МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке

    Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке

    МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

    Кафедра массовой информации и по связям с общественностью

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    «Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем

    Востоке»

    Руководитель доцент кандидат исторических наук В.Г.Сеидов

    Слушатель Т.Т.Айходжаев

    Москва 2003 год

    Оглавление

    Введение стр 2

    Глава I

    Раздел 1 - Исторические аспекты конфликта стр 6

    Раздел 2 - О структуре арабо-израильского конфликта стр 21

    Раздел 3 – Эволюция израильского подхода стр 29

    Раздел 4 – О палестинском сопротивлении стр 39

    Раздел 5 – Юридические аспекты в противостоянии стр 52

    Глава II

    Раздел 1 – Противостояние в интернете стр 57

    Раздел 2 – Противостояние в СМИ – война «картинок» стр 63

    Раздел 3 – Об израильской и палестинской цензуре стр 71

    Раздел 4 – Основные методы и тезисы пропаганды: сходства и различия стр 75

    Заключение

    Выводы - стр 82

    Список использованной литературы и источников стр 84

    Введение

    Ближний Восток географически не близок к России, однако она никогда не

    стояла с стороне от происходящих там процессов. За ситуацией на Ближнем

    Востоке с интересом следили даже наиболее изоляционистски настроенные

    руководители, а у простых россиян интерес к Святой Земле был почти

    мистический. Русский человек не мог быть равнодушен к родине Иисуса Христа.

    В контексте геостратегического маневрирования с началом 20 века значение

    этих территорий сильно возросло. Ведь обладание этой территорией давало

    надежный доступ в богатые страны Востока. В советское время Ближний Восток

    был ареной идеологического, политического и военного соперничества с

    Западом. Сейчас, когда новую Россию почти вытеснили из этого региона,

    становится все более ясно, что уход отсюда будет потерей престижа и

    авторитета, и что с Россией будут считаться все меньше.

    У России все меньше реальных рычагов воздействия на урегулирование на

    Ближнем Востоке. Интерес россиян к конфликту начал ослабевать, хотя этот

    регион является подобием лаборатории, где отрабатываются новые методы

    ведения политики. Происходящее на этом полигоне с большой вероятностью

    может происходить и у нас. Детальное, научное и объективное изучение

    ситуации на Ближнем Востоке может помочь смоделировать процессы для более

    точного понимания событий, происходящих в мире и у нас.

    Ближневосточный конфликт относится к числу локальных, тем не менее

    трудно назвать государство, интересы которого прямо или косвенно не

    затрагивал бы этот конфликт. Интересы крупных государств затрагиваются в

    силу ключевого характера этого исключительно богатого ресурсами региона,

    интересы развивающихся стран – как полигон, на котором крупные

    капиталистические государства отрабатывают методы, с помощью которых можно

    контролировать небольшие государства. Ближний Восток - центр быстро

    растущего мирового узла инфраструктуры и коммуникаций. Здесь сосредоточены

    религиозные центры и святыни трех мировых религий. Контроль над Ближним

    Востоком – обязательное условие при построении однополярной системы

    мирового устройства, проверка США на способность создать такую систему.

    Поэтому сугубо локальный конфликт, который мог бы быть быстро и эффективно

    решен усилиями местных государств, сильно осложнен вмешательством многих

    других сил. В этом же кроется причина его затяжного характера. Исторически

    конфликт состоит из шести войн и периодов противостояния, которые

    использовались сторонами в основном для того, чтобы накопить силы для

    очередной войны.

    Уже почти столетие на Ближнем Востоке арабы и евреи противостоят друг

    другу. Их конфликт -– один из наиболее застарелых и сложных по своей

    структуре. Существует огромная научная литература по тем или иным аспектам

    конфликта. В тысячах работ исследуются предпосылки противостояния. Остаются

    открытыми многие вопросы правового и этического характера, однако не

    существует объективных подходов. Большинство комментариев страдают

    предвзятостью и тенденциозностью. Те или иные явления вызывают

    противоречивые, неоднозначные объяснения. Ведь переселение целого народа в

    отнюдь не безлюдную до этого страну – беспрецедентное явление в современной

    истории.

    В данной работе рассматривается информационный компонент

    противостояния. Объем и характер работы позволяют рассмотреть два аспекта:

    противостояние в информационном пространстве и начавшуюся в регионе

    информационную войну – диверсионные действия в интернете. Эти процессы

    проходят параллельно активным силовым столкновениям и взаимосвязаны с ними.

    Методология информационных воздействий варьируется в зависимости от

    свойств, присущих объекту. При воздействии на противника и на его население

    используется тактика действия-противодействия. Аудиторию сторонников внутри

    страны и арабы и израильтяне призывают к сплочению, доказывая собственное

    моральное превосходство и правоту. Обе стороны предпринимают усилия для

    увеличения количества сторонников из числа зарубежной аудитории методы и

    содержание пропаганды варьируются в зависимости от уровня информированности

    и образования аудитории, на которую она рассчитана. Не остаются без

    внимания конфессиональные, языковые и возрастные характеристики

    реципиентов.

    Во временном отношении всплески активности в информационном

    пространстве в целом совпадают с циклическими сериями израильских армейских

    операций и ассиметричными ответными действиями палестинцев в виде

    террористических актов «самоубийц».

    Бывают и редкие примеры сотрудничества и взаимовыручки. В 1992 году,

    например, самолет, на котором летел Я. Арафат, потерпел крушение над

    Ливией. 13 часов раненый Арафат лежал в песках. Спасение пришло от

    израильского радиолюбителя, поймавшего сигналы бедствия и передавшего их в

    штаб-квартиру ООП[1].

    Большое внимание в работе уделено информационной составляющей тезисов

    противоборствующих сторон, их сходству и различиям. Их диапазон - от

    призывов к взаимному полному истреблению до обращений к противнику, имеющих

    почти капитулянтский характер[2].

    В целом взаимные обвинения имеют тяжкий характер. Взаимное

    непонимание достигает такого уровня, что, даже разговаривая на одном языке,

    оперируя одной терминологией, арабы и израильтяне имеют в виду разные вещи.

    Отличительная особенность нынешнего этапа противостояния, начавшегося

    с действий А.Шарона в октябре 2000 года[3] - высокая активность и

    «вездесущность» информационных воздействий. Среди палестинцев и израильтян

    сейчас нет тех, у кого не было бы доступа к телевидению и радио. Шести

    миллионов человек в Израиле 1,3 миллиона подключены к интернету

    компьютеров, т.е. только немногие здесь изолированы от информационных

    воздействий.

    Помимо прямой своей функции – передачи различных сообщений

    информационные каналы в зоне противоборства являются носителями

    дезинформации, различных искажений, подтасовки, тенденциозных комментариев,

    манипуляций с подачей телевизионных картинок. Конфликт, к сожалению, давно

    имеет характер шокирующего своей жестокостью шоу.

    В основе пропаганды сторон, формируя ее содержательную сторону, лежат

    идеологические мифы – своеобразные смеси правды с ложью и различными

    передержками. Иногда мифы возникали из-за искреннего незнания прблемы или

    невежества авторов. Чаще они появлялись как результат преднамеренных

    действий, направленных на отстаивание собственных интересов. Накладываясь

    друг на друга, они со временем превращались в стереотипы мышления, которые

    приобретали над ними власть и сами по себе становились препятствием для

    выхода из трудных политических ситуаций. Непредвзятому наблюдателю бывает

    непросто разобраться в калейдоскопе кадров и навязчивых комментариев.

    Характер конфликта требует хотя бы экскурсного, фрагментарного рассмотрения

    истории, правовой составляющей конфликта и иллюстрациями из процесса

    эволюции и раскрутки пропагандистских мифов.

    Глава I

    Раздел 1

    Исторические аспекты конфликта

    История современного Государств Израиль началась в 1897 г., когда на

    первом сионистском конгрессе в Базеле было принято решение о создании

    еврейского государства. Хаим Вейцман, будущий основатель государства,

    сказал впоследствии, что было необходимо «перевести народ без страны в

    страну без народа».

    Первым еврейским государством на территории Палестины стало в 1025 г.

    до н.э. Израильское царство, которое через несколько лет разделившемся на

    Израиль и Иудею. В 722 г.до н.э. ассирийцы уничтожили Израиль, а в 586 г .

    до н.э. царь Вавилона Навуходоносор II разгромил Иудею, и, разрушив

    Иерусалим, увел население Иудеи в плен. В 539 г. до н.э. персы разбили

    вавилонян и персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Иерусалим. Их

    было около 50 тыс.

    После захвата в 332 г. до н.э. Александром Македонским всего

    Ближнего Востока началось расселение древних евреев по всему тогдашнему

    миру, т.е. по периметру Средиземного моря и в Александрии[4]. Греков в

    Палестине впоследствии заменили римляне.

    После подавления восстания Бар Кохбы в 66 – 75 гг. н.э. последовало

    изгнание евреев из Иудеи. Иудаизм был запрещен.

    В 614 г. Палестина и Иерусалим были завоеваны персами. Через

    несколько лет византийский император Гераклий захватил в числе прочих

    стран и Палестину, где запретил евреям селиться.

    В 637 г. арабы во главе с халифом Омаром ибн аль-Хаттабом захватили

    Иерусалим и Палестину. Евреи, составлявшие 5% населения Палестины,

    приветствовали мусульман.

    В ходе крестовых походов 11-13 вв. крестоносцы нападали и грабили а

    еврейские общины. В Палестине евреи принимали участие в обороне городов и

    сражались бок о бок с союзниками – мусульманами.

    После победы Салах ад-Дина аль-Аюби (Саладина) над крестоносцами

    Палестина вошла в состав Халифата. Сколько-нибудь серьезных попыток

    обращения евреев в ислам не наблюдалось. Еврейские общины процветали в

    Палестине и за ее пределами.

    С 14 века началось преследование евреев в Испании, еврейские ученые,

    преподаватели, переводчики, врачи, писатели, философы, торговцы и дипломаты

    занимали видное положение. Новые христианские правители изгнали оттуда

    более 150 тыс. евреев, которые расселились в Северной Африке, Голландии,

    Франции, Италии на территории Османской империи и в Палестине.

    К первой половине 19 века в Палестине проживало, по оценочным данным,

    не более 5 тыс. иудеев. Их общины находились в Иерусалиме, Хевроне,

    Рамалле, Газе и вокруг Тивериадского озера.

    Постепенно укреплялись позиции евреев в местной экономике. К первой

    мировой войне они владели активами 25% предприятий местной промышленности.

    В Палестине было 1236 предприятий с капиталом более 1 млн. ф. ст. Евреи

    владели основными капиталами Суэцкого канала и предприятиями по

    строительству железных дорог[5].

    По мере увеличения притока еврейских иммигрантов они начали играть

    все более важную роль в хозяйственной жизни Палестины, вытесняя арабов-

    мусульман и христиан различных национальностей. Первая волна (алия[6])

    иммиграции в Палестину началась еще в 1882 г., где 24 тыс. иудеев

    приходились на полумиллиона населения. Иудеи были аполитичны, религиозны,

    говорили по-арабски и жили с мусульманами в мире.

    Вторая алия 1905-1919 гг. составила около 40 тыс. человек и

    численность еврейского населения возросла до 84,6 тыс. человек[7]. К 1908

    г. в Палестине было уже 26 поселений общим числом в 100 тыс. человек.

    До конца 19 века арабы не видели никакой опасности в присутствии

    еврейских поселенцев. Положение изменилось после начала второй алии, в

    составе которой преобладали политически ангажированные евреи,

    придерживающиеся совершенно иной, по сравнению с прежними иммигрантами,

    модели поведения. Руководствуясь сионистской идеологией, новые иммигранты,

    прибывшие, в основном, из Европы, вели себя крайне агрессивно по отношению

    к арабскому населению, не подчинялись османским законам и отказывались

    платить налоги.

    Иммигранты второй алии создали первые кибуцы. Иммигранты-евреи первой

    волны столкнулись с огромными трудностями при создании поселений, пока им

    не оказал помощь барон Эдмон де Ротшильд, создавший для поселений крепкую

    деловую базу, а также способствовавший развитию виноградарства и виноделия.

    Еврейские колонисты стали нанимать на работу арабов, а для охраны своих

    поселений – черкесов и бедуинов. Поселенцы второй алии отказались от найма

    арабов. Считая, что еврейские поселения должны защищаться собственными

    силами, они сформировали первые еврейские отряды самообороны[8].

    Острым раздражителем для арабов было приобретение евреями земли через

    подставных лиц у ее собственников, как правило, не проживавших в Палестине

    и на которой арабы традиционно вели свое хозяйство. Создав свои поселения,

    евреи огораживали традиционное пастбища, не позволяя арабам их

    использовать.

    Подобная политика новых колонистов, естественно, вызвала нарастающее

    недовольство арабов, служила причиной многочисленных конфликтов между

    арабами и евреями. Первые стычки произошли еще в 1886 г. В 1911 г., когда

    арабы узнали, что землю, которую они и их предки обрабатывали многие

    столетия, была без их ведома продана евреям одним из феодалов, проживавшим

    в Бейруте. Произошли столкновения, в результате которых были убитые и

    раненые.

    Подобная ситуация складывалась и в городах Палестины. Рост еврейского

    населения сильно беспокоил местный правящий класс, торговцев и

    ремесленников, испытывавших все большую конкуренцию со стороны евреев. 24

    июня 1881 г. знатные люди Иерусалима направили великому визирю телеграмму,

    в которой просили остановить еврейскую иммиграцию в Палестину и запретить

    продажу земли евреям.

    Растущая оппозиция арабов сионистской экспансии сопровождалась

    трансформацией их сознания. В их среде росло ощущение локального

    патриотизма в контексте оппозиции сионизму. Начиная с 1910 г. арабы стали

    рассматривать сионизм как опасность для Палестины и все чаще стали

    именовать себя «палестинцами»[9]. Речь идет, таким образом, о начале

    палестинской самоидентификации арабов в качестве палестинцев.

    Важнейшим фактором начала процесса формирования палестинского

    самосознания явилось то обстоятельство, что палестинцы оказались в

    состоянии конфликта с сионистским движением.

    Третья алия проходила во время первой мировой войны, когда наметился

    некоторый отток евреев из Палестины. Только в Египет выехало 15 тыс.

    человек. Еврейское население Палестины сократилось почти вдвое и, 2 ноября

    1917 г., на момент подписания декларации Бальфура, там проживало 56,7 тыс.

    евреев, что составило 8% местного населения.

    Между 1919 и 1923 гг. в Святую землю прибыло 35 тыс. евреев. Их

    численность составила 83,8 тыс. человек или 11% населения.

    Четвертая алия 1924-31 гг. добавила 82 тыс. человек. Пятая алия 1932

    -38 гг., спровоцированная преследованием евреев в нацистской Германии

    увеличила население на 217 тыс. Таким образом, в 1938 г. в Палестине жило

    413 тыс. евреев.[10]

    В условиях первой мировой войны арабы сохраняли лояльность султану

    Мухаммаду Рашиду, поддержали джихад, объявленный им союзникам. Палестина

    была для них вражеской территорией, поэтому, в соответствии с договором

    Сайкса-Пико, в октябре 1918 г. была трансформирована в южную оккупационную

    административную зону, а 25 апреля 1920 г. военный совет союзников в Сан

    Ремо принял решение выдать мандат на управление Сирией и Ливаном Франции, а

    мандат на Палестину и Месопотамию – Великобритании. В июле 1920 г.

    англичане признали правителем Трансиордании эмира Абдаллу, который создал

    там светское государство.

    Мандат, выданный Великобритании на Палестину, подразумевал

    «предоставление административных советов и помощи до тех пор, пока данные

    территории будут в состоянии быть самостоятельными»[11]. Мандат усложнялся

    тем, что в декларации Бальфура 1917 г. Великобритания обещала поддержать

    создание «еврейского национального очага».

    Вместе с тем, британские власти обещали и местным арабам свою

    поддержку, независимость и свободу.

    В условиях, когда Палестина была под иностранным военным

    административным управлением, арабы рабы опасались, главным образом,

    сионистской экспансии и сконцентрировали свое внимание на проблемах

    Палестины и борьбе против сионизма. Они считали, что сионизм представляет

    угрозу для всех арабов, но является непосредственной опасностью именно для

    Палестины.

    Палестинские арабские политики разделились на два лагеря по вопросу

    будущего своего народа. Старшее поколение считало необходимым создание

    крупного арабского государства «Великой Сирии» и борьбу с сионизмом

    объединенными силами. Молодое поколение, подобно младотуркам, хотели, в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.