МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методики оценки мирового экспорта обычных вооружений

    Соединенными Штатами, можно только сказать, что данные колеблются как в

    сторону завышения, так и в сторону занижения, и что расхождения колеблются

    в меньших пределах чем в случае с США. Например для России расхождения с

    данными СИПРИ составляют от 15 до 38%%, с данными IISS и ACDA порядка 2-

    17%%, а с "реальными" вообще не превышают 8%.

    В целом для всех стран Исследовательская Служба Бибилиотеки Конгресса США

    представляет довольно различный разброс данных, который варьируется от

    минимальных значений (для Великобритании: сравнение с данными Американского

    агентства и Лондонского института, при отбрасывании двух точек - 1986, 87

    гг., дает погрешность не превышающую и 3%) до максимальных и противоречивых

    (например, для Франции существуют несколько точек, в которых данные Службы

    отличаются от данных других агентств на 40 -150%(!), а для Великобритании в

    1994 году объем поставок вооружений только в "развивающиеся" страны

    превышает данные всех других агентств, которые указывают экспорт во все

    страны.

    3.Мировой экспорт вооружений: качественная картина

    Для проведения сравнения и анализа, и устранения расхождений, связанных с

    различными представлениями данных центрами (имеется в виду тот факт, что

    все цифры приводятся или "в ценах N-го года" или "в текущих ценах" (см.

    Приложение 1)), приведем все данные аналитических центров к единой базе,

    скажем к "ценам 1990 года".

    Далее предположим, что все данные, приводимые исследовательскими центрами

    описывают лишь качественные характеристики мирового рынка вооружений, а

    расхождения возникают из-за различия методик оценки и анализа. В этом

    случае усреднения приводимых данных тоже будут описывать качественную

    картину.

    Введем понятия "реальная стоимость боевой системы", "реальные цены",

    "реальный экспорт" и "реальные объемы". Будем считать "реальные цены,

    стоимость, экспорт и объемы" равными усредненным по всем значениям данных,

    представляемых аналитическими центрами, ценам, стоимости, экспорту и

    объемам соответственно.

    Построим график изменения мирового экспорта по годам. Из графика видно, что

    центры дают существенно различные значения объемов мирового экспорта -

    расхождения на участке 1985-91 гг. составляют порядка 15 - 25 млрд. дол.

    При этом данные СИПРИ и Службы конгресса гораздо ниже "реальных" (средних)

    данных, а Агентства по контролю и Лондонского института - превышают

    усредненные значения. Данные Агентства вплоть до 1992 года являются

    максимальными (с 1992-го максимальны данные IISS), а Служба конгресса

    представляет минимальные почти на всем рассматриваемом периоде.

    С 1992 года расхождения становятся гораздо меньшими (порядка 5 - 11 млрд.),

    а цифры Агентства и СИПРИ почти равными "реальным".

    Несмотря на существенные расхождения (в основном количественные - объем

    рынка, его максимальные и минимальные значения; а так же качественные -

    степень роста, падения, формы изменений), все аналитические центры

    одинаково описывают качественную картину изменения мирового рынка

    вооружений:

    Рост до 1987 года с максимальным значением в этой точке,

    затем плавное уменьшение до минимального значения в 1994 г. (кроме СИПРИ,

    которое дает минимум в 1995 г.),

    небольшой всплеск в 1993 г. (кроме Службы Конгресса)

    незначительный рост в 1995 г. (кроме СИПРИ)

    3.1. Оценка аналитическими центрами основных экспортеров вооружений

    Построим графики изменения экспорта основных поставщиков. В США мы видим,

    что Служба конгресса дает минимальные значения для США на всем

    рассматриваемом периоде (вследствие того, что не учитываются поставки в

    рамках программы DCS и поставки в "развитые страны"), СИПРИ - "реальные" с

    точностью, которая варьируется от 1 до 14%%, а Лондонский институт и

    Американское агентство по контролю - максимальные почти на всем периоде

    (кроме 1992 года). Причем между 1987-1991 гг. данные обоих центров равны

    друг другу (погрешность 1%). Характерно, что IISS и ACDA дают одинаковые

    значения экспорта и для других поставщиков: для России (СССР),

    Великобритании и Германии на участке 1987-1993 , для Франции в 1987-92 гг.,

    а для Китая с 1987 по 1994. При этом расхождения между данными Агентства и

    Лондонского института для каждой страны не превышают и 1 процента.

    Вероятнее всего этот факт объясняется тем, что или оба аналитических центра

    использовали (по крайней мере до 1992-93 гг.) одинаковую методику оценки

    экспорта вооружений, или один из них основывался на данных другого.

    4. Методики оценки экспорта вооружений и российский экспорт.

    Описанная до этого качественная картина мирового экспорта вооружений

    идентична российскому экспорту - рост до максимального значения в 1987 г.,

    падение до минимального в 1994 г., с всплеском в 1993 г. и незначительный

    рост в 1995 г.; отличия проявляются в степенях изменений - если мировой

    рынок уменьшился с 1987 года по 1994 на 52-72 %%, то российский экспорт

    упал на 94-95 %% .

    Исходя из вышесказанного можно сделать двоякое предположение:

    или российский экспорт оружия явно зависит от конъюнктуры мирового рынка

    вооружений,

    или же именно российский (советский) экспорт задавал тенденцию для

    мирового.

    Для проверки предположения, во-первых, нормируем мировой экспорт на его

    максимальное значение в 1987 году. На полученном графике на участке 1987-90

    гг. кривая может быть аппроксимирована функцией W(Y) = k * Y (k < 0 , Y -

    год), то есть прямой с отрицательным коэффициентом (точность аппроксимации

    порядка 5%).

    Во-вторых, рассмотрим долю советского экспорта, тоже нормированную на 1987

    год. На участке 1986-89 кривую можно представить как Rsh(Y) = const (если

    отбросить точку CRS-1989, то точность аппроксимации порядка 5%, с точностью

    порядка 10% участок расширяется до 1990 года). С учетом двух представленных

    аппроксимаций, получаем формулу: W(Y) = a * R(Y) , где R(Y) - функция,

    описывающая российский экспорт, a - постоянная (определяется через значения

    в точке - 1987 год).

    Теперь построим зависимость мирового экспорта от российского W(R).

    Полученные результаты доказывают, что существует явная зависимость между

    объемом мирового рынка и абсолютной величиной российского (советского)

    экспорта. При увеличении российского растет и мировой. Причем эту

    зависимость довольно точно можно аппроксимировать линейными функциями:

    W(R) = k * R + a , где k и a - постоянные

    Данные аналитических центров в итоге можно представить прямыми на двух

    участках: первый 1987-90 гг. и второй 1990-1994 гг. При этом точность

    аппроксимации составляет от порядка 1% для СИПРИ до 5% для Службы

    конгресса. Значения k (углы наклона) для прямых довольно близки друг к

    другу (т.е. прямые почти параллельны) от 0,807 для Агентства по контролю до

    0,849 для СИПРИ .

    Учитывая тот факт, что вплоть до 1990 года советская доля в мировом

    экспорте вооружений составляла от 31 до 40%% (Служба Конгресса выдавала

    значения порядка 40-50%% из-за особенностей их методики) и лишь в 1991

    зафиксировано резкое падение до17-21 %%, можно утверждать следующее:

    вплоть до 1990 года российский (советский) экспорт определял тенденции для

    мирового экспорта вооружений (при этом коэффициент "влияния" был достаточно

    близок к единице (порядка 0,8), что означало, что при изменении объема

    советского экспорта скажем в два раза, мировой экспорт изменялся примерно в

    1,6-1,7 раза.

    начиная с 1990 года влияние российского экспорта существенно уменьшилось

    (0,3-0,6), однако линейная зависимость по прежнему существует.

    С середины 1996 года российскими средствами массовой информации было широко

    растиражировано утверждение, что начиная с 1995 года Россия по данным СИПРИ

    вышла на второе место в мире по экспорту вооружений, уступая только США.

    Одновременно с этой информацией активно распространялись некоторые выводы

    из доклада Исследовательской службы конгресса США 1996 года [CRS7],

    согласно которому в 1995 году Россия вышла на первое место в мире по объему

    полученных заказов. В дальнейшем появились прогнозы, утверждающие, что

    теперь Россия стабильно закрепилась на втором месте по поставкам

    вооружений, а с 1998 может обогнать и США. Действительно,

    А. Согласно данным СИПРИ от 1996 года, Россия поставив вооружений на 3,9

    млрд. долл. в 1995 году, заняла второе место в мире по поставкам основных

    вооружений, обогнав Великобританию (1,6 млрд. долл.), Германию (1,9 млрд.

    долл.) и Францию (815 млн. долл.).

    Б. Согласно докладу Исследовательской службы конгресса от 1996 года, в 1995

    году Россия и США заключили соглашений на поставки вооружений на 9,1 и

    8,231 млрд. долл. соответственно.

    Однако все эти выводы требуют более внимательного анализа. Относительно

    первого пункта: следует сразу оговориться, что речь идет,

    во-первых, о поставках только основных пяти категорий вооружений;

    во-вторых, единицей измерения сумм поставок являются не те доллары, которые

    используются во всем мире для унификации взаиморасчетов, для определения

    покупательной способности национальных валют, для качественного описания

    определенных показателей тенденций мирового или государственного уровня

    (например ВНП, госбюджет) и т. п., а "доллары", являющиеся единицей

    измерения "тренд -индикатора" СИПРИ, которые очень сильно отличаются от

    реальной денежной единицы США. Единица измерения, используемая СИПРИ, может

    очень сильно различаться и при описании экспорта отдельных стран. Например,

    "доллар" СИПРИ для Великобритании в 1994 году оказывается дороже "доллара"

    для России в 1,1 раза, а в 1993 году в 3,7 раза (!). То есть СИПРИ довольно

    сильно занижает экспорт Великобритании по сравнению с Россией.

    Общеизвестно, что в последние годы объем российского экспорта выражается

    цифрами такого же порядка, как и экспорт Великобритании, Германии или

    Франции (то есть несколькими миллиардами долларов), и что именно эти

    западноевропейские страны составляют конкуренцию России в борьбе за второе

    место в мире по объему поставок вооружений и военной техники. Следовательно

    анализ данных аналитических центров относительно этих стран и даст более-

    менее достоверную картину того как же именно ранжированы страны по

    показателю "объем поставок вооружений". В 1990-м году по данным трех

    агентств - СИПРИ, IISS и ACDA (по данным Службы конгресса в 91-м),

    стремительно падающая кривая советского экспорта сравнялась с относительно

    стабильной кривой экспорта США. После этого, согласно данным всех

    аналитических центров (как впрочем и официальных), США стали лидером,

    занимая первое место в мире по поставкам вооружений.

    Наиболее вероятным претендентом на "реальное" второе место в мире является

    Великобритания, которая уверенно занимает вторую позицию с 1992 года

    согласно данным трех центров - CRS, ACDA, IISS и третье место согласно

    СИПРИ (и это при условии, что СИПРИ существенно занижает объемы экспорта

    Великобритании по сравнению с "реальными" и официальными). Страна, объем

    экспорта которой уже в течении десяти лет стабильно колеблется на уровне

    примерно 4 млрд. долл. (от 3 до 6), имеет больше шансов занимать второе

    место (по крайней мере ближайшие несколько лет), чем другая страна, экспорт

    которой осцилирует на уровне на один миллиард ниже.

    Для Франции характерны гораздо более резкие колебания объемов экспорта с

    всплесками в 1985 г. до 7-8,5 млрд. долл., в 1990 г. до 4,5-5 млрд. В

    настоящее время намечается новый рост, хотя и более плавный чем в 1990

    году, но вероятнее всего никак не меньший. Россия же, согласно данным трех

    агентств - CRS, ACDA, IISS, занимает третье место с 1992 года, а в 1994 и

    95 годах по данным Лондонского института - четвертое. Согласно СИПРИ,

    Россия вообще не опускалась ниже второго места, кроме единственного года -

    1994.

    По поводу пункта Б необходимо заметить, что, во-первых, необходимо

    критически относиться к выводам Исследовательской службы Библиотеки

    конгресса, а, во-вторых, крайне осторожно строить значительные прогнозы на

    основе их данных.

    Во-первых, Служба конгресса не учитывает поставки и контракты США в рамках

    программы DCS [CRS6] - Лицензируемой коммерческой продажи вооружений и

    услуг, хотя поставки и соглашения в рамках DCS являются довольно

    значительными и составляют от 5 до 73%% поставок в рамках всех других

    программ, учитываемых Службой , или 80-186%% от соглашений в рамках

    программы FMS (межправительственные соглашения), которая является основной

    программой США в области экспорта вооружений.

    Даже простое использование среднего (21%) коэффициента соотношения DCS/CRS

    по поставкам вооружений для объема соглашений США в 1995 году (8,231 млн.

    долл.) согласно докладу Службы конгресса за 1996 год [CRS7] дает увеличение

    значения объема экспортных соглашений до 9,978 млн. долл., что превосходит

    соответствующее значение для России (9,100 млн. долл.). Следует также

    отметить, что коэффициент соотношения по поставкам гораздо меньше

    коэффициента по соглашениям-лицензиям и в этом случае при использовании

    цифры, большей чем 23%, суммарный объем контрактов может вырасти до 12-19

    млрд. долл., то есть до цифр, близких к данным других агентств (IISS или

    ACDA). Таким образом, "скорректированный" объем соглашений США по поставкам

    вооружений в 1995 году гораздо больше, чем пакет заказов России. Значит,

    Россия не могла выйти на первое место в мире по показателю "объем

    соглашений (или заказов) на поставки вооружений и военной техники" и занять

    лидирующие позиции по их поставкам после 1998 года.

    Во-вторых, Исследовательская служба конгресса довольно часто предоставляет

    в своих докладах противоречивые, а иногда и абсолютно алогичные данные,

    причем противоречия возникают даже при сравнении одних и тех же данных из

    разных докладов Службы. Например, согласно докладу от 1996 года, в 1995

    году Россия и США заключили соглашений на поставки вооружений на 9,1 и 8,2

    млрд. долл. соответственно, а в следующем докладе от 1997 года картина

    совершенно обратная: Россия в 1995 г. - на 8,3 млрд. долл., а США - 9,3.

    В качестве другого примера противоречивости данных CRS можно привести

    выводы доклада 1995-го года, что в 1994 году Франция заняла второе место в

    мире по показателю "соглашения на поставки вооружений со всем миром",

    заключив контрактов на общую сумму 12 млрд. долл., уступив лидеру (США)

    лишь 453 млн. долл. и первое (!) место по показателю "соглашения на

    поставки с развивающимися странами" - 11,4 млрд. долл. По этому поводу

    можно заметить, что сравнение данных Исследовательской службы с данными

    других агентств показывает, что объем экспортных контрактов, заключенных

    Францией, гораздо скромнее - порядка 7-9 млрд. долл., а отставание Франции

    от США существенно больше - от 2,5 до 10 млрд. И наконец, сама

    Исследовательская служба в своих докладах последующих лет (1996, 97 годов)

    дает для Франции более скромные цифры: 8,9-9,1 млрд. долл. со всем миром и

    8,1-8,4 млрд. долл. с развивающимися странами. Получается, что

    использование данных CRS для прогнозирования вероятной ситуации чревато

    получением выводов, которые могут оказаться достаточно далекими от

    реальности или ошибочными.

    Заключение

    Подводя итоги анализа существующих международных методик оценки экспорта

    обычных вооружений, можно сделать следующие выводы:

    1. Создание полной и стопроцентно достоверной картины мировой торговли

    вооружениями на сегодняшний день представляет собой невыполнимую

    задачу. С высокой степенью точности можно описать лишь приблизительные

    качественные тенденции.

    2. При всем различии применяемых методик и получаемых результатов ведущие

    аналитические центры дают совпадающие качественные картины изменения

    мирового рынка и изменение экспорта основных поставщиков вооружений и

    военной техники.

    3. Характерной особенностью методики СИПРИ являются:

    1. существенное занижение итоговых объемов поставок вооружений для

    Великобритании;

    2. незначительное занижение итоговых объемов поставок вооружений

    для Франции;

    3. существенное завышение поставок последних лет Германии;

    4. завышение экспорта США, России и Китая.

    4. Исследовательской Службой Конгресса США предоставляется противоречивая

    информация, которая не позволяет проследить достаточно явную

    тенденцию, характерную для ее методики; исключением является описание

    американского экспорта, для которого можно утверждать, что Служба

    конгресса значительно занижает объемы экспорта США.

    5. Лондонский международный институт стратегических исследований и

    Американское агентство по контролю над вооружениями :

    1. представляют наиболее полную картину описания мирового экспорта

    вооружений;

    2. данные обоих агентств являются как правило максимальными, по

    сравнению с выводами других научных организаций;

    3. выводы ACDA и IISS являются наиболее близкими к официальным

    данным государств.

    6. Анализ данных аналитических центров показывает, что существует

    линейная зависимость между объемом мирового рынка вооружений и

    величиной российского (советского) экспорта, при этом

    1. вплоть до 1990 года коэффициент зависимости порядка 0,8

    (коэффициент "влияния" достаточно близок к единице), начиная с

    1990 года коэффициент существенно уменьшился (0,3 - 0,6), однако

    линейная зависимость по прежнему существует.

    7. Утверждения о том, что начиная с 1995 года Россия вышла на второе

    место в мире по экспорту вооружений, на первое место по объему

    полученных заказов, а с 1998 года вследствие этих фактов может

    обогнать и США, не соответствует действительности, поскольку:

    1. данные Исследовательской Службы конгресса от 1996 года

    утверждающие, что в 1995 году Россия заключила больше всех в

    мире контрактов, опровергаются как самой службой в последующих

    докладах, так и выводами других аналитических центров;

    2. согласно данным СИПРИ, за более чем десять лет, с 1985 года,

    российский объем поставок лишь однажды опустился ниже второго

    места (в 1994 г.), а согласно выводам других аналитических

    центров, Россия с 1992 года занимает третье-четвертое места.

    Таблицы :

    Таблица 1. Данные Стокгольмского института изучения проблем мира [SIPRI].

    Поставки основных видов обычных вооружений основными поставщиками в 1985-

    1995 гг.

    | |в ценах 1985 года |в ценах 1990 года |

    |1985 |1986 |1987 |1988 |1989 |1990 |1990 |1991 |1992 |1993

    |1994 |1995 | |США |8 506 |10 304 |12 596 |10 503 |11 669 |8 738

    |10 648 |12 568 |13 794 |12 802 |12 821 |9 894 | |Россия |12 945

    |14 731 |14 916 |12 559 |12 220 |6 373 |10 459 |4 657 |2 841 |3 631

    |962 |3 905 | |Франция |4 046 |4 096 |3 011 |2 300 |2 577 |1 799

    |2 220 |1 071 |1 308 |1 368 |1 021 |815 | |Великобритания |1 646 |1

    500 |1 817 |1 401 |1 816 |1 220 |1 509 |1 143 |1 099 |1 213 |1 493

    |1 663 | |Китай |1 082 |1 463 |2 553 |1 868 |874 |926 |1 245 |1

    104 |1 158 |1 284 |744 |868 | |Германия, ФРГ |945 |1 120 |676 |1

    270 |716 |963 |1 656 |2 520 |1 503 |1 686 |2 483 |1 964 | |Всего

    весь мир |32 284 |36 453 |39 777 |33 767 |33 509 |21 726 |30 891

    |25 819 |24 532 |24 744 |22 842 |22 797 | |

    Таблица 2. Данные Агентства по контролю над вооружениями (ACDA) по

    поставкам вооружений и военной техники в 1985-1994 гг. в текущих ценах

    (млн. долл.)

    |1985 |1986 |1987 |1988 |1989 |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |

    |США |13 500 |12 800 |16 500 |13 400 |15 900 |16 300 |14 000 |13

    400 |13 800 |12 400 | |Россия |16 700 |21 500 |23 100 |22 000 |19

    100 |16 100 |7 400 |2 300 |3 100 |1 300 | |Франция |7 100 |4 400

    |2 900 |2 000 |2 300 |5 000 |1 800 |1 500 |800 |800 |

    |Великобритания |1 600 |3 600 |5 100 |4 800 |5 000 |4 600 |4 900 |4

    600 |4 400 |3 400 | |Китай |700 |1 300 |2 100 |3 000 |2 400 |1 500

    |1 400 |900 |1 100 |800 | |Германия, ФРГ |1 400 |1 300 |1 500 |1

    800 |1 300 |1 700 |2 300 |1 300 |1 700 |700 | |Всего

    весь мир |52 500 |54 700 |62 500 |58 900 |53 200 |48 800 |43 600

    |28 500 |28 000 |22 200 | |

    Таблица 3. Данные Лондонского института международного института

    стратегических исследований [IISS]. Мировой рынок оружия: стоимость

    поставок в 1987-1995 гг. в ценах 1994 года(млн. долл.)

    |1987 |1988 |1989 |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 | |США |20

    800 |16 510 |18 810 |18 140 |15 110 |15 093 |17 506 |15 275 |13 300

    | |Россия |29 110 |26 700 |22 180 |17 920 |7 932 |2 398 |3 164 |1

    700 |3 000 | |Франция |3 655 |2 427 |2 671 |5 565 |1 929 |1 564 |2

    613 |3 027 |3 800 | |Великобритания |6 428 |5 826 |5 806 |5 119 |5

    252 |4 797 |4 491 |4 250 |4 800 | |Китай |2 647 |3 641 |2 787 |1

    669 |1 501 |965 |1 123 |800 |600 | |Германия, ФР |1 891 |2 185 |1

    510 |1 892 |2 465 |1 356 |1 735 |1 313 |1 400 | |Всего весь мир |78

    610 |71 359 |61 710 |54 141 |36 922 |30 680 |33 706 |29 600 |30 200

    | |

    Таблица 4. Данные Исследовательской службы Библиотеки Конгресса США [CRS].

    Поставки вооружений в “развивающийся мир” в 1985-1995 гг. в текущих ценах

    (млн. долл. США)

    |1985 |1986 |1987 |1988 |1989 |1990 |1991 |1992 |1993 |1994

    |1995 | |США |5 317 |6 025 |6 586 |4 516 |3 579 |5 279 |5 875 |7

    974 |7 354 |6 091 |9 537 | |Россия |13 600 |16 700 |19 300 |19 600

    |16 600 |12 700 |6 000 |2 500 |1 900 |1 300 |2 400 | |Франция |6

    600 |3 800 |2 200 |1 100 |1 500 |4 600 |1 600 |800 |600 |1 000 |1

    609 | |Великобритания |1 100 |2 500 |3 600 |3 700 |4 100 |3 800 |3

    900 |4 000 |3 809 |4 700 |4 500 | |Китай |700 |1 300 |2 100 |3 000

    |2 700 |2 000 |1 400 |1 000 |1 200 |700 |600 | |Германия, ФР |700

    |400 |600 |700 |300 |300 |1 200 |200 |600 |800 |800 | |Всего весь

    мир |36 117 |36 825 |42 156 |40 816 |33 779 |31 779 |21 975 |19 274

    |17 454 |16 991 |21 637 | |

    Список используемых информационных источников :

    1. http://www.cast.ru/russian/publish/1997/aug-sent/4.html

    2. http://www.cast.ru/russian/publish/1997/aug-sent/4-app1.html

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.