МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формы проявления коррупции в России

    Формы проявления коррупции в России

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

    КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ

    РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

    ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

    Выполнила: Юшкина С.В., группа №260

    Научный руководитель: Петушков С. А.

    Санкт-Петербург

    2003

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    Глава I.

    §1. Понятие коррупции 4

    §2. Формы коррупции в России 5

    Глава II.

    §1. Причины возникновения коррупции 12

    §2. Последствия коррупции 14

    Глава III. Меры по борьбе с коррупцией 16

    Заключение 19

    Список литературы 20

    ВВЕДЕНИЕ

    На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных

    рыночных отношений и построения правового государства несомненно является

    актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно

    велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей

    проблеме. По одним из последних данных Транспаренси Интернешнл индекс

    восприятия коррупции в России, характеризующий уровень коррупции в стране,

    в 2001г. равен 2.3, и Россия занимает 79-81 место из 91 (по результатам 10

    независимых исследований)[1]. Значит, наша страна является одной из

    наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно

    опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая

    приятная новость.

    Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового

    развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но

    эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно

    полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и

    последствий.

    Все вышесказанное послужило своего рода толчком к началу подробного

    изучения коррупции. Но в силу сложности как самого явления коррупции, так и

    его изучения, сегодня только начинается разработка теоретических подходов в

    этом направлении. А так как с коррупцией приходится сталкиваться довольно

    часто, работа исследователей опирается на конкретные формы проявления

    рассматриваемого явления в различных сферах общественной жизни.

    ГЛАВА I.

    §1. Понятие коррупции.

    Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет

    многовековую историю и присуще буквально всем государствам. В России первое

    упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где речь

    идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550

    г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось

    получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин.

    Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный юридической практикой в

    России, стал еще шире. К мздоимству и лихоимству прибавились хищение

    государственного имущества и лиходейство. На протяжении всей многовековой

    истории России происходила борьба с различными формами коррупции, которая в

    отдельные периоды, например, при Петре I, наказывалась чрезвычайно жестоко,

    вплоть до смертной казни.

    Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" –

    подкупать. Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. На

    международном уровне свое нормативное закрепление термин получил в

    резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной

    секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению

    с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В

    резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного),

    дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в

    противозаконном использовании своего служебного положения субъектом

    коррупционной деятельности".

    В феврале 1995 г. Международная группа по коррупции (МГК) Совета Европы

    приняла следующее определение коррупции: "Коррупцией, в той мере, в какой

    она попадает в сферу деятельности МГК, является подкуп (взятка), а равно и

    любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в

    государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности,

    вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица,

    работающего в частном секторе, независимого агента... и имеет целью

    получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя либо иных

    лиц"[2].

    В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом

    прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность,

    подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под

    коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает

    противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая

    сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки

    установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное

    вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный

    по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к

    примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого

    искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче

    взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует

    традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и

    принятием взятки.

    §2. Формы коррупции в России.

    Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет

    многовековую историю и присуще буквально всем государствам. Говорить о том,

    что коррупция возникла в современной России, не приходится, поскольку она

    существовала столько же, сколько существует государственность, только

    проявлялась она в разных формах.

    Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве

    формами коррупции были мздоимство - получение в нарушение установленного

    законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной

    службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий

    (бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо

    преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия).

    Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти,

    при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут

    бесконечно варьироваться.

    В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления

    коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-

    политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др.

    Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной

    жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация

    управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и

    т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях,

    в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных

    нравов.

    Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная);

    вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна

    коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием

    административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать

    и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме

    вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного"

    результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и

    финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации

    демократических ценностей, к росту недоверия властям.

    К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления

    имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер

    получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем,

    то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли. В

    случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны

    принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной"

    коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией

    вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет

    предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный

    психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-

    вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным

    материалом для формирования организованных коррупционных структур и

    сообществ.

    Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:

    1. Когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение,

    предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:

    . сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных

    разрешительным принципом

    . незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей

    чиновников на их предоставление

    . сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан

    . усложненность бюрократических процедур

    . монополия ведомств на предоставление услуг

    . структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство

    обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.

    2. Когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию,

    обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая

    обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В

    этих ситуациях коррупции способствует отсутствие удобных процедур

    реализации гражданином своих обязательств, а также неадекватность штрафов,

    способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.

    Никаких других законов, кроме законов административного права, при этих

    действиях чиновник не нарушает. Это следует понимать как то, что взятка в

    этом пространстве чаще всего выступает как официальная оплата

    дополнительных услуг. Например, установление платы за выдачу и оформление

    каких-либо документов, в несколько раз превышающей затраты на эту операцию,

    причем администрацией цена устанавливается самостоятельно, без утверждения

    комитетом по ценам и антимонопольным комитетом, поскольку в этом случае

    администрация в оказании этой услуги выступает как исключительный

    монополист.

    Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность

    распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те

    или иные решения. В случае если этим человеком является государственный

    служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник

    коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в

    негосударственном секторе экономики.

    Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника

    имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет

    принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся:

    бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность,

    государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника

    распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл

    существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов

    коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями

    для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению

    коррупционных отношений.

    Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они

    могут проявляться в виде:

    . вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы

    консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за

    публикации или лекции;

    . служебного мошенничества и других формах хищения;

    . получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;

    . оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков

    внимания";

    . поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет

    заинтересованных в решении вопросов партнеров;

    . латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных

    вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

    . вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих

    безопасность дорожного движения;

    . устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

    . получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

    Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью

    процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников:

    выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета,

    находится в руках чиновников, велико искушение получить "откат", вот вам и

    коррупция.

    Исследования центра "Стратегия" в российских регионах (от Санкт-

    Петербурга до Южно-Сахалинска) показали, что везде бюджетный процесс

    непрозрачен. Наиболее открыт бюджет (т.е. доступна информация о бюджете и

    бюджетном процессе) в Санкт-Петербурге, Карелии и Обнинске. В бюджетном

    процессе также имеются специфические формы проявления коррупции (далее

    приведены результаты исследований по регионам Северо-запада):

    Законодательные органы субъектов федерации соглашаются с просьбой

    губернатора и принимают бюджет с нарушениями законодательства: сразу в

    целом (а не в 3-х чтениях), без постатейной разбивки (Республика Коми,

    Архангельская область). По сути, не только граждане, но и депутаты не имеют

    информации о бюджете.

    Резервные фонды депутатов. В Санкт-Петербурге каждый депутат имеет право

    единолично и бесконтрольно израсходовать по своему усмотрению около 800000$

    (более 1500000$ в 2002г.) в год[3].

    Резервный фонд администрации - решение о расходовании этого фонда принимает

    глава субъекта федерации.

    Изменение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предприятия-

    монополисты повышают тарифы без предоставления какого-либо обоснования.

    Погашение долга субъекта федерации. Какой-либо контроль над текущими

    операциями с государственными ценными бумагами отсутствует.

    Финансирование федеральной судебной системы за счет бюджетов субъекта

    федерации. Проходит практически во всех субъектах и приводит к полной

    зависимости судей от исполнительной власти (в Санкт-Петербурге некоторые

    суды финансируются даже из муниципальных бюджетов).

    В России также существует «политическая коррупция», которая находит своё

    отражение, прежде всего, на выборах. Например, одно из наиболее ярких

    проявлений - это покупка мест в списках. Наша система списочная,

    голосование за списки, стимулировала вот такую разновидность коррупции.

    Специфика избирательного процесса состоит в том, что мотивация его

    участников настолько велика, что они часто идут на прямые нарушения закона.

    В подавляющем большинстве случаев эти нарушения остаются безнаказанными

    (исключение - на выборах в Санкт-Петербурге в 2000г. один кандидат был

    лишен регистрации судебным решением за прямой подкуп избирателей). Ниже

    приведены специфические формы проявления коррупции на примере субъектов

    федерации Северо-Западного региона, использовавшиеся на выборах 1999-

    2001гг.

    Использование административного ресурса:

    . неравный доступ к СМИ - местные СМИ находятся под контролем

    администрации, которая определяет какому кандидату и в каком объеме

    предоставлять время на местном ТВ и радио

    . давление на избирательные комиссии - большинство в окружных и

    участковых избирательных комиссиях - это либо представители

    администрации, либо люди от нее зависимые. Администрация указывает,

    какому кандидату надо помогать, а какому - нет

    . давление на органы внутренних дел - администрация указывает, какие

    пикеты арестовывать, какие агитационные материалы изымать

    . давление на бизнес-структуры - те компании, которые поддерживают

    неугодных администрации кандидатов, подвергаются всяческим проверкам

    налоговой инспекции, СЭС и др

    . прямое давление - прямые телефонные звонки неугодным кандидатам

    Подкуп избирателей со стороны кандидатов:

    . прямой подкуп - людям даются деньги, либо подарки, а они голосуют, как

    надо.

    . непрямой подкуп - кандидатом создается благотворительный фонд, который

    в период предвыборной агитации раздает гуманитарную помощь; с

    избирателями заключаются договора на оказание услуг с последующей

    выплатой премиальных в случае победы кандидата (в Санкт-Петербурге

    победивший кандидат заключил 2000 таких договоров на сумму 300000

    рублей)[4].

    Коррупция в СМИ - меньшую часть средств за публикацию СМИ получают легально

    через счет кандидата, большую часть они получают наличными непосредственно

    от кандидата.

    Финансирование избирательных кампаний - поскольку средств, определенных по

    закону для проведения полноценной избирательной кампании недостаточно, то

    кандидаты и избирательные объединения рассчитываются с исполнителями

    непосредственно, а не через счет кандидата.

    В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности

    органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.