молодые умы или передавая знания будущим поколениям. Наставничество - еще один способ руководить следующим поколением. Врачи могут спасать жиз­ни людей или прилагать усилия к победе над каким-либо заболеванием.

    Главная опасность ранней зрелости, по мнению Эриксона, заключается в излишней поглощённости собой и из­бегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать в совершенно формальные личностное взаимодействие (работодатель - работник) и устанавливать поверхностные кон­такты (клубы здоровья). Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовле­чённости в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимно­стью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчуждённо­сти и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, как утверждает Эриксон, социальные условия могут задержать становление чувства интимности - например, пре­пятствуют интимности условия урбанизированного, обезличенного технологического об­щества (22).

    Большинство взрослых, будь они состоящими в браке или просто живущими вместе, разведёнными, овдовевшими или выбравшими холостяцкую жизнь, стремятся к близким от­ношениям с другим человеком. Близость - неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе», именно этот аспект интимности (то есть слияние собственной идентичности с идентичностью другого человека) Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака (22). Иными словами, для того, чтобы находиться в истин­но интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у инди­видуума было определённое сознание того, что он собой представляет. Напротив, подростковая «любовь» может оказаться ничем иным, как попыткой проверить собственную иден­тичность, используя для этой цели другого человека. Это подтверждается следующим фак­том: юношеские браки (в возрасте от 16 до 19 лет) не так продолжительны, как браки тех, кому за двадцать (8). Эриксон усматривает в этом факте, доказательст­во того, что многие, особенно женщины, вступают в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке и благодаря ему (21). С его точки зрения невозможно построить здоровые интимные отношения, стремясь к идентичности таким путём. Несмотря на то, что интимность обычно проявляется в условиях супружества, одинокие люди также могут завя­зываться отношения - хотя и на временной основе.

    Выводы: 1. Эриксон полагал, что развитие близости - это важнейшее достижение ранней взрослости.

    2.Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

    3. Для того, чтобы находиться в истин­но интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у инди­видуума было определённое сознание того, что он собой представляет.

    4. Близость - неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви.

     

    4.2. Любовь

    Придерживаясь принципа историзма, рассмотрим развитие любви от биологического влечения до высших форм своего вы­ражения.

    Половое влечение человека как биологического существа оп­ределяется инстинктом продолжения рода и природным механиз­мом полового отбора.

    Исследования этологов и физиологов показали, что половые отношения животных связаны с увеличением светового дня, ко­торое приводит к активизации гипофиза, в свою очередь гор­моны гипофиза вызывают активацию половых желез. У самки наступает состояние эструса. Затем самец начинает ухаживать за самкой; если самка еще не готова к спариванию, то ухажи­вание ускоряет созревание половых желез. Ухаживание со­провождается изменением внешнего облика, специальными движениями, которые выступают в роли «ключевых» раздра­жителей (релизоров), способствующих сближению половых партнёров. Важная роль в половом поведении принадлежит тактильным раздражителям, звукам, издаваемым половым партнёром. Брачные ритуалы у млекопитающих выглядят намного беднее, чем у птиц.

    Под влиянием половых гормонов изменяется поведение жи­вотных, начинается строительство гнёзд, формируется роди­тельское поведение, прежде всего материнское, которое в наибо­лее яркой форме проявляется сразу же после родов. Таким об­разом, половые влечения животных опосредуются различными природными механизмами, которые в своей совокупности и оп­ределяют половые отношения.

    Но природа создала механизм не только полового влечения, она позаботилась и о постоянном развитии вида. В качестве такого механизма выступает естественный отбор. Рассматривая ме­ханизм естественного отбора, Ч. Дарвин писал:

    «Если человек может достигать, и действительно достигал вели­ких результатов путём применения систематического и бессозна­тельного отбора, то чего же не в состоянии осуществить естествен­ный отбор! Человек может влиять только на наружные и видимые признаки. Природа,— если мне будет дозволено олицетворять под этим термином естественное сохранение организмов или вы­живание наиболее приспособленных,— заботиться о внешности лишь настолько, насколько эта внешность полезна какому-нибудь суще­ству. Она может влиять на всякий внутренний орган, на каждый от­тенок общего телосложения, на весь жизненный механизм. Чело­век отбирает ради своей пользы, природа — только ради пользы охраняемого организма. Каждая особенность строения, подверг­шаяся отбору, утилизуется вполне; это вытекает из самого факта отбора» (6, стр. 41).

    Значительную роль в естественном отборе играет половой отбор, когда в результате борьбы между особями одного пола (пре­имущественно самцов) за обладание особями другого пола у бо­лее слабого ограничивается или полностью отсутствует потомство. Но что значит — более слабого. Это, как правило, менее приспособленного. Таким образом, половой отбор способствует появлению потомства более сильного и более приспособленного.

    Нет никакого сомнения в том, что на ранних стадиях раз­вития человека как биологического вида половой отбор имел большое значение для его совершенствования. И в этой борь­бе за полового партнера биологическое влечение играло веду­щую роль. Но чем, в свою очередь, определяется это влечение? Только ли стремлением продолжать род? Вся наша жизнь да­ёт отрицательный ответ на такое предположение. Важно не толь­ко продолжать род, важно — с кем продолжать род. Интерес­но поставить ряд вопросов: существует ли здесь какая-нибудь природная предопределённость любви? Если существует, то в чём она заклю­чается?

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.