МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Функции государства

    Функции государства

    Московский Государственный Университет сервиса

    Кафедра социологии и социальной работы

    Курсовая работа

    по политологии

    а тему: "Функции государства"

    Проверила: Горлова В.И.

    Москва 1999

    ПЛАН.

    1. Введение.

    2. Внутренние функции.

    а. хозяйственно-организаторская (экономическая).

    б. охранительная.

    в. социальная.

    г. культурно-воспитательная.

    д. природоохранительная.

    3. Внешние функции.

    а. защита от нападения из вне.

    б. сотрудничество с другими странами.

    в. борьба с международной преступностью.

    г. охрана окружающей Среды.

    4. Правовые формы выполнения функций.

    5. Заключение.

    Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо

    четко уяснить - что такое государство и пути его ( государства )

    происхождения.

    Существует множество теорий происхождения государства: разные

    варианты теологической теории выводили государство из божественных начал;

    органическая теория по сути отождествляла государство с живым организмом,

    частями которого будто бы являются люди и их объединения; теория насилия

    объясняла возникновение государства внутренними столкновениями в обществе и

    внешним насилием ( войнами ) ; договорная теория исходила из того, что

    государство явилось результатом добровольного соглашения между его

    подданными для защиты их общих интересов; патриархальная теория

    представляла государство как большую разросшуюся семью, во главе с отцом-

    монархом.

    Однако на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает

    достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.

    Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о

    государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их

    в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих

    понятий.

    В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а

    структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую

    очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно

    осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях,

    есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально

    обусловленной деятельности.

    Государство есть сложная социальная организация, основным назначением

    которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

    Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные

    стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства

    называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.

    К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной

    жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,

    относятся следующие виды функций:

    Охранительная.

    Экономическая.

    Социальная.

    Культурно-воспитательная.

    Природоохранительная.

    К внешним функциям, направленным на обеспечение существования

    государства в мировом обществе, относятся:

    1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

    2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая

    деятельность), экономических и культурных связей.

    3. Борьба с международной преступностью.

    4. Участие в международной охране окружающей Среды.

    Реализация функций осуществляется различными государственными

    организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи

    между ними определяются функциями государства.

    Существуют два вида государственных организаций. К первому виду

    относятся государственные организации, которые осуществляют властную,

    организационно-регулятивную деятельность.

    Второй вид представляют государственные организации, основным

    назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по

    выполнению функций государства. Они создаются органами государства и

    управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной

    деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной)

    действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

    В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на

    особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно

    охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их

    число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности,

    милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные

    организации.

    В экономической сфере действуют государственные организации -

    предприятия и учреждения, основным назначением которых является

    производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также

    оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним

    относятся, например, государственные заводы и фабрики,

    сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные

    дороги, почта и др. ), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные

    учреждения и т.д.

    Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью

    государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки,

    музеи, театры и др.

    Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-

    воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями.

    Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют

    частные и общественные организации и объединения. В различных современных

    государствах степень развития частной инициативы и частной

    предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного

    строя, политических, экономических и исторических традиций, определяется

    национальной психологией и особенностям быта и многими другими факторами.

    Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в

    экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере

    действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная

    полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и

    организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и

    некоторые другие.

    1. Охранительная функция:

    Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

    государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

    интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

    государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

    согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие

    социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных

    классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,

    которые вызывали возникновение государства.

    Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

    достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

    имущества, на охрану частной собственности.

    Общественный порядок охраняется государственными органами,

    общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении

    общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

    За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены

    различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине

    нарушителя.

    Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской

    Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в

    статье 17 Конституции Российской Федерации пункт 1 сказано, что “В

    Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и

    гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам международного права и

    в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные принципы прав и свобод

    человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской

    Федерации

    В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в

    собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так

    и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется

    законом.

    Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан,

    их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой

    административные и уголовные наказания.

    2. Экологическая функция:

    Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического

    существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция

    “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной

    деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни

    (тоталитарные государства социалистического типа).

    В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

    хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем

    со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,

    которая строится на принципах свободного рынка и свободного

    предпринимательства.

    Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-

    финансовую и валютно-денежную системы.

    3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

    Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что

    они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу

    каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное

    существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия

    направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и

    нетрудоспособных людях.

    Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности

    сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в

    случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в

    иных случаях предусмотренных законом.”

    В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

    укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию

    государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется

    деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

    физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

    эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )

    Поощряются добровольное социальное страхование, создание

    дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья

    39 пункт 3).

    Таким образом, государство принимает различные меры для повышения

    жизненного уровня граждан.

    4. Культурно - воспитательная функция:

    Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый

    гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

    образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в

    общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной

    деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является

    обязательным.

    Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан

    свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего

    государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного

    наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому

    прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

    Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин

    Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго

    соблюдать их.

    5. Природоохранительная функция:

    Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость

    современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности

    нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем

    невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия

    обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство,

    обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех

    организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

    В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

    природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и

    политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

    Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

    промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

    наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

    общегосударственных задач.

    Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции

    осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

    Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и

    другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации

    как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей

    территории.”

    Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность,

    содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства

    о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

    В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

    1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства

    независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

    2. Использование природных богатств должно быть рациональным,

    соответствовать развитию государства.

    3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и

    строгая ответственность за его нарушение.

    Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях

    предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны

    окружающей среды (статьи 50 - 87).

    Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

    природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

    области охраны и рационального использования природных ресурсов.

    Внешние функции.

    1. Функция защиты из вне:

    Данная функция является важнейшим направлением деятельности

    государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и

    территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют

    Вооруженные Силы Российской Федерации.

    Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества

    является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

    Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

    законом.”

    Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

    происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

    обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

    Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

    мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

    Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации:

    “Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или

    верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных

    установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее

    альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего

    возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они

    не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

    Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской

    Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами

    Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или

    непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на

    территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное

    положение...”

    За воинское преступление - преступления против установленного порядка

    несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время

    прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность

    (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены

    в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.

    Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на

    особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для

    обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних

    посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

    Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с

    конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными

    организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,

    управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям

    относятся:

    1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на

    случай ведения военных действий.

    2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной

    безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

    3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного

    порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок,

    спокойствие и безопасность граждан.

    2. Функция сотрудничества с другими странами.

    В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В

    Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со

    всеми странами.

    В современных условиях развитие государств определяется процессом

    интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс

    углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

    Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех

    государств. На этой основе создаются различные организации деятельность

    которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной

    жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

    Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими

    государствами различными отношениями: политическими, экономическими и

    культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и

    регулировать.

    1.Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан

    находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство

    (статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддержания

    международных политических отношений государства обеспечиваются

    представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

    2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового

    сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое

    развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.

    Ни одно государство не может существовать без экологических связей с

    другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,

    совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие

    внешнеэкономической деятельности государства.

    3.Культурные отношения: культура каждого народа, государства является

    достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так

    как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает

    культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.

    Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:

    международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое

    другое.

    3. Борьба с международной преступностью:

    В последнее время все более широкие масштабы приобретает

    международная преступность.

    Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля

    оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных

    преступлений.

    Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой

    проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе

    с международной преступностью.

    Конкретными действиями государств в этой области является создание

    международных организаций по борьбе с преступлениями.

    Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует

    свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений,

    проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет

    более эффективно бороться с международной преступностью.

    4. Участие в охране окружающей Среды:

    В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды.

    Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана

    окружающей среды становится составной частью программы завершения

    строительства материально - технической базы в государстве.

    В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

    климатическими условиями.

    Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием

    природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и

    больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также

    оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств

    правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по

    охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы

    и уголовные наказания.

    4. Правовые формы выполнения функций.

    Функции государства осуществляются в определенных формах и

    определенными методами.

    Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом

    как одним из основных средств властвования. Через право государство

    проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические,

    идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические

    нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает,

    охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы

    осуществления функций:

    1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в

    разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы

    деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е.

    актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

    2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в

    принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в

    издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на

    данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по

    строительству, назначение гражданина на должность.)

    3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная

    деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за

    соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к

    их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются

    юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами

    между отдельными лицами и т.д.

    Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы

    охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной

    абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с

    момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не

    измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие,

    более сложные.

    В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и

    определенные трудности, которые необходимо будет решать.

    Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что

    государство является не только аппаратом подавления, представителем

    интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы

    всего общества.

    Список использованной литературы:

    1. Конституция Российской Федерации.

    2. Кодекс об административных правонарушениях.

    3. Уголовный кодекс РСФСР.

    4. “Функции и структура государства” 15.07.1992 г.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.