Формы проявления коррупции в России
Формы проявления коррупции в России
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ
РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Выполнила: Юшкина С.В., группа №260
Научный руководитель: Петушков С. А.
Санкт-Петербург
2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I.
§1. Понятие коррупции 4
§2. Формы коррупции в России 5
Глава II.
§1. Причины возникновения коррупции 12
§2. Последствия коррупции 14
Глава III. Меры по борьбе с коррупцией 16
Заключение 19
Список литературы 20
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных
рыночных отношений и построения правового государства несомненно является
актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно
велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей
проблеме. По одним из последних данных Транспаренси Интернешнл индекс
восприятия коррупции в России, характеризующий уровень коррупции в стране,
в 2001г. равен 2.3, и Россия занимает 79-81 место из 91 (по результатам 10
независимых исследований)[1]. Значит, наша страна является одной из
наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно
опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая
приятная новость.
Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового
развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но
эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно
полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и
последствий.
Все вышесказанное послужило своего рода толчком к началу подробного
изучения коррупции. Но в силу сложности как самого явления коррупции, так и
его изучения, сегодня только начинается разработка теоретических подходов в
этом направлении. А так как с коррупцией приходится сталкиваться довольно
часто, работа исследователей опирается на конкретные формы проявления
рассматриваемого явления в различных сферах общественной жизни.
ГЛАВА I.
§1. Понятие коррупции.
Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет
многовековую историю и присуще буквально всем государствам. В России первое
упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где речь
идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550
г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось
получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин.
Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный юридической практикой в
России, стал еще шире. К мздоимству и лихоимству прибавились хищение
государственного имущества и лиходейство. На протяжении всей многовековой
истории России происходила борьба с различными формами коррупции, которая в
отдельные периоды, например, при Петре I, наказывалась чрезвычайно жестоко,
вплоть до смертной казни.
Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" –
подкупать. Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. На
международном уровне свое нормативное закрепление термин получил в
резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной
секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению
с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В
резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного),
дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в
противозаконном использовании своего служебного положения субъектом
коррупционной деятельности".
В феврале 1995 г. Международная группа по коррупции (МГК) Совета Европы
приняла следующее определение коррупции: "Коррупцией, в той мере, в какой
она попадает в сферу деятельности МГК, является подкуп (взятка), а равно и
любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в
государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности,
вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица,
работающего в частном секторе, независимого агента... и имеет целью
получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя либо иных
лиц"[2].
В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом
прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность,
подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под
коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает
противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая
сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки
установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное
вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный
по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к
примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого
искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче
взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует
традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и
принятием взятки.
§2. Формы коррупции в России.
Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет
многовековую историю и присуще буквально всем государствам. Говорить о том,
что коррупция возникла в современной России, не приходится, поскольку она
существовала столько же, сколько существует государственность, только
проявлялась она в разных формах.
Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве
формами коррупции были мздоимство - получение в нарушение установленного
законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной
службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий
(бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо
преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия).
Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти,
при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут
бесконечно варьироваться.
В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления
коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-
политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др.
Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной
жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация
управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и
т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях,
в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных
нравов.
Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная);
вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна
коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием
административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать
и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме
вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного"
результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и
финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации
демократических ценностей, к росту недоверия властям.
К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления
имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер
получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем,
то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли. В
случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны
принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной"
коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией
вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет
предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный
психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-
вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным
материалом для формирования организованных коррупционных структур и
сообществ.
Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:
1. Когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение,
предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:
. сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных
разрешительным принципом
. незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей
чиновников на их предоставление
. сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан
. усложненность бюрократических процедур
. монополия ведомств на предоставление услуг
. структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство
обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.
2. Когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию,
обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая
обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В
этих ситуациях коррупции способствует отсутствие удобных процедур
реализации гражданином своих обязательств, а также неадекватность штрафов,
способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.
Никаких других законов, кроме законов административного права, при этих
действиях чиновник не нарушает. Это следует понимать как то, что взятка в
этом пространстве чаще всего выступает как официальная оплата
дополнительных услуг. Например, установление платы за выдачу и оформление
каких-либо документов, в несколько раз превышающей затраты на эту операцию,
причем администрацией цена устанавливается самостоятельно, без утверждения
комитетом по ценам и антимонопольным комитетом, поскольку в этом случае
администрация в оказании этой услуги выступает как исключительный
монополист.
Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность
распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те
или иные решения. В случае если этим человеком является государственный
служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник
коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в
негосударственном секторе экономики.
Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника
имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет
принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся:
бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность,
государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника
распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл
существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов
коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями
для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению
коррупционных отношений.
Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они
могут проявляться в виде:
. вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы
консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за
публикации или лекции;
. служебного мошенничества и других формах хищения;
. получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;
. оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков
внимания";
. поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет
заинтересованных в решении вопросов партнеров;
. латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных
вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;
. вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих
безопасность дорожного движения;
. устройства на работу родственников, друзей, знакомых;
. получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.
Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью
процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников:
выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета,
находится в руках чиновников, велико искушение получить "откат", вот вам и
коррупция.
Исследования центра "Стратегия" в российских регионах (от Санкт-
Петербурга до Южно-Сахалинска) показали, что везде бюджетный процесс
непрозрачен. Наиболее открыт бюджет (т.е. доступна информация о бюджете и
бюджетном процессе) в Санкт-Петербурге, Карелии и Обнинске. В бюджетном
процессе также имеются специфические формы проявления коррупции (далее
приведены результаты исследований по регионам Северо-запада):
Законодательные органы субъектов федерации соглашаются с просьбой
губернатора и принимают бюджет с нарушениями законодательства: сразу в
целом (а не в 3-х чтениях), без постатейной разбивки (Республика Коми,
Архангельская область). По сути, не только граждане, но и депутаты не имеют
информации о бюджете.
Резервные фонды депутатов. В Санкт-Петербурге каждый депутат имеет право
единолично и бесконтрольно израсходовать по своему усмотрению около 800000$
(более 1500000$ в 2002г.) в год[3].
Резервный фонд администрации - решение о расходовании этого фонда принимает
глава субъекта федерации.
Изменение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предприятия-
монополисты повышают тарифы без предоставления какого-либо обоснования.
Погашение долга субъекта федерации. Какой-либо контроль над текущими
операциями с государственными ценными бумагами отсутствует.
Финансирование федеральной судебной системы за счет бюджетов субъекта
федерации. Проходит практически во всех субъектах и приводит к полной
зависимости судей от исполнительной власти (в Санкт-Петербурге некоторые
суды финансируются даже из муниципальных бюджетов).
В России также существует «политическая коррупция», которая находит своё
отражение, прежде всего, на выборах. Например, одно из наиболее ярких
проявлений - это покупка мест в списках. Наша система списочная,
голосование за списки, стимулировала вот такую разновидность коррупции.
Специфика избирательного процесса состоит в том, что мотивация его
участников настолько велика, что они часто идут на прямые нарушения закона.
В подавляющем большинстве случаев эти нарушения остаются безнаказанными
(исключение - на выборах в Санкт-Петербурге в 2000г. один кандидат был
лишен регистрации судебным решением за прямой подкуп избирателей). Ниже
приведены специфические формы проявления коррупции на примере субъектов
федерации Северо-Западного региона, использовавшиеся на выборах 1999-
2001гг.
Использование административного ресурса:
. неравный доступ к СМИ - местные СМИ находятся под контролем
администрации, которая определяет какому кандидату и в каком объеме
предоставлять время на местном ТВ и радио
. давление на избирательные комиссии - большинство в окружных и
участковых избирательных комиссиях - это либо представители
администрации, либо люди от нее зависимые. Администрация указывает,
какому кандидату надо помогать, а какому - нет
. давление на органы внутренних дел - администрация указывает, какие
пикеты арестовывать, какие агитационные материалы изымать
. давление на бизнес-структуры - те компании, которые поддерживают
неугодных администрации кандидатов, подвергаются всяческим проверкам
налоговой инспекции, СЭС и др
. прямое давление - прямые телефонные звонки неугодным кандидатам
Подкуп избирателей со стороны кандидатов:
. прямой подкуп - людям даются деньги, либо подарки, а они голосуют, как
надо.
. непрямой подкуп - кандидатом создается благотворительный фонд, который
в период предвыборной агитации раздает гуманитарную помощь; с
избирателями заключаются договора на оказание услуг с последующей
выплатой премиальных в случае победы кандидата (в Санкт-Петербурге
победивший кандидат заключил 2000 таких договоров на сумму 300000
рублей)[4].
Коррупция в СМИ - меньшую часть средств за публикацию СМИ получают легально
через счет кандидата, большую часть они получают наличными непосредственно
от кандидата.
Финансирование избирательных кампаний - поскольку средств, определенных по
закону для проведения полноценной избирательной кампании недостаточно, то
кандидаты и избирательные объединения рассчитываются с исполнителями
непосредственно, а не через счет кандидата.
В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности
органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с
Страницы: 1, 2
|