МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)

    среды,

    . тесная связь человека с его социальной группой,

    . низкая социальная мобильность,

    . господство традиций и обычаев как регуляторов общественных

    отношений.

    б) западные – характеризуются:

    . стремлением к подчинению природы власти человека,

    . приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями,

    . высокой социальной мобильностью,

    . демократическим политическим режимом и правовым государством.

    2. Образование и его роль в развитии общества.

    1. Среди социальных институтов современного общества образование играет

    чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой

    деятельности.

    Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по

    получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

    Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям

    человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного

    достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся

    накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к

    самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От

    качества образования во многом зависят темпы экономического и

    политического развития, нравственное состояние о-ва.

    Основным институтом современного образования является школа. От других форм

    обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми

    технологиями, используемыми в процессе занятий. Школа даёт базу в

    подготовке квалифицированных кадров для различных сфер человеческой

    деятельности.

    2. Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных

    технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры,

    так и содержания образования.

    Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:

    а) демократизацию системы обучения и воспитания;

    б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

    в) компьютеризацию процесса образования;

    г) интернационализацию процесса образования.

    В ходе реализации реформ предполагается:

    а) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика

    полноценным субъектом образовательного процесса.

    б) выработать новую систему критериев эффективности результатов

    образования - не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но

    и уровень творческого и нравственного развития личности.

    Современное образование является средством решения важнейших проблем не

    только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших

    этапов в длительном процессе социализации личности.

    Билет № 18

    1. Традиционное и индустриальное общество.

    1. Одной из существующих в науке классификаций современных обществ является

    разделение их на традиционные и индустриальные.

    |Традиционное общество |Индустриальное общество |

    |1. «Непрерывность» исторического процесса |1. неравномерное движение истории |

    |2. медлительность в развитии |2. прогрессивность развития |

    |3. слияние о-ва с природой |3. о-во господствует над природой |

    |4. слабость института частной |4. частная собственность |

    |собственности | |

    |5. Низкий уровень соц. мобильности |5. Высокий уровень соц. мобильности |

    |6. Государство подчиняет себе общество |6. Общество автономно от государства, |

    |7. неразвитость принципа свободы личности |7. конституционное подтверждение личности |

    |8. традиционность, косность |8. изменчивость, новаторство |

    2. В мире наблюдается взаимное влияние «Западного» и «Восточного» обществ.

    Три точки зрения на роль западного влияния и возможных его результатах:

    а) неизбежность включения «восточных» о-в в общемировой процесс

    модернизации, что ведёт к переходу от традиционного общества к

    индустриальному(«западному»), стирает различия между Востоком и Западом;

    б) порождает серьезные и острые конфликты, привносит некоторые элементы

    «западной модели», но оказывается бессильным против традиций, ценностей,

    своеобразия восточных социальных структур;

    в) различные реакции «востока» на вызовы современного мира. Можно

    выделить три группы стран с точки зрения перспектив их развития:

    . Япония и часть стран Дальнего Востока уверенно сближаются с

    развитыми государствами западного мира, утрачивая собственно

    «восточную» специфику;

    . Индия, страны Юго-Восточной Азии, Турция, Пакистан, Египет и др.

    переживают своеобразные процессы: с одной стороны, сложились

    свойственные индустриальному обществу экономические и политические

    структуры, с другой — значительная часть населения никак не связана

    с ними и живет в традиционном мире сохраняющих силу обычаев и

    стереотипов;

    . большинство африканских стран, часть азиатских государств

    (Бангладеш, Бирма, Камбоджа и др») реагирует на западное влияние

    нарастанием кризисных тенденций. Углубляется экономическое

    отставание, нарастает политическая нестабильность, усиливается

    нищета населения.

    Что касается вопроса о превосходстве того или иного цивилизационного типа,

    то ответ, по-видимому, должен состоять в том, что разговор о Западе и

    Востоке, переведенный в такую плоскость, малопродуктивен. Сегодня очевидна

    несостоятельность тех социологических концепций, которые исходят из

    безусловного превосходства Запада над Востоком. Конечно, «традиционное

    общество» существенно ограничивает научно-технический прогресс, обладает

    выраженной тенденцией к застою, не рассматривает в качестве важнейшей

    ценности автономное развитие свободной личности. Но и западная

    цивилизация, добившись впечатляющих успехов, сталкивается в настоящее

    время с рядом сложнейших проблем: представления о возможностях

    неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались

    несостоятельны; баланс природы и общества нарушен; темпы технологического

    прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой.

    Многие ученые обращают внимание на достоинства традиционного мышления с его

    акцентом на приспособление к природе, восприятием человеческой личности

    как части природного и социального целого.

    2. Наука и общество.

    1. Наука - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир,

    воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и

    основанные на данных научных исследований.

    2. Важнейшими социальными функциями науки являются:

    а) познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и

    объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

    б) мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные

    ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть

    явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое

    мировоззрение;

    в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять

    окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и

    прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей

    ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и

    дать рекомендации по их преодолению.

    3. Наука испытывает на себе определенное воздействие о-ва:

    а) Потребности развития общества являются основным фактором, определяющим

    проблематику научных исследований. Говорят о социальном заказе, который

    общество дает ученым.

    б) Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы

    общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки.

    Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной

    самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она, тем не менее,

    развивается по своим внутренним законам. Существует закон «развитие науки в

    запас» - решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в

    том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем

    знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука

    не в состоянии.

    Билет № 19

    1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

    1. Глобальные проблемы – это совокуп. социоприродных проблем, от решения к-

    х зависит прогресс ч-ка и сохранение цивилизаций

    2. Характеристика глобальных проблем:

    а) носят планетарный характер

    б) для решения требуются усилия всех жителей планеты

    в) нерешение ведёт к гибели

    3. Существует типология глобальных проблем:

    а) суперглобальные (общемировые)

    . международные правила

    . всеобщее и полное ядерное разоружение

    б) общепланетарные (ресурсные)

    . экологическая

    . демографическая

    . энергетическая

    . продовольственная

    . космос

    в) субглобальные (общечеловеческие)

    . демократизация личности и человечества

    . ликвидация всех форм соц. неравенства

    . здравоохранение

    . образование

    . гарантия прав и свобод

    2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

    1. Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время

    противоречивое явление.

    Духовный мир личности сочетает в себе элементы:

    а) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении

    средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании

    достижениями культуры и др.;

    б) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

    в) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

    г) представления;

    д) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее

    проявлениях и сферах;

    е) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе,

    придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

    ж) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

    з) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и

    обществом;

    и) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

    Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение,

    совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к

    миру.

    2. Мировоззрение - совокупность взглядов ч-ка на мир в целом и связанное с

    ними отношение к миру.

    Выделяют несколько типов мировоззрения:

    а) обыденное (или житейское) - формируется под влиянием жизненных

    обстоятельств, опирается на личный опыт;

    б) религиозное - религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

    в) научное - формируется на основе достижений современной науки, отражает

    научную картину мира, результаты современного научного познания;

    г) гуманистическое - объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с

    представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности,

    нравственном идеале.

    Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества.

    Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом,

    освоить который ему предстоит в жизни.

    Билет № 20

    1. Общество и научно-технический прогресс.

    1. Научно-технический прогресс – процесс поступательного взаимосвязанного

    прогрессивного развития науки техники произв-ва и сфер употребления

    2. Основные формы н-т прогресса:

    а) эволюционная – совершенствование техники, технологии и пр-ва на базе

    основных н-т принципов

    б) революционная – скачкообразный переход к качественно новым научным

    принципам развития пр-ва

    3. Современное состояние научно-технического прогресса определяется

    понятием научно-технической революции.

    Научно-техническая революция — это качественный скачок в развитии

    производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе

    принципиальных перемен в системе научных знаний.

    В н-т революции выделяют два этапа:

    а) первый – сер. 40-х – кон. 50-х гг.

    . освоение атомной энергетики

    . развитие космоса

    . генетика

    б) второй – 70-е – 80-е гг

    . автоматизация и компьютеризация пр-ва

    . внедрение новейших компьютерных технологий

    . биотехнологии

    . создание новых материалов

    . освоение новейших источников енергии

    . революционные изменения в средствах коммуникации и связи

    4. Социально-экономические последствия научно-технической революции:

    а) изменяется характер труда в направлении его усложнения, вытеснения доли

    простого труда, повышения требований к квалификации и образованию

    работников;

    б) возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;

    в) изменяется социальная структура общества, существенно растет количество

    людей с высшим образованием;

    г) усиливается социальная направленность экономического роста;

    д) обостряются проблемы занятости населения;

    е) серьёзные экологические проблемы.

    2. Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.

    1. Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо

    государственного органа или должностного лица является система разделения

    властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями.

    Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена,

    хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских

    мыслителей XVII—XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье.

    Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно

    контролировать и уравновешивать друг друга. 2. При последовательно

    проведенном принципе разделения властей:

    а) законодательная власть — парламент

    . высший представительный орган,

    . заседают представители — депутаты, к-е избраются народом.

    б) исполнительная власть - президент и правительство

    . исполнительно-распорядительная деятельность

    . подконтрольна и подотчетна парламенту,

    . формируется законодательными органами или непосредственно

    населением.

    в) судебная власть

    . независима от законодательной и исполнительной.

    . осуществляет правосудие

    3. Парламентаризм – это ведущее положение парламента в системе

    государственной власти и управления.

    а) избранные народом представители получают:

    . монопольное право на законодательство,

    . возможность контроля за органами исполнительной власти

    б) выборы парламента обеспечивают всем гражданам, имеющим право голоса,

    равные возможности в избрании своих представителей.

    в) избранные депутаты образуют:

    . фракции - объединения депутатов от одной партии для более

    эффективного проведения согласованной политики,

    . профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения

    законопроектов

    г) деятельность парламентов освещается СМИ,

    д) депутаты обязаны:

    . периодически работать в своих округах,

    . отчитываться перед избирателями.

    е) в некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями

    до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат).

    4. Власть парламента ограничена такими институтами системы разделения

    властей, как:

    а) у главы государства право на:

    . наложение вето на законопроекты, принятые парламентом,

    . право роспуска парламента,

    б) у Конституционного Суда - возможность признания закона

    неконституционным и его отмена решением Конституционного Суда.

    5. Парламентом России является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание

    состоит из двух палат:

    а) Совета Федерации

    . утверждает изменения границ между субъектами РФ,

    . назначает выборы Президента РФ,

    . назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Генерального

    прокурора РФ и др.

    . рассматривает и одобряет Федеральные законы

    б) Государственной Думы

    . состоит из 450 депутатов

    . избирается сроком на четыре года.

    . депутатом Государственной Думы может быть избран имеющий право

    участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года

    . депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.

    . дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства

    РФ,

    . решает вопрос о доверии Правительству РФ,

    . назначает на должность Председателя Центрального банка РФ,

    Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека,

    . принимает Федеральные законы

    . объявляет амнистию и др.

    Палаты заседают раздельно.

    Билет № 21

    1. Целостность современного мира, их противоречия.

    1. Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и

    противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан.

    О многообразии современного мира говорят такие факты:

    а) на планете Земля живут ~ 6,5 млрд. человек,

    б) более чем 1000 этносов,

    в) 2-3 тысячи разных языков

    г) более 230 независимых государств,

    д) разный уровень экономического развития и жизни людей в гос-вах.

    е) многообразие религий

    ж) велико многообразие культур и традиций

    2. Многообразие современного мира объясняется:

    а) различием природных и климатических условий,

    б) спецификой исторического пути,

    в) разнообразием внешних влияний;

    г) множеством закономерных и случайных событий.

    3. Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его

    целостности и взаимосвязанности.

    Факторами его целостности являются:

    а) развитие средств коммуникации.

    б) единство информационного поля.

    в) развитие транспорта,

    г) развитие техники, превращающее мир в единое технико-технологическое

    пространство

    д) мировое производство, рынок

    е) экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим

    фактором единства современного человечества;

    ж) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только

    совместными усилиями мирового сообщества.

    4. Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой

    реализуется тенденция к единству и целостности современного мира.

    Глобализация порождает серьезные проблемы и противоречия:

    а) несостоятельность представления о возможностях неограниченного

    промышленного и научно-технического роста

    б) нарушение баланса природы и общества;

    в) угроза глобальной экологической катастрофы из-за непосильности темпов

    технологического прогресса;

    г) нарастает разрыв между развитыми в экономическом отношении странами и

    странами «третьего мира»;

    д) усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных

    различий.

    2. Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.

    1. Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе

    означает «власть народа».

    Демократия - политический режим, основанный на признании народа источником

    и субъектом власти.

    Первые демократические формы политической жизни появились еще в древнее

    время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.

    2. Принципы демократии:

    а) признание народа источником власти и носителем суверенитета;

    б) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;

    в) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание,

    гарантированность и защита со стороны государства;

    г) принцип большинства

    д) право меньшинства на оппозицию;

    е) политический плюрализм,

    ж) правовое государство;

    з) система разделения властей,

    и) полная гласность

    к) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого,

    равного избирательного права при тайном голосовании;

    л) развитая система органов местного самоуправления.

    3. Условия существования демократии:

    а) высокий уровень социально-экономического развития, способный

    обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно

    достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых

    демократических принципов;

    б) многообразие форм собственности, обязательное признание и

    гарантированность права частной собственности, так как только в этом

    случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его,

    пусть даже и относительная, независимость от государства;

    в) высокая степень развития общей и политической культуры общества,

    значительная социальная и политическая активность индивидов и их

    добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.

    4. Демократической политической культуре свойственно:

    а) глубокое осознание значения деятельности правительства,

    б) чувство гордости за политические интересы страны,

    в) интерес к деятельности институтов власти,

    г) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений,

    д) компетентность суждений,

    е) положительное отношение к демократической системе управления.

    5. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют

    две формы демократии:

    а) прямую (непосредственную) - народ непосредственно принимает

    политические решения и осуществляет свою власть на выборах и референдумах

    б) косвенную (представительную) - возможность народа осуществлять власть

    через своих представителей в различных государственных органах

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.