МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Рациональное питание в рамках курса Валеология начальной школы

    Реферат: Рациональное питание в рамках курса Валеология начальной школы

    МИНИСТЕРСТВОО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    НАРВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА

    Курсовая работа

    Рациональное питание в рамках курса «Валеология» начальной школы.

    Преподаватель Седова

    NARVA, 1999.

    СОДЕРЖАНИЕ.

    1.    Введение.

    2.    Роль курса «Валеология» в воспитании ребенка.

    3.    Валеология в системе образования Эстонии.

    4.    Методические разработки уроков.

    5.    Пищевой рацион в школе и дома с учетом принципов рационального

    6.    питания.

    7.    Заключение.

    8.    Список литературы.

    Естественный отбор – процесс выживания

    и воспроизведения организмов, наиболее

    приспособленных к условиям среды, и гибели

    в ходе эволюции неприспособленных.

    (Советский энциклопедический словарь).

    1. Введение.

    … В основе естественного отбора лежит совместное и неразрывное действие изменчивости (приводящей к появлению у организмов изменений, соответственных воздействию изменившихся условий жизни), наследственности (сохраняющей приобретаемые организмом изменения и накопляющей их) и выживаемости (определяемой всем комплексом взаимоотношений организма с окружающими его условиями). (…) Естественный отбор нередко бывает связан с массовым устранением, гибелью тех организмов, которые не смогли измениться в новых условиях или оказались недостаточно хорошо приспособленными к ним. (Большая советская энциклопедия. Том 15.)

    Если Вы ждете подробного разбора теории естественного отбора Чарльза Дарвина, вынужден Вас разочаровать. Данная работа касается несколько иной тематики, а именно: изучение и преподавание валеологии (учение о человеке) в школе. Несмотря на это, подобное вступление кажется мне целесообразным. Поясню свою точку зрения.

    Человек – homo sapiens – является частью животного мира планеты Земля. Таким образом, к нему применимы законы, действительные и  для других живых существ ее населяющих. В том числе и закон естественного отбора. Большинство из нас, людей «разумных», не осознает этого, но это так.

     Простой пример: человек злоупотребляющий алкоголем (или никотином, или наркотиками) меняет состояние своего здоровья далеко не в лучшую сторону, что приводит к определенным результатам – снижению жизнеспособности подобных представителей рода человеческого и, как следствие, более высокой смертности в их рядах. Казалось бы, как это ни цинично звучит, ничего страшного – отодвигается проблема перенаселенности планеты. Но нет, т.к. болезни приобретают, зачастую, хронический характер и приводят к изменению генокода подобных «особей». Вследствие этого, потомство их имеет меньше шансов для выживания (рождаются же дети с врожденным пороком сердца). Вот мы и получили три основные проявления естественного отбора: изменчивость, наследственность и выживаемость.

    Естественно, что перспектива ранней смерти (как собственной, так и своих детей) особенно людей не прельщает. Следствием этого является возросший интерес к ведению здорового образа жизни.

    2. Роль курса «валеология» в воспитании ребенка.

    Здоровый образ жизни необходимо формировать именно начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье станет естественной формой поведения. Чем раньше начнется эта работа, тем лучше будут ее результаты. Хорошо, если она начнется еще в дошкольном учреждении, а еще лучше в семье (хотя многие родители сами не обучены этому). Идеал вкусной и полезной еды основной массы детей в начальной школе – гамбургер и бутылка кока-колы. Один из самых привлекательных пунктов школьной экскурсии (организованной учителем) – посещение «Макдональдса». И это считается нормальным. Что ж, дорогие взрослые, ваше будущее в ваших руках.

    Приобщить человека к ведению здорового образа жизни легче всего в раннем возрасте. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Не последняя роль в решении этого вопроса отводится школе, а точнее новому школьному курсу «Валеология». Он призван сформировать мышление, направленное на здоровый образ жизни, восстановить авторитет семьи, как основного социального института, формирующего здоровье каждой личности и ее самобытный характер, возродить нравственные ориентиры. Курс поможет человеку осознать себя, как частицу целого мира, несущую определенную функцию в природе, в теле современного ему общества, поможет сформировать чувство ответственности за себя и свою деятельность в Ноосфере.

    Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности и доброты к самому себе. Весь курс предполагает формирование философии здоровья, осознания ребенком своего «Я», правильное его отношение к миру, окружающим людям.

    Приобщение к науке о формировании здоровья позволяет развивать и творческие возможности самого ребенка. Проведение уроков валеологии исключает «академический» стиль, назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, это попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями.

    Серьезное подспорье в обучении могут оказать различные научно-популярные издания, как то: «Главное чудо света» Г. Юдина, универсальная энциклопедия школьника «Биология и анатомия» и др..

    3. Валеология в системе образования Эстонии.

     Для решения подобных задач в Государственной программе обучения Эстонской Республики предусмотрен курс «Учение о человеке и граждановедении».

    Целью и задачей данного курса является:

    ·     Помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном, здоровом состоянии;

    ·     Оказать помощь мальчикам и девочкам в социализации своей половой индивидуальности как будущего семьянина: жены и мужа, матери и отца, мужчины и женщины;

    ·     Помочь детям сформировать половое самосознание как основу культуры полового поведения;

    ·     Дать детям знания по основам личной гигиены и охране своего здоровья.

    В рамках курса «Учение о человеке …»  программой обучения 1-3 классов в разделе «Человек и здоровье» предусмотрено изучение следующих тем:

    Представление о своем «Я». Самосознание. Ценность здоровья. Здоровье и болезни. Здоровый образ жизни. Личная гигиена. Рост и развитие. Правильная осанка. Предотвращение несчастий. Безопасность движения. Первая помощь. Питание и здоровье. Вредные привычки. Движение и здоровье.

    Для меня наибольший интерес представляет тема «Питание и здоровье». Поясню причину. По теории Маслоу у человека существует 7 основных потребностей, и первая из них – удовлетворение инстинктивных физиологических потребностей, в число которых входит и потребность в питании. (Последней, седьмой, ступенью является самореализация). Да, голодному человеку сложно думать о становлении собственного духа. Но многие чересчур рьяно берутся за удовлетворение этой потребности, что приводит к зашлаковке организма, ожирению и прочим неприятным моментам. Потому питание играет не последнюю роль в формированию здорового образа жизни ребенка.

    Правильно питаться – это целое искусство, которому и надо обучить ребенка. Ведь во многом именно от этого фактора зависит функционирование систем организма, а в частности центральной нервной системы (т.е. умственное развитие ребенка).

    Итак, какие же знания должен получить учащийся первого класса о рациональном питании? Ребенок должен различать качество пищи по ее внешнему виду, запаху и объяснять, какая пища способствует здоровью, какая – нет. Он знает роль животной и растительной пищи в организме как источника энергии для обеспечения работы и игры, поясняет свои индивидуальные реакции на пищу и свое личностное предпочтение в еде. Он должен знать и объяснить роль режима в приеме пищи, знать три основных составляющих пищи (углеводы, белки, жиры).

    В последующем (2-4 класс) учащиеся получают более подробные, научные сведения по уже знакомой для них теме.

    4.  Методические разработки.

    Конспект урока «Учения о человеке» во 2 классе.

    (При составлении конспекта урока использовались методические разработки валеолога валеологической экспериментальной школы с углубленным изучением иностранного языка №192 Санкт-Петербурга Н.Б. Захаревич).

    Тема урока: Из чего состоит наша пища?

    Цели и задачи урока:

    1.    Дать краткие сведения о процессе усвоения пищи.

    2.    Дать первую научную информацию о сбалансированном питании

    3.    Дать понятие о роли белков, жиров, углеводов.

    4.    Развивать умение слушать и выделять основную мысль высказывания.

    5.    Развивать мышление учащихся.

    Ход урока:

    Вводная беседа. В ходе вводной беседы активизируются уже имеющиеся у учащихся знания. Предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

    Из чего состоит наш организм? Сколько клеток в нашем организме? Каким образом организм кормит сто триллионов клеток? Каким образом усваивается пища? Все ли клетки употребляют одинаковую пищу?

    Ввод нового материала:

    Учитель: Ребята, сегодня мы с вами снова встретимся с нашими давними знакомыми (папа и сын из книги Г.Юдина). Послушаем, о чем они разговаривают сегодня(магнитофонная запись):

    ·     Кто же двигает пищу по длинному узкому тоннелю со множеством изгибов и поворотов? Пища медленно движется вперед без всяких официантов, тележек, поворотов. Кто же тогда ее двигает?

    ·     Те самые… котлетопроталкивательные мышцы. Они по очереди сжимают тоннель позади кусочка еды, как, например, наши пальцы сжимают тюбик с пастой. Конвейер этот не очень длинный, как, например, на автомобильном заводе. В нем всего 6-7 метров. А работает он наоборот.

    ·     Как это наоборот!?

    ·     Если на автомобильном конвейере машину постепенно собирают из тысяч больших и маленьких деталей, то на нашем пищеварительном конвейере пищу постепенно разделяют на части.

    ·     Неужели в ней тоже тысячи разных деталей?

    ·     Нет, деталей совсем мало. Вся еда, какая бы она сложная не была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем с гарниром из соленых грибов, печень молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей…

    (учитель: Кто знает эти три главные части?)

    ·     А зачем такую вкуснятину разбирать на части? Разве нельзя так есть?

    ·     А как, по-твоему, можно протолкнуть крошечный кусочек колбасы в самый толстый волосок?

    ·     Конечно, нельзя!

    ·     И в невидимую клетку тоже нельзя. Но даже если бы удалось каким-то чудом это сделать, клетка на смогла бы эту колбасу съесть. Ведь она не жует, не глотает, а впитывает еду! Поэтому пища должна быть не твердой, а …

    ·     Жидкой?!

    ·     Молодец! Правильно! Но это не все. Эти клетки такие разборчивые, что кроме своих любимых трех блюд ничего есть не хотят.

    ·     (беседа с учащимися: О каких трех блюдах сказал мальчику папа? Что необходимо, чтобы пища стала жидкой?)

    ·     Всю жизнь одно и то же! Как им не надоест?

    ·     Не надоедает же паровозу есть один уголь. Ему совсем не важно, вкусный этот уголь или нет! Важно, что от его сгорания появляется энергия, которая толкает паровоз вперед… Так и в нашей клетке, важно, чтобы в ее топке горела не бумага, а уголь. И таким углем для нее будут…

    Учитель: какой же уголь нужен организму, чтобы вырабатывать энергию? (ответы ребят)

    - Углеводы. На нашем пищеварительном конвейере их получают из сахара, различных круп, хлеба, овощей, варенья. Но для того,. Чтобы переваривать пищу в питательные соки,. Расщеплять ее необходимы еще и особые вещества – ферменты, которые способствуют химическому изменению пищи.

    Но необходимы и белки. Зачем они нужны?

    - Белки – своеобразные кирпичи, строительный материал. Вспомните, из чего строится цыпленок в яйце? Цыпленок в яйце строится из белка! Человеческие клетки тоже состоят из белка, и благодаря этому человек растет. Есть продукты в которых очень много белка, есть – с меньшим количеством.

    Мне кажется,. Что  вы можете назвать продукты , богатые белками? (ответы детей)

    - Правильно. Белка очень много в мясе, рыбе, орехах, сыре, твороге, бобах. Белки, действительно, своеобразные кирпичи. Но, чтобы построить дом, человеку нужен цемент – кальций. Иначе все клетки рассыплются, как кирпичи без цемента.

    Как вы думаете, какие еще нужны компоненты. Чтобы наш организм был здоровым? (ответы детей)

    - Правильно. Нужны многие вещества. Это вещества, имеющиеся в природе: железо, медь, цинк, сера, марганец, свинец и еще йод. Все они могут попасть в организм только с разнообразной пищей. Очень богатой витаминами пищей. В человеке очень мало железа и других металлов, но и они необходимы для  жизни.

    Но есть еще и третье  блюдо, которое питает наши клетки. Что это? (ответы)

    Верно. Это жиры. Но они но такие, как мы привыкли видеть в масленке или кусочке колбасы. (Отрывок из книги Г.Юдина).

    ·     Теперь слушай про третье блюдо наших клеток –жиры. Почему худые люди в воде мерзнут, а толстые – нет?

    ·     Потому что у них в животе много горячего чая умещается.

    ·     Нет, греет их не чай, а жир. Все люди,  особенно толстые, одеты в костюм из жира. Но жир не только наша печка, он еще и амортизатор.

    ·     Что это?

    ·     Пружина, что ли, еще проще, мягкая подушка. Две такие маленькие подушечки это наши пятки, на которых удобно и не больно стоять.

    ·     А на двух больших нам удобно и не больно сидеть, да?!

    ·     Да,. Но главное не это. Жир – это продовольственный и топливный склад на черный день.

    ·     На черный день? Это, что, на ночь?

    ·     Нет, на случай болезни или голода. Когда начальник начинает голодать, желудок в панике телефонирует своему начальнику – Мозгу: «Караул, помогите! Еды нет. Что делать? И вот тогда Мозг приказывает. Ешьте сами себя! И вот тогда из всех амбаров и складов и погребов начинают поступать запасы продовольствия и топлива. Тянуться длинные обозы с мешками запасов – углеводов и особенно жиров. Пустеют склады, худеет человек, да так, что остаются одни кожа да кости. И нет уже сил двигаться и даже говорить. Только самые главные Мозг и Сердце, не падают духом. Пока есть хоть капелька топлива, мужественно работают до конца.

    Учитель: Ребята, помните мы с вами рисовали как должна выглядеть наша тарелка? Мы делили ее на три части и потом «раскладывали» на ней различные продукты. Давайте сейчас нарисуем такую же тарелку, но для наших клеток. Итак, на сколько частей мы разделим эту тарелку? Что на нее положим? (Ученики вместе с учителем делят «тарелку» на 4 части (для белков, жиров, углеводов и витаминов) и на каждой ее части рисуют изображение продукта богатого той или иной составляющей. У учителя заранее заготовлены изображения продуктов на картоне, которые он прикрепляет к своей «тарелке» на доске).

    Подведение итогов урока: Итак, теперь вы знаете, что все наши сто триллионов клеток очень разборчивы и ничего не желают есть кроме …. (ответы детей).

    Совершенно верно: белков, жиров, углеводов. Но это еще и витамины, минеральные соли, которые необходимы, чтобы расщеплять белки, жиры и углеводы, делая их съедобными для клеток. Только при таком питании может быть обеспечено нормальное развитие нашего организма.

    Мы уже говорили, что в одних продуктах больше белков, в других жиров, в-третьих – углеводов. Чтобы наш организм получил все в достаточном количестве, пища должна быть разнообразной. Это называется сбалансированное питание.

    Конспект урока «Учения о человеке» в 4 классе

    Тема урока: Давайте питаться правильно!

    Цели и задачи урока:

    1.    Дать краткие сведения о калорийности пищи.

    2.    Дать понятие об объеме пищевого рациона.

    3.    Дать понятие о составе пищевого рациона и его распределении в течение дня.

    4.    Развивать память.

    5.    Развивать аналитическое мышление.

    Подготовительная фаза: учащиеся на предыдущем уроке получают текст «Что следует помнить о питании» и задание: прочитать текст дома вместе с родителями и выяснить их мнение по его содержанию.

    «Что следует помнить о питании».

    Человек за всю свою жизнь получает немало знаний, но не всегда он следует тем правилам, которые знает. Пожалуй, каждому известно, что беспорядочное питание вредно. Однако так много людей питается беспорядочно: не соблюдая физиологических часов – едят, когда придется; иногда подолгу голодая, а иногда, напротив, по полдня не выходя из-за стола и набивая желудок так, что трудно становится дышать; часто едят всухомятку, на бегу, не пережевав пищи достаточным образом; «садятся» на варварские, неизвестно из каких источников заимствованные  «диеты», не посоветовавшись с врачом диетологом, мучают свой организм. Не думают и над составом пищи: употребляют чересчур много острого и жирного, или пьют кофе чашку за чашкой, или обкладываются пирожными и пускаются во все тяжкие. А проходит немного времени и начинаются заболевания желудка, печени, желчного пузыря. И все-то человек сетует на свою фигуру – некрасивая стала фигура, в джинсы не влезть, на пляже не раздеться, и дышать трудно – одышка… А-то еще соревнования устраивают – кто больше съест цыплят, кто больше выпьет яиц, кто больше «опрокинет» «Пепси».

    Надо вовремя остановиться, перестать надеяться на могучесть своего организма. Не нужно приближать тот час, когда с неприятным изумлением обнаруживаешь у себя какую-либо из болезней. И всего-то ведь необходимо правильно организовать, продумать свой день, свой быт и прикладывать ежедневно совсем немного усилий, чтобы придерживаться избранного режима.

    Кроме того, пища должна соответствовать энергетическим потребностям организма. В зависимости о профессии и по количеству энергетических затрат люди делятся на четыре группы:

    1.    Люди, занятые в сфере интеллектуального труда: ученые, врачи, преподаватели, студенты и т.д. Их суточные затраты не превышают 3000 калорий.

    2.    Рабочие легкого физического труда, преимущественно механизированного: водители, машинисты, токари и др. Энергетические траты этой группы составляют 3500 калорий.

    3.    К этой группе относятся люди, выполняющие тяжелый физический труд: кузнецы, механизаторы, слесари. Они затрачивают не менее 4000 калорий.

    4.    Люди занятые тяжелым физическим трудом. К ним относятся  шахтеры, лесорубы,  землекопы и пр. С течением времени их труд все больше механизируется, и уже практически не встретишь на улице человека с лопатой. Но все же . Суточные затраты этой группы – 4500-5000 калорий.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.