МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Феномен вождизма в мировой истории

    Феномен вождизма в мировой истории

    Министерство Образования Российской Федерации

    Курсовая работа

    по дисциплине «Теория политики»

    на тему:

    «Феномен вождизма в мировой истории».

    Выполнил: Я

    Тула 2003

    Введение.

    Вождизм как тема для изучения

    В современном мире существуют страны, где ведущую роль в общественной

    жизни играет такое явление, как вождизм. При этом даже развитие и

    модернизация экономики могут осуществляться в рамках этого специфического

    типа политических отношений. Наибольшее развитие вождизм как институт

    власти получил на Востоке, достигая наиболее зрелых форм в так называемом

    «восточном деспотизме».

    Для отечественной политологии особенно актуально изучение феномена

    вождизма, так как и наша страна и ее ближайшие соседи столкнулись с этой

    проблемой.

    Изучив это явление, можно сделать прогноз о том, к чему стремится

    власть в современной России, будет ли она демократической, или же мы

    вернемся к прошлому, и нами будет управлять вождь, подобный Сталину. Этого

    нельзя исключать, ведь исторически сложилось так, что наш народ привык

    подчиняться какому-нибудь правителю, обладающему абсолютной властью и

    умеющему покорить своей волей массы. Даже в сегодняшней России, стремящейся

    к демократии, сохранилась такая традиция прошлого как передача власти по

    наследству. Когда президент Ельцин сначала назначил Путина на пост

    председателя правительства, а потом фактически передал ему свои полномочия

    еще до президентских выборов, сразу вспоминается опыт из истории Северной

    Кореи, где еще при жизни Ким Ир Сена начал формироваться культ личности его

    сына Ким Чжон Ира, что в последующем привело к полной передачи власти по

    наследству.

    Что касается ближайших к России стран, таких как Северная Корея,

    Китай, Туркмения, а также ее давнего партнера Кубы, то в них вождизм

    продолжает играть ведущую роль во многих сферах общественной и политической

    жизни. В некоторых из них он существует в завуалированных и не столь явных

    формах, в других носит открытый характер. И для того, чтобы проводить

    грамотную внешнюю политику с такими странами, необходимо учитывать

    особенности политической культуры, присущие только данному государству.

    Последние события в мире также делают тему вождизма актуальной для

    рассмотрения. Если обратить внимание на то, какие страны США и их союзники

    по НАТО включили в «черный список», то сразу станет видно, что подавляющее

    большинство из них - это страны, в которых главой является правитель,

    обладающий всеми признаками вождя. Примером могут служить Куба, Северная

    Корея и до недавнего времени - Ирак. Преследуя свои личные цели, США

    пытаются свергнуть действующие режимы в этих странах и навязать им свою

    модель демократии, не вникая в национальные особенности, в отношении народа

    к своему предводителю и в другие факторы, характеризующие политический

    режим и традиции управления.

    В последние время множество средств массовой информации освещают

    события в мире, связанные с проявлениями вождизма. Но единого подхода к

    этой проблеме нет. Некоторые считают, что для определенных стран вождизм –

    это естественный тип политических отношений, другие утверждают, что это

    явление губительно сказывается на обществе и гражданских свободах.

    В книгах и учебниках по политологии о вождизме говорится только в

    рамках тоталитарных и авторитарных режимов. В качестве особого явления,

    имеющего свои тонкости и особенности, вождизм не рассматривается. Возможно,

    это связано с тем, что недостаточно накопилось материала по данной теме,

    ведь это молодое явление, история которого продолжает развиваться до сих

    пор. Благодаря чему изучение этой темы становится более интересным.

    Для изучения феномена вождизма недостаточно обращаться только к

    политическим аспектам этого явления, важно рассмотреть традиции, культуру

    того общества, где имеет место данный тип господства. Ведь как бы не

    стремился лидер к неограниченной власти, общество, в традициях которого не

    имеется склонности к слепому и безоговорочному подчинению, никогда не

    допустит его до этого. Поэтому вождизм не получил распространения на

    Западе, где права и свободы являются главными ценностями, а укоренился на

    Востоке, где даже религия учит подчиняться своему правителю.

    Феномен вождизма – это не только исторический и политический вопрос,

    но и психологический. Психологический анализ даст понять, почему вождизм

    возникает, становясь главной силой в обществе. Еще можно определить, какие

    качества лидера, его действия, черты характера поспособствовали тому, что

    он стал всенародным кумиром.

    Чтобы иметь целостное представление о вождизме, необходимо обратить

    внимание на исторические предпосылки, зарождение, этапы становления этого

    явления в разных странах мира. Это поможет выявить общие черты вождизма, а

    также индивидуальные особенности, зависящие от национального колорита.

    Глава I. Великие вожди 20 века.

    1. Вождизм – феномен XX века

    Почему же вождизм возник и начал развиваться в двадцатом веке? Какие

    социальные, экономические, политические и психологические предпосылки

    послужили становлению этого типа властных отношений?

    Двадцатый век- век становления индустриального общества, интенсивно

    развивалась наука и техника, это привело к появлению массовых коммуникаций.

    Сильно возросла численность государственного аппарата, появляются новые

    социальные группы.

    Начало двадцатого века сопровождалось кризисом, вызванным социальными

    предпосылками и I Мировой войной. Возросла безработица, общество

    маргинализировало, недовольство граждан росло. Все хотели перемен и были

    готовы пойти за кем угодно, кто эти перемены пообещает.

    При появлении массовых коммуникаций стало возможным влияние на

    огромные слои населения. Благодаря этому лидеры выдвигали привлекательные

    лозунги, доступные большому количеству людей. Это повлекло за собой

    вовлечение масс в политическую жизнь. Растет роль государства, происходит

    этатизация общества. В этот момент и появляются вожди. Вся власть

    концентрируется в одном политическом центре, объем управления становится

    всеохватывающим. При таком росте могущества государственной власти растет и

    идеалогизация всех сфер жизни населения, пропаганда и агитация не устает

    работать на укрепление авторитета вождя. Она контролирует всю информацию,

    поступающую в народ.

    После того, как наступает относительная стабильность, общество

    свыкается со своим лидером, начинает ему доверять, а потом и боготворить.

    Так в двадцатом веке стало возможным появление на свет самого

    загадочного и трудно поддающегося объяснению феномена – феномена вождизма.

    1.2. Феномен вождизма в Отечественной истории

    Возникновение вождизма в СССР – одна из наиболее актуальных тем для

    изучения, так как она напрямую касается истории нашей страны и нашего

    народа. Важно понять, как в послереволюционной России на смену монархии

    пришел более жесткий и тиранический порядок, почему народ, боровшийся за

    свободу, дал навязать себе тоталитаризм и диктатуру. Необходимо обратить

    внимание на то, какие причины явились поводом для зарождения и укрепления

    вождизма, какие исторические предпосылки послужили этому, а также на

    особенности менталитета и традиции русского народа (преобладающего народа в

    СССР).

    Вождизм в СССР, в большей мере, связан с именем Иосифа Виссарионовича

    Сталина, так как В.И. Ленин являлся скорее вождем революции и не достиг

    такого же прижизненного поклонения. Но тем не менее, стоит обратить

    внимание на фигуру Ленина, сыгравшего большую роль в политической карьере

    Сталина, считавшегося его приемником.

    Итак, рассмотрим обстановку в нашей стране, сложившуюся с началом

    революции. Народ остался без царя и бога, без привычных жизненных правил. В

    такие переломные периоды истории, когда нарушены традиции, привычные связи,

    когда человек мечется, пытаясь найти свое место в происходящих событиях,

    особенно сильна тяга к вере. Вот тут-то нужен был лидер, непререкаемый

    авторитет, за которым можно идти без колебаний, с полной уверенностью, что

    он приведет к лучшей жизни. Тогда на роль такого лидера никого, кроме В.И.

    Ленина, не было. Он был одним из немногих (если не единственным), кто был

    понятен и доступен народу. Это дало ему возможность овладеть революционной

    ситуацией. Но вскоре Ленин умирает, не завершив своего дела.

    После смерти Ленина требовался новый лидер. Его приемником и верным

    последователем в глазах народа становится Сталин, который поначалу во всем

    опирался на авторитет своего великого предшественника. Это послужило первым

    поводом для укрепления политической роли Сталина и усиления народного

    доверия к нему.

    В тридцатые годы окончательно оформилась та административно-командная

    система управления советским обществом, которая тесно связана с

    функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной

    власти в стране. Всей этой властью руководил Сталин. И все перемены в

    лучшую сторону приписывались ему, а неудачи и провалы считались виной

    врагов народа и различных вредителей. В это же время и начал формироваться

    культ личности Сталина. Официальная пропаганда (а другой не было вообще)

    восхваляла подвиги вождя народов, в сознание людей вбивались догмы, которые

    нельзя было критиковать. Всех инакомыслящих или устраняли, или ссылали в

    лагеря. В итоге остались только те, которые либо действительно любили

    вождя, либо делали вид. Первые – это в основном рабочий класс и низшие слои

    общества, которые благодарили Сталина за все, что имели в жизни: дом,

    работу, социальное положение. Последние – это интеллигенция и люди близкие

    к власти, понимавшие угрозу, исходящую от режима, но ничего не способные

    сделать.

    Люди верили, что они живут лучше остального мира, и их политическое

    устройство самое справедливое. Это происходило благодаря тому, что страна

    стала закрытой от других государств и невозможно было сравнить уровень

    жизни с капиталистические державами.

    Действия сверху сыграли не последнюю роль в формировании культа

    личности Сталина. Но были и другие причины, обуславливающие возвеличивание

    и превращение его в настоящего вождя. Ведь умелая пропаганда – это лишь

    половина дела, остальное это то, что делает феномен вождизма таким

    загадочным и трудно поддающимся объяснению.

    Другая причина заключается в особенности русского народа и его

    менталитете. Многие столетия Россией правил самодержавный царь, и в

    психологии людей отложилась склонность к тому, что должен существовать

    правитель, который все решает сам, а народ его любит и подчиняется.

    Подсознательная вера в лидера с неограниченной властью, в то, что он

    заботится о своих подданных, что ничего не надо делать, а лишь слушаться

    своего предводителя, и лучшие времена наступят сами собой, привела к

    всенародному одобрению личности вождя и вручению ему огромных полномочий.

    Раньше был православный царь-батюшка, а теперь его сменил коммунистический

    вождь народов.

    Кстати, неслучайно религия была запрещена и против нее велась такая

    ожесточенная борьба. Ведь считалось, что она отвлекает граждан от

    строительства коммунизма. «Религия – это яд!» – кричали надписи с

    агитационных плакатов. Но на самом деле была более серьезная причина для

    такого гонения. Народ в СССР не должен боготворить никого, кроме вождя,

    вождь заменил бога, и только он достоин поклонения. И Сталин хорошо

    справился с этой ролью.

    Сталин знал как убедить народ в правоте и неоспоримости своих идей. В

    детстве он получил богословское образование и, скорее всего, использовал

    эти навыки для придания своему учению большей убедительности. Принципы

    сталинизма просты и легки для восприятия обычным людям, поэтому эти идеи

    получили широкое распространение в народных массах, что способствовало

    укреплению культа личности.

    Личность самого Сталина – одна из самых больших загадок в феномене

    советского вождизма. Являясь жестоким диктатором, погубившим миллионы

    людей, он одновременно был народным кумиром и все его боготворили. Каким-то

    образом ему удавалось казаться людям заботящимся и добрым правителем. Он

    был ни умнее других, ни образованнее, ни красноречивее. Однако природа

    наделила его холодной настойчивостью, волей и честолюбием. Он никогда не

    повиновался чувствам, всегда умел подчинить их расчету, был понятен

    народным массам, поскольку из них вышел, близок им по своему мышлению и

    поведению. Эти качества дали ему преимущества перед Троцким, который,

    будучи интеллектуалом, был далек от понимания народом и воспринимался как

    «барин». Бухарин – активный пропагандист НЭПа, в котором народ уже видел

    опасность возврата к старому социальному неравенству. Пусть люди были пока

    бедны, но равны во всем. Сталин воспринимался реальным человеком,

    олицетворявшим власть. Более того, выступал символом того, во что люди

    верили, чего хотели – символом справедливости, лучшей, чем вчера жизни.

    Политическая обстановка на протяжении всего сталинского периода

    благоприятствовало росту его популярности и авторитета среди народа. Во-

    первых, для СССР были решены основные экономические задачи, в тридцатые

    годы была полностью завершена индустриализация, СССР вышел на пятое место в

    мире по промышленному производству, превысив уровень дореволюционной

    России, значительные успехи были достигнуты в сельском хозяйстве и других

    отраслях народного хозяйства[1]; во-вторых, огромную роль в возвышении

    Сталина сыграла победа в Великой Отечественной войне, поскольку СССР из

    страны, находившейся в длительной политической изоляции превратилась в

    государство, диктовавшее направления в мировой политике, которое не

    принимало правила западных капиталистических стран, а само устанавливало

    эти правила; в-третьих, победа (не без помощи СССР) коммунистических

    режимов в странах Восточной Европы, Азии и др. Все это поднимало у народа

    чувство патриотизма и любви к Родине, а значит и к своему вождю.

    Исторический опыт показал, что вождизм в СССР – один из самых

    отрицательных примеров этого явления в мире. Манипулируя народом, Сталин

    проводил жестокую политику по отношению к советским гражданам. Из-за своей

    слепой преданности вождю люди не замечали всех ужасов сталинского

    правления. Это показывает, как опасны подобные режимы для общества, какой

    вред они могут нанести стране.

    Разоблачение культа личности Сталина после его смерти выявило

    негативное отношение народа к его фигуре и подтвердило неискренность любви

    к нему основной массы населения.

    Вождизм в СССР укрепился благодаря нескольким фактам: умелой

    пропаганде, контролирующей всю информацию, поступающую в общество,

    жестокому репрессивному аппарату, подсознательному страху людей перед

    протестом и свободомыслием, тотальному контролю, исторической склонности

    народа к харизматическому лидерству и последовательным действиям Сталина по

    укреплению своей власти и подчинению всех государственных структур.

    Изучив феномен вождизма в отечественной истории, можно оценить

    вероятность повторения этого явления и вовремя предотвратить его.

    1.3. Гитлер. Вождизм в Европе

    Феномен вождизма в Германии - серьезная тема для рассмотрения, в

    центре которой стоит жестокий диктатор, нанесший огромный ущерб всему миру.

    Гитлер добился поразительного успеха – чего не удавалось никому ни до него,

    ни после – внедрить чудовищную тиранию в народ, внесший в прошлом столь

    огромный вклад в европейскую культуру. Стечение обстоятельств вознесло его

    из уличного оратора на вершину власти в Германии. Чтобы свергнуть его –

    потребовалось объединение всех сил мира.

    Историки сходятся на важности роли Гитлера не только для истории

    Третьего рейха, но и для истории двадцатого века в целом. Он шел к

    политической власти с помощью жестокости и лжи, используя любые средства

    для покорения других народов и народа собственного. Его идеи были ветхими и

    поношенными, но его методы были украшены атрибутами современных

    технологических достижений. И на пути к власти, и во время своего правления

    он использовал террор и крайнюю жестокость.

    В чем же секрет феномена вождизма в Германии?

    Немцы – гордый и великий народ. Но после поражения в Первой мировой

    войне их национальная гордость была сильно оскорблена. Народ не мог

    смириться с позором Версальского мира. Гитлер на волне такого недовольства

    сумел неплохо поднять свой авторитет, пообещав отомстить. Будучи человеком

    с нарушенной психикой, он обнаружил в измученном душевном состоянии людей,

    пережившего шок от поражения, отражение собственной ущемленности, крайнего

    расстройства и враждебности. Всю жизнь он, являясь австрийцем, упрямо

    олицетворял себя с немецким народом и, будоража его своими гипнотическими

    ораторскими способностями и злобной пропагандой, находил в этом отдушину

    для личной ненависти и честолюбия. Немцы увидели в Гитлере борца за их

    нацию и поддались его планам. Фюрер умело выдавал свои преступные действия

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.