Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке
Раздел 4
Основные методы и тезисы пропаганды: сходства и различия
Цели пропаганды сторон общие и сводятся к следующему:
1. мобилизовать и направить ненависть против врага
2. убедить свой народ в правильности своих действий и поддержать дух
сражающихся
3. искать сочувствия и поддержки у потенциальных союзников и
способствовать переходу сочувствующих в стане врагов на свою сторону
4. развивать дружбу с союзниками.[100]
Стороны активно используют «черную», «серую» и «белую» пропаганду. В
рамках работы этот вопрос не рассматривается.
Позиции Израиля в информационной войне включают в себя следующие
тезисы:
1. Ислам – религия, нетерпимая к иноверцам, а мусульмане – наиболее
подверженная экстремизму группа населения.
2. Арабы – почти поголовно – скрытые террористы, а у каждого палестинца –
за пазухой бомба. Я.Арафат – бандит.
3. Израиль – форпост западной цивилизации на Востоке. Предлагается
следующий вывод: каждый человек, ощущающий свою принадлежность к белой
западной культуре, должен поддержать Израиль к борьбе против ислама.
4. Евреи подвергались тысячелетним несправедливым гонениям, холокосту –
геноциду. Арабы – были на стороне фашистов. У европейцев – моральный долг
перед евреями.
5. При общении с российскими СМИ ставится знак равенства между
палестинскими и чеченскими террористами, предлагается объединение усилий
в борьбе с «общей опасностью», - исламским терроризмом.
6. Для людей, имеющих более профессиональные знания о конфликте,
предлагается тезис о необходимости поддержания поселений и удержания
оккупированных территорий в целях национальной безопасности Израиля.
7. Тезис о нелегитимности палестинского руководства и Палестинской
автономии.
Естественно, такая позиция вытекает из психологии еврейского народа
Израиля. Израильтяне - люди особой закваски. Они способны быстро
мобилизоваться, охотно служат в армии, осознают, что кроме как на
вооруженную силу, им в этом регионе полагаться не на что. Вместе с тем,
жизнь во враждебном окружении привила им привычки осажденного народа,
своеобразную паранойю. Они склонны рассматривать все политические
проблемы с точки зрения собственной безопасности. Если они чувствуют
какую либо угрозу, то делают все, чтобы уничтожить источник опасности.
То, что на экране телевизора смотрится как «неприкрытая агрессия[101]»,
для любого израильтянина – меры самообороны и поддержание государственной
безопасности. Поэтому высказывания Н.Щаранского и А.Шарона, которые
иностранцами воспринимаются как агрессивные и предвзятые по отношению к
палестинцам, сами израильтянами приветствуют как выражение решимости
бороться с «исламским терроризмом». Рейтинги этих деятелей внутри страны
постоянно растут.
Палестинские позиции сводятся к следующему:
1. Израиль проводит агрессию против независимого государства Палестина.
2. Народ Палестины – изгои на своей собственной земле и нежелательные
иммигранты в чужих странах.
3. А.Шарон – экстремист, спровоцировавший интифаду посещением мечети «Аль
Акса» в восточном Иерусалиме, и сорвавший, таким образом «мирный
процесс».
4. Израиль проводит политику государственного терроризма против арабов.
5. Те, кого израильтяне называют террористами, у них называются шахидами, а
теракты – «самоубийственными акциями».
6. На бытовом уровне палестинцы апеллируют к тезисам «всемирного еврейского
заговора», «засилья сионистов», иногда – «Протоколам сионских мудрецов»,
и необходимости поддержать их в борьбе с этими опасностями.
7. Апеллируя к антиамериканским и антизападным настроениям аудитории стран
Азии и Африки, палестинцы называют политику Израиля и патронирующих ему
США «неоколониализмом». На международных конференциях и форумах они
выдвигают тезис о приравнивании политики Израиля к расизму.
Таким образом общими являются тезисы «народ-изгой», «они- террористы
и бандиты», «их государство – незаконное образование[102]». Израильтяне
настаивают на антиисламских тезисах, и палестинцы – на расизме оппонентов.
Палестинская пропаганда, в отличие от европейской антисемитской, не
строится на критике иудаизма. Это объясняется тем, что пророк Мухаммед
построил ислам, базируясь на Торе, которую он считал «святой книгой». В
ходе междоусобицы он изгнал и спровоцировал истребление двух еврейских
племен в Мекке, но в целом считал Ислам продолжением иудаизма и
христианства и, по-видимому, до конца жизни хотел, чтобы евреи также
признали его пророком. Поэтому Коран, наряду с жесткими высказываниями в
адрес язычников, содержит увещевания христианам и иудеям встать на «путь
праведных», а также мягкие упреки тем, кто этого не сделал. Иудеи, как и
христиане, тогда рассматривались как потенциальные мусульмане и притеснять
их запрещалось.
Ненависть к израильтянам от этого меньше не становится. Например в
1988 году палестинский поэт Махмуд Дервиш написал:
«Покиньте же нашу страну, нашу землю, наше море
Нашу пшеницу, нашу соль, наши раны…
Все покиньте и покиньте память о памяти вашей[103].»
Не лишены почвы обвинения израильтян в адрес палестинского
руководства в лицемерии. Вот например Я.Арафат 13 декабря 1988 года заявил
на 43-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, обращаясь к израильтянам:
«Давайте примиримся. Давайте отбросим страх и запугивание. Давайте оставим
позади войны, непрерывно бушевавшие в горниле этого конфликта в последние
40 лет. Давайте отбросим все угрозы войн в будущем, жертвами которых могут
стать наши и ваши дети[104]». А затем, в январе 1990 года, он сказал:
«государство Израиль – порождение второй мировой войны, и оно должно
исчезнуть, как исчезла Берлинская стена[105]».
Оправдывая подобную «двойственность» Я.Арафат 11 мая 1994
года.Арафат, говоря о соглашениях с израильтянами, вспомнил о договоре,
который заключил пророк Махаммед в 628 году с курейшитами. Пророк пообещал
курейшитам мир на 10 лет, но через два года передумал, вырезал все племя
курейшитов и захватил Мекку. Вот и мы, сказал Я.Арафат, принимаем
соглашение с израильтянами «только для того, чтобы проложить наш путь к
Иерусалиму[106]».
Подобная позиция не способствует мирному процессу и является крупной
политической ошибкой.
Известно, что Я.Арафат не имеет полномочий объявлять джихад. Он –
светский деятель, а для принятия такого решения требуется согласие самых
авторитетных улемов. Тем не менее 21 октября 1996 года он заявил в лагере
беженцев Дегейша: «Мы знаем только одно слово – джихад, джихад, джихад! Мы
находимся в конфликте с сионистским движением и протестуем против
Декларации Бальфура»[107].
Действуя на протяжении десятилетий подобная «крутая» пропаганда не
может не воздействовать на сознание палестинцев самым пагубным образом.
Ведь призывы к насилию не способствуют поиску решения палестинской
проблемы. Примеров, когда люди поддаются на эти призывы много. Вот один из
них.
Абдулла Сохар, младший брат палестинского шахида: «Я готов продолжить
дело моего старшего брата, пожертвовав собственной жизнью, чтобы убить как
можно больше евреев. Дело моего брата- праведное. Дайте мне сейчас сумку с
взрывчаткой, я тут же пойду убивать израильтян. А еще лучше – израильских
солдат. В раю нет блокпостов, нет страдания и боли[108]».
Израильская пропаганда, в отличие от палестинской, имеет
этнорелигиозную окраску. Сама идея государства евреев и для евреев, которую
разделяет большинство израильтян и евреев диаспоры дает почву для
обвинений в расизме и сегрегации. Ведь Израильское государство – не вполне
гражданское общество. В Израиле нет своей конституции. Ее заменяет 11
основных законов, среди которого нет закона, утверждающего права человека и
гражданина. Соответственно граждане Израиля не равноправны. Несмотря на
яростные споры внутри израильского общества, существует фактическая шкала
ценности граждан: первый сорт – евреи, особенно религиозные, остальные –
второй[109]. Арабы, мусульмане, христиане, а во многом и неверующие евреи –
явно входят в число граждан второго сорта.
Давид Бен Гурион считал, что высший закон для каждого еврея –
Тора[110]. Каждую неделю богобоязненный еврей должен прочесть одну главу
Торы[111] (всего 54 главы. Авт.).
Библия в ветхозаветной части содержит ряд изначальных тезисов
израильской пропаганды: богоизбранность и исключительные права на земли на
Ближнем Востоке при отрицании прав других народов:
. Моисей в обращении к народу древнего Израиля сказал: «Только отцов
твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них,
из всех народов, как ныне видишь[112]».
. В книге Исход сам Бог утверждает права племени Израиля на следующие
земли: «Провожу пределы твои от моря Чермного (т.е Красное) до моря
Филистимского (т.е. Средиземного) и от пустыни (Синай) до реки великой
Евфрата, ибо предам в руки ваши жителей сей земли и прогонишь их от
лица твоего[113]».
На протяжении десятков лет в Израиле насаждалась ненависть к арабам.
ООП изображалась как скопище террористов, а уж хуже, чудовищнее, гнуснее
Арафата вообще никого небыло[114].
В декабре 1992 года депутат Кнессета Авраам Бург заявил, что
израильская система образования, особенно религиозного, воспитывает расизм.
Он сказал: «Мы поражены болезнью неприятия других народов». Его поддержала
депутат Шулами Алони: «Нашим детям внушали, что еврейский народ является
генетически избранным».
В декабре 1996 года покойный Рехавам Заеви, член Кнессета сказал: «Не
пустыня создала араба, а араб – пустыню. Как он создал ее? Опустошительными
войнами, варварским, коррумпированным правлением, ленью, разведением коз,
которые уничтожают всю зелень[115]».
Расистский характер сионизма был закреплен в резолюции ООН №3379 от
10 ноября 1975 года. Сейчас она отменена.
В декабре 1995 года религиозная партия МАФДАЛ обвиняла правительство
Израиля за неспособность справиться с акциями палестинских смертников. Ее
руководство заявило «В Иерусалиме сидит компания ханаанцев, знать ничего не
знающих и омерзительных, которые водят правительство за нос и заставляют
его валяться в ногах у подонков, являющихся наследниками нацистов[116]». И
далее: «Вы господин Рабин, поставили нашу страну на колени. Перед кем?
Перед бандой убийц, жаждущих нашего истребления. Мы в нашей вооруженной
стране уподобляемся тем несчастным безоружным евреям, которые в годы второй
мировой войны безропотно шли в газовые камеры[117].»
Целое поколение израильтян отравлены этой пропагандой. На сайте
www.sem40, например, можно найти чаты, где авторы, с многочисленными
орфографическими ошибками призывают к истреблению «человекоподобных
зверьков мусульман» и искоренению их «карана».
Пропагандистская война, к сожалению, привела к стойкой взаимной
ненависти и отвратительным проявлениям нетерпимости. Сила созданных
стереотипов такова, что даже при немедленном урегулировании самого
конфликта потребуются десятилетия кропотливой работы для избавления от них.
Заключение
На фоне нынешнего накала борьбы рассуждения о мире на Ближнем
Востоке выглядят утопическими. Но факт остается фактом: палестинцы и
израильтяне – дети одной земли. Сходен их образ жизни, много общего в
менталитете. И те и другие – превосходные предприниматели и трудолюбивые
работники. Автор убежден, что этот регион начнет быстро процветать и
богатеть, как только стороны найдут путь к миру. Еврейская и арабская
предприимчивость, наличие трудовых ресурсом, полезных ископаемых – вот
компоненты будущего процветающего государства арабов и евреев.
Тем не менее скорость политических процессов в современном мире
достаточно велика. Еще недавно мы не могли представить себе успехи процесса
в Осло, что Израиль и Палестина способны к взаимному признанию. Условия,
при которых мирный процесс может начаться и быстро пойти реальны, хотя
признаков этого не так много.
А пока информационная война выплескивается на экраны телевизоров во
всем мире. Мы почти ежедневно видим окровавленные останки детей после
взрыва в израильской дискотеке или обгоревшие трупы в развороченных домах в
Дженине. Небывалая жестокость зрелищ калечит души зрителей. Можно запрещать
показы, но лучше – сделать так, что конфликт был урегулирован и источник
исчез.
Из изложенного выше можно сделать некоторые выводы.
1. В конфликте на Ближнем Востоке нет правых и виноватых. Нельзя
сделать ничего более глупого, чем занять пропалестинскую или
прозраильскую позицию. И на той и на другой стороне есть
влиятельные силы, стоящие за тот или иной вариант решения
проблем. Человеческое измерение конфликта заключается в том, что
очень жаль людей, гибнущих не по своей вине, просто в силу
сложившихся обстоятельств.
2. Наглядно видна ангажированность и необъективность мировых и
российских средств массовой информации. Совершенно не переварив
и не переосмыслив, дикторы одного и того же канала могут зараз
повторить как тезисы израильской, так и тезисы палестинской
пропаганды. Западные СМИ дают информацию немного более
оперативно и с большим разнообразием точек зрения.
3. Задача российских СМИ, в таких условиях, - накачивание
наибольшего количества информации, представляющей фактическую
сторону дела, максимальная объективность в освещении событий.
Российским государственным интересам отвечает отыскание решения
ближневосточной проблемы совместными усилиями и исключительно
мирным путем.
4. Россия не должна дать вытеснить себя из числа посредников
урегулирования, вернуть себе утраченные позиции на Ближнем
Востоке и занять там подобающее место к моменту решения всех
проблем.
5. С урегулированием конфликта взаимная ненависть не исчезнет.
Потребуются усилия сотен специалистов в области информационных
воздействий, чтобы создать привлекательный образ Ближнего
Востока.
6. Задача востоковедов и исследователей в области науки об
информационных воздействиях – скрупулезно изучать, моделировать
ситуации, одной из которых является ближневосточный конфликт.
Список использованной литературы
А.Бовин 5 лет среди евреев и мидовцев. М. 2000
АбуМазен (Махмуд Аббас). Путь в Осло. М., 1996
Библия. Российское Библейское общество 1997
Военный энциклопедический словарь М.1982
Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981
Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе. Высшая Школа. М. 1987
Дмитриев Е. Палестинский узел..М.1997
Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах
США(1962 -1986 гг.), М.: Автор, 1996.
Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем
Востоке в системе международных отношений М. 2001
Каяли, Маджид. "Народные комитеты " в интифаде - их политическая,
экономическая и общественная роль.// Аль-Ард, № 6, 1989, Дамаск.
Коран. перевод смыслов м комментарии В.Пороховой. Тегеран 1997
Международные конфликты. Ред. В. В. Журкин и Е. М. Примаков. М.:
Международные отношения, 1972
Моя жизнь. Г.Меир Чимкент «Аурика» 1997 г
Никитина Г.С. Государство Израиль М. Наука 1968
Новейшая история арабских стран. М.Наука. 1982.
Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и
конференций./ Ред. Тимофеев И. В. , 1984
Перес, Ш., Новый Ближний Восток. М., 1994.
Почепцов Г.Г. Информационные войны. Ваклер 2001
С.И.Беглов. Внешнеполитическая пропаганда. М.1984
Стрелецкий В. Этнонациональные конфликты:сущность, генезис,
типы.//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах, М.:
Московский Центр Карнеги.1997.
Тишков В. А. Амбиции лидеров и надменность силы: заметки о чеченском
кризисе//Свободная мысль, 1995
Тума,Эмиль. Корни палестинской проблемы. Иерусалим, б/и, 1976.
Хазанов М. Е. ООН и ближневосточный кризис. М., 1983.
Хайри аль Ориди Ближневосточный мирный процесс – палестинское направление
М.2000
Brown J.A.C. Techniques of Persuasion. From Propaganda to Brainwasing. –
Harmondsworth 1963
Ajami, F. The Shadows of Hell.//Foreign Policy NO 48, 1982
Benvenisti, M. The West Bank and Gaza Strip Project. Wash., 1982.
Bruce R. The Palestinian Problem and U.S. Policy .//Security in the
Middle j to Regional Change and Great Power Strategies./ Ed. Samuel F.
Wells, Jr. Mark y. Westview Press/ Boulder and London. 1987
Cobban, Helena. The Palestinian Liberation Organisation: People, Power
and Cambridge University Press, 1984. Journal of Palestinian Vol. 12
(Spring 1983; vol. 14 (Winter 1985),; vol. 16 1987)
Flapan, Simha. Sionism and the Palestinians. London, Groom Helm, 1979
Flapan, Simha. The Long Search for Peace: A Progressive Israeli
View//Security in the Middle East. Regional Change and Great Power
Strategies./Ed. Samuel F. Wells, Jr. Mark Bruzonscy. Boulder and London:
Westview Press, 1987
Giuchard A. Los juifs. Paris 1988
Glubb, John. A Soldier with the Arab. London, 1957,
Herzog, Chaim. Heroes of Israel. Profiles of Jewish Courage.
Jerusalem,1986
Kissinger, Henry. White House Years.
Les Palestinians de L'interrieur./Ed. Camille Mansour. Paris, 1989.
Mandell Neville The arabs and Zionism before WWII. Bercley, University of
California Press 1976
Morphet, Sally. The Palestinians and their right to self-
determinatin.//Foreign Plicy and Human Rights. Issues and Responses./ Ed.
by R. J. Vincent. London: Cambridge University Press, 1986
Muslih Muhammad Y. The origins of Palestinian nationalism N.Y. 1988
Population, Housing, and Establishment Census - 1997. Palestine National
Authority. Palestinian Central Bureau of Statistics. 30. 11. 1998.
Primor, Avi. Der Friedensprozess im Nahen Osten und die Rolle der
Europeishen Union. Bonn, ZEI Institute, 1998.[118] Kissinger, Henry.
White House Years.
Report of the Commissiner-General of the United Nations Relief and Works
Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1997-30 June 1998.
Sherif M. Intergroup Conflict and Cooperation: The Robbers Cave
Experiment. Norman (Oklahoma), 1961
Zagoren, Ruby. Chaim Weizmann. First President of Israel. Champaign,
Illinois. US.A.,1972.
Zurring Lawrence the Middle East Political Dictionary. California 1984
Периодические издания
Ежегодный отчет по правам человека Госдепартамента США, 1999 год. По
http://honestreporting.ru/articles/?id=58
Международная Амнистия (Amnesty International), годовой отчет от 2000
года. По http://honestreporting.ru/articles/?id=58
Известия. 29.11.1989
Аль-Ахрам. Каир, 20. 04. 1991.
В.Борисов МК 05.12.2000 Интернет массового поражения.
Эксперт» №14 от 8.04.2002
Компьюлента 17.04.2002
Деловая хроника» №14 16-22 апреля
Christian Sciens Monitor June 4 1985;
Time March 27 1978.
Information Bulletin. Communist Party of Israel. Tel Aviv 1973. No 12
Mallison Thomas and Mallison Sally V. The National Rights of the People
of Palestine.//Journal of Palestinian Studies No 9 (summer 1980);
"President Nixon's News Conference of October 26" State Bulletin vol. 69
November 12 1973.
Источники в интернете
Александр ШУМИЛИН Катарский телеканал раскрутил информ. войну на Бл.
Востоке http://www.izvestia.ru/tv/article23824 2.03 2003
Ариэлла Голд Itogi.ru
http://www.honestreporting.com/critiques/2001/celebrate
В.Серебряный Независимое военное обозрение 9 (324) 14.03.2003 г. Кто кого
"перекричит" nvo.ru
Виктор Захарченко www.russ.ru 23.12. 2002
Кибервойна на Ближнем Востоке. Дженифер Дисабатино Computerworld,
#42/2000 11.11.2000
Олег Туров. Оружие массовой информации
Сергей Борисов ПРАВДА.Ру со ссылкой на www.nationalreview.com
Сергей Борисов. «Израиль и электронный джихад» Pravda.ru 02.08.2001
Шломо Громан www.sem40.ru “Зачем Усаме порносайт ” 3.12.1999
Материалы сайтов
Официальный палестинский сайт http://palestine-info.ru
Ananova. com. 16.11.2000
http://www.podrobnosti.com.
honestreporting.ru? List.ru , Strana.ru
Официальный израильский gov.il Сионистский sem40.ru и др интернет
сайты
-----------------------
[1] А.Бовин 5 лет среди евреев и мидовцев. М. 2000. стр. 370
[2] Часть ортодоксальных евреев активно выступает против сионизма и
согласна принять палестинское управление.
[3] Посетил мечеть Аль Акса в Иерусалиме и спровоцировал интифаду «Аль
Акса»
[4] Giuchard A. Los juifs. Paris 1988
[5] Muslih Muhammad Y. The origins of Palestinian nationalism N.Y. 1988 p.
38
[6] Т.е. «восхождение».
[7] Mandell Neville The arabs and Zionism before WWII. Bercley, University
of California Press 1976 p. 223
[8] Zurring Lawrence the Middle East Political Dictionary. California 1884
p.229
[9] Muslim Muhammad Ibid p.87
[10] Никитина Г.С. Государство Израиль М. Наука 1968 с. 60
[11] Хайри аль Ориди Ближневосточный мирный процесс – палестинское
направление М.2000 с.27
[12] Хайри аль Ориди Там же с.29
[13] Самооборона еврейских колонистов
[14] Хайри аль Ориди Ближневосточный мирный процесс – палестинское
направление М.2000 с.
[15] Цит. по "Международные конфликты"./ Ред. В. В. Журкин и Е. М.
Примаков. С. 123
[16] Известия. 29.11.1989
[17] Glubb, John. A Soldier with the Arab. London, 1957, P. 6.
[18] См.: Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и
конференций./Ред. Тимофеев И. В., М., 1984.
[19] Хайри аль Ориди Ближневосточный мирный процесс – палестинское
направление М.2000 с
[20] Никитина, ГС. Там же. С. 35.
[21] Там же. С. 60.
[22] Перес, Ш., Новый Ближний Восток. М., 1994. С. 239-240 Никитина Г. С.
Государство Израиль. С. 62
[23] Les Palestinians de L'interrieur./Ed. Camille Mansour. Paris, 1989. P.
18.
[24] Morphet, Sally. The Palestinians and their right to self-
determinatin.//Foreign Plicy and Human Rights. Issues and Responses./ Ed.
by R. J. Vincent. London: Cambridge University Press, 1986. P. 88.
[25] Report of the Commissiner-General of the United Nations Relief and
Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1997-30 June
1998.
[26] Population, Housing, and Establishment Census - 1997. Palestine
National Authority. Palestinian Central Bureau of Statistics. 30. 11. 1998.
[27] Цит. по: Никитина Г. С. Государство Израиль. С. 16.
[28] Primor, Avi. Der Friedensprozess im Nahen Osten und die Rolle der
Europeishen Union. Bonn, ZEI Institute, 1998. P. 55.
[29] Kissinger, Henry. White House Years. P. 342.
[30] Цит. по: Herzog, Chaim. Heroes of Israel. Profiles of Jewish Courage.
Jerusalem,1986.P. 28.
[31] Цит. по: Flapan, Simha. Sionism and the Palestinians. London, Groom
Helm, 1979. P. 131.
[32] ) Flapan, Simha. The Long Search for Peace: A Progressive Israeli
View//Security in the Middle East. Regional Change and Great Power
Strategies./Ed. Samuel F. Wells, Jr. Mark Bruzonscy. Boulder and London:
Westview Press, 1987. P. 142.
[33] Хайри аль Ориди Ближневосточный мирный процесс – палестинское
направление М.2000 с
[34] Международные конфликты. Ред. В. В. Журкин и Е. М. Примаков. М.:
Международные отношения, 1972. С. 19.
[35] Sherif M. Intergroup Conflict and Cooperation: The Robbers Cave
Experiment. Norman (Oklahoma), 1961. P. 23.
[36] См: Тишков В. А. Амбиции лидеров и надменность силы: заметки о
чеченском кризисе//Свободная мысль, 1995, №1; Horowitz D. Ethnic Groups in
Conflict. - Berkley: Univ. of California Press, 1985. P. 234-236.
[37] Стрелецкий, В Этнонациональные конфликты:сущность, генезис,
типы.//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах, М.: Московский
Центр Карнеги.1997. С. 229.
[38] Источник: Dupuy, Т. Elusive Victory: The Arab-Israeli Wars, 1947 - 74.
N. Y.: Harper andRow,1978. P. 124, 212, 333, 369, 609.
[39] Christian Sciens Monitor, June 4, 1985; Time, March 27,1978.
[40] "President Nixon's News Conference of October 26," State Bulletin,
vol. 69, November 12,1973. P. 581,583.
[41] Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести
президентах США(1962 -1986 гг.), М.: Автор, 1996. С. 278-279.
[42] Там же, с. 279
[43] Kissinger, Henry. White House Years. P. 342.
[44] Более подробно на эту тему см: Flapan, S. Sionism and the
Palestinians. London: Croom Helm, 1979.
[45] Цит. по: Zagoren, Ruby. Chaim Weizmann. First President of Israel.
Champaign, Illinois. US.A.,1972. P. 90, 105.
[46] Цит. по: Абу Мазен. Там же. С. 68. Гаарец. Тель Авив, 15.05.1999.
[47] Моя жизнь Г.Меир Чимкент «Аурика» 1997 г
[48] Flapan, Simha. The Long Search for Peace: A Progressive Israeli
View//Security in the idle East. Regional Change and Great Power
Strategies./ Ed. Samuel F. Wells, Jr. Mark fruzonscy. Westview Press/
Boulder and London. 1987. P. 167.
[49] Ibid p.162
[50] Ajami, F. The Shadows of Hell.//Foreign Policy NO 48, 1982. P. 95
[51] Bruce R. The Palestinian Problem and U.S. Policy .//Security in the
Middle j to Regional Change and Great Power Strategies./ Ed. Samuel F.
Wells, Jr. Mark y. Westview Press/ Boulder and London. 1987. P. 190.
[52] Ibid. p191
[53] Дмитриев Е. Палестинский узел... С. 30-31.
[54] Тума,Эмиль. Корни палестинской проблемы. Иерусалим, б/и, 1976.
[55] Information Bulletin. Communist Party of Israel. Tel Aviv, 1973. No
12. P. 28.
[56] Алаа, АбуАмер. Там же. с. 43.
[57] АбуМазен (Махмуд Аббас). Путь в Осло. М., 1996. С. 22.
[58] АбуМазен (Махмуд Аббас). Там же. С. 78
[59] Алаа,АбуАмер. Там же. С. 121.
[60] Benvenisti, M. The West Bank and Gaza Strip Project. Wash., 1982. P.
45.
[61] Киселев В. И. Там же, с. 32
[62] Хазанов М. Е. ООН и ближневосточный кризис. М., 1983.
[63] Cobban, Helena. The Palestinian Liberation Organisation: People, Power
and Cambridge University Press, 1984. P. 60-63,79, 84-87. Journal of
Palestinian , - Vol. 12 (Spring 1983). P. 250-254; vol. 14 (Winter
1985), pp. 257-259; vol. 16 f ">er 1987), pp. 196-204.
[64] Абу Мазен (Махмуд Аббас). Там же.
[65] См,: Каяли, Маджид. "Народные комитеты " в интифаде - их политическая,
экономическая и общественная роль.// Аль-Ард, № 6, 1989, Дамаск.
[66] См.:Аль-Хадаф. Дамаск,25.12.1988.
[67] Али, Абу Амер. Там же. С. 154.
[68] Али, Абу Амер. Там же.
[69] Аль-Ахрам. Каир, 20. 04. 1991.
[70] См.: Mallison, Thomas and Mallison, Sally V. The National Rights of
the People of Palestine.//Journal of Palestinian Studies No 9 (summer 1980)
P. 119-130; Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций
и конференций./ Ред. Тимофеев И. В. М., 1984; Хазанов М. Е. ООН и
ближневосточный кризис. М., 1983.
[71] А.Бовин 5 лет среди евреев и мидовцев. М. 2000. стр. 371
[72] Более 1,3 млн. подключенных к интернету компьютеров в Израиле, т.е.
больше чем во всех арабских странах вместе взятых. Компьюлента 17.04.2002
[73] Появился термин «хактивисты» для идейных борцов в интернете
[74] Шломо Громан www.sem40.ru “Зачем Усаме порносайт ” 3.12.1999
[75] Сергей Борисов ПРАВДА.Ру со ссылкой на www.nationalreview.com
[76] Тогда и появился термин e-jihad. Сейчас в интернете сотни сайтов с
призывами к нему.
[77] Сергей Борисов. «Израиль и электронный джихад» Pravda.ru 02.08.2001
[78] Официальный палестинский сайт http://palestine-
info.ru/utilites/analitica/materielles/Intifada.htm
[79] Кибервойна на Ближнем Востоке. Дженифер Дисабатино Computerworld,
#42/2000 11.11.2000
[80] Там же
[81] lenta.ru 27.10.2000 со ссылкой на ВВС и Associated Press
[82] Ananova. com. 16.11.2000
[83] Цит. по Дженифер Дисабатино, там же.
[84] Виктор Захарченко www.russ.ru 23.12. 2002
[85] Sodа на иврите значит "секрет".
[86] http://palestine-info.ru/utilites/analitica/materielles/Intifada.htm
[87] http://palestine-info.ru/utilites/analitica/materielles/Intifada.htm
со ссылкой на израильский форум по вопросам безопасности сетей (ISIEF)
[88] http://palestine-info.ru/utilites/analitica/materielles/Intifada.htm
[89] Компьюлента 7.04. 2002 со ссылкой на данные компании в области
обеспечения безопасности сетей mi2g.
[90] Интернет массового поражения. МК 05.12.2000
[91] В.Серебряный Независимое военное обозрение 9 (324) 14.03.2003 г. Кто
кого "перекричит"
[92] Itogi.ru Олег Туров. Оружие массовой информации
[93] Ариэлла Голд http://www.honestreporting.com/critiques/2001/celebrate
[94] http://www.podrobnosti.com.ua/society/2001/12/17/10308.html
[95] • Александр ШУМИЛИН Катарский телеканал раскрутил информ. войну на Бл.
Востоке http://www.izvestia.ru/tv/article23824 2.03 2003
[96] 3.02.2003 года http://riw.ru/east1686.html со ссылкой на Гаарец
[97] Ежегодный отчет по правам человека Госдепартамента США, 1999 год. Цит.
по http://honestreporting.ru/articles/?id=58
[98] Международная Амнистия (Amnesty International), годовой отчет от 2000
года. Цит. по http://honestreporting.ru/articles/?id=58
[99]Палестинская группа наблюдения за правами человека Цит. по
http://honestreporting.ru/articles/?id=58
[100] Brown J.A.C. Techniques of Persuasion. From Propaganda to
Brainwasing. – Harmondsworth 1963. P.82.
[101] События в Дженине в марте 2002 г., например.
[102] По аналогии с опухолью.
[103] А.Бовин 5 лет среди евреев и мидовцев. М. 2000. стр. 415
[104] Там же, стр. 371
[105]Там же стр. 371
[106] Там же, стр. 371
[107] Там же стр. 371
[108] Там же. стр. 365
[109] Там же. стр. 227
[110] Там же, стр. 226
[111] Там же, стр. 471
[112] Второзаконие глава 11, статья 15
[113] Исход глава 23, статья 31
[114] А.Бовин 5 лет среди евреев и мидовцев. М. 2000. стр. 434
[115] Там же, стр. 416
[116] Там же, стр. 365
[117] Там же, стр. 419
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|