МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственное регулирование в переходной экономике

    Государственное регулирование в переходной экономике

    КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКOЙ ТЕОРИИ

    Тема: Государственное регулирование в переходной экономике.

    ПЛАН

    1. Введение.

    2. Государственное регулирование экономики.

    3. Некоторые экономические функции правительства.

    4. Заключение.

    5. Список литературы.

    1. Введение.

    Экономический порядок характеризуется разделением в

    определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия

    экономических решений - особенно прав принятия решения относительно

    производства и прав принятия решения относительно удовлетворения

    потребности.

    В экономике России большой упор делается на централизованное

    планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой

    преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции

    правительства - федерального, штатов, местных органов власти - играют в ней

    существенную роль.

    Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко.

    Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в

    экономике, служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального

    продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть

    производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования

    производства правительство осуществляет также ряд программ социального

    страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение

    доходов в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и

    общий объем правительственных расходов - на покупку товаров и на социальные

    программы - составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец,

    множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер,

    предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда

    рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного

    доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования

    в определенных отраслях , вовлекает правительство практически во все

    сферы экономической деятельности.

    Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В

    отличии от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать

    как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе

    рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным

    сектором.

    2. Государственное регулирование экономики.

    Типы государственного регулирования.

    Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере

    экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно

    сочетаться государственное и рыночное регулирование , каковы границы и

    направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий

    спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов

    - от полного государственного монополизма в управлении национальным

    хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что

    эффективной может быть только экономика только в условиях ничем не

    ограниченного частного предпринимательства.

    Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например

    китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так

    называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии,

    шведская модель смешанной экономики и т.д.

    Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая

    степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране

    централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлющее

    директивное планирование , т.е. централизованное решение вопросов о том,

    в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть

    использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна

    быть оплата труда, и т.д. Задача составления сбалансированного,

    увязанного по всем статьям, плана практически неразрешима уже в силу своей

    колоссальной размерности и статичности.

    Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана

    система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять

    лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к

    изменениям. Одна из причин - из сферы экономики исключалась частная

    инициатива. Все экономические агенты действовали на основе спускаемых

    сверху плановых заданий, приказов и распоряжений. Экономической

    самостоятельности было столько, сколько считал полезным и приемлемым центр.

    Жесткая централизация создавала бюрократические ограничения развитию.

    Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие

    прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма

    саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается

    при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к

    производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему

    цен.

    В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые

    связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных

    связей при неподвижных и искаженных ценах делало систему

    нечувствительной к динамике потребительского спроса. Одно из следствий

    этого - перепроизводство в одних отраслях и дефицит в других. Попытки же

    ликвидировать дефицит каких-то товаров зачастую вновь приводили к их

    перепроизводству. Дефицит был отличительным качеством плановой экономики.

    В варианте государственного монополизма в управлении экономикой

    оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная

    экономика прежде всего и обязана своей эффективностью.

    В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике,

    государство выступает в известном смысле как экономический агент,

    обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой

    политики, государственного законодательства. Принуждение часто

    обосновывается политической философией, требующей подчинения личных

    интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется

    государством, сводит на нет все преимущества свободного

    предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

    Теоретические взгляды на государственное регулирование.

    Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было

    различным на разных этапах ее становления и развития. В период

    формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая

    тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании

    безусловной необходимости государственного регулирования для развития в

    стране торговли и промышленности.

    С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей

    начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим

    ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие

    в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма,

    которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику,

    сразу нашли огромное число горячих поклонников.

    Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и

    никогда не снимал с национальных правительств

    ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в

    понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой

    государства.

    Кейнсианская революция. Важный этап в теоретическом осознании роли

    государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося

    английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе

    "кейнсианской революции", совершили переворот в классических воззрениях

    на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления

    экономического спада, необходимость государственной политики как средства,

    способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение,

    выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей

    стабилизации.

    Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую

    практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса

    способствовали появлению нового крупного раздела экономической теории

    макроэкономики.

    В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи

    Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый

    инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство

    развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во

    многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих

    стран.

    Фиаско рынка и государственное вмешательство. Классики исходили из

    тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций,

    понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости

    рыночного конкурентного механизма.

    Это прежде всего касается так называемых общественных товаров (public

    goods), т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно,

    что государство должно брать на себя заботу об их производстве и

    организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.

    К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,

    относятся внешние, или побочные, эффекты (externalities). Когда

    производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей

    среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене

    продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные

    эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на

    явления, которые стали настоящей бедой для человечества.

    Внешние, или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой

    контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с

    точки зрения общественных перспектив.

    Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в, что

    существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная

    координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе

    говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого? производить, которые

    дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает

    действительным потребностям общества.

    Следует также отметить, что рыночный выбор "слеп" к проблемам

    справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение,

    справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации

    доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не

    устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными

    конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок,

    должно государство. Вмешательство государства требует и другая рыночная

    проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее

    последствий, если она все же неизбежна.

    Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов

    привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку

    могут поставить под вопрос само существование системы. Особенно отчетливо

    это выявилось в период "великой депрессии" 1929 - 1933 гг.

    Экономические функции государства в смешанной экономике. Переход

    России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике

    коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в

    экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при котором централизм

    достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошел процесс

    разрушения старых механизмов централизованного государственного

    регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения

    эффективных рыночных преобразований.

    Неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему

    ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной

    "безгосударственной" рыночной модели. В России многими воспринято как

    аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии

    могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только

    несколько искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает

    российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной

    власти, правда, доведенной в ходе социального эксперимента XX в.до крайних

    форм. Системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства

    государства), не существовало и в XIX в., и до него. В XX в. важнейшей

    составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и ,

    в еще большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась

    регулирующая роль государства.

    Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной

    экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические

    функции. К ним относятся:

    . создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

    . антимонопольное регулирование;

    . проведение политики макроэкономической стабилизации;

    . воздействие на размещение ресурсов;

    . деятельность в сфере распределения доходов.

    Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В

    реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе

    воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная

    деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее

    результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении

    доходов.

    Государственное регулирование экономики: основные инструменты. Выделим

    главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего

    важно различать две основные формы: прямое вмешательство через

    расширение государственной собственности на материальные ресурсы,

    законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное

    вмешательство с помощью различных мер экономической

    политики.

    Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существуют

    более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор

    экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли

    государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых

    разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие,

    является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части

    общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята

    довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного

    труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.

    Во всех промышленно развитых странах становление и развитие

    государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях

    (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и

    воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.).

    Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е.

    совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют

    особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина

    инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к

    конкуренции и периодическим кризисам.

    Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных

    актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми

    элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования

    экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно. К

    ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.

    Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства меры

    экономической политики могут быть направлены на:

    . стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно)

    . равновесия между сбережениями и инвестициями;

    . обе 0спечение полной занятости;

    . стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

    . воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на

    некоторые специфические товары;

    . поддержку устойчивого экономического роста;

    . перераспределение доходов

    и некоторые другие цели.

    Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным

    образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика -

    это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую

    путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами)

    и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем

    регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной

    сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с

    другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике

    существенно различается.

    Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия

    назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования

    и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

    Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются

    в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни

    парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.