МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • НАТО-глобальная универсальная организация?

    После 1999 года Североатлантический альянс считает своим приоритетом

    вовлечение стран-партнеров в свою орбиту для того, чтобы подготовить таким

    образом новую волну расширения НАТО. Если невоенные сферы сотрудничества

    будут эффективно развиваться, то это приведет к повышению взаимозависимости

    между НАТО и партнерами. Такая ситуация крайне выгодна с точки зрения

    перспектив расширения НАТО. Если в регионе возникнет комплексная

    взаимозависимость между государствами, которая будет включать политический,

    экономический, научный и природоохранный аспекты, то процесс расширения

    Североатлантического альянса станет необратимым и не будет зависеть от

    политической конъюнктуры.

    В этой связи главная тенденция в развитии невоенного сотрудничества

    НАТО становится очевидной. Альянс стремится интегрировать Восточную Европу

    не только в свою военную структуру, но, кроме этого, «привязать» страны

    данного региона к себе с использованием экономических, политических,

    экологических, научных и других невоенных рычагов. Сейчас Восточная Европа

    является полным и безоговорочным политическим союзником НАТО, однако через

    несколько десятилетий ситуация может измениться не в лучшую для Запада

    сторону.

    Чтобы изменение политической конфигурации Европы было невозможно в

    принципе, необходимо развивать комплексную взаимозависимость в регионе. В

    этом случае Восточная Европа будет до такой степени зависеть от Западной

    Европы и США, что ни при каких обстоятельствах не будет проводить

    независимую политику в какой бы то ни было сфере. Сходную тактику НАТО

    может использовать и в отношении России. Такова долгосрочная перспектива

    развития невоенного сотрудничества в рамках НАТО.

    Экологическая составляющая политики НАТО

    В 1959 году начал свою деятельность последний из невоенных

    комитетов, основанных в период становления НАТО. Им стал комитет по

    океанографии. Таким образом в деятельности НАТО была открыта новая

    страница—проблематика, связанная с загрязнением окружающей среды. Через

    десять лет в структуре НАТО появился отдельный комитет для решения

    вышеупомянутых задач, получивший название Комитет по проблемам современного

    общества. Этот орган был создан в соответствии с концепцией Р. Никсона о

    третьем, «социальном» измерении НАТО и статьей 2 Вашингтонского договора,

    которая предусматривает, что «страны-участницы направляют свои усилия на

    дальнейшее развитие мирных и дружественных международных отношений,

    всемерно способствуя созданию условий стабильности и процветания».[109]

    Появление Комитета по проблемам современного общества в

    определенной степени стало ответом на доклад Римскому клубу «Пределы

    роста», подготовленный группой авторов во главе с Медоузом, который стал

    одним из первых научно обоснованных прогнозов о тупиковости дальнейшего

    развития цивилизации без учета экологической составляющей. НАТО не могла

    дистанцироваться от проблем, поставленных в центр внимания международного

    сообщества, что стало импульсом для создания вышеупомянутого комитета.

    С этого момента экологическая деятельность НАТО стала осуществляться

    в рамках двух комитетов: Научного и Комитета по проблемам современного

    общества, ставшего «младшим братом» Комитета по науке. Дело в том, что

    экологическая безопасность является одной из приоритетных сфер

    сотрудничества Научного комитета наряду с разработкой технологий для

    разоружения, высоких технологий, компьютерных сетей, а также политики в

    сфере науки и технологии[110].

    Работа этих двух комитетов, занимающихся природоохранной

    проблематикой, носит взаимодополняющий характер. Различие заключается в

    том, что в рамках Научного комитета инициативы исходят «снизу», т.е.

    выдвигаются учеными или группами ученых. Что касается Комитета по проблемам

    современного общества, то здесь пилотные проекты выдвигаются группами

    стран, и только затем рассматриваются учеными[111].

    Поворотным моментом в истории Комитета по проблемам современного

    общества стал 1991 год, когда в Риме была подписана Декларация о мире и

    сотрудничестве, в которой было указано, что новые инициативы НАТО расширят

    «участие наших партнеров в Третьей сфере деятельности по научным и

    экологическим программам нашего союза»[112]. Так же, как и в случае с

    Научной программой НАТО, новым моментом в деятельности данного комитета

    стало активное привлечение восточноевропейских партнеров к его работе, что

    стало возможным после того, как в странах региона произошли «бархатные

    революции» и коммунистические правительства были свергнуты.

    В основе работы Комитета по проблемам современного общества положены

    следующие принципы:

    Во-первых, конкретные мероприятия финансируются и осуществляются не

    всеми странами одновременно, а только наиболее заинтересованными. Комитет

    по проблемам современного общества не ведет никакой научно-

    исследовательской деятельности, но впоследствии результаты исследований

    становятся доступными для всех членов НАТО. Схема такова, что сам по себе

    Комитет не выдвигает инициативы, а лишь рассматривает практические

    проблемы, уже исследуемые на национальном уровне. Это придает определенную

    гибкость деятельности Комитета, позволяя другим странам в дальнейшем

    пользоваться результатами научных изысканий по той или иной проблематике.

    Официальное решение о проведении экспериментального исследования

    принимается на пленарном заседании КПСО.

    Во-вторых, Комитетом поощряются те проекты, которые способствуют

    появлению внутри- и внешнеполитических инициатив в социальной сфере

    государств НАТО, и проведенные исследования обязательно приводят к

    осуществлению конкретных мероприятий в тех или иных странах.

    Третий принцип состоит в том, что Комитет задуман как открытая

    организация, результаты его исследований являются доступными для всех

    заинтересованных лиц, что облегчает сотрудничество Комитета с другими

    международными структурами, особенно в области экологии, метеорологии и

    океанографии. В частности, это выражается в сотрудничестве Комитета с

    Европейским Союзом, Организацией Объединенных Наций и рядом национальных

    научно-исследовательских учреждений.

    И, наконец, в-четвертых, деятельность Комитета подразумевает

    определенную отчетность со стороны государств, проводящих исследования, его

    центральным органам о проведенных исследованиях и предоставление

    доказательств о том, что данные изыскания внесут весомый вклад в развитие

    внутреннего и внешнего сотрудничества НАТО. [113]

    С момента образования Комитет был наделен самыми широкими

    полномочиями в сфере координации социальной политики членов НАТО. В

    частности его деятельность затрагивает такие аспекты, как городское

    строительство, очищение воздуха и воды, городского и межгородского

    транспорта, координация программ по изучению концепций развития западных

    стран, проекты «многонационального корпуса мира», сбор и систематизация

    сведений о новейших достижениях научной мысли Запада. Кроме всего прочего,

    Комитет ведет широкую издательскую деятельность, что нашло свое выражение в

    выходе более двухсот книг по проблемам экологии[114].

    Структурно основные направления работы комитета можно представить

    следующим образом:

    1. Экспериментальные исследования

    2. Текущие исследования

    3. Семинары и экологические круглые столы[115]

    Для того, чтобы начать взаимодействие по одной из вышеперечисленных

    программ заинтересованные государства могут кооперироваться для наилучшей

    координации усилий на определенном направлении. Что касается

    финансирования, то страна, ведущая определенный проект сама решает вопросы

    распределения ресурсов и научно-технического обеспечения, а данные,

    полученные в результате определенных исследований, поступают в распоряжение

    всех стран-участниц НАТО. Как правило, проводятся симпозиумы, семинары или

    международные конференции, посвященные результатам определенных

    исследований. Продолжительность исследования обычно составляет 3-4 года.

    Финансированию Комитетом по науке подлежат программы стипендий,

    грантов, а также работа исследовательских институтов и семинаров, в которые

    входят тысячи ученых, занимающихся проблемами экологии. Кроме

    вышеперечисленных мероприятий, Научный комитет одобрил ряд специальных

    экологических проектов по океанографии, взаимодействию воды и суши,

    глобальным экологическим изменениям и другим сходным проблемам. Так, в

    рамках программы глобальных экологических изменений было проведено 53

    исследовательских семинаров, организовано 11 исследовательских институтов и

    опубликовано более 30 изданий. Продолжительность жизни каждого исследования

    составляет от шести до двенадцати лет.[116]

    Программа стипендий, существующая в рамках Комитета по проблемам

    современного общества, нацелена на содействие и поддержку трех групп

    исследователей: студентов, ученых и молодых исследователей. Первым научные

    стипендии предоставляются для завершения обучения, вторым—для проведения

    исследований и третьим—для повышения квалификации.

    Что касается сотрудничества Комитета с государствами-партнерами, то

    первое совместное заседание КПСО/ССАС состоялось в феврале 1993 года в

    Брюсселе. На нем партнеры отметили многочисленные экологические проблемы,

    имеющиеся в их странах и выразили заинтересованность в получении содействия

    со стороны Комитета по проблемам современного общества в решении указанных

    проблем. После преобразования Совета Североатлантического Сотрудничества в

    Совет Евроатлантического Партнерства Комитет продолжил сотрудничество с

    партнерами уже в рамках новой структуры. Комитет проводит свои заседания

    два раза в год, и ежегодно проводятся встречи в формате КПСО/СЕАП.[117]

    В марте 1996 года в связи с активизацией сотрудничества между

    Востоком и Западом в области защиты окружающей среды был утвержден новый,

    более гибкий порядок работы Комитета. Кроме «пилотных» экспериментальных

    исследований КПСО начал осуществлять две новые инициативы: краткосрочные

    специализированные проекты и тематические симпозиумы. Цель

    последних—распространение информации по социальным проблемам. Что касается

    краткосрочных специализированных проектов, то их отличие от

    экспериментальных исследований заключается в том, что они реализуются в

    сроки от 6 до 18 месяцев, а исследования могут продолжаться до 4-х лет. В

    целом КПСО провел 60 исследований и 2 краткосрочных проекта. Еще 16

    исследований и 2 проекта находятся в стадии реализации.[118]

    Как мы видим, невоенное сотрудничество в НАТО переживает период

    бурного развития, и прежде всего это касается взаимодействия членов

    организации и стран-партнеров. Все это говорит о том, что между НАТО и

    партнерами устанавливается режим взаимозависимости в таких областях, как

    экономика, экология, наука, информация и социальная сфера. Такое положение

    вещей крайне благоприятно для НАТО, поскольку дает в руки Запада реальные

    рычаги влияния на Восточную Европу и ряд других регионов. Для партнеров

    режим взаимозависимости также выгоден, поскольку он связан с выделением

    значительных финансовых средств из бюджетов развитых стран на реализацию

    определенных программ.

    Однако, на наш взгляд, данную ситуацию нельзя рассматривать только с

    положительной точки зрения, поскольку для нашей страны установление режима

    взаимозависимости между НАТО и Восточной Европой, частным случаем которого

    является взаимодействие в рамках Североатлантического альянса, означает

    прекращение существования режима взаимозависимости между Россией и странами

    бывшего СЭВ. Сейчас уже можно говорить о том, что Российская Федерация

    практически полностью теряет те возможности влияния на политику этих

    государств, которыми обладал Советский Союз. Это ставит Россию в положение

    частичной изоляции по отношению к развитому миру.

    Безусловно, российские лидеры должны делать все возможное, чтобы

    повысить экономическую привлекательность страны для того, чтобы Россия

    стала равноправным партнером и могла участвовать в невоенном сотрудничестве

    с Западом на взаимовыгодной основе, что позволит ей впоследствии

    интегрироваться и в НАТО. Как это сделать—пока не ясно, но в любом случае

    данный процесс будет достаточно долгим.

    Заключение

    Начало 90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми

    структурными изменениями в мире. Можно говорить о том, что главным из них

    стало окончание «холодной» войны. После Парижской встречи СБСЕ в ноябре

    1990 года, где было принято заявление о том, что «страны Западной и

    Восточной Европы и их союзники больше не считают друг друга

    противниками»[119], «холодная» война перестала существовать в качестве

    определяющего фактора мировой политики.

    Реакция НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго

    ждать: подписанием Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав

    государств и правительств НАТО был дан старт преобразованию альянса из

    военной организации в политическую. Вскоре руководство блока приняло

    принципиальное решение о принятии в состав НАТО новых членов, началось

    взаимодействие в рамках двух программ: «Партнерство ради мира» и

    «Средиземноморский диалог», о которых подробно рассказывается в первой

    главе настоящего исследования.

    Исходя из самого факта появления средиземноморской инициативы,

    нацеленной на сотрудничество со странами Северной Африки и Ближнего

    Востока, в первой главе данной работы мы делаем следующий вывод: в новой

    международной обстановке НАТО перестает быть исключительно региональной

    организацией, и сфера интересов Североатлантического альянса постепенно

    выходит за рамки региона Северной Атлантики. Этот процесс, как нам кажется,

    можно назвать глобализацией НАТО, поскольку при условии принятия в состав

    организации ряда стран Северной Африки, Ближнего Востока и СНГ деятельность

    альянса будет оказывать влияние на всю международную систему, а не только

    на регион, указанный в статье 6 учредительного Вашингтонского договора.

    Уже сейчас НАТО проводит военные акции в бывшей Югославии, что было

    немыслимо в условиях биполярной системы. В случае территориального

    межрегионального расширения и сохранения структурной гомогенности НАТО,

    влияние альянса на международные отношения в целом имеет шанс превзойти вес

    таких организаций, как ООН и ОБСЕ. Последние, скорее всего, будут сохранены

    в качестве дискуссионных клубов, основной функцией которых будет обмен

    мнениями по ключевым вопросам, а все принципиальные решения будут

    приниматься в рамках обновленной и расширенной НАТО. Вряд ли можно

    надеяться, что повысится эффективность ООН и ОБСЕ, поскольку эти

    организации гетерогенны по своей структуре и имеют в своем составе

    государства, чья позиция по ряду вопросов в корне отличается от позиций

    ведущих стран Запада.

    Вторая тенденция, появившаяся в последние время в деятельности НАТО,

    связана с постепенной универсализацией альянса. Иными словами,

    Североатлантический союз из военной организации постепенно превращается в

    универсальную и занимается вопросами, связанными не столько с обороной,

    сколько с общей экономической, экологической, информационной и научной

    политикой. Этот тезис доказывается во второй главе данной работы на основе

    анализа приведенных в ней фактов.

    Надо сказать, что невоенное сотрудничество НАТО получило свое

    развитие еще в 50-е годы, но никогда прежде оно не приобретало столь

    внушительных масштабов. В настоящий момент оно ориентируется в большей

    степени на государства-партнеры, что также свидетельствует о стремлении

    НАТО к расширению как числа участников, так и к качественному

    функциональному расширению. Последнее превращает НАТО в универсальную

    структуру, подобную Организации Объединенных Наций. Чтобы сделать аналогию

    еще более очевидной, можно предположить, что невоенные комитеты НАТО будут

    исполнять роль специализированных учреждений ООН.

    В работе также делается попытка оценить основные тенденции в

    развитии НАТО с точки зрения внешнеполитических интересов России. Вне

    всяких сомнений, превращение НАТО в единственного глобального актора с

    универсальными полномочиями не будет соответствовать интересам Российской

    Федерации, если разногласия по ключевым вопросам между Западом и российской

    элитой будут сохраняться. Кроме того, активное привлечение

    восточноевропейских партнеров к невоенным программам НАТО также

    неблагоприятно для России, поскольку в результате этого устанавливается

    режим комплексной взаимозависимости, что дает Западу реальный рычаг

    контроля и влияния на политику бывших союзников СССР по ОВД, который был

    утрачен Россией в ходе демократических преобразований.

    Что касается лидеров нашей страны, то для них универсализация НАТО

    может быть благотворной, поскольку поможет им «сохранить лицо» и объявить о

    снижении роли военной составляющей в НАТО, что можно представить как

    очередную победу российской дипломатии. Однако не следует забывать, что это

    снижение достигается за счет роста влияния других функциональных

    подразделений, а не за счет разоружения и сокращения численности личного

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.